Педагогическая находка(участие в конкурсе Воспитатель года 2024)
учебно-методический материал (старшая группа)
Тема «Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста»
К.Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он
усвоит на лету».
Главная задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного, творческого, социального, эмоционального и физического развития ребёнка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности.
C введением ФГОС эта задача стала более реализуемой. Ведь стандарт во главу угла ставит не передачу знаний детям, а развитие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности, уверенности в своих силах, способности выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. ФГОС требует от воспитателя переосмысление и переоценку своей деятельности. Необходимо создать условия для проявления способностей каждого ребенка, помочь раскрытию личного потенциала дошкольника. Ведь дошкольник - это увлечённый исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
На помощь воспитателю приходят различные педагогические технологии. Я бы хотела сегодня рассказать вам о мнемотехнике, которую я использую в своей работе постоянно.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Меня всегда интересуют новые технологии и тенденции в работе с детьми. Поэтому сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы в использовании схем-моделей в развитии связной речи с детьми дошкольного возраста, с целью внедрения в образовательный процесс. Я считаю, что необходимо постоянно искать новые методы и технологии обучения, которые помогут воспитать личность способную нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать свои идеи!
Каждый ребенок индивидуален и по-разному усваивает материал, меня всегда интересовал вопрос – как же сделать так, чтобы пройденный материал оставался в памяти у ребенка. Чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил по определенной теме. Чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу. И я нашла для себя ответ: на помощь могут прийти схемы-модели - мнемотаблицы, в картинках, схемах-образах.
Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.
Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина.
Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.
На самом деле под использованием мнемотаблиц понимается – схема, в которую заложена определенная информация. Это универсальное пособие, которое может использоваться в различных образовательных областях:
- в развитии связной речи через рассматривание книг и зарисовывание схем-моделей по сюжету сказки, потешки или составления загадки.
- в ознакомлении с окружающим миром, опытах и экспериментах, исследовании.
- Огромное значение имеет в познавательной активности и развитии наглядно-действенного мышления.
Основные преимущества мнемотаблиц
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей получило достаточно широкое распространение среди специалистов и педагогов. Применение данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучения малышей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной речи.
Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные зрительные схемы, малыши учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями.
Основной смысл применения мнемотаблицы для детей заключается в следующем – для определения конкретного слова или словосочетания используется конкретное изображение (картинка), при помощи которого происходит схематическая зарисовка слова. Тщательно изучая представленные изображения, ребенок ускоренными темпами может запоминать и воспроизводить текстовый материал, что помогает развитию речи для дошкольников.
Основные задачи мнемотехники:
•Развитие всех видов памяти:
- зрительной,
- слуховой,
- ассоциативной,
- словесно – логической,
- отработка различных приёмов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умение анализировать,
систематизировать).
3. Развитие образного мышления ( кодирование любой
информации).
4.
Решение
различных
общеобразовательных,
дидактических
задач, ознакомление с различной
информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные
связи в событиях, рассказах.
Изготовление мнемотаблиц
Как и любая работа, мнемотехника строится от
простого к сложному. Необходимо начинать работу с
простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к
мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Изготовление обучающих мнемотаблиц не потребует особых умений или художественного таланта. Подбирается слово или короткое словосочетание, а также изображение, которое будет наглядно иллюстрировать выбранное слово.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего использовать таблицы с яркими, красочными картинками – благодаря изображениям белочки, зайчика или цветка ребенок намного быстрее и легче запоминает материал.
Через некоторое время, после того, как дети тщательно изучат словосочетание и изображение, которое его характеризует, можно заменить картинку на графические символы. Например, изобразить елочку при помощи зеленого треугольника, а зайца – кружком серого или голубого цвета. Ниже показано, как на примере сказки «Курочка Ряба» можно изготовить мнемотаблицы с постепенным усложнением в виде замены картинок на графические символы:
Мнемотаблица только с картинками.
Добавляем часть графических символов.
Сам процесс создания схем-моделей и мнемотаблиц очень интересен и увлекателен. Работая над моделью, дети не получают знаний в готовом виде, а добывают их сами в процессе исследовательской познавательной деятельности с развитием мелких мышц рук пальцев, моторики.
Необходимо отметить, что начав одну мнемотаблицу, дети открывают для себя тему следующих своих исследований. Создание мнемотаблицы позволяет осмыслить содержание, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Каждая схема и мнемотаблица уникальна, как и уникален ее создатель – нет правильного или не правильного решения, все зависит от того, как ребенок понимает выбранную тему и какими средствами он пользуется для достижения своей цели.
Родители неотъемлемое звено в образовательном процессе детского сада. Традиционные формы работы с родителями утратили свои значения из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Для повышения родительской компетенции очень важно найти новые формы сотрудничества с ними и в этом нам может помочь технология метода мнемотехники.
Хорошо подойдет для занятия в семье и с детьми разных возрастов, а также часто болеющих. Положительно зарекомендовали себя дистанционные родительские собрания с мастер-классом об использовании схем-моделей в заучивании наизусть новогодних стихов, потешек и загадок дома.
Я думаю, что актуальность в использовании схем-моделей и мнемотаблиц заключается в том, что они быстро и эффективно помогают запомнить новую информацию и закрепить изученное в занимательной игровой форме. Это очень простое интересное и перспективное игровое средство. Я использую его везде: и как изучение основного материала – когда по кусочкам собирается материал в целую таблицу, так и для обобщения не только в совместной работе, но и в индивидуальной самостоятельной деятельности детей. Так же, это отличный способ хранения информации.
За время моей работы с детьми и совместно с родителями, были изготовлены схемы-модели по загадкам, мнемотаблицы по сказкам, потешкам, временам года, альбомы «Опиши любимое животное», «альбом «Расскажи сказку - что сначала, что потом?»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе ,,Моя педагогическая философия" к районному конкурсу ,,Воспитатель года "
Раскрытие моих педагогических принципов....
Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014"
Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014" молодого специалиста...
Презентация педагогической деятельности в рамках конкурса " Воспитатель года"
Представление педагогического опыта работы по развитию речи " Роль художественно - поэтической литературы в интеллектуальном и речевом развитии воспитанников детского сада"...
Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019»
Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019»...
Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019»
Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019»....
Педагогическая находка на районный конкурс "Воспитатель года-2020" Беззубовой И.Н.
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие речи, внимания, логического мышления....
Педагогическая находка на районый конкурс воспитатель года-2020 Бояркиной Л.А.
https://youtu.be/Y9ZmRW4a7T4...