Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»
методическая разработка по теме

Светлана Владимировна Давыдова

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ «Детский сад № 79» компенсирующего вида

Красносельского района

Санкт – Петербурга

Проект «Строим вместе добрый мир»

на 2014 – 2015 учебный год

тема:

«Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

        

Подготовили:

 Воспитатели группы №6:

Костюкова Ж.Н.

Давыдова С.В.

группы №10:

Тихова Л.В.

Учитель-дефектолог:

Гречухина Т.Н.

Музыкальный руководитель:

Шипарева З.И.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

 Дэвид Бланкет

Содержание

Части проекта

Название проекта

«Строим вместе добрый мир»

Тип проекта

Коллективный

Участники

Целевая группа проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель,  социальные партнёры: повара, прачка, дворник, медицинский персонал, ребёнок-инвалид, родители, дети с ЗПР.

Масштаб

Долгосрочный

Сроки: сентябрь 2014 г – май 2015 г (реализуется в настоящее время)

Основания для разработки

Актуальность:

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Муниципальная система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей-инвалидов, общество не готово принять инвалида как равноправного члена социума, не готовы все: дети, педагоги, родители.

Проблемой является и ограничение доступа детей-инвалидов к полноценным образовательным услугам. Как следствие социальная изоляция детей и их семей,  которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.

Такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, с большим трудом приспосабливается к изменившейся обстановке, остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Общение же со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.

Таким образом, перед педагогами образовательных учреждений стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Проблема

Со стороны ребёнка: адаптация ребёнка-инвалида в условиях ДОУ.

Со стороны педагогов:  организация коррекционной работы с ребёнком так, чтобы  добиться положительной динамики в развитии; взаимодействие с  ребенком – инвалидом.

Со стороны родителей:  проблема недостаточной информированности  родителей  в вопросах психолого-педагогической помощи  ребенку-инвалиду.

Цель

Психологическое сопровождение ребёнка-инвалида, успешная социализация его в ДОУ.

Задачи

1.  Создание благоприятного психологического климата для ребёнка-инвалида в условиях ДОУ;

2. Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации ребёнка-инвалида на этапе дошкольного обучения;

3. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута на ребёнка.

Стратегии и механизмы реализации

Этапы реализации проекта.

  1. Диагностический этап

Цель: выявление уровня развития ребёнка

Анкетирование родителей ребёнка «Строим вместе добрый мир»

Ответственные: воспитатели и специалисты  

  1. Практический этап

Воспитатели

- Проведение работы по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) индивидуально;

- Организация совместной и самостоятельной деятельности ребёнка;

-   Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие тонкой и общей моторики;

- Стимулирование интереса ребёнка к окружающему миру;

- Организация индивидуальной работы с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций узких специалистов);

-  Применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного микроклимата в группе;

- Проведение игр и упражнений, направленных на снятие мышечных зажимов, расслабление, дыхательные упражнения, организация мероприятий, с целью профилактики нарушения зрения, осанки;

- досуги, театрализации совместно с детьми с ЗПР, целевые экскурсии на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет, наблюдение за трудом дворника и т.д.

- Консультирование родителей, проведение совместных праздников, досугов, круглых столов, чаепитий.

Специалисты

- Изучение индивидуальной медицинской карты ребёнка-инвалида;

- Организация взаимодействия воспитателей и специалистов;

- Оказание методической помощи воспитателю при проведении индивидуальной работы с ребёнком-инвалидом;

- Проведение диагностической работы с ребёнком;

- Организация коррекционной  работы с ребёнком;

- Проведение консультативной работы с родителями.

Родители

- Выполнение рекомендаций, предлагаемых педагогами ДОУ.

     3.   Аналитический

Воспитатели и специалисты

- Диагностическое обследование ребёнка в конце учебного года;

- Беседа с родителями ребёнка-инвалида;

- Подведение итогов работы в рамках данного проекта на родительском собрании и педагогическом совете коллектива в виде компьютерной презентации.

Ожидаемые результаты

Педагогическое сопровождение ребёнка-инвалида и его социализация и адаптация в детском коллективе.

Методический продукт

- Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка-инвалида;

- Памятки для родителей;

- Картотека игр для ребёнка

Трансляция проекта

- Информирование родителей ребёнка по реализации проекта;

-  Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;

- Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и социальных партнёров;

- Оглашение результатов проекта, на встрече с родителями детей на итоговом собрании в виде презентации проекта;

- Выступление на педагогическом совете по результатам проекта на момент его окончания.

