Проект 3 недели сентября "Деревья и кусты нашего села и участка"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
В современной действительности проблема воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения, а так же экологическое воспитание, приобретают все большее общественное значение, становятся задачами государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
В настоящее время на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты.
Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так и детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться.
Результаты диагностики по разделу «Познавательное развитие» в подготовительной группе помогли выявить проблему: у детей не сформированы четкие представления о деревьях и кустарниках, растущих в родном поселке.
ОФото/видео отчет о проделанной работе по проекту https://ok.ru/video/3157427292738?fromTime=4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект недели "Деревья и кусты нашего села и участка детского сада" | 415.96 КБ |
Календарно-тематическое планирование | 80.11 КБ |
Литература о дереьях | 231.5 КБ |
Конспект по ознакомлению с миром природы | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема недели: «Деревья и кустарники нашего села» 1 неделя октября
Цель проекта. Развитие познавательного интереса детей к природе родного края в процессе исследовательской деятельности.
Задачи.
- Сформировать у детей четкие представления о деревьях и кустарниках, растущих на участке детского сада, парка, колхозного сада.
- Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
Итоговое мероприятие: Вечер загадок по теме «Деревья и кустарники» , итоговое занятие «Деревья в лесу»
День недели, дата. | Режимный момент | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Понедельник | Утро | - Прием детей в ДОУ, доброжелательная встреча детей друг с другом, с взрослыми (закрепление навыков организованного поведения в детском саду). - Утренняя гимнастика -Дежурство по столовой: закреплять умения правильно раскладывать столовые приборы для завтрака. -Дежурство в уголке природы: полив комнатных растений (учить действовать аккуратно) - Вводная беседа по теме недели «Листопад» Цель: Показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения. Беседа-опрос «С какого дерева лист?» | Дид. игра на развитие связной речи «Где что можно делать?» Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. | Прием детей – закрепление знаний о правилах поведения в общественных местах. Игровая деятельность – напоминать о правилах игры, о необходимости их соблюдать. Утренняя гимнастика – закрепление знаний о необходимости беречь и укреплять здоровье. Водные процедуры – формирование КГН Подготовка к завтраку – работа с дежурными. Завтрак – воспитывать КГН приема пищи. | Внесение иллюстраций отражающих тему недели «Деревья и кустарники», Дидактические игры по теме. Сюжетные картины для составления описательных рассказов о деревьях и кустарниках. | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. Замена информации в уголке для родителей. | ||
НОД | Ознакомление с миром природы | Старшая группа. Беседа о лесе (о деревьях, насекомых и животных) (Бондаренко, конспект) Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе. Дуб и сосна (строение и отличие). Цель: Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т. д.). Учить отличать дуб от сосны. | ||||||
Подготовительная к школе группа Тема: «Деревья и кустарники» Цель: закреплять знания о деревьях и кустарниках.(конспект + Скоролупова) Задачи: - образовательные задачи: уточнить и систематизировать знания детей о разных видах деревьев и кустарников; формировать умение образовывать прилагательные от существительных. - обучающие задачи: дифференцировать понятия: «дерево» «кустарник». - коррекционно-развивающие задачи: закреплять умение образовывать и употреблять относительные прилагательные (от названий деревьев: клён – кленовый, дуб – дубовый, берёза – берёзовый и т. д.); способствовать обогащению словаря по теме; устанавливать причинно - следственные связи, рассуждать, делать вывод (сравнивать деревья и кусты, деревья между собой); развивать понятие обобщения; развивать наблюдательность. - воспитательные задачи: воспитывать речевую самостоятельность в высказываниях; воспитывать бережное отношение к природе. | ||||||||
Лепка | Старшая группа Тема: «Листья танцуют и превращаются в деревья» И.А.Лыкова с.48 Задачи: Вызвать у детей желание делать разные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приемы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. Развивать чувство формы и композиции. | |||||||
Подготовительная группа Скоролупова Тема: «Кисть рябины» лепка на пластилине. Цели: развивать навыки разминания и размазывания пластилина по картону для создания необходимого фона композиции; раскатывания для создания ягод, ветки или листьев рябины; примазывания для прикрепления элементов композиции к картону. Развивать мелкую моторику руки. | ||||||||
Формирование основ безопасности | Подготовительная группа Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева с.79 Тема: «Съедобные ягоды и ядовитые растения» Цель: Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть. | |||||||
Прогулка | Наблюдение за рябиной Цель: продолжать знакомить детей с рябиной. Ход наблюдения Фото-съемка деревьев и кустарников нашего участка и территории села. Улетели птицы разные, А рябина осень празднует, Смолк их звонкий перепев, Бусы красные надев. О. Высотская Как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? Что дает рябина людям? Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины. Трудовая деятельность Сбор листьев осины, рябины, ивы для гербария - учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев. Подвижные игры «Коршун и наседка», «Кто дальше?» - учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя. «Ловишка в кругу» - упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле. Индивидуальная работа Учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге. Рисование на асфальте мелками «Осенний лес» - учить передавать силуэты различных растений. Игры по желанию детей с выносным материалом. | |||||||
Обед. Работа перед сном | Дежурство по столовой: закреплять обязанности дежурных. Чтение рассказа «Как ходят деревья» | Возвращение с прогулки – прививать бережное отношение к вещам, развивать навык аккуратности. Прием пищи – закрепление КГН, названий блюд. Подготовка ко сну, сон – формировать положительное отношение ко сну | ||||||
Формирование основ безопасности | Старшая группа Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева с.79 Тема: «Съедобные ягоды и ядовитые растения» Цель: Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть. | |||||||
Вечер | - Подъем после дневного сна, оздоровительная гимнастика после сна ( комплекс «Неболейка»); хождение по массажным дорожкам босиком. Чтение Ю.А. Крутогоров «Рассказы о деревьях» Цель: развивать воображение, умение видеть мир глазами автора. Развивать усидчивость. Предложить ребятам построить детскую площадку своей мечты. Цель: Развивать моторику рук, воображение, умение работать в коллективе, делиться деталями конструктора. Опытно-экспериментальная деятельность «Растворимость веществ в воде» Цель: Помочь детям выделить свойство воды: она растворяет некоторые вещества. конструктора Трудовое поручение: собрать игрушки для мытья. Чтение стихотворения С.Маршака «Откуда стол пришел» История появления стола «Презентация» | Пальчиковые игры «Елка», «Березка», «Деревья в лесу» Цель: Увеличение подвижности пальцев. Развитие силы и гибкости пальцев. Развивать речь и мелкую моторику рук. - Д/у «Графический диктант» | Ситуативный разговор о том «Почему нужно учиться самостоятельно заправлять постель?» Закреплять умение пользоваться салфеткой после приема пищи. - Формирование навыков самообслуживания: учить правильно надевать одежду и обувь. - Воспитание культурно – гигиенических навыков при подготовке к полднику. | Пальчиковые игры «Елка», «Березка», «Деревья в лесу» Цель: Увеличение подвижности пальцев. Развитие силы и гибкости пальцев. Развивать речь и мелкую моторику рук. - Знакомство с искусством «О чем рассказывает картина осени» Цель: Учить детальному рассматриванию мотива изображения и пониманию его. Дать представление о пейзаже как о картине, отображающей жизнь реальной природы. Подвести детей к пониманию индивидуального восприятия художником реальной природы в пейзаже. Рассматривание альбома «Деревья и кустарники родного края».- Хозяйственно - бытовой труд: уборка на стеллажах с игрушками. Формировать умение трудиться вместе, распределять работу по сложности выполнения, по интересу детей. | Предложить родителям буклеты на тему: «Загадки, стихи для детей про деревья и кустарники» | |||
Прогулка | Игры-соревнования «Репка» Цель: Закреплять знание сказки. Развивать ловкость, быстроту, умение играть в команде. Наблюдение за березой. Цель: Закрепить знание названий растений, воспитывать любознательность, расширять словарный запас. Самостоятельные игры с выносным материалом. «Ловишка» - упражнять в развитии ловкости, выносливости . |
День недели, дата. | Режимный момент | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | ||||||
Вторник | Утро | - Прием детей в ДОУ, доброжелательная встреча детей друг с другом, с взрослыми (закрепление навыков организованного поведения в детском саду). - Утренняя гимнастика - Дежурство по столовой. Приучать детей следить за своим внешним видом, напомнить обязанности дежурных. - Д/и «С какого дерева листок» - учить ребят соотносить листок к нужному дереву. Экологическая беседа «Учимся доброжелательности» Экологическая сказка «Маленькие путешественницы» Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Шарик», «Гармошка» Игра малой подвижности «Узнай по голосу» - развивать слуховое внимание.- Трудовые поручения : убираем игрушки перед занятием. Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Поощрять инициативу за оказание помощи взрослым и сверстникам. | Разучивание стихотворения А. Барто «Елочка» - развивать память. Повторять стихи к утреннику. Дид. игра на развитие восприятия «Бегите ко мне» - упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. | Прием детей – закрепление знаний о правилах поведения в общественных местах. Игровая деятельность – напоминать о правилах игры, о необходимости их соблюдать. Утренняя гимнастика – закрепление знаний о необходимости беречь и укреплять здоровье. Водные процедуры – формирование КГН Подготовка к завтраку – работа с дежурными. Завтрак – воспитывать КГН приема пищи. Подготовка к прогулке – закрепление названий одежды и знаний о ее назначении. Возвращение с прогулки – прививать бережное отношение к вещам, развивать навык аккуратности. Прием пищи – закрепление КГН, названий блюд. | Предложить трафареты для рисования, раскраски деревьев для раскрашивания. Цель: развивать мелкую моторику, закреплять умение аккуратно закрашивать изображения. Беседа на нравственно-патриотическую тему «Деревья и кустарники моего села» Цель: Закреплять знание о растениях, растущих на территории нашего села». | ||||
ООД | ФЭМП | Старшая группа Минкевич Л.В. с.25, Р.М.Хамидулина с.22 «Состав числа из единиц (число 2)» Задачи: 1. Дать знания о составе числа из единиц (число 2). 2.Учить упорядочивать предметы по количеству. 3. Закрепить: - знания о связях и зависимости между числами; - представление о весе предмета. | |||||||
Физическая культура | Подготовительная группа Л.В.Минкевич с.32 « Независимость числа от расстояния между предметами» Задачи: 1.Учить : -видеть независимость числа от расстояния между предметами; -устанавливать закономерность при решении логической задачи; - измерять массу предмета; - ставить точки внутри клеток в тетрадях. 2.Развивать умение ориентироваться в пространстве. 3.Закрепить знание цифр. | ||||||||
Художественно-эстетическое развитие(музыкальное занятие ) | По плану руководителя | ||||||||
Прогулка | Экскурсия в сельскую библиотеку с целью сбора информации о деревьях и кустарниках, произрастающих в нашем селе и участке. Целевая прогулка «Наблюдение за многообразие растений» Цель: Закрепить знание о деревьях, различных их частях (ствол, корни, крона); учить отличать различные виды деревьев; продолжать обучать описывать растения, отмечая их различные свойства между собой. Подвижная игра «Охотники и утки» Цель: Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель. Самостоятельная деятельность на территории участка – побуждать детей выбирать игры по интересам. Подвижная игра «Жмурки» Цель: Учить внимательно слушать текст, упражнять в увертывании. Упражнение на развитие координации движений «Листья» Формирование навыков безопасного поведения в природе «Как вести себя в лесу» Цель: Уточнить представление детей о правилах безопасного поведения в лесу. Предложить запомнить предметы, опасные для жизни, здоровья и сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.. Выносной материал: песочные игрушки, скакалки, лупа. | ||||||||
Обед. Работа перед сном | - Формирование КГН и навыков самообслуживания. Учить умываться засучивать рукава, хорошо намыливать рук и смывать их проточной водой. - Чтение художественной литературы В.И. Даль «Старик – годовик». | Подготовка ко сну, сон – формировать положительное отношение ко сну. | |||||||
Вечер | - Подъем после дневного сна, оздоровительная гимнастика после сна ( комплекс «Неболейка»); хождение по массажным дорожкам босиком. - Чтение Э. Мошковская «Дедушка Дерево» - познакомить детей с новым произведением, продолжать учить слушать внимательно, высказывать свое мнение. Прослушивание аудиозаписей : аудиосказка «Этажи леса», обсуждение по сказке. Развивать у детей знания о деревьях, приобщать к искусству. Знакомство с фольклором «Заколдованный лес» - научить детей понимать смысл пословиц и поговорок Самостоятельная игровая деятельность- Ремонт книг и коробок из – под настольно печатных игр. | Инд работа по заданию узких специалистов Учить слова песенки – игры «Осень постучалась к нам» - развивать координацию движений, память, внимательность. Продолжать учить отбивать мяч об пол двумя руками. Индивидуальная работа по произношению звуков (чистоговорки). | Подъем – воспитывать самостоятельность Полдник – закрепление КГН, названий блюд. Подготовка к прогулке – закрепление названий одежды и знаний о ее назначении. ОБЖ в быту «Если тебе позвонил незнакомый человек» Цель: Рассказать детям об осторожности при общении с незнакомыми людьми, познакомить с правилами личной безопасности. Рассмотреть различные ситуации, отработать модели поведения в них, помочь детям освоить соответствующие речевые конструкции. Уход домой – закрепление правила хорошего тона, приучать к вежливости. | Дискотека «Веселые песенки» Создавать радостное настроение у детей, способствовать развитию танцевальных движений С/ролевая игра «Экскурсия на выставку художника Шишкина» Посетители приезжают на выставку, покупают билеты. Их пропускает билетер. Он предлагает проспекты. Экскурсоводы показывают картины, рассказывают о них и художнике. |
День недели, дата. | Режимный момент | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | |||||
Среда | Утро | - Прием детей в ДОУ, доброжелательная встреча детей друг с другом, с взрослыми (закрепление навыков организованного поведения в детском саду). - Повторение с детьми знакомых стихотворений о деревьях. - Утренняя гимнастика - Дежурство по столовой. Закреплять умение дежурных правильно выполнять свои обязанности. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме недели «Растительный мир осенью» Цель: Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности. -Настольные игры на развитие психических процессов «Назови правильно». Цель: Закрепить последовательность частей суток. Совершенствовать музыкально-ритмические движения под песню «Листики кружатся» - способствовать развитию слуха, умению двигаться под музыку. Чтение рассказа Л.Толстого «Дуб и орешник» | - Д/и «Скажи правильно» (употребление ложно склоняемых существительных) Работа в природном уголке. Закреплять с детьми правила ухода за растениями (полив, рыхление, протирание пыли) – совместная деятельность. Совершенствовать умение детей обтирать листья растений, активизировать в словаре названия комнатных растений. Пальчиковые игры «Елка», «Березка», «Деревья в лесу» Цель: Развивать речь и мелкую моторику рук. Словестные игры: «Какой лист?», «Сосчитай листочки», составление рассказов из личного опыта «Где я видел такое дерево?» | Прием детей – закрепление знаний о правилах поведения в общественных местах. Игровая деятельность – напоминать о правилах игры, о необходимости их соблюдать. Утренняя гимнастика – закрепление знаний о необходимости беречь и укреплять здоровье. Водные процедуры – формирование КГН Подготовка к завтраку – работа с дежурными. Завтрак – воспитывать КГН приема пищи. Подготовка к прогулке – закрепление названий одежды и знаний о ее назначении. | В уголок природы внести различные раскраски с сюжетными картинками согласно теме. | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. | |||
ООД | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное) | По плану руководителя | |||||||
Художественно-эстетическое развитие (рисование ) | Старшая группа Скоролупова «Осенняя березка» Цели: закрепить знания детей о строении дерева, учить их изображать ствол, ветви, учитывая, что у березы есть тонкие, гибкие веточки, из-за которых березу и называют кудрявой(предварительно на прогулке рассмотреть березу); Учить детей изображать крону дерева единым цветовым пятном, на котором видны мелкие пятнышки другого оттенка- отдельные листочки; Закреплять навыки смешивания красок для получение разных оттенков одного цвета. | ||||||||
Рисование | Подготовительная к школе группа И.А. Лыкова с.60 Тема: «Рисование в технике «монотипия»(по сырому) Задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений (монотипии, отпечатки).Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно- изобразительного средства в детской живописи. Учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени. Подготовительная группа «Деревья смотрят в озеро» И.А.Лыкова с.40 | ||||||||
Родной край | Конспект интегрированного занятия «Путешествие по лесу. Деревья и кустарники» для подготовительной группы Цели: Развитие речи: • Продолжать учить детей - работать над тексом, понимать содержание, отвечать на вопросы; - учить составлять небольшие рассказы о деревьях и кустарниках; - продолжать учить словообразованию, обогащая словарь прилагательных и существительных; - подбирать слова-антонимы (противоположные по смыслу); - составлять предложения из заданных слов, правильно связывая их лексически и грамматически. • Развивать внимание, слуховую память, выразительную речь. Окружающий мир: • познакомить детей с особенностями строения деревьев и кустарников; учить классифицировать деревья на лиственные и хвойные, а кустарники на ягодные, декоративные и орехоплодные; • формировать интерес к растительному миру и бережное к нему отношение. Аппликация: • учить детей выполнять объемную аппликацию, путем складывания детали в гармошку; • продолжать учить пользоваться шаблонами, ножницами • выполнять начатую работу аккуратно и до конца. • Воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности и эстетический вкус.
| ||||||||
Прогулка | Подвижная игра «Венок» Цель: развивать умение становиться в круг, реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт детей. Упражнять в беге. Самостоятельные игры детей. Опытно-экспериментальная деятельность «Летающие семена» - познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Подвижная игра «К названному дереву беги» Цель: Тренировать в быстром нахождении названного дерева. Наблюдать за трудом взрослых, вызвать желание помочь; приучать соблюдать чистоту на участке. - Самостоятельная двигательная деятельность. Формировать у детей начала досуговых компетенций, учить организовывать игры, использовать спортивный инвентарь. Напомнить детям правила безопасного поведения на игровой площадке. - Дид. игра «Узнай, чей лист» Цель: Учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе. Закреплять последовательность одевания и раздевания. Воспитывать желание помогать друг другу при одевании и раздевании. «Почему нельзя кричать?» - воспитывать культуру поведения в общественных местах. Обеспечение детей выносным игровым материалом. | ||||||||
Обед. Работа перед сном. | - Дежурство по столовой: закреплять умение правильно раскладывать салфетки в салфетницы. - ЧХЛ: М. Пришвин «Русский лес» | Возвращение с прогулки – прививать бережное отношение к вещам, развивать навык аккуратности. Прием пищи – закрепление КГН, названий блюд. Подготовка ко сну, сон – формировать положительное отношение ко сну. | |||||||
Вечер | - Подъем после дневного сна, оздоровительная гимнастика после сна ( комплекс «Котенок просыпается»); хождение по массажным дорожкам босиком. Родной край «Природа нашего края» Цель: знакомить с деревьями и кустарниками, произрастающими на нашей территории, рассказать о березе (символе Руси), сосне, могучем дубе, рябине, калине, клене. | ||||||||
- Чтение И. Бунина «Листопад» (отрывок) Цель: развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу. Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение. Предварительная работа по ФЭМП «Найди и назови» Цель: закреплять умение находить быстро геометрическую фигуру и называть. «Назови одним словом» Цель: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. | Игра «С какой ветки детки?» Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. | Подъем – воспитывать самостоятельность Полдник – закрепление КГН, названий блюд. Подготовка к прогулке – закрепление названий одежды и знаний о ее назначении. Беседа «Уступайте друг другу» - объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу. Уход домой – закрепление правила хорошего тона, приучать к вежливости. | Внести бросовый материал, листья, плоды деревьев. Конструирование «Кроватка для кукол» (строительный материал). Цель: Учить детей делать постройки, соразмерные игрушкам. Различать длинные и короткие пластины, правильно называть их. | Индивидуальные беседы по запросам родителей. | |||||
Прогулка | Игра- соревнование «Репка» Цель: Закреплять знание сказки. Развивать ловкость, быстроту, умение играть в команде. Наблюдение за насекомыми. Цель: Уточнить представление детей о способах приспособления насекомых к холодному периоду; воспитывать любознательность, любовь к природе, желание ее беречь. Подвижная игра «Кто ушёл?» Коллективная трудовая деятельность на участке. Предложить детям собрать песок в кучу - воспитывать трудолюбие. | Попросить родителей собрать мусор на участке при активном участии детей. Порекомендовать вспомнить вместе с детьми о смене времён года, повторить названия времён года и их очерёдность. |
Четверг | Утро | - Прием детей в ДОУ, доброжелательная встреча детей друг с другом, с взрослыми (закрепление навыков организованного поведения в детском саду). - Утренняя гимнастика -Дежурство по столовой: закреплять умение правильно выполнять обязанности дежурных. Работа в уголке патриотического воспитания «Люблю березку русскую» Цель: Расширить знания детей о русской красавице – березе. Познакомить детей с красивыми стихами о березе. Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес» Цель: Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Закрепить знания об окружающем мире, труде водителя. Воспитывать коммуникативные навыки общения, партнёрские взаимоотношения. Хоровод «Большая карусель» Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Чтение рассказа Г.Скребицкого «Мать и кормилица» Загадывание загадок о деревьях (дубе, береза, осина, тополь, сосна). | Экологическая игра «Все по домам!» Цель: Формировать и закреплять знания детей о разных растениях (деревьях, кустах), по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке. Дид. игра «Какая, какой, какое?» Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. Раскрашивание раскрасок, обведение листьев, вырезание ножницами. Беседа о бережном отношении к деревьям. | Прием детей – закрепление знаний о правилах поведения в общественных местах. Игровая деятельность – напоминать о правилах игры, о необходимости их соблюдать. Утренняя гимнастика – закрепление знаний о необходимости беречь и укреплять здоровье. Водные процедуры – формирование КГН Подготовка к завтраку – работа с дежурными. Завтрак – воспитывать КГН приема пищи. Подготовка к прогулке – закрепление названий одежды и знаний о ее назначении. | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. | ||||||
ООД | ФЭМП | Старшая группа Л.В.Минкевич с.27 « Состав числа из единиц (число 3) Задачи: 1.Формировать представление о высоте предмета. 2.Дать представление о вершинах геометрических фигур. 3.Закрепить знания о составе числа из единиц (число 3). 4.Продолжать учить упорядочивать предметы по количеству. | |||||||||
Подготовительная группа Скоролупова «Осень в лесу» Цели: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о повадках диких животных; Закрепить навыки прямого и обратного счета до 10 и знание натурального ряда чисел; Развивать навыки прибавления и вычитания 1, измерения длины с помощью мерки, ориентации на листе бумаги, самостоятельной и коллективной работы; Развивать внимание и память, творческое воображение , логическое мышление; Развивать приемы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес. | |||||||||||
Физическая культура | По плану руководителя | ||||||||||
Обучение грамоте | Подготовительная группа Занятие 6. Тема: Звук и буква О. Цель: выделение заданного гласного звука в начале и в середине слов, из потока слов, из текста; воспроизведение и чтение звуковых рядов из трех звуков; анализ звукового ряда из трех звуков; понятие «предложение». Оборудование: буква О большая и маленькая, домики для гласных (с гласными А, У, И, О); куклы: дедушка, бабушка; картинки: остров, козы, овцы, кони, коровы, озеро, кот, дом, озеро, окунь, сом ; сюжетная картинка «Овощи»; полоски с буквами (О) на каждого ребенка и для педагога. | ||||||||||
Прогулка | Наблюдения за деятельностью младших дошкольников. Провести с ними игру «Ежик». Самостоятельная деятельность на участке. Спортивная игра «Подбрось-поймай» Подвижная игра «Кто скорее соберет?» Цель: Учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку дисциплинированность. «С кочки на кочку» - развивать равновесие, упражнять в прыжках на двух ногах. Трудовые поручения. Приучать детей к соблюдению порядка на веранде. Формировать навыки поочерёдно выполнять трудовое действие (подметание части веранды по очереди). «Почему нужно помогать друг другу?» - формировать дружеские взаимоотношения между детьми. Закреплять умение узнавать свои вещи, не путать с одеждой и обувью других детей. Учить замечать непорядок в одежде. | ||||||||||
Обед. Работа перед сном | - Дежурство по столовой. Закреплять умение правильно раскладывать столовые приборы. | Практическое упражнение « Аккуратный стульчик». Закреплять умение аккуратно размещать свои вещи на стульчике . | Возвращение с прогулки – прививать бережное отношение к вещам, развивать навык аккуратности. Прием пищи – закрепление КГН, названий блюд. Подготовка ко сну, сон – формировать положительное отношение ко сну. | ||||||||
Вечер | - Подъем после дневного сна, оздоровительная гимнастика после сна ( комплекс «Ласковое солнышко»); хождение по массажным дорожкам босиком. - Воспитание культурно – гигиенических навыков при подготовке к полднику. «Что мы делаем, когда едим?» Цель: Познакомить детей с системой пищеварения; сформировать понятие значимости питания для жизнедеятельности человека; сформулировать правила правильного питания. Проблемная ситуация - «Почему листочек засыхает?» - развивать воображения, учить высказывать свое мнение. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. Работа с природным, бросовым материалом – показать ребятам, что может получиться из обычных шишек, желудей. Предложить детям придумать своего сказочного героя – развивать воображение, мелкую моторику. | - Повторить стихи с детьми – учить рассказывать стихи с выражением, громко. -Работа в уголке физического развития: закрепление умения крутить обруч. | Подъем – воспитывать самостоятельность Полдник – закрепление КГН, названий блюд. Подготовка к прогулке – закрепление названий одежды и знаний о ее назначении. Возвращение с прогулки – прививать бережное отношение к вещам, развивать навык аккуратности. Уход домой – закрепление правила хорошего тона, приучать к вежливости. | Конструирование «Старичок – лесовичок» Цели: учить детей мастерить забавные поделки, используя шишки, плоды и семена различных растений, пластилин; развивать творческую фантазию детей, умение видеть в природном материале различные фигурки и формы; развивать навыки работы с красками, ножницами, клеем, пластилином.
|
Пятница, | Утро | - Прием детей в ДОУ, доброжелательная встреча детей друг с другом, с взрослыми (закрепление навыков организованного поведения в детском саду). - Утренняя гимнастика ( Л.И. Пензулаева, «Оздоровительная гимнастика в д/с», комплекс , стр. ) - Дежурство по столовой: закреплять умение расставлять хлебницы и салфетницы на стол. - Обобщающая беседа по теме недели «Кустарники, Их виды» Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием цветущих садовых растений. Дать понятие о жизненном цикле растения. Содействовать формированию бережного отношения растениям, желанию о них заботиться. Игра с картой «Найди, где спрятана шишка» Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, способствовать поднятию настроения. Сюжетно - ролевая игра «Путешествие в лес» Цель: Закрепить правила игры. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. - Работа в уголке природы: полив комнатных растений. | - Дидактическая игра по экологии «Найди листок, какой покажу». Цель: Находить предметы по сходству; различие их по размеру: длиннее, короче; широкий, узкий. Чтение и пересказ рассказа Г. Браиловской «Наши папы, наши мамы» Цель: развивать умение детей полно и точно отвечать на вопросы, пересказывать текст. Предложить детям построить домик лесника. Цель: развивать навыки коллективного труда, навыки работы с конструктором, вертикального и горизонтального расположения деталей, строительства по замыслу, распределения работы. | Прием детей – закрепление знаний о правилах поведения в общественных местах. Игровая деятельность – напоминать о правилах игры, о необходимости их соблюдать. Утренняя гимнастика – закрепление знаний о необходимости беречь и укреплять здоровье. Водные процедуры – формирование КГН Подготовка к завтраку – работа с дежурными. Завтрак – воспитывать КГН приема пищи. Подготовка к прогулке – закрепление названий одежды и знаний о ее назначении. | - Иллюстрации по теме недели «Деревья и кустарники». | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. |
Развитие речи | Старшая группа /Подготовительная группа «Деревья» (Скоролупова) Цели: Связная речь: продолжать учить детей различным способам построения связного текста, развивать навыки творческого рассказывания, придумывания сказки. Развитие словаря: учить образовывать однокоренные слова: дуб-дубрава, береза – березняк, осина – осинник, ель-ельник, сосна – сосновый бор. Формирование грамматического строя речи: упражнять в построении предложений разных типов. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука «л», учить выделять звук «л'», в начале, в середине, конце слова, различать звуки «л» и «л'». | |||||
Художественно-эстетическое развитие (аппликация) | Аппликация из осенних листьев Скоролупова Цели: учить детей продумывать сюжет своей работы, а затем воплотить задуманное путем подбора нужного материала, необходимых элементов композиции, делить контур фигурки животного на составные части круглой, овальной, вытянутой формы и подбирать для каждой из этих частей подходящие. Развивать навыки работы клеем и кистью. Развивать эстетическое восприятие окружающего, фантазию и воображение детей. | |||||
Физическая культура | По плану руководителя | |||||
Прогулка | «Цветные автомобили» Цель: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Цель: Упражнять в различении деревьев кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам. Самостоятельная деятельность на участке. Игра – соревнование «Переправа» Цель: Учить играть в команде, действовать сообща, по сигналу. Развивать ловкость. Физкультурное упражнение «Кто дальше прыгнет». Развивать умение прыгать на двух ногах с продвижение вперед - Беседа с детьми «Зачем милиционеру регулировочная палочка» - закреплять правила дорожного движения Закреплять умение узнавать свои вещи, не путать с одеждой и обувью других детей. Учить замечать непорядок в одежде. | |||||
Обед. Работа перед сном | -Дежурство по столовой. Формировать умение накрывать на стол, помогать помощнику воспитателя раскладывать ложки, ставить хлебницы. - ЧХЛ: С. Есенин «Белая береза» | Помочь самостоятельно снимать одежду перед сном | Возвращение с прогулки – прививать бережное отношение к вещам, развивать навык аккуратности. Прием пищи – закрепление КГН, названий блюд. Подготовка ко сну, сон – формировать положительное отношение ко сну. | |||
Вечер | - Подъем после дневного сна, оздоровительная гимнастика после сна ( комплекс «Ласковое солнышко»); хождение по массажным дорожкам босиком. Хоз.- бытовой труд «Наведем порядок в группе» Цель: Приобщать детей к труду, вызывать желание помогать взрослым. Выкладывание из фасоли силуэтов деревьев и кустарников. Цель: развивать мелкую моторику. Итоговое мероприятие по теме недели «Вечер загадок» Цель: Расширять запас существительных в активном словаре; закреплять полученные знания о деревьях и кустарниках; развивать умение отгадывать загадки. Рисование свободное (предложить олицетворить осень» Скоролупова Цель: учить рисовать женское лицо ввиде осени. | - Беседа: «Что нам осень подарила?» - упражнять детей в составлении предложений из личного опыта. - Ф/упражнение «Дартс». Развивать глазомер, ловкость. | Подъем – воспитывать самостоятельность Полдник – закрепление КГН, названий блюд. Подготовка к прогулке – закрепление названий одежды и знаний о ее назначении. Возвращение с прогулки – прививать бережное отношение к вещам, развивать навык аккуратности. Уход домой – закрепление правила хорошего тона, приучать к вежливости | Консультация «Правильное питание – залог здоровья всей семьи» | ||
Прогулка | Подвижная игра «Самолеты» Цель: Учить двигаться легко, действовать после сигнала. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель: Продолжать формировать представление об осенних изменениях в природе, связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы. «Рисуем на песке» - развивать моторику рук, воображение, умение самостоятельно выбирать тему для творчества. Спортивная игра «Ловишки из круга» Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг. |
Предварительный просмотр:
Разговор деревьев — Пришвин М.М.
Рассказ про то, что у каждого дерева смола с особым ароматом. Потрешь капельку смолы руками, понюхаешь и сразу вспоминаются истории из детства, как лазил по деревьям.
Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.
Понюхаешь черемуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, черно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.
Вечер теплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку- осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.
(Илл. Н.Устинова)
Сказка «Спор деревьев»
Заспорили как-то деревья в лесу — кто из них полезнее и красивее.
— Я, — сказала Березка, — самая красивая! С кем меня только не сравнивают люди! Называют девицей- красавицей, кудрявой, белоствольной, символом России. У кого из вас такая белоснежная кора? Что может быть светлее и красивее березовой рощи, где живут мои подружки? И сок у меня слаще, чем у вас, поэтому весной люди собирают мой лечебный сок. Я и впрямь похожа на девицу. Как надену весной сережки да заплету длинные косы-ветви — чем не девица! А осенью мои листья превращаются в золотые монетки, которые тихо позванивают на ветру. Смотрятся тогда все на меня не насмотрятся. Да и людям пользы от меня много: жарко горят березовые дрова, из бересты можно сделать полезные и красивые вещи, березовыми вениками парятся в бане, отваром из листьев моют голову. Про меня все поэты сочиняют стихи, а композиторы пишут музыку. Вот и получается, что я самая, самая...
— Что-то ты расхвасталась, подружка! — перебила Березку Липа. — Никто не спорит, что твой белый сарафан хорош. Но на первое место тебя рано ставить. А чем я не королева?! Ствол хоть у меня не белого, а черного цвета и ветки изогнуты не так красиво, как у тебя, но крона моя богаче. Люди недаром сажают липовые аллеи и называют меня стройной, кудрявой, сладкодушистой. Ни одно дерево не может сравниться со мной в период цветения! Крона моя становится золотой от обилия желтых цветков. Все насекомые слетаются на пир, чтобы полакомиться сладким нектаром. Лучшие мастера-парикмахеры позавидовали бы моей прическе в это время!
Даже имя у людей есть такое — Липа. А как все любят липовый мед, который на моих цветках собирают пчелы! Он такой душистый, прозрачный, светло- желтый, очень полезный, лечебный. Да и цветки мои золотистые и люди рвут и сушат не зря. Из них готовят лечебные отвары и настои. Но это еще не все! Из моей древесины мастера вырезают деревянные ложки, половники, ковши, разделочные доски, игрушки, деревянные украшения для домов и другие изделия. До сих пор на базарах продают лапти — обувь, которую мастера плетут из лыка. Из твоей, Береза, коры делают разную домашнюю утварь, а из моей — лыко, похожее на тесьму. Конечно, в лаптях сейчас никто не ходит, особенно в городах, но в далекие времена в них ходили все. В наши дни лапти носят некоторые жители села как тапочки, покупают их как сувенир для украшения дома.
А осенью, Березка, я не хуже тебя выгляжу. Мои круглые листочки тоже становятся золотыми. Так кто же из нас королева?!
— Не спешите делить трон! — вмешалась в спор Рябина. — Ни у кого нет такого яркого наряда, как у меня! Смешно вас слушать. Подумаешь, липовый цвет, белый сарафан! Нашли чем хвастаться. Вы на меня посмотрите, глаз не оторвать от моей красоты! Весной — вся в кремово-белом цвету, да таком, что вам и не снилось. С моих душистых соцветий пчелы тоже собирают нектар. Только мед мой красноватый, ароматный. Осенью я надеваю алые бусы из ягод, да такие яркие, что никто мимо пройти не может, не полюбовавшись ими. Вы тут хвалились своими листьями. А посмотрите на мои. С них картину можно писать. Резные, осенью золотисто-красные. У кого еще такие есть?! И ствол мой такой гладкий, словно из мрамора высечен. Я как невеста, которую одели к свадьбе! Любой меня увидит и найдет.
Кто из вас кормит зверей и птиц зимой и весной после схода снега? А я всех угощаю моими горьковатыми ягодами. Из них даже варенье и джемы варят люди. Может, у вас древесина хорошая, но и из моей тоже можно делать посуду, прочные рукоятки к топорам, молоткам, а из гибких веток плести корзины.
Вот так, подружки! Убедила я вас?
— Что это вы так растрещались, как сороки?! — громко сказал Клен. — Спорите, как на базаре. Расхвастались! Всех птиц распугали! Королевы! А где же ваш король? Вы вокруг поглядите, может, кроме себя еще кого-нибудь увидите. Посмотрите на меня, например, разве я не красавец?! Только я хвалиться не люблю. Все у меня не хуже вашего. Ствол прямой, стройный, а кора гладкая, тонкая, серого цвета. Такая стать бывает только у королей. А красивее моих листьев — не сыщешь! Они похожи на раскрытый веер с резным краем. В какие цвета их только не окрашивает осень! Ярко-желтые, красновато-оранжевые, зеленовато-желто-красные, оранжево-желтые, золотистые листья красивы и на мне и подо мной. Будто сама осень — это я. Сколько радости я доставляю детям, которые любят играть моей листвой, сколько пользы я приношу животным, которые устилают моими листьями жилище на зиму. А весной, как и все вы, я кормлю нектаром своих цветков и душистым соком насекомых. Мои крылатые семена похожи на маленькие вертолетики. Любой по ним может отличить меня даже зимой. И древесина моя совсем не хуже, чем у вас. Из нее и мебель, и сундучок, и музыкальный инструмент можно сделать.
Тут в спор вмешался старейшина леса — огромный кряжистый столетний Дуб:
— Я прекращаю ваш спор! Вы никогда его не закончите. Я в лесу главный! Вы так шумите, что у всех деревьев из-за вас разболелись головы. Уж ночь наступила, пора спать. Птицы не могут никак укачать своих детей из-за вас. Когда утром проснетесь, оглянитесь вокруг, хорошенько посмотрите на своих собратьев и подумайте, можно ли выбрать самое, самое дерево?
Деревья перестали шуметь, и лес погрузился в сон.
РАЗГОВОРЧИВАЯ БЕРЕЗКА© М. Скребцова
Разговорились как-то деревья на ветру о своем житье-бытье: у кого из них семена самые легкие, кого ветер да солнышко любят, в ком пользы для людей больше, да мало ли о чем деревья разговоры между собой вести могут. Самой разговорчивой в тот день березка оказалась. Была она и вправду деревом удивительным, так что было ей о чем рассказать.
— Знаете, как меня называют? Деревом ветра и солнца. В тени я плохо расту, болею часто и погибаю. С ветром же я крепко-накрепко связана. Посмотрите, у меня совсем нет крепких и мощных веток, как у дуба, ясеня или липы. Да они мне и не нужны. Ведь больше всего на свете я люблю на ветру качаться, а крепкие ветки ветру раскачивать тяжело. Правда к старости у нас, берез, веточки нередко книзу свисают, но мы к этому привыкли. Вволю наиграемся с ветерком в молодые годы, нестрашно потом и умирать.
Липа посочувствовала березке
— Да, у других деревьев ветви только силу набирают, ввысь тянутся, а у тебя, подружка, к этому времени все веточки уже ломкие да старые. Видно, достается им от ветра-шалуна.
Березка обстоятельно объяснила:
— Не ветер в том, липушка, виноват, — так уж я устроена. Ветер же, наоборот, первый мой помощник. Меня весна-красна в мае сначала сережками украшает, а затем уж листочками. Если бы не ветерок, я и деток-семян бы не заимела. Прилетает он ко мне и давай качать да встряхивать сережки мои, пыльцу в воздух поднимать. Попадает пыльца на те из моих сережек, в которых семена должны вызреть, и зарождаются в ни будущие березки. Получается, что ветерок этим семенам отцом приходится. Каждую весну это повторяется: не успею зацвести, а ветер тут как тут. Скучает он без меня: слишком уж я красива — вся с ног до головы в золотистых сережках, будто в дождевых струйках.
Сережки мои, в которых семечки зреют, поначалу неприметные. Они на моих ветках вертикально стоят, будто свечки. А летом, как созреют, они толстыми становятся, переворачиваются и книзу свисают. Ветер и их вниманием не обходит. Каждое семечко имеет два прозрачных крылышка и на крошечную бабочку похоже. Его даже называют крылинкой. Ветер всех крылатых любит, вот и старается он, усыпает все вокруг моими бабочками-семенами.
Липа уважительно на березку посмотрела и говорит:
— Правда, березка, ты ветрова дочка. Я каждую осень удивлялась, как это твоим крылаткам удается все вокруг усеивать. Теперь я понимаю, кто им помогает.
Обрадовалась березка липкиным словам:
— Да, да, липка, ветерок мне во всем помогает. Мне даже кажется, что жуки да гусеницы на мне потому не селятся, что слишком неуютно им на постоянном ветру. Вот я и не болею почти ничем. Наоборот, сама лечить могу. Люди это знают, идут ко мне за лекарствами: кто чай из моих листочков заваривает, кто веник для баньки из веток собирает, кто сок березовый по весне пьет. В голодные годы из моей коры даже хлеб пекли. А еще из моей коры деготь получают.
Тут дуб в разговор вмешался:
— Да, березка, кора у тебя — удивительная. На вид хрупкая такая, а на самом деле по прочности с моей, дубовой, сравнится. Я тебя за кору твою особенно уважаю.
Березка тут же добавила:
— Знаете, через мою кору вода не проходит, и дубильных веществ в ней много — вот она и не гниет совсем. Как только кору мою не используют: и сумки, и пояса, и сосуды для питья, и даже обувь из нее делают; и крыши домов ею покрывают, чтобы не протекали; и бревна, прежде чем в землю воткнуть, моей корой обматывают, чтобы не гнили долго. В древности люди даже писали на моей коре.
Тут черемуха не удержалась:
— Березка, хоть ты и дружишь с ветром, и семена твои крылатые, и кора твоя прочная на удивление, нет у тебя цветочков и ягод, как у меня, например. Чтобы насладиться ароматом моих цветов, по весне люди специально в лес идут.
Возражает березка:
— У меня нет ни цветов, ни ягод, но неужели вы не замечали, какой смолистый запах от меня исходит — даже мои голые веточки, и те благоухают. Это потому, что мои листики и кора покрыты пленками из бальзама.
Разговаривают деревья, ветками из стороны в сторону качают. Узнали они березку получше и протянули к ней свои ветки, в знак уважения.
Когда будете по лесу идти, присмотритесь к деревьям. К кому все другие ветками тянутся, тот что-то интересное рассказывает. Как вы думаете, что?
ОСИНКА И ВЕТЕРОК© М. Скребцова
Спрашивают как-то деревья осинку:
— Чего ты, осинка, всегда дрожишь? Не пристало дереву таким быть.
Растерялась осинка, что ответить не знает. Тут как раз ее дружок-ветерок подул, осинка за ним всеми листочками потянулась и прямо на глазах у всех деревьев скинула свое темно-зеленое платьице и надела другое — серовато- серебристое.
Деревья снова недовольны:
— Сейчас не осень, что ты, осинка, наряды меняешь?
Задрожала осинка, а ветерок ей прошелестел:
— Не обижайся на них, подружка, если бы они присмотрелись к тебе, то увидели бы, что листочки твои — необычные: с нижней стороны серебристо- сероватые, а с верхней — темно-зеленые.
Ветерок с осинкиными круглыми листочками давно дружил. Он им обо всем на свете рассказывал, а они вслед за ним в разные стороны поворачивались и шептали ласково:
— Говори, говори...
Ветерку осинкино внимание приятно.
Спрашивает осинка у ветерка:
— Почему, ветерок, листочки других деревьев вслед за тобою не поворачиваются в разные стороны?
Отвечает ветерок:
— Скучно им, осинка, рассказы мои слушать. К тому же твои листочки держатся на черешках, в верхней части сплюснутых, поэтому они и поворачиваются с такой легкостью в разные стороны. У других деревьев черешки — цилиндрические и неповоротливые.
Говорит тогда осинка деревьям:
— Я с ветерком дружу. Увижу его и затрепещу от радости. Вот и кажусь со стороны дрожащим деревцем.
Ничего деревья не ответили, но с тех пор к осинке приглядываться начали.
ХУДОЖНИК И КЛЕН© А. Лопатина
Любил художник осень. И она его тоже любила, зачаровывала красками яркими, заманивала в леса расписные. Каждый день осень художнику подарки дарила: то осинку пурпурную, то березку золотолистую. Однажды вышел художник на полянку лесную и ахнул. Стоит на полянке кленок молодой. Лапки-листики на солнце позванивают, золотом оранжевым, красно-бордовым просвечивают, — глаз не оторвать.
— Ну, спасибо тебе, осень, за подарок такой драгоценный, — поклонился художник.
Расставил он свой мольберт рядом с кленком и замер, стараясь побольше его красоты в себя вобрать, чтобы суметь потом эту красоту людям показать.
Клен ласково заглянул художнику в глаза своими пурпурно-золотыми широкими листьями и спросил:
— Разве есть у людей краски с такими тончайшими оттенками, как у Матушки- природы? Посмотри на мои листочки, художник, каждый, словно сокровище разноцветное, и ни одного не встретишь одинакового.
Улыбнулся художник в ответ:
— Конечно, кленок, не может человек сравниться с Матушкой-природой красками, но в сердце моем каждый твой листочек светится радостью. Если смогу я передать людям хотя бы частичку твоей красоты, может быть, и в их сердцах станет светлее от радости. А ты расскажи мне о жизни своей, чтобы картина моя живой получилась.
Художник сделал на полотне первый мазок, и клен начал свой рассказ:
— Ты видишь мою красу, художник, а большой раскидистый клен, на котором я родился, был прекраснее меня в сто раз. Его люди срубили. Весь лес вздрогнул от горя, когда красавец клен упал, и на моей серой коре от тоски по родителю появились с тех пор продольные трещинки. Только прошлой зимой я, наконец, утешился. Вот как это случилось. Лыжники решили отдохнуть на нашей поляне и сняли возле меня свои лыжи.
Я на людей тогда в обиде был, не хотел с ними разговаривать, отвернулся даже в сторону и вдруг слышу:
— Кленок, посмотри на меня, ведь мы с тобой хорошо знакомы.
Другой голос добавил:
— Где-то сейчас мои детки, наверное, такими же красавцами стали?! Оказалось, что все лыжи были сделаны из кленов, а одна пара как раз из моего родного, что на нашей поляне рос. С тех пор, если бегут мимо лыжники, я знаю, что самые быстрые и легкие лыжи на них из клена, и машу им приветливо вслед. Даже трещинки продольные на моей серой коре теперь струятся не так печально.
Художник погладил серый с трещинками ствол и почувствовал, что сегодня трещинки совсем веселые. Кленок продолжал:
— Родился я двадцать лет тому назад и сначала крепко спал в почке- колыбельке. Уже тогда Матушка-природа и отец-клен учили меня красоте и закутали в чудесные шелковистые чешуйки с золотисто-оранжевым опушением. Всю зиму я спал, но, наконец, чешуйки почки раскрылись, и я увидел свет белый в виде зелено-желтого цветка. Первым другом была пчелка. Сначала мне показалось, что я не такой уж красивый, хотя и достаточно крупный цветок. Но пчелка меня утешила. Она опустилась на меня и зажжужала:
— Какой красавец, самый первый, раньше листочков явился, да какой сладкий!
Пчелка принялась пить мой нектар, и при этом пылинки мои попали в завязь. Это было приятно, хотя и немного щекотно. Вокруг меня было шумно. Кого только не было на моих братьях-цветах: мухи, бабочки, пчелы, — все спешили после зимы силы свои восстановить. Ах, как всем нам было радостно и сладко. Каждую весну я снова и снова переживаю это чудесное состояние. Жаль, художник, что ты не можешь его почувствовать.
— Почувствовать не могу, зато могу представить, как радостно цвести, когда вокруг еще все голо и деревья без листьев. А сладость светлого кленового меда я прекрасно знаю. Я его много раз пробовал и всегда мне казалось, что он весной пахнет, — сказал художник и добавил в свою картину сладкой радости весеннего цветения клена.
— Вторым моим другом, — снова продолжил клен свой рассказ, — был мой братец-близнец, который родился вместе со мной из цветка. Все кленовые детки - семена — сросшиеся близнецы под двумя крылышками. Мы с братцем были точь- в-точь похожи и видом и характером. Осенью мы увидели, как ветер разделяет созревшие семена, подхватывает их и, вращая крылышком, точно пропеллером, разносит по поляне. Мы с братом крепко прижались друг к другу и решили не расставаться. Но началась зима, и налетевший холодный вихрь подхватил моего созревшего брата и унес в одну сторону, а меня в другую. Ветер так бешено вращал мое крылышко, что у меня голова закружилась, и я сначала не понял, куда попал. Очнулся я от холода на лесной поляне. Был зимний вечер, и с каждой минутой я замерзал все больше. Вдруг на поляну вышел великан-лось, который пришел поужинать веточками молодых деревьев. Потом что-то черное навалилось на меня, и я утонул в снегу. Лось втоптал меня копытом под прошлогодние листья, а лунку засыпало снегом. Здесь мне стало уютно и тепло, и я сладко уснул до весны. С тех пор лось моим другом стал. Ведь если бы не он, я бы замерз и умер.
О братце своем я до сих пор ничего не знаю. Нам, семенам кленовым, нелегко приходится. Хотя сыплемся мы с клена всю осень и всю зиму, в деревца прорастают только счастливчики.
Проснулся я весной от талой весенней водицы. Было еще довольно холодно, но мне так не терпелось снова мир увидеть, что я выпустил корешок и стал тянуться вверх. Замечательное это чувство, когда ты снова на свет божий появляешься, уже не цветочком, не семечком, а маленьким кленовым росточком. Гордость переполняла меня.
"Я — дерево, настоящее дерево!" — пел каждый острый уголочек моих листьев-лап. Они у меня были совсем как у взрослого клена, хотя и родились на тоненьком прутике.
— Славно ты, кленок, рассказываешь, — улыбнулся художник, и, вздохнув, добавил:
— К сожалению, люди часто забывают вырастить в себе дерево.
— Да, растить свое дерево — это самое важное дело на свете, — согласился клен и продолжил свой рассказ:
— Я быстро рос. Следующей весной меня уже не узнать было. И друзей у меня прибавилось. Посмотри, художник, сколько вокруг меня деревьев: и березы, и осины, и дубы, и даже сосны. Бывает, деревья ссорятся из-за пустяков всяких, я тогда их мирю, каждому что-то доброе скажу. Мы, клены, не любим в одиночестве, без друзей, расти. Листочки мои питательные, и в них витамина С много. Деревьям землица с моими перегнившими листьями по вкусу. От нее они крепкими и высокими становятся. Может быть, потому на земле и нет чистых кленовых лесов, что деревья возле меня селиться любят. И звери часто моими листьями лакомятся. Я на них не обижаюсь, пусть питаются.
Я дерево сильное, всех могу накормить и напоить.
— Ты, клен, настоящее дерево дружбы! — воскликнул художник.
— Да, люблю друзей, — подтвердил клен. — У меня и среди людей друзей много. Особенно с одним человеком я крепко подружился. Он пришел ко мне однажды осенью и попросил два семечка, чтобы посадить их возле дома в честь своих сыновей-близнецов. У вас, людей, есть примета, что человек будет расти здоровым и счастливым, если в честь него дерево посадить при рождении. Видно, дерево ему свою силу и мудрость передает. Я решил: для моих семян большая честь с людьми побрататься, и дал их человеку. Человек выбрал тогда самые крупные и крепкие семена. Был он ученым-ботаником; в деревьях хорошо разбирался. Клены его особенно интересовали, он о них книжку писал. О чем мы только с ним не разговаривали. Скоро и я стал ученым по кленам. Не только о себе, клене остролистом, могу рассказать, но и о клене сахарном, и о серебристом, и о разных других. Могу целую лекцию прочитать о том, как клены растут по всему свету: и в Африке, и в Европе, и в Азии, и в Америке. Для любого леса и города мы — гордость и краса. Но тебе, художник, не интересно, наверное, лекции слушать...
— Нет, почему, — возразил художник, — все, что ты рассказываешь, еще раз доказывает, что ты — самое настоящее дерево дружбы. Это мне тоже надо нарисовать в моей картине, раз я хочу показать людям твою красоту. Так что продолжай, пожалуйста.
Но клен молчал. Молчал, потому что увидел чудо: на картине художника величественно возвышался красавец клен. Его широкая вершина была освещена лучами солнца, и в этих волшебных лучах блестели пурпурные и золотисто- зеленые кленовые листья, неповторимые и прекрасные. Все дерево было похоже на веселый, торжественный праздник.
Клен воскликнул:
— Неужели это я?
Художник скромно ответил:
— Нет, клен, это лишь частичка твоей красоты, перед которой я не в силах был устоять.
ВОЛШЕБНАЯ РЯБИНКА© А. Лопатина
Повстречались как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом дышала. А художник лесную красу хотел людям показать.
Разговорились они.
— Радостно мне сегодня, — сказал лесник.— Неподалеку отсюда деревце я встретил. Ох и доброе это деревце. Каждый год оно пир устраивает для всех в лесу. Соек, снегирей, дроздов да синиц — всех птиц и не перечислишь, — всю зиму деревце кормит. Некоторые птицы из-за его ягод даже остаются зимовать в лесу. Да и звери мимо не проходят. Не только белки, бурундуки, куницы да соболи дарами его угощаются, а даже волки и лисы. Им ведь тоже витамины нужны. У деревца этого — не листья с ягодками, а витаминные клады. Лось с медведем, бывает, так и лакомятся: на первое — ягодки, на второе — листочки с веточками. По щедрости своей это удивительное дерево. Ягоды у него волшебные: не гниют, не сохнут, не мерзнут, наоборот, от мороза только слаще делаются.
— Дедушка, — спросила девочка, — это ты про то деревце говоришь, с которым я сегодня играла? Оно очень веселое. Деревце мне листочками перистыми махало, а я танцевала. А потом оно мне подарило красные ягодки для бус. Я их маме в подарок увезу.
— Я сегодня тоже чудо-дерево встретил, — обрадованно сказал художник. — У меня от его красы до сих пор душа поет. Тоненькое, кудрявое, ажурное, все в красном убранстве. Я, пока его рисовал, вспоминал, как на Руси это деревце в старину почитали. Оно счастье в дом приносило. Играли в деревне свадьбу, а в обувь жениха и невесты его листочки клали и ягодки в их карманы прятали. Верили, что защитит это деревце от бед. Всякий возле дома старался это деревце посадить. Оно как сторож верный: плохого в дом не пустит.
— Всех нас сегодня лес порадовал самым чудесным своим подарком,— заключил дедушка. — Но пора нам домой. Вас, художник, мы в гости приглашаем, чайку попить.
Дома всех встретила бабушка с доброй улыбкой и сразу принялась хлопотать:
— Садитесь за стол, милые мои, сейчас я вас чаем напою с волшебными лесными дарами. Вареньем да мармеладом вкусным вас сегодня рябинка угощает.
— А мне сегодня рябинка подарила свою красоту, — сказал художник, — и достал новую картину.
— А меня сегодня рябинка успокоила своей щедростью, — вставил дедушка. — Ее урожай поможет птицам и зверям зиму пережить.
— А меня сегодня рябинка развеселила, — сказала девочка и достала бусы, сделанные из рябиновых ягодок. Потом вдруг что-то вспомнила и встревоженно спросила:
— Бабушка, но как же мы вареньем рябиновым будем угощаться? Ягодки у рябинки такие красивые, но когда я их попробовала, у меня от горечи язык заболел.
— Внученька, вспомни, как я тебя от малокровия рябиновым вареньем спасала, когда ты к нам зимой приехала, худая да бледная. Разве не вкусное оно было?
— Нет, бабушка, то варенье было очень вкусное, — ответила девочка, — но у рябинки, с которой я сегодня играла, ягодки горькие.
— Это потому, что рябина еще с морозцем не повстречалась, — объяснил дедушка. — Рябинка дерево не только щедрое, но и мудрое. Как всякая мудрая хозяйка, бережет свои припасы до поры до времени. У всех других растений договор с солнышком. Оно их ягодки румянит, сладости в них прибавляет. Поэтому летом в лесу еды всем хватает. У рябины договор с морозцем. Как ударит морозец, тут лесная хозяюшка дары свои сладкими сделает. Угощайтесь, пожалуйста. Поэтому рябина и мороза не боится. Ей даже пятидесятиградусный мороз не страшен.
— Я тоже хочу быть такой умной, щедрой и красивой, как рябинка, — сказала девочка.
— Это ты славно придумала, — обрадовался дедушка. — Знаешь, внученька, мы с тобой рябинку возле дома посадим. Она неприхотливая, быстро приживется, лишь бы солнышка хватало. Будет у тебя защитница надежная и подружка верная.
Е. Алябьева сочинила стихотворение, в котором вы все можете превратиться в деревья. Называется оно «Станем мы деревьями». Каждую строку стихотворения можно не только прочитать, но и показать с помощью движений.
Станем мы деревьями
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
(Дети ставят руки на пояс, ноги — дорожкой, выпрямляются.)
Ноги — это корни.
Их расставим шире?
(Ноги расставляют на ширину плеч.)
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
(Скрещивают перед собой пальцы рук в «замок».)
Из глубин далеких
Воду доставали.
(Нагибаются вперед, разгибаются.)
Тело наше — ствол могучий.
(Проводят по телу ладонями сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Качаются из стороны в сторону, не отрывая ног.)
И своей верхушкой острой
(Делают из пальцев рук шалашик.)
В небо упирается.
(Поднимают руки вверх, опускают.)
Наши руки — это ветви,
(Разводят руки в стороны, поднимают их чуть выше плеч, расставляют пальцы.)
Крону вместе образуют.
(Поднимают руки вверх, делают полукруг.)
Вместе им совсем не страшно,
(Качают головой.)
Когда ветры сильно дуют.
(Поднимают руки вверх, энергично качают ими.)
Пальцы — веточками будут,
(Руки опускают вниз, пальцы расставляют, шевелят ими.)
Листья закрывают их.
(Закрывают пальцы, одной руки ладонью другой.)
Как придет за летом осень,
(На кулак правой руки ставят кулак левой.)
Разлетятся листья вмиг.
(Резко расставляют руки в стороны.)
— Поиграем в игры: «С какого дерева лист?», «Узнай дерево летом и зимой».
Автор: Алябьева Елена Алексеевна
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
«Ознакомление с окружающим и развитие речи»
на тему: «Деревья и кустарники»
подготовительная группа
Цель: закреплять знания о деревьях и кустарниках.
Задачи:
- образовательные задачи: уточнить и систематизировать
знания детей о разных видах деревьев и кустарников;
формировать умение образовывать прилагательные от
существительных.
- обучающие задачи:дифференцировать понятия: «дерево» «кустарник».
- коррекционно-развивающие задачи: закреплять умение
образовывать и употреблять относительные прилагательные
(от названий деревьев: клён – кленовый, дуб – дубовый, берёза –
берёзовый и т. д.); способствовать обогащению словаря по теме;
устанавливать причинно - следственные связи, рассуждать,
делать вывод (сравнивать деревья и кусты, деревья между собой);
развивать понятие обобщения; развивать наблюдательность.
- воспитательные задачи: воспитывать речевую самостоятельность в высказываниях; воспитывать бережное отношение к природе.
4. Материал,оборудование:
демонстрационный и раздаточный материал с изображением деревьев и кустарников,игра-лабиринт: «Чей лист?»
5.Пропедевтическая работа:
- наблюдения за разными видами деревьев и кустарников на улице,
за их изменением в природе;
- рассматривание деревьев в парке – узнавание их;
- беседа: «Деревья нашего двора».
- чтение рассказов, стихов о деревьях:
Л. Н. Толстой «Дуб и орешник»,
А. Богдарин «Ель»,
П. Воронько «Липка»,
Ф. Петров «Калинонька»,
Ю. Ефремов «Сосна»,
З. Александрова «Белая черёмуха»,
С. Коган «Клён»,
Л. Соловьёва «Рябина»,
А. Прокофьев «Берёза»,
- разучивание загадок, считалок о деревьях;
- рассматривание иллюстраций;
- проведение словесно-дидактических игр: «Раз, два, три к названному дереву беги», «Чей лист?», «Четвёртый лишний»,
«Узнай по описанию», «Назови ласково»;
- упражнения на развитие речевого дыхания: «Дует ветер в лесу»;
- упражнение на развитие слухового внимания: «Что шуршит?»
Словарная работа: корень, кора, крона, почки.
Ход занятия:
Вводная часть.
Звучит музыка: шум леса, пение птиц.
Воспитатель: Царство растений земли делится на три государства. Я вам загадаю загадки, а отгадки будут названиями этих государств.
1 Много рук, а нога одна.
Воспитатель: Правильно, первое государство – Деревья
2 Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, а у меня
много, да маленьких.
Воспитатель: Правильно, второе государство – Кустарники, а третье государство – это Растения.
Основная часть.
Воспитатель:Сегодня мы поговорим о двух государствах: Деревьев и Кустарников.
Внимательно рассмотрите картины на доске и назовите различия в строении
деревьев и кустарников.
Воспитатель: Что общего в строении есть у деревьев и у кустарников?
Воспитатель: Какие деревья вы знаете? Назовите их.
Воспитатель: Какое дерево по величине?
Воспитатель: Где чаще всего растут деревья?
Воспитатель: Из каких частей состоит?
Воспитатель: Как изменяется в разные времена года?
Воспитатель: Какую пользу дерево может принести людям?
Воспитатель: Почему люди сажают деревья в городе?
Воспитатель: Назовите кустарники, которые вы
знаете.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель: Ребята! Перед вами на столе лежат картинки. Рассмотрите их.
Дидактическая игра «Узнай, куст или
дерево?»
Воспитатель: Что это, дерево или куст?
Воспитатель: Как ты догадался?
Воспитатель: Как называется дерево (куст?
Дидактическая игра «Чей лист?»
Заключительная часть
Обобщающая деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ветераны нашего села"
Учитывая проблему нравственного воспитания детей, мы, взрослые, должны рассказывать об этом подвиге, прививать им такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», на...
Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Социально-значимые профессии нашего села»
Автор: Журкова Ольга Николаевна (воспитатель подготовительной группы) Продолжительность: среднесрочный (2 месяца) Вид проекта: познавательно – творческий Возраст детей: подготовительная группа Уч...
Краткосрочный проект "Как празднуют Курбан- байрам в нашем селе"
Расширить представления о традициях своего народа Познакомиться с историей священного праздника Курбан- байрам Воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу, доброжел...
Мой успешный проект «Наше село - чистое село»
Организатор проекта:Воспитатель старшей группы Оюн Марина Маадыр-ооловна Участники проекта:Родители и педагоги детского сада, воспитанники старшей группы Сроки реализации проекта:...
Проект "Он гордость нашего села"
Формирование у дошкольниковхудожественного творчество, череззнакомство с художником А.М. Богдановым. Воспитывать и развивать у детей чувства гордости, что они живу в одном селе с замечательным и извес...
Проект "Профессии нашего села"
Проект "Профессии нашего села"...
Долгосрочный проект «Разные профессии людей в нашем селе» (для детей средней группы)2023-2024гг.
Долгосрочный проект «Разные профессии людей в нашем селе» (для детей средней группы)2023-2024гг....