ПРОГРАММА "Я ЖИВУ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"
рабочая программа
Региональный компонент в работе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа регионального компонента в ДОУ "Я живу в Приморском крае" | 703.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №3 общеразвивающего вида г. Владивостока»
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ №3 __________/Якина Т.В./
Протокол №_____ Приказ №________
от «__»____________г. от «__»______________г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Я живу в Приморском крае»
2021
Содержание
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Я живу в Приморском крае» 3
1.2. Цели и задачи реализации программы «Я живу в Приморском крае»: 14
1.3. Промежуточные результаты мониторинга образовательного процесса по программе 18
2.1 Учебный – тематический план программы «Я живу в Приморском крае»: 22
2.3. Взаимодействие с родителями 31
2.4. Взаимодействие с учреждениями социума 32
3.1. Распорядок и режим дня реализации программы «Я живу в Приморском крае» 34
3.4. Список литературы и иных информационных источников 38
4.1 Реализация программы «Я живу в Приморском крае» в совместной деятельности взрослого и детей 41
4.2. Мониторинг образовательного процесса к программе «Я живу в Приморском крае»: 74
Паспорт дополнительной общеразвивающей программы гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Я живу в Приморском крае»
Нормативно-правовые основания для разработки программы | - Конституция РФ; - Конвенция о правах ребенка; - Декларация о правах ребенка - Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012; -Реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» с 01.01.2021 – 31.12.2024 года; -Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р); -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; -«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае»; -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»); -Санитарные правила 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2020–2024 годы; - Устав МБДОУ «Детский сад №3». |
Назначение программы | Программа предназначена для детей младшего и старшего дошкольного возраста (3-7 лет) с целью воспитания основ их гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития через ознакомление с родным городом, краем, историей своей страны, приобщение к народным и православным традициям. |
Сроки реализации | Программа реализуется в период 2021 – 2024 годы. Этапы реализации программы: Организационный – сентябрь 2021; Основной – октябрь 2021 – апрель 2024 г.; Заключительный – май 2024г. |
Название программы | Дополнительная общеразвивающая программа гражданско–патриотического и духовно–нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Я живу в Приморском крае» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 общеобразовательного вида г. Владивостока». |
Авторы программы | Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Вербицкая И.Б., Воспитатели Сычева Э.В., Ермолаева А.В. |
Цель | Развитие основ гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к истории родного края, страны и ознакомление с народными и православными традициями. |
Задачи |
|
Финансовое обеспечение программы | Бюджетное финансирование. |
Ожидаемые результаты |
|
Информационная справка
Полное наименование ДОУ | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 общеразвивающего вида г. Владивостока» |
Административно-управленческий аппарат | Заведующий Якина Т.В. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Вербицкая И.Б. |
Телефон | 8 (423) 2789648 8 (423) 2789649 |
Электронная почта | mdou003@ds.vlc.ru |
Адрес | 690911 г. Владивосток, ул. Адмирала Горшкова 26А |
Устав | Утвержден постановлением г. Владивостока от 24 июня 2015 г. №8355 |
Лицензия | Лицензия на образовательную деятельность серия 25Л01 №0000082 регистрационный номер №509 от 30 августа 2012 г. Выдан Департаментом Образования и науки Приморского края |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
«Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру – учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло,
потому что и человеком его надо воспитать». В.А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач педагогической науки. Многие мыслители и педагоги прошлого указывали на многостороннее влияние патриотизма в процессе становления личности. У Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия. Так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [12]
Современный национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей сформулированы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». На первом месте среди личностных характеристик детей и подростков находятся следующие:
- Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества. [6]
Антон Макаренко в своем произведении «Книга для родителей» отмечал, что, воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, и историю мира.
Национальный проект «Образование» (реализация с 01.012021года по 31.12.2024года), обозначил две цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [5]
В проекте муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока» на 2020–2024 годы важнейшей задачей обозначена следующая: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Как мы видим, задача патриотического воспитания подрастающего поколения продолжает стоять перед родителями, педагогами. У наших детей должно быть понимание того, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления воспитательно-образовательного процесса.
Для образовательных учреждений Приморского края решение задач воспитания и социализации подрастающего поколения, сформулированных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», могут дополняться решением задач, сформулированных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае», которая учитывает специфику жизни в регионе. А именно:
- осознание того, что Приморский край – это форпост России в Северо-Восточной Азии и всем Азиатско-Тихоокеанском регионе, в перспективе способный стать российским центром делового и межкультурного сотрудничества в этом регионе мира;
- абсолютное преобладание лиц, признающих русский язык в качестве родного (более 90%);
- отсутствие организованных (управляемых) межэтнических и межрелигиозных конфликтов.
