Проект ПРОГРАММЫ с социальными партнёрами ДОУ «ЛУЧИКИ ДОБРА»
проект

 

Сформировать у детей знания с элементами этно-экологии о природных объектах родного края, бережное отношение детей к природе родного края поможет активное участие  детей, родителей, педагогов ДОУ и социальных партнёров. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Медвежонок»

ПРОЕКТ

программы

совместной деятельности педагогов   МБДОУ детский сад «Медвежонок»  с социальными партнерами  с. Угут.

по внедрению этно-компонента в направлении экологического воспитания детей с 2021-2024г.

        

«ЛУЧИКИ ДОБРА»

                                                                                          Составила воспитатель

                                                                                          Асаёнок В.В.

                           

                                                             с.п. Угут 2021-2024

                                     

                                         Пояснительная записка.

      Актуальность темы:

                Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.

    Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

        В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.    Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем

       Ещё важным направлением  экологического воспитания является формирование этнического самосознания детей, семьи. Соединив эти направления мы имеем возможность приобщиться к мудрости  самобытного народа –ханты и манси. Бережное отношение к  природе у них проявляется в обычаях, традициях, устном народном творчестве.  

       Цель: сформировать у детей  качества личности способной мыслить экологически и воспитать дошкольника способного видеть и понимать экологическую проблему в соответствии с возрастом.

 Задачи:

-          создать условия для освоения дошкольниками этно-экологическими знаниями;

  • расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;
  • формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;
  • развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.
  • Формировать толерантные качества, развивать социокультурные навыки.

Предполагаемый результат:  

  1. -сформированные у детей знания с элементами этно-экологии о природных объектах родного края;.
  2. -Бережное отношение детей к природе родного края.
  3. – активное участие детей, родителей, педагогов ДОУ и социальных партнёров в реализации задач по этно-экологическому воспитанию.

Срок реализации: 2 года (2021-2024 учебный год)

Технологии применяемые в работе.

ИКТ-технологии,

-здоровьесберегающие технологии;

-технологии проектной деятельности;

-технология исследовательской деятельности;

-личностно-ориентированные технологии;

-игровая технология.

Деятельность по развитию и формированию этно-экологических компетенций  осуществляется в тесном сотрудничестве с социальными партнерами с.п.Угут.

Основные нормативно- правовые требования к организации сотрудничества:

1.Наличие двухстороннего Договора с соцпартнером.

2. утвержденные планы работы.                                      

  рис.1.

                                                                СХЕМА

сотрудничества  МБДОУ детский сад «Медвежонок»» с социальными партнерами с.п. Угут

        

        

        

        

Формы работы:

- Дистанционное консультирование педагогов по подготовке к мероприятиям;

- Скайп-консультирование;

- Использование презентаций;

-Традиционные встречи и беседы, конкурсы, викторины, игры, экскурсии соревнования и др. формы работы;

-Диспуты, вечера вопросов и ответов;

-День открытых дверей , двухсторонние встречи;

-Праздники;

-Выпуск газет; памяток; листовок;

-Интернет- выставка и просто выездные выставки работ детского и родительского творчества. 

Для педагогов:

  • Проанализировать возможности педагогического коллектива в оказании образовательных услуг в процессе модернизации содержания дошкольного образования (сформировать как теоретическую, так и практическую базу- через создание картотек; обогащение предметно-пространственной среды).
  • Разработать и внедрить систему проектирования образовательного процесса в инновационную деятельность педагогов ДОУ для обеспечения процесса формирования этно-экологической грамотности у воспитанников и у родительской общественности.
  • Реализовать систему методического сопровождения инновационной деятельности педагогов.
  • Формировать умение у педагогов разрабатывать и реализовывать проекты, рабочие программы по организации разных видов детской деятельности, способствующие формированию этно-экологической грамотности.
  • Поддерживать инициативу и творческий подход педагогов в осуществлении поддержки детской индивидуальности и инициативы.

Участники проекта:

  • воспитатели;
  • воспитанники;
  • родители воспитанников (законные представители);
  • социальные партнёры

                     Реализация проекта проходит через все виды деятельности педагога

                           

Система взаимодействия.

1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.

2. Становление уровня этно-экологической компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.

3. Повышение общекультурного уровня, усвоение этно-экологических компетенций.

                             

 Содержание проекта.

Село Угут - одно из старейших в Сургутском районе, старое поселение коренных народностей ханты. Возникло оно в 1891 году. Это одно из самых красивых поселений района с множеством речушек, озер, лесных массивов и климатически благоприятное место для проживания.

Для полноценной и результативной работы необходимо расширение образовательного пространства  через сотрудничество с социальными партнерами.

     На территории сельского поселения расположены: МБУК «Угутский краеведческий музей им. П.С. Бахлыкова, ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский», библиотека им. Е.А. Эсауловой, пожарная охрана, МБУК «Угутский центр досуга и творчества». Все организации уже на протяжении многих лет являются социальными партнёрами.

План деятельности по проекту.

Дата

Мероприятия

цель

ответственные

МБУК «Угутский краеведческий музей им.П.С. Бахлыкова

1

  • В плане работы ОУ и социального партнера

  • экскурсия: «Ханты–  жизнь, быт и культура»,

Формирование знаний об истории и традициях своего края.

Социальные партнеры+ педагоги,

воспитатели

2

мастер –класс «Одежда народов ханты и русский костюм»,

3

«История села»

4

  • сбор информации о бережном отношении к природе (сказки, поговорки, обычаи традиции позволяющие раскрыть отношение к природе).

5

«Символика Угута и России»

6

«История края»,

7

 «Жизнь и быт коренных народов севера»,

8

Проектная деятельность:

Исследование

« Как правильно собирать березовый сок?», и др.

9.

 «Подвижные игры народа ханты»…

10.

Мастер-класс: «Кукла -оберег»

11.

мероприятие «Загадки орнамента народов ханты»

Выставка «Предметы быта народов ханты»

  • Знакомство с традициями, обрядами и обычаями народов –ханты.
  • Знакомство с народным творчеством ханты и русским.
  • Знакомство с литературой, писателями и поэтами.
  • Сравнительный анализ народных героев из сказок и легенд.
  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  •  встречи, поездки познавательного характера
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

Итоги практической деятельности

  1. Мониторинг сформированности этно-экологических знаний.
  2. Выставка поделок воспитанниками к праздникам.
  3. Фотоотчеты по посещению экскурсий.
  4. Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах и др.
  5. Создание картотеки с Правила в лесу.
  6. Создание дидактических игр из природного материала (шишки, веточки, орешки и др.)

                  ПЛАН деятельности с   Государственным Юганским заповедником.

Дата

Мероприятия

цель

ответственные

МБГУ   Государственный Юганский заповедник.

1

  • В плане работы ОУ и социального партнера

  • Экскурсия в музей заповедник. Ознакомительная.

Формирование знаний об истории и традициях своего края.

Социальные партнеры+ педагоги, воспитатели

2

Знакомство с обитателями Заповедника, Знакомство с Красной книгой Югры.

3

Сбор материала по общности правил нахождения в лесу.

4

  • сбор информации о бережном отношении к природе (сказки, поговорки, обычаи традиции позволяющие раскрыть отношение к природе).

5

Изучение истории возникновения заповедника.

6

Знакомство с флорой и фауной заповедника.

7

 Знакомство с Красной книгой ЮГРЫ.

8

Проектная деятельность.

Проекты по выбору детей. выполняют дети с родителями.

9.

Организация научно-практической конференции для дошкольников на базе МБДОУ с защитой своих работ.

10

Акция «Защитим природу от мусора»

11.

Акция «Съедобные кормушки»

  • Знакомство с традициями, обрядами и обычаями народов –ханты.
  • Знакомство с народным творчеством ханты и русским.
  • Знакомство с литературой, писателями и поэтами.
  • Сравнительный анализ народных героев из сказок и легенд.
  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

.

                  ПЛАН деятельности с   библиотекой с. Угут.

Дата

Мероприятия

цель

ответственные

    Библиотека им. Эсауловой Е.А

1

  • В плане работы ОУ и социального партнера

 

  • Экскурсия в библиотеку Ознакомительная.

Совместно с родителями

Социальные партнеры+ педагоги, воспитатели

2

Подбор материала про выдающихся людей края.

Подбор материала к альбому «Мой край родной»

3

Сбор материала по  правилам нахождения в лесу.

4

  • сбор информации о бережном отношении к природе (сказки, поговорки, обычаи традиции позволяющие раскрыть отношение к природе).

5

Изучение истории возникновения заповедника.

6

Знакомство с историей возникновения обрядовых праздников: Вороний день. Медвежий праздник и др.

.

7

8

Проектная деятельность.

Проекты по выбору детей. выполняют дети с родителями.

9

Организация научно-практической конференции для дошкольников на базе МБДОУ с защитой своих работ.

10

Мероприятие «Путешествие в прошлое одежды народа ханты»

11.

Подборка книг, иллюстрации об орнаменте народа ханты;

12

Литературный квест ко дню заповедника.

13.

Экологический час к «День журавля», «Синичкин день»

  • Знакомство с традициями, обрядами и обычаями народов –ханты.
  • Знакомство с народным творчеством ханты и русским.
  • Знакомство с литературой, писателями и поэтами.
  • Сравнительный анализ народных героев из сказок и легенд.
  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

ПЛАН деятельности с ЦДиТ  с.п.Угут  

Дата

Мероприятия

цель

ответственные

        Сотрудничество с ЦДиТ  с.п.Угут

1

  • В плане работы ОУ и социального партнера

 Март

Апрель

  • Экскурсия в музей заповедник. Ознакомительная .

ЦДиТ для детей.

.

Социальные партнеры+ педагоги, воспитатели

2

Знакомство с культурой народов СЕВЕРА

3

Помощь специалистов ЦДиТ  в постановке мини спектаклей по мотивам Северных легенд по проблеме бережного отношения к природе.

4

  • сбор информации о бережном отношении к природе(сказки, поговорки, обычаи традиции позволяющие раскрыть отношение к природе).

5

 Подготовка к фестивалю на базе МБДОУ Медвежонок

«Лучики добра»

6

7

8

Проектная деятельность.

Проекты по выбору детей. выполняют дети с родителями.

9

Организация научно-практической конференции для дошкольников на базе МБДОУ с защитой своих работ.

Мониторинг результативности проекта работы с родителями

Мониторинговый замер:  проявление интереса к мероприятиям; активное участие в работе;

                                             - повышение уровня знаний о проблеме экологии;

                                           - участие в проектной деятельности;  и др.

Заключение: в ходе образовательной деятельности повышается уровень этно-экологических знаний у детей; родители активизировали деятельность с детьми,  педагогами МБДОУ и социальными партнёрами ДОУ

Также анализируется количество детей участвующих в проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

Социальный проект «Подарим лучики добра»

Цель:Формирование у детей отзывчивого и уважительного отношения к пожилым людям....

Проект Волонтёрское движение в ДОУ «Лучики добра - дошколят»

Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают св...

Проект "Взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами"

Проект "Взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами"...

Проект по взаимодействию с социальными партнёрами "Мы вместе"

В обществе долгие годы было принято считать, что детское дошкольное учреждение является «закрытым» учреждением, автономной системой. В современном мире невозможно выполнить главную задачу ...