Перспектива развития проекта

Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

План реализации проекта.

Срок

Мероприятие

Ответственные

Сентябрь - октябрь

- Экскурсии по учреждению, знакомство с сотрудниками ДОУ

-Анкетирование родителей ребёнка (приложение №1)

- Мониторинг развития ребёнка

- Подбор и изучение литературы

- Музыкальная шкатулка «Праздник урожая» - взаимодействие с детьми групп ОУ

- «Семейная мастерская» - конкурс совместных работ детей с родителями «Осенняя фантазия»

  Воспитатели, музыкальный руководитель

Ноябрь

- Проведение игр, упражнений  по развитию общей моторики, тактильно - двигательному восприятию: «Волшебные пузырьки», «Разноцветные снежинки», «Цветные коробочки», «Необыкновенные следы», «Шнуровка», «Фасолевый бассейн» и др.

- Шоу мыльных пузырей (с участием аниматоров и детей группы №7)

- Музыкальная гостиная «День матери»

- Досуг «Чья мама лучше» (домашние животные и их детёныши)

 Все участники проекта

Воспитатели

Аниматоры

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Декабрь

- Проведение индивидуальных консультаций для родителей:  

- Театрализация по РНС «Рукавичка»  

- «Разноцветные снежинки» СОД работа с солёным тестом, пластилином  

-  Утренник «Здравствуй, ёлка! Новый год»

Воспитатели  

Учитель-дефектолог

Дети группы №10 с ЗПР

Музыкальный руководитель

Январь

- Досуг «Колядки»

- Мастер – класс «День открытых дверей» - присутствие родителей на занятиях, в группе с ребёнком

- Развлечение «Четыре царства»

- Памятки для родителей ребёнка: «Совет матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка», «В помощь маме» (приложение №2)

- Конкурс «Снежный городок»

Группа №10

Учитель-дефектолог, воспитатели

Группы №7, 8, 10

Совместно с детьми группы №10

Февраль

- Неделя здоровья. Спортивный праздник «Мой папа самый сильный!»

- Изготовление фотоколлажа «Наши папы»

- Выпуск стенгазеты «С Днём защитника Отечества»

Инструктор по физ.воспитанию Воспитатели

Март

- Целевые экскурсии по теме: «Профессии мам» - на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет. Наблюдение за работой дворника.

- СОД по ручному труду Творческая мастерская «Подарки мамам»

- «День совместных игр» - приглашение родителей поучаствовать в совместных играх на прогулке, в группе

Воспитатели, учитель-дефектолог

Дети группы №10 с ЗПР, социальные партнёры

Родители, специалисты,  музыкальный руководитель

Апрель

- Мониторинг

- Выпускной вечер

- Подведение итогов реализации проекта в виде презентации PowerPoint для родителей детей группы №6 и педагогического персонала на педагогическом совете

Родители, специалисты, воспитатели, музыкальный руководитель

Май

- Музей Военной Славы/День Победы

- День города

- Театрализация «Муха-Цокотуха»

Специалисты, воспитатели, музыкальный руководитель

Июнь

- День Защиты Детей

- Спортивный досуг

Специалисты, воспитатели, музыкальный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» (февраль, 2014-2015 учебный год)

Семинар«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»(февраль, 2014-2015 учебный год)...

Перспективный план-проект работы над темой самообразования на 2014-2015 учебный год

«Введение региональных и этнокультурных компонентов в построение образовательного процесса в средней группе общеразвивающей направленности от 4-х до 5 лет»...

Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

«Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

Проект "Строим вместе добрый мир"

«Формирование социальных представлений у детей со сложными (комплексными) нарушениями через взаимодействие со сверстниками, сотрудниками образовательного учреждения и родителями, как способ интеграции...

Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)

«Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали  и нравственности.  А чем они богаче, тем успешнее  идет развитие духовного мира  детей…» (Б. М. Теплов) ...

Программа социального партнерства с семьями воспитанников группы общеразвивающей направленности для детей (6-7 лет) на 2014 - 2015 учебный год

Внимание к вопросам социального партнёрства ДОУ с родителями отвечает ФГОС ДО,  а также  положениям, изложенным в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах...