Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»
методическая разработка на тему
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБДОУ «Детский сад № 79» компенсирующего вида
Красносельского района
Санкт – Петербурга
Проект «Строим вместе добрый мир»
на 2014 – 2015 учебный год
тема:
«Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»
Подготовили:
Воспитатели группы №6:
Костюкова Ж.Н.
Давыдова С.В.
группы №10:
Тихова Л.В.
Ревенкова Э.А.
Учитель-дефектолог:
Гречухина Т.Н.
Музыкальный руководитель:
Шипарева З.И.
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Содержание | Части проекта |
Название проекта | «Строим вместе добрый мир» |
Тип проекта | Коллективный |
Участники | Целевая группа проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, социальные партнёры: повара, прачка, дворник, медицинский персонал, ребёнок-инвалид, родители, дети с ЗПР. |
Масштаб | Долгосрочный Сроки: сентябрь 2014 г – май 2015 г (реализуется в настоящее время) |
Основания для разработки | Актуальность: Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Муниципальная система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей-инвалидов, общество не готово принять инвалида как равноправного члена социума, не готовы все: дети, педагоги, родители. Проблемой является и ограничение доступа детей-инвалидов к полноценным образовательным услугам. Как следствие социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, с большим трудом приспосабливается к изменившейся обстановке, остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Общение же со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. Таким образом, перед педагогами образовательных учреждений стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе. |
Проблема | Со стороны ребёнка: адаптация ребёнка-инвалида в условиях ДОУ. Со стороны педагогов: организация коррекционной работы с ребёнком так, чтобы добиться положительной динамики в развитии; взаимодействие с ребенком – инвалидом. Со стороны родителей: проблема недостаточной информированности родителей в вопросах психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду. |
Цель | Психологическое сопровождение ребёнка-инвалида, успешная социализация его в ДОУ. |
Задачи | 1. Создание благоприятного психологического климата для ребёнка-инвалида в условиях ДОУ; 2. Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации ребёнка-инвалида на этапе дошкольного обучения; 3. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута на ребёнка. |
Стратегии и механизмы реализации | Этапы реализации проекта.
Цель: выявление уровня развития ребёнка Анкетирование родителей ребёнка «Строим вместе добрый мир» Ответственные: воспитатели и специалисты
Воспитатели - Проведение работы по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) индивидуально; - Организация совместной и самостоятельной деятельности ребёнка; - Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие тонкой и общей моторики; - Стимулирование интереса ребёнка к окружающему миру; - Организация индивидуальной работы с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций узких специалистов); - Применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного микроклимата в группе; - Проведение игр и упражнений, направленных на снятие мышечных зажимов, расслабление, дыхательные упражнения, организация мероприятий, с целью профилактики нарушения зрения, осанки; - досуги, театрализации совместно с детьми с ЗПР, целевые экскурсии на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет, наблюдение за трудом дворника и т.д. - Консультирование родителей, проведение совместных праздников, досугов, круглых столов, чаепитий. Специалисты - Изучение индивидуальной медицинской карты ребёнка-инвалида; - Организация взаимодействия воспитателей и специалистов; - Оказание методической помощи воспитателю при проведении индивидуальной работы с ребёнком-инвалидом; - Проведение диагностической работы с ребёнком; - Организация коррекционной работы с ребёнком; - Проведение консультативной работы с родителями. Родители - Выполнение рекомендаций, предлагаемых педагогами ДОУ. 3. Аналитический Воспитатели и специалисты - Диагностическое обследование ребёнка в конце учебного года; - Беседа с родителями ребёнка-инвалида; - Подведение итогов работы в рамках данного проекта на родительском собрании и педагогическом совете коллектива в виде компьютерной презентации. |
Ожидаемые результаты | Педагогическое сопровождение ребёнка-инвалида и его социализация и адаптация в детском коллективе. Методический продукт - Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка-инвалида; - Памятки для родителей; - Картотека игр для ребёнка |
Трансляция проекта | - Информирование родителей ребёнка по реализации проекта; - Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы; - Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и социальных партнёров; - Оглашение результатов проекта, на встрече с родителями детей на итоговом собрании в виде презентации проекта; - Выступление на педагогическом совете по результатам проекта на момент его окончания. |
Перспектива развития проекта | Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. |
План реализации проекта.
Срок | Мероприятие | Ответственные |
Сентябрь - октябрь | - Экскурсии по учреждению, знакомство с сотрудниками ДОУ -Анкетирование родителей ребёнка (приложение №1) - Мониторинг развития ребёнка - Подбор и изучение литературы - Музыкальная шкатулка «Праздник урожая» - взаимодействие с детьми групп ОУ - «Семейная мастерская» - конкурс совместных работ детей с родителями «Осенняя фантазия» | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Ноябрь | - Проведение игр, упражнений по развитию общей моторики, тактильно - двигательному восприятию: «Волшебные пузырьки», «Разноцветные снежинки», «Цветные коробочки», «Необыкновенные следы», «Шнуровка», «Фасолевый бассейн» и др. - Шоу мыльных пузырей (с участием аниматоров и детей группы №7) - Музыкальная гостиная «День матери» - Досуг «Чья мама лучше» (домашние животные и их детёныши) | Все участники проекта Воспитатели Аниматоры Музыкальный руководитель Воспитатели |
Декабрь | - Проведение индивидуальных консультаций для родителей: - Театрализация по РНС «Рукавичка» - «Разноцветные снежинки» СОД работа с солёным тестом, пластилином - Утренник «Здравствуй, ёлка! Новый год» | Воспитатели Учитель-дефектолог Дети группы №10 с ЗПР Музыкальный руководитель |
Январь | - Досуг «Колядки» - Мастер – класс «День открытых дверей» - присутствие родителей на занятиях, в группе с ребёнком - Развлечение «Четыре царства» - Памятки для родителей ребёнка: «Совет матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка», «В помощь маме» (приложение №2) - Конкурс «Снежный городок» | Группа №10 Учитель-дефектолог, воспитатели Группы №7, 8, 10 Совместно с детьми группы №10 |
Февраль | - Неделя здоровья. Спортивный праздник «Мой папа самый сильный!» - Изготовление фотоколлажа «Наши папы» - Выпуск стенгазеты «С Днём защитника Отечества» | Инструктор по физ.воспитанию Воспитатели |
Март | - Целевые экскурсии по теме: «Профессии мам» - на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет. Наблюдение за работой дворника. - СОД по ручному труду Творческая мастерская «Подарки мамам» - «День совместных игр» - приглашение родителей поучаствовать в совместных играх на прогулке, в группе | Воспитатели, учитель-дефектолог Дети группы №10 с ЗПР, социальные партнёры Родители, специалисты, музыкальный руководитель |
Апрель | - Мониторинг - Выпускной вечер - Подведение итогов реализации проекта в виде презентации PowerPoint для родителей детей группы №6 и педагогического персонала на педагогическом совете | Родители, специалисты, воспитатели, музыкальный руководитель |
Май | - Музей Военной Славы/День Победы - День города - Театрализация «Муха-Цокотуха» | Специалисты, воспитатели, музыкальный руководитель |
Июнь | - День Защиты Детей - Спортивный досуг | Специалисты, воспитатели, музыкальный руководитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» (февраль, 2014-2015 учебный год)
Семинар«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»(февраль, 2014-2015 учебный год)...
Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...
Перспективный план-проект работы над темой самообразования на 2014-2015 учебный год
«Введение региональных и этнокультурных компонентов в построение образовательного процесса в средней группе общеразвивающей направленности от 4-х до 5 лет»...
«Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...
Проект "Строим вместе добрый мир"
«Формирование социальных представлений у детей со сложными (комплексными) нарушениями через взаимодействие со сверстниками, сотрудниками образовательного учреждения и родителями, как способ интеграции...
Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов) ...
Программа социального партнерства с семьями воспитанников группы общеразвивающей направленности для детей (6-7 лет) на 2014 - 2015 учебный год
Внимание к вопросам социального партнёрства ДОУ с родителями отвечает ФГОС ДО, а также положениям, изложенным в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах...