Конспект занятия по познавательному развитию «Мой край – Мордовия моя!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Панкратова Ольга Николаевна

 

ЗАДАЧИ:

  «Познавательное развитие»:

• расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,

• дать детям общее представление о   Республике Мордовии,

• формировать представления о народах, населяющих Мордовию,

 • воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского     народа.

 • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

 • познакомить с культурой и традициями мордовского   народа.

• Способствовать развитию любознательности, мышления

  «Речевое развитие»:

Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы.   Обогащать словарь детей: мордва, русский, мордовский   .

  «Социально-коммуникативное развитие»:

Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_-_mordoviya_moya.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательному развитию

«Мой край – Мордовия моя!»

ЗАДАЧИ:

  «Познавательное развитие»:

• расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,

• дать детям общее представление о   Республике Мордовии,

• формировать представления о народах, населяющих Мордовию,

 • воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского     народа.

 • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

 

• познакомить с культурой и традициями мордовского   народа.

• Способствовать развитию любознательности, мышления

  «Речевое развитие»:

Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы.   Обогащать словарь детей: мордва, русский, мордовский   .

  «Социально-коммуникативное развитие»:

Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание альбомов о Мордовии,

        о Рузаевке, экскурсии по улицам г. Рузаевки.

        Знакомство с устным народным творчеством мордовского

        народа, беседа о мордовском народном творчестве,

        рассматривание женской национальной одежды: вышивка,              

        узоры.

МАТЕРИАЛ: куклы в национальном костюме, салфетки, полотенца,

        выставка книг мордовского народного искусства, выставка

        рисунков детей.

                                ХОД  ЗАНЯТИЯ.

          Звучит мордовская музыка.

        - Земли есть и красивей -

        Мне не надо иной:

        Ты ведь тоже Россия,

        Край мордовский родной.

        М. Бебан

 - Ребята, сегодня наше занятие необычное, занятие – путешествие по нашему краю, по нашей республике.

     - Как называется республика, в которой мы живем?

     - Мордовия.

     - Посмотрите на карту нашей Родины. Мордовия находится в центре         России.

     -Ребята, как называется столица России?

     - Москва.

     - Теперь назовите столицу нашей республики, столицу Мордовии?

      - Саранск.

      - Молодцы, ребята! Посмотрите (указать на карту) прекрасна мордовская земля! Здесь сменяют друг друга  дремучие леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, необъятная ширь ярко – голубого неба с белыми облаками – лебедями, зеленый ковер лугов. Синь небес отражается в реках Мокши и Суры.

 - Ребята, давайте вспомним стихи о родном крае, о Мордовии, которые учили на предыдущих занятиях.

        В России средь березовых просторов,

        Полянка есть – Мордовия моя.

        Она – как песня матери,

        С которой за горы уходил и за моря.

        Мордовия моя – леса и пашни,

        Цветов и птиц привольная страна,

        Ужели стороны родимой краше

        На свете есть другая сторона.

        Мордовия моя – моря пшеницы,

        Волшебных зерен золотой улов,

        Суры бурливой синие зарницы,

        Дорог широких беспокойный зов.

        Мой край родной – мордовская земля,

        Тебе слагаю песни я свои.

        Люблю твои раздольные поля,

        Суры и Мокши чистые струи.

        Люблю твоих нарядов простоту,

        Твои обряды, звучный твой язык,

        Твоих сказаний смелую мечту,

        Который с детства я внимать привык.

        

        Здравствуй, утренняя зорька!

        Здравствуй мой, мордовский край.

        Ах, клубничная сторонка,

         Я люблю тебя, ты знай!

        Побегу босая утром

        В Мокше – речке окунусь,

        Обниму глазами небо,

        На храм божий помолюсь.

        Озорная звонким смехом

        На траву прилягу я,

        Чтобы слышать птичьи песни,

        Чтоб послушать соловья.

На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных

   национальностей: русские, мордва: мокша и эрзя, татары и другие народы.

   Послушайте, как они говорят о родной земле  

- Шачема крайнязе! - признаются в любви к нему мокшане.

 - Тиринь  енксонок ! – ласково и нежно называют эрзяне.

 - Родная, родная, родная земля, как клятву верности произносят

        русские.

  - Туган племне ойрэну! – с любовью говорят о нем проживающие      

        здесь татары.

  Теперь послушайте, ребята, как прекрасен и певуч мордовский язык.

        - Пяк пара кяленьке роднойсь,

           Сон ялганконьди седихть панжи,

           Сон шуди, кода мазы жойфсь,

            Сон оцю садса марлюкс панжи.

        -  С чем сравню тебя мордовский,

            Мой родной язык певучий?!

            Может, с юною березкой

            Или с яблоней цветущей?

        Схож ты с соловьиной трелью,

        С песней жаворонка в поле,

        Пахнешь ты землей апреля,

        Льешься речкой в водополье.

  - Ребята!  Среди просторов нашей большой страны есть край, родная земля, где ты родился, вырос, это город, в котором ты живешь.

 – Ребята, как называется наш город?

   -  А вы знаете, почему город носит такое название?

    - Давным – давно, когда нас с вами еще не было, на месте большого красивого города стояла небольшая деревушка. Московский князь подарил ее, пожаловал за верную службу татарскому князю Уразаю. По имени владельца деревня стала называться Уразаево. Потом постепенно деревня превратилась в город. И для лучшего произношения стала называться Рузаевка.

       А еще город Рузаевка называют городом железнодорожников, т.к. здесь живут и трудятся люди, работающие на железной дороге. Ведь Рузаевка – крупный железнодорожный пункт, отсюда отправляются поезда во все концы нашей необъятной Родины.

 - И не зря на гербе Рузаевки изображен поезд (локомотив).

  - Ребята, вспомним стихи о родном городе.

        Рузаевка – город, как все города,

        Не слаще твой хлеб, не вкуснее вода,

        Но где бы я ни был, ты всюду со мной,

        Рузаевка – город любимый, родной.

                       На этой большой планете,

        В огромной такой стране

        Есть город один на свете,

        Который так дорог мне.

        Он маленький, но чудесный

        В тенистой дали лесной.

        Рузаевка, как невеста,

        В цветущих садах весной.

Да, действительно, в погожий весенний день Рузаевка утопает в цветущих садах.

       - Молодцы, ребята, красивые стихи вы знаете.                                                                                                                                

 2005 год был необычным для Рузаевки, юбилейным. Рузаевской республике исполнилось 100 лет. Тогда Президентом Рузаевской республики был Афанасий Петрович Байкузов. Он работал машинистом.

 В честь него названы улица и училище в городе.  А еще в сердцах людей живет память об отважном машинисте Алексее Владимировиче Ухтомском, геройски погибшем в неравном поединке с царской властью. Имя легендарного героя присвоено улице и железнодорожному клубу. Многие, кто связал свою жизнь с Рузаевкой, навсегда увековечены в памятниках, в названиях улиц, школ. Это поэты: Александр Полежаев, Шариф Камал. Почетными гражданами города Рузаевки являются: писатель Федор Андрианов, исполнительница мордовских песен Александра Куликова.  

Показ фотографий названных людей

  - А теперь немного отдохнем, поиграем.

  - Дружно ткали, вышивали,

    Поиграть не забывали,

    И до нас дошла игра,

    Называется она «Вышивание полотна»

ПРАВИЛА ИГРЫ: Выбираются «иголка» и «нитка». Все берутся за руки, образуя круг. «Иголка» с «ниткой» проходят под поднятыми руками детей, произнося при этом песенки. Проходят под Машиной рукой и поют: «Машин холст вышиваем». Так «иголка» с «ниткой» проходят под руками всех детей. Значит, холст вышит. Игра начинается с новыми «иголкой» и «ниткой».

        Правило: дети поднимают руки только тогда, когда «челнок» и «нитка» проходят под их руками. Получается волнообразное движение.

              - Молодцы, присаживайтесь на свои места.

      - Посмотрите, ребята, прошла первая нить, вторая, третья. Какое красивое полотно получилось (показать вышивку). Но не только красивые полотна вышивали мордва, прекрасен и мордовский народный костюм.

       - Посмотрим фильм, где выступает фольклорный ансамбль села Левжа. Участники в народных национальных костюмах, (показ видео)

         - Глядя на наряд, подумаешь: «Какой красивый костюм и как красивы были душой люди, которые создали его».

    У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм. У русского народа национальной женской одеждой является: рубашка, сарафан, кокошник. (Показать картинку).                                                                

     Мокшане и зрзяне могут гордиться своим костюмом. Если сравнить мокшанский и эрзянский костюмы, в них можно найти сходство и различие. Одинаковы в них холст, шерстяные нити для вышивки и крой рубахи. Разница в расположении вышивки на костюме, ее размере и количестве.  На мокшанском костюме больше вышивки, чем на эрзянском.У эрзянской вышивка крупнее.                                                                                                                          

   - Рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм.

   -Это рубашка, по- мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка?

    - Правильно, красная и черная.

    - Обратите внимание, где расположена вышивка. Вышивка расположена на подоле, на рукавах.

     - Из каких геометрических фигур составлен орнамент?

      -Правильно, из треугольников, квадратов, ромбов.

      - А чем подвязывается рубашка?  

 - Рубашка подвязывается поясом. По – мокшански – карькс. Посмотрите, как украшен пояс. Это кисти и ракушки. Послушайте, как они гремят.

  - А что надевается на рубашку?

  - На рубашку надевается передник - рукава. Передник бывает разного цвета: красный, синий, зеленый.  

   - Что завязывали мордовские женщины на голову?  

 -  На голову женщины завязывали в виде чалмы большой с кистями платок – руця. На ногах носили лапти. Их плели из лыка. В праздники мордва носили сапоги «сермаф кямот». Начало их голенища у подъема собрано в мелкие складки. Они похожи на меха гармошки. Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их - великое множество.

  - Какие украшения вы видели?

 Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшение «сюльгам» носили на груди, она защищала от болезней и злых духов.  

  - Вы можете поближе посмотреть мордовский костюм.

 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

    - Ребята, вернемся к началу нашего путешествия. Глядя, на нашу необычную карту, вспомним, как называется наша республика?

    - Как называется столица Мордовии?

     - Какие народы живут на территории Мордовии?

     - Как называется город, в котором мы живем?

     - Почему его так назвали?

                                       

 Литература:

• «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

 • «Валдоня» - программа и методические рекомендации

• Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.

• «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательное развитие (региональный компонент) «Мой родной край»

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Самарской области. Формировать осознанное дейс...

Конспект по познавательному развитию "Путешествие по родному краю"

Материал предназначен для детей старшего возраста. Дети знакомятся с заповедными местами родного края. Закрепляются представления детей о редких растениях и животных, о полезных ископаемых, добываемых...

План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему ««Мой край (Тамбов)»

Задачи: Закрепить представление детей о  Тамбове и области, познакомить с символикой. Этап занятийЗадачи этапаМотив деятельности детейСоциотехника (методы и приемы при организации взаимодейс...

Конспект по познавательному развитию " Путешествие по Хабаровскому краю"

Конспект знакомит детей с заповедными местами Хабаровского края, с редкими растениями и животными занесёнными в Красную книгу....

Конспект НОД по познавательному развитию: «Мой край родной» с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖИТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ И ПОЛЕЗНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ГОРОДЕ НОВОЧЕРКАССКЕ.ПРЕДЛАГАЮИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОНСКИХ КАЗАКАХ....

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

Конспект занятияпо речевому развитию «Высоко – низко»

Конспект занятияпо речевому развитию «Высоко – низко» Цель: знакомство детей с величиной предметов.Образовательные задачи: Учить детей различать предметы по высоте и длине...