К числу особенностей следует отнести и существующие в крае проблемы:
- сознание у населения (в особенности у молодежи) отдаленности от Центра, полагание, что регион уступает Центру по возможностям реализации базовых потребностей личности;
- наличие значительной части населения, которое рассматривает свое проживание в регионе как временное;
- отсутствие поколенческих корней в данном регионе у значительной части населения;
- особую остроту демографической ситуации, в том числе – малочисленность населения.
В межрегиональном движении населения Приморского края продолжает наблюдаться отток, то есть превышение числа выбывших из края над числом прибывших. За последние 5 лет из Приморья в другие регионы страны выбыло на 30.8 тыс. человек больше, чем прибыло, сообщает Приморскстат.
Задачей программы гражданско–патриотического и духовно–нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Я живу в Приморском крае» должно стать: большее внимание к формированию позиции «местного патриотизма»; стимулирование желания связать свою судьбу с Дальним Востоком России; формирования исторического сознания у детей. Ведущей идеей является понимание того, что историческое, духовное, культурное, природно–экологическое своеобразие родного края – это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.
Для диагностики уровня воспитанности основ патриотизма у старших дошкольников нашей дошкольной организации мы провели анкетирование по методике «Незаконченное предложение»: государственные праздники и символы России, достопримечательности нашей Родины, что такое Родина, а также анкетирование «С чего начинается Родина?»
Анализ результатов анкетирования представлен в виде рисунков инфографики
После проведения входной диагностики среди детей шестого года жизни были сделаны выводы, что большинство детей показали низкий и средний уровень развития знаний по данным вопросам. Дети путаются в понятиях большая и малая Родина, некоторые ребята не знают название страны и города, в котором они живут. Многие ребята не знают, что такое достопримечательность, и какие есть улицы в нашем городе.
Семья составляет основу общества и несет в себе: взаимопомощь, воспитание детей, почитание родителей, послушание младших, поддерживает связь поколений и многое другое. Поэтому, приобщение детей к истокам культуры и традиций своей страны имеет большое значение. На примере многих западных стран мы видим, к чему приводит потеря национальной идентичности: разрушается институт семьи, утрачиваются традиции семейной жизни, нарушаются и искажаются права родителей и детей и т.д.
После проведения диагностического анкетирования детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что дети не имеют представления об особенностях устройства жилища и быта наших предков. Знания о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Дети, практически не знакомы с народными и православными традициями своей страны. У большинства детей, был отмечен активный интерес к православным традициям и народным праздникам. Многие ребята сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, традиций, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости. Единицы детей смогли спеть колыбельную или русскую народную песню, рассказать потешку, закличку, вспомнить и назвать народные праздники.
После анкетирования родителей выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но все родители желают, чтобы их дети принимали участие в традиционных православных и народных праздниках, научились играть в народные игры и т.д. При этом встречают семьей традиционные праздники - 81,4% опрошенных, нет – 19,6%. Помогают своим родителям в подготовке к празднику – 74% детей, 39% детей рассказывают дома заклички, прибаутки, песенки и т.д., которые разучивают в детском саду. Колыбельные песни поют своим детям лишь 30% мам, а остальные: 26% - поют не всегда, 44% - не поют совсем. Читают детям русские народные сказки 78% опрошенных родителей.
Нам необходимо донести до сознания родителей важность и необходимость приобщения детей к национальным традициям. Для этого мы обратились к истокам русской православной и народной культуры, ведь она отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства наших предков.
Результаты анкетирования родителей представлен в виде рисунков инфографики
Анализируя данные исследования, мы убедились, что для нашего дошкольного учреждения актуальна дополнительная общеразвивающая программа гражданско–патриотического и духовно–нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Корни духовно-нравственного воспитания берут начало в православной вере. Все наши нравственные ценности - это значимость семьи, уважение близких и окружающих людей, духовные обычаи, добрые поступки, любовь к Родине и природе - родом из Нового завета.
Задачей воспитателя является воспитание детей в русских православных традициях, знакомство с наследием предков, с героическими подвигами советского народа в дни войны.
Воспитывать нравственные чувства у детей нужно совместно с семьей, личным примером должны быть как воспитатели, так и семья, ближайшее окружение ребенка. Только своими поступками можно показать и объяснить малышу, что правильно, а что нет, что такое хорошо, а что плохо. Родители и дошкольное образовательное учреждение являются основными воспитательными компонентами, каждый из которых несет свой весомый вклад в социальный опыт дошкольника. Только совместными силами можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Успешное формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- если воспитание пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины, страны и чувства сопричастности, привязанности к ним;
- разработан и внедрен комплекс мероприятий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, учитывающий поэтапное ознакомление детей с малой Родиной;
- будет обеспечиваться включенность и сотрудничество всех участников воспитательного процесса (воспитателей, воспитанников и их родителей), через разнообразные формы взаимодействия: беседы, консультации, открытые мероприятия, наглядная информация, совместные проекты, экскурсии, фото-стенды, развлечения и т.д.;
- организация комплексной и систематической работы с детьми в образовательном учреждении, основанной на взаимодействии с социальными институтами (семья, школа, музеи, учреждения дополнительного образования и др.);
- организована предметно – развивающая среда;
Учитывая проанализированные условия, нами была разработана система работы воспитательно-образовательного процесса, а также перспективный план работы с дошкольниками.
Цели и задачи реализации программы «Я живу в Приморском крае»:
Цель программы:
Развитие основ гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к истории родного края, страны и ознакомление с народными и православными традициями.
Данная цель реализуется через решение системы задач:
- Формировать у детей представления о Приморском крае, о его географическом положении, природных особенностях, значении для страны;
- Познакомить детей с яркими представителями флоры и фауны Приморского края. Познакомить с биоразнообразием Японского моря;
- Формировать интерес к исследовательской деятельности;
- Воспитывать эмоционально–ценностное и бережное отношение к природе родного края;
- Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- Формировать чувство сопричастности к своей стране через знакомство с православными традициями, трудом русского народа, народными календарными праздниками;
- Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по гражданско-патриотическому развитию и духовно-нравственному воспитанию;
- Сформировать комплекс нормативно – правового и организационно–методического обеспечения системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- Ориентировать родителей на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей путем приобщения к православным традициям, народным праздникам, к истории своей семьи, города, края, страны.
В качестве условия нами была разработана система мероприятий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в ДОУ. Уровень представлений детей во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, доступно ли оно для восприятия и понимания детей дошкольного возраста, какие методы, средства и приемы используются, какая предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении. Реализация задач необходимо осуществлять в соответствии с ФГОС ДО через интеграцию всех образовательных областей и различные виды детской деятельности, что способствует эффективному усвоению детьми знаний.
Принципы и подходы для реализации программы «Я живу в Приморском крае»:
- Принцип регионализации;
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Направленность программы: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Я живу в Приморском крае» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Декларация о правах ребенка
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;
- Реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» с 01.01.2021 – 31.12.2024 года;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);
- Санитарные правила 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2020–2024 годы;
- Устав МБДОУ «Детский сад №3».
Программа предусматривает проведение одного занятия в неделю со всей группой детей (32 часа в год с сентября по апрель)
Совместная образовательная деятельность проводится:
- Младшая группа: вторая половина дня, 10-15 мин
- Средняя группа: вторая половина дня, 15-20 мин
- Старшая группа: вторая половина дня, 20-25мин
- Подготовительная группа: вторая половина дня, 25-30 мин
Основные формы работы по образовательным областям
ОО Физическое развитие
- Подвижная игра
- Игровые упражнения
- Игровая беседа с элементами движений
- Спортивные и физкультурные досуги
- Спортивные состязания
ОО Социально-коммуникативное развитие
- Дидактическая игра
- Проектная деятельность
- Беседа
- Наблюдение
- Педагогическая ситуация
- Экскурсия
- Сюжетно-ролевая игра
- Праздник
- Ситуация морального выбора
ОО Речевое развитие
- Дидактическая игра
- Игровая ситуация
- Игра-драматизация
- Чтение произведений художественной литературы
- Ситуативный разговор с детьми
ОО Познавательное развитие
- Дидактическая игра
- Наблюдение
- Исследовательская деятельность
- Игра-экспериментирование
- Экскурсия
- Ситуативный разговор
- Беседа
- Проблемная ситуация
ОО Художественно-эстетическое развитие
- Рассматривание предметов народно-прикладного искусства
- Дидактическая игра
- Создание макетов, коллекций
- Организация выставок
- Слушание музыки разных жанров и направлений
- Разучивание народных хороводных игр и танцев
- Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение
- Творческое задание
Учитывая психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста, в рамках данного опыта, нами определена последовательность решения комплекса поставленных задач по возрастным группам.
Каждый тематический блок отражает специфику подбора программного содержания по разделам:
1.3. Промежуточные результаты мониторинга образовательного процесса по программе
Мониторинг образовательного процесса по программе был проведен среди подготовительных групп дошкольной организации в сентябре 2020г. и мае 2021г.
Нами установлено, что реализация комплекса педагогических условий программы по развитию основ гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к истории родного края, страны и ознакомление с народными и православными традициями является эффективной.
Сравнительный анализ показал положительную динамику уровня знаний по всем разделам программы.
Диаграмма показывает, что значительно возрос уровень заинтересованности детей к народным и православным традициям и праздникам. Низкий уровень знаний в начале освоения программы через год заметно вырос в разделе Коренные жители Приморья. Дети знают, кого называют коренными жителями, могут рассказать о них; пересказывают сказки народов Севера, знают о труде, жизни и быте народов, населяющих наши земли в прошлом. Повысился познавательный интерес и исследовательский опыт в изучении истории и жизни своего родного города Владивостока, животного и растительного мира Приморской тайги и морского побережья нашего края. Также дети хорошо владеют знаниями о военных профессиях и военной истории города и края.
Анкетирование родителей подготовительных групп ДОУ
Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что 100% родителей считают актуальным духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в современном обществе. 61% опрошенных родителей знают и уважают культурные и православные традиций своего народа, а 39% рассказывают о родном городе, крае, путешествуют по интересным местам и достопримечательностям. Детский сад является главным источником, где дети получают знания о географии и особенностях родного города и края, считают 62 % родителей. При ответе на вопрос о знакомстве дошкольников с православными и народными традициями и праздниками в детском саду, 100% родителей утверждают, что нужно обязательное знакомство с духовным миром через знакомство с православными праздниками, традициями и обычаями; а также фольклором, песнями, народным творчеством родной страны. Быть патриотом, по мнению родителей, это значит любить свою Родину, несмотря на все трудности, жить в своей стране.
Анкетирование педагогов дошкольного учреждения
Целью анкетирования было определение уровня готовности педагогов к организации гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников. В опросе приняло участие 24 педагога дошкольного учреждения.
Можно сказать о том, что все педагоги ДОУ считают проблему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания актуальной, имеют представления и понимают задачи патриотического воспитания, обладают личностными качествами, которые могут служить примером. Большая часть педагогов владеет навыками планирования воспитательно – образовательной работы по данному направлению в своей возрастной группе. Также педагоги имеют представление и владеют методиками и технологиями патриотического воспитания.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
. Учебный – тематический план программы «Я живу в Приморском крае»:
Возраст | № п\п | Разделы, темы программы | Количество часов |
младший дошкольный возраст (младшая группа) | ТЕМА «Моя семья, мой дом» 4 ч. | ||
1. | «Мама, папа, я – вместе мы семья» | 1 | |
2. | «Избушка, избушка, повернись ко мне передом» | 1 | |
3. | «В гостях у Колобка» (традиции гостеприимства) | 1 | |
4. | «Наш детский сад «Тигренок» | 1 | |
ТЕМА «Город, в котором мы живем» 4 ч. | |||
1. | «Дома на нашей улице» | 1 | |
2. | «Мы едем, едем, едем» | 1 | |
3. | «Прогулки по городу» | 1 | |
4. | «Мы пришли сегодня в порт» | 1 | |
ТЕМА «Таежные истории» 4 ч. | |||
1. | «Эй, не стойте, слишком близко, я тигренок, а не киска» | 1 | |
2. | «Путешествие Колобка в гости к Зайцу» | 1 | |
3. | «Шестиногие друзья» | 1 | |
4. | «Мы - следопыты» | 1 | |
ТЕМА «Морское путешествие» 4 ч. | |||
1. | «Путешествие Капитошки с тучки на море» | 1 | |
2. | «Рыбка плавает в водице» | 1 | |
3. | «Кто-то движется по дну» | 1 | |
4. | «Морские великаны» | 1 | |
младший дошкольный возраст (средняя группа) | ТЕМА «Моя семья, мой дом» 4 ч. | ||
1. | «Моя семья» | 1 | |
2. | «Ждем в гости к нам» | 1 | |
3. | «Хоровод русской матрешки» | 1 | |
4. | «Мой любимый детский сад» | 1 | |
ТЕМА «Город, в котором мы живем» 4 ч. | |||
1. | «Улицы нашего города» | 1 | |
2. | «Город на берегу моря» | 1 | |
3. | «Город в разные времена года» | 1 | |
4. | «Кто работает, пока мы спим» | 1 | |
ТЕМА «Таежные истории» 4 ч. | |||
1. | «Летающие цветы» | 1 | |
2. | «Этажи леса» | 1 | |
3. | «Звериная тропа» | 1 | |
4. | «Тигриная книга» (знакомство с Красной Книгой Приморского края) | 1 | |
ТЕМА «Морское путешествие» 4 ч. | |||
1. | «От икринки до рыбки» | 1 | |
2. | «Остров ластоногих» | 1 | |
3. | «Иглокожие красавицы и красавцы» | 1 | |
5. | «Усатые и зубатые» (китообразные) | 1 | |
ТЕМА «Зеленая книга тайги» 4 ч. | |||
1. | «Этажи леса» | 1 | |
2. | «В гости к дереву» | 1 | |
3. | «Только елочка одна весела и зелена» | 1 | |
4. | «Зеленого друга надо беречь!» | 1 | |
ТЕМА «Как жили русские люди в далекие времена» 4 ч. | |||
1. | «Русская изба» | 1 | |
2. | «Раз, два, три, четыре, пять – мы идем играть!» | 1 | |
3. | «В гости к сказке» | 1 | |
4. | «Сарафан для Василисы» | 1 | |
ТЕМА «Уроки путешественников по заповедным местам» 4 ч. | |||
1. | «Горы Дальнего Востока» | 1 | |
2. | «Моря, реки и озера» | 1 | |
3. | «В гостях у утки-мандаринки» | 1 | |
4. | «Читаем книгу природы» | 1 | |
ТЕМА: «Коренные жители Приморья» 4 ч. | |||
1. | «Хоровод дружбы» | 1 | |
2. | «Хоровод дружбы» | 1 | |
3. | «Как мы узнаем о прошлом?» | 1 | |
4. | «Народы Приморья» | 1 | |
старший дошкольный возраст (старшая группа) | ТЕМА «Символы Приморского края 4 ч. | ||
1. | «Главные символы» | 1 | |
2. | «Визитная карточка Приморского края» | 1 | |
3. | «Амурский тигр» | 1 | |
4. | «Легендарные защитники Приморья» | 1 | |
ТЕМА «Город, в котором мы живем» 4 ч. | |||
1. | «Маленькие истории старых улиц города» | 1 | |
2. | «Город – порт» | 1 | |
3. | «Билет на фуникулер» | 1 | |
4. | «Маяки, зовущие домой» | 1 | |
ТЕМА «Таежные истории» 4 ч. | |||
1. | «Секреты большой поляны» | 1 | |
2. | «Птицы Уссурийской тайги» | 1 | |
3. | «Большие кошки» | 1 | |
4. | «Кто в тайге самый главный?» | 1 | |
ТЕМА «Морское путешествие» 4 ч. | |||
1. | «Человек и море» | 1 | |
2. | «Каменные дома под водой» (кораллы) | 1 | |
3. | «Кто в домике живет?» (Моллюски) | 1 | |
4. | «По следам морской коровы» | 1 | |
ТЕМА «Зеленая книга тайги» 4 ч. | |||
1. | «Приморские первоцветы» | 1 | |
2. | «Зеленая аптека» | 1 | |
3. | «Розовое дерево. Багульник» | 1 | |
4. | «Как растения попадают в Красную Книгу» | 1 | |
ТЕМА «Как жили русские люди в далекие времена» 4 ч. | |||
1. | «Почему дерево не может расти без корней?» | 1 | |
2. | «Песенки и потешки» | 1 | |
3. | «Народные гуляния» | 1 | |
4. | «Русские богатыри» | 1 | |
ТЕМА: «Коренные жители Приморья» 4 ч. | |||
1. | «Первооткрыватели Приморья» | 1 | |
2. | «Коренные жители Приморья» | 1 | |
3. | «Легенды Приморского края» | 1 | |
4. | «История одного предмета» | 1 | |
ТЕМА «Уроки путешественников по заповедным местам» 4 ч. | |||
1. | «Приморский край на карте» | 1 | |
2 | «Чудо Приморского края – озеро Ханка» | 1 | |
3. | «Лотос Комарова» | 1 | |
4. | «Таежные уроки безопасности» | 1 | |
старший дошкольный возраст (подготовительная группа) | ТЕМА: «Коренные жители Приморья» 4 ч. | ||
1. | «Одежда коренных жителей Приморья» | 1 | |
2. | «Жилища и постройки коренных жителей Приморья» | 1 | |
3. | «Что умели коренные народы?» | 1 | |
4. | «Сезонные промыслы и праздники» | 1 | |
ТЕМА «Город, в котором мы живем» 4 ч. | |||
1. | «Маленькие истории новых улиц города» | 1 | |
2. | «Владивостокская крепость» | 1 | |
3. | «Памятные места родного города» | 1 | |
4. | «Кто работает, пока мы спим» | 1 | |
ТЕМА «Таежные истории» 4 ч. | |||
1. | «Рассказы тигренка Амурчика о тайге» | 1 | |
2. | «По следам хищников» | 1 | |
3. | «Таежные запасы на зиму» | 1 | |
4. | «Красная Книга Приморского края» | 1 | |
ТЕМА «Морское путешествие» 4 ч. | |||
1. | «Опасная морская красавица» (актиния) | 1 | |
2. | «Скитальцы морей» (планктон) | 1 | |
3. | «Приключения лосося» (лосось) | 1 | |
4. | «Красная Книга Японского моря» | 1 | |
ТЕМА «Зеленая книга тайги» 4 ч. | |||
1. | «Таежные дары» | 1 | |
2. | «Грибное царство» | 1 | |
3. | «Осторожно: ядовитые растения!» | 1 | |
4. | «Старожилы планеты» | 1 | |
ТЕМА «Владивосток – город военных» 4 ч. | |||
1. | «Военные профессии» | 1 | |
2. | «Техника на страже мира» | 1 | |
3. | «Морской патруль» | 1 | |
4. | «Граница на замке» | 1 | |
ТЕМА «Уроки путешественников по заповедным местам» 8 ч. | |||
1. | «Карта Приморского края» | 1 | |
2. | «Изучение Приморского края. В.К. Арсеньев» | 1 | |
3. | «Дальневосточный морской заповедник» | 1 | |
4. | «Сихотэ – Алинский заповедник» | 1 | |
5. | «Заповедник «Кедровая Падь» | 1 | |
6. | «Уссурийский заповедник имени В.Л. Комарова» | 1 | |
7. | «Лазовский заповедник» | 1 | |
8. | «По страницам Красной книги Приморского края» | 1 | |
ТЕМА «Народные праздники и традиции на Руси» 9 ч. | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | «Путешествие в Русь далекую» «Праздник Покрова» «Синичкин день и Кузьминки» «Рождественские истории» «Веселые Святки» «Ух, ты, Масленица» «Традиции встречи Весны» «Традиции пасхальной недели» «Традиции народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета) | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения дошкольниками программы «Я живу в Приморском крае»:
№ п\п | Критерии |
1 | ТЕМА «Моя семья, мой дом»
|
2 | ТЕМА «Город, в котором мы живем»
|
3 | ТЕМА «Таежные истории»
|
4 | ТЕМА «Морское путешествие»
|
5 | ТЕМА «Зеленая книга тайги»
|
6 | ТЕМА «Как жили русские люди в далекие времена»
|
7 | ТЕМА «Уроки путешественников по заповедным местам»
|
8 | ТЕМА «Символы Приморского края»
|
9 | ТЕМА: «Коренные жители Приморья»
|
10 | ТЕМА «Владивосток – город военных»
|
11 | ТЕМА «Народные праздники и традиции на Руси»
|
2.3. Взаимодействие с родителями
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – к маме, папе, другим родственникам. В исследованиях Куликовой Т. А. отмечено, что «…семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально исторического опыта…» Семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка. В. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей, а между воспитателями и родителями установлены отношения доверия и сотрудничества.
№ п\п | Взаимодействие с родителями (по возрастам) | Срок выполнения |
Совместная творческая работа родителей и детей «Наше лето!» Фотовыставка: «Семейные традиции, увлечения» Выставка творческих работ «Русская матрешка» Изготовление стенгазеты «Береги тигра!» | Сентябрь | |
Помощь в создании гербария «Деревья нашего города» Сбор природного материала для творческих работ Оформление фотоэкспозиции «Улицы нашего города» Подготовка к осенней ярмарке Выставка творческих работ «Золотая осень» | Октябрь | |
Организация осенней ярмарки Выставка рисунков «Амурский тигр» | Ноябрь | |
Изготовление семейного герба Оформление выставки «Уголок морского мира» | Декабрь | |
Оформление альбома «Деревья Приморского края» | Январь | |
Помощь в организации мини-музеев в группах «Наша армия» Помощь в организации праздника «Широкая Масленица!» Оформление выставки «Изделия народных умельцев» | Февраль | |
Оформление плакатов, листовок «Берегите лес» Изготовление макета Красной Книги | Март | |
Совместный субботник на территории детского сада Природоохранные акции Выставка поделок из даров моря | Апрель | |
Совместная подготовка огорода для посадок (на участках групп) | Май | |
Помощь в создании портфолио группы | В течение года | |
Помощь в организации экскурсий в музей Арсеньева, музей института биологии моря ДВО РАН, Приморский Океанариум | В течение года | |
Сотрудничество в создании игровых развивающих пособий | В течение года |
2.4. Взаимодействие с учреждениями социума
Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума – это залог успешной реализации ФГОС ДО; развитие у всех участников образовательного процесса коммуникативных способностей, доброжелательности к окружающим, готовности к сотрудничеству и самореализации; развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины; установление партнёрских отношений с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- добровольность сторон;
- уважение интересов друг друга;
- соблюдение законов и иных нормативных актов;
- учета запросов общественности;
- сохранения имиджа учреждения в обществе;
- установление коммуникаций между детским садом и социумом;
- обязательность исполнения договоренности;
- ответственность за нарушение соглашений.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» призывает шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, неформальные группы молодёжи и отдельных граждан.
Учреждение | Задачи, решаемые в совместной работе | Формы работы с детьми |
Театры г. Владивостока:
|
|
|
Музеи г. Владивостока:
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Распорядок и режим дня реализации программы «Я живу в Приморском крае»
Все виды и формы деятельности по реализации Программы организуются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, требованиям к чередованию разнообразной активной деятельности и отдыха. Так, например, образовательная деятельность по Программе проводится один раз в неделю с 15.15 до 15.45 часов. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, проектная, продуктивная и другие виды деятельности планируются во время дневной и вечерней прогулок, в группе во второй половине дня.
Задача воспитателя – наполнение жизни детей увлекательными и полезными делами, создание атмосферы радости общения и коллективного творчества, стремления узнавать больше о своем родном крае и городе, в котором они живут. В организации любого вида деятельности детей по реализации задач Программы воспитатели используют методические пособия, рекомендации, интернет – ресурсы, наглядно – дидактические и развивающие игровые пособия. Для самостоятельной детской деятельности в группе совместно с родителями организована предметно–развивающая среда с учетом регионального компонента в воспитательно–образовательном процессе.
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды в рамках программы «Я живу в Приморском крае»:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Предметно-пространственная среда групп организуется по принципу полузамкнутых небольших микропространств, способствующих играм и общению детей по 3-5 человек. В большинстве центров активности группы размещены необходимые материалы и оборудование по региональному компоненту:
- в центре познания – развивающие пособия и игры, оборудование для экспериментально-исследовательской деятельности;
- в литературном центре – народные сказки, энциклопедии, тематические альбомы, фотоальбомы по истории, традициям и природе Приморского края;
- в игровом центре – дидактические игры, игровые пособия, макеты, атрибуты для сюжетных игр;
- в центре творчества – оборудование и средства для изобразительной деятельности, лепке, конструированию.
Особое место в пространстве группы и детского сада занимают мини – музеи. Закрепление и систематизация знаний детей о родном крае, о родном городе происходит в ходе создания мини-музеев в каждой группе ДОУ, что значительно повышает качественный уровень реализации задач регионального компонента образовательного процесса. Роль мини-музея в образовательном пространстве детского сада имеет большое значение и решает комплексные задачи, направленные на:
- обогащение опыта, знаний детей об окружающем предметном и социальном мире, о традициях и быте разных народов;
- формирование эстетического восприятия и патриотических чувств дошкольников;
- приобщение родителей к проблемам дошкольного детства и установлению тесного сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников.
Тематика мини-музеев самая разнообразная: «История города», «Наша армия», «Комната русского быта», «Народные игрушки», «Музей лошади».
Мини-музеи одновременно являются познавательной зоной и своеобразной визитной карточкой, которая знакомит детей и гостей группы с темой экспозиции, в создании которой принимают непосредственное участие сами воспитанники, а также их папы, мамы, бабушки и дедушки. И что очень важно для детей: если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, то в мини-музеях не только можно, но нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Важным условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Для стимулирования деятельностной активности детей необходимо большое количество увлекательных материалов и пособий.
№ п/п | Средства |
Уголки патриотического воспитания в каждой группе ДОУ | |
Стенды в холлах «Главные символы РФ, Приморского края, города Владивостока»; стенд «Карта Приморского края»; стенд «Карта России» | |
Фотоальбомы «Заповедные места Приморья», «Русские народные праздники», «Православные традиции на Руси», «Путешествие в Русь далекую» | |
Картотеки игр по воспитанию патриотических чувств у дошкольников по возрастам | |
Картотеки бесед по воспитанию патриотических чувств у дошкольников по возрастам | |
Мультимедиа презентации по материалам экспозиций краеведческих музеев Приморского края для знакомства детей со сведениями, визуально недоступными в обычной жизни и трудно моделирующих в условиях мини – музея детского сада | |
Развивающее пособие «Красная книга. Амурский тигр» | |
Развивающее пособие «Красная книга. Багульник» | |
Макет «Остров ластоногих» | |
Макет «Гнездо чайки» | |
Макет «Комната русского быта «Русская изба» | |
Макет «Тайга» | |
Макет «Животные Севера» | |
Макет «Зимний лес» | |
Макет «Муравейник» | |
Макет «Лесные домишки» | |
Макет «По Приморским сопкам» | |
Макет «Великая война» | |
Развивающее игровое пособие «Как жили наши предки в далекие времена» | |
Развивающее игровое пособие «Птицы Приморского края» | |
Развивающее игровое пособие «Только елочка одна, весела и зелена» | |
Развивающее игровое пособие «Профессии моря» | |
Развивающее игровое пособие «Дары леса» | |
Развивающее игровое пособие «Сказочная поляна» | |
Развивающее игровое пособие «Профессии в детском саду» | |
Развивающее игровое пособие «Белки Приморского края» | |
Развивающее игровое пособие «Бабочки» | |
Развивающее игровое пособие «Аквариум. Великаны морей» | |
Развивающее игровое пособие «В гостях у лошади» | |
Лэпбук «Иглокожие» | |
Лэпбук «Головоногие» | |
Лэпбук «Моллюски» | |
Лэпбук «От икринки до рыбки» | |
Лэпбук «Наша Отчизна» | |
Лэпбук «Владивосток – город порт» |
3.4. Список литературы и иных информационных источников
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Декларация о правах ребенка;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р);
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках Национального проекта «Образование» (01.01.2021-31.12.2024 гг.);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);
- Санитарные правила 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2020–2024 годы;
- Устав МБДОУ «Детский сад №3».
- Памяти К.Д. Ушинского: по случаю 25-летия кончины. Текст. – СПб.: Тип Т-ва Обществ, польза, 1896.-212с.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками М.: ТЦ Сфера, 2003. -128с.
- Артемьев А.Р., Артемьева Н.Г. Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII- XIX вв. том 5. Часть 1 Владивосток: Дальнаука, 2007.
- Барышникова Г.Б. Альманах патриотического воспитания. Ярославль, 2011.
- Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ// Современное дошкольное образование. Теория и практика. №4/2011, 14 с.
- Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
- Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей//Дошкольное воспитание.2003.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», Издательство: «Скрипторий 2003» (2010).
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Том 1 СПб.: Научно-издательский центр «Альфа», 2003.
- Квасовка В.Т. (сост.) Формирование основ нравственно-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. – Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2007 – 95с.
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст]: учебно-методическое пособие: 2-е издание, перераб. и доп./ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: АКЦЕНТ, 1997. - 158 с.
- Коломийченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
- Маркина М.В. Путешествия по родному краю: метод. пособие по краеведению и экологическому образованию.-Владивосток, 2001.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий Москва: Айрис-пресс, 2009. -208с.
- Про тигра и тигрят. Сборник методических материалов для работы с детьми. Владивосток: wwf – Россия, 2008. -144с.
- Скоролупова О.А. Транспорт: наземный, водный, воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 136с.
- Черных Т.В. Уроки моря: образовательная программа углубленного изучения окружающего мира для работников дошкольных учреждений. - Владивосток: Изд-во ПКИРО, 2006. -280с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о Дальнем Востоке. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о мире морей и океанов. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008. -96с.
- Энциклопедия для детей. Биология. - Аванта+, 1996.
- Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Обитатели океана. – Балашиха: Астрель, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность "Познание" Тема: "Приморский край - моя малая Родина"
Работа посвящена углублению знаний о природе Приморского края. Ориентированна на детей старшего возраста. Работа позволяет формировать знания о родном крае, о ценных видах животных и растений, приозра...
Образовательная деятельность "Познание" Тема: "Заповедные места Приморского края"
Работа посвящена углублению знаний о заповедных местах Приморского края. Ориентированна на детей подготовительной к школе группе. Работа позволяет формировать знания об уникальных растениях и жи...
Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"
Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей II мл. гр. Тема: «Птицы Приморского края»
Формировать представления детей о птицах: способствовать обогащению и уточнению представлений о птицах, их характерных особенностях (покрыты перьями, есть крылья), воспитывать доброе, бережное к ним о...
Проект "Дикие животные Приморского края"
Проект«Дикие животные Приморского края» Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.Срок реализации: краткосрочный (2 недели).Участки проекта: дети средняя группа...
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема"Символика Приморского края".
Занятие направлено на развитие патриотических чувств и любви к малой Родине....
"Незнайка и Кнопочка в Приморском крае"
"Незнайка и Кнопочка в Приморском крае" - это сценарий интеллектуального турнира для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет. Незнайка и Кнопочка попадают в Приморский край и хотят о нем узн...