Долгосрочный проект «Разные профессии людей в нашем селе» (для детей средней группы)2023-2024гг.
проект (средняя группа)

Фургина Альмира Рафкатовна

Долгосрочный проект «Разные профессии людей в нашем селе» (для детей средней группы)2023-2024гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Долгосрочный проект

«Разные профессии людей в нашем селе»

(для детей средней группы)

  Подготовила:

          Воспитатель: Фургина А.Р.

                 

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/10/25/proekt_proforientatsiya_4-5_let_godovoy.docx_image1.jpg

Село Рождествено2023-2024гг.

Профессии

Профессий много есть на свете,

Это знают даже дети.

И профессий нет неважных —

Вам об этом скажет каждый.

Есть прекрасный мастер — плотник,

Он до дерева охотник.

Людям мебель создаёт

И ему всегда почёт.

Доктор лечит все болезни —

Нет профессии полезней.

 Если кто-то заболеет,

Доктор вылечить сумеет.

Кто готовит суп и кашу,

Торт, компот и простоквашу?

Повар знает все секреты.

На десерт он даст конфеты.

В небе ветер обгоняя,

В прятки в облаках играя,

Мчит стрелою самолёт —

Управляет им пилот.

Едет вдаль, бежит машина,

Об асфальт стирая шины.

В путь ведёт водитель славный —

За рулём он самый главный.

Управляет кораблём

Утром, вечером и днём

За штурвалом капитан —

Видел множество он стран.

Есть профессия — строитель —

Неудобства покоритель.

Строит он дома, заводы,

Фермы, школы, небоскрёбы.

И конструктор — это тоже

На игру во всём похоже.

Конструирует предметы —

Мы-то знаем всё об этом.

Инженер — изобретатель —

Он творец, чудес создатель.

Что придумал — создаёт.

В мир свершений нас влечёт.

Есть профессия — учитель —

Наш идейный вдохновитель.

Тайны жизненных преград

Нам раскрыть он будет рад.

Очень важен земледелец —

Труженик земли, умелец.

Пашет, сеет, поливает,

Урожай весь собирает.

Есть профессия одна —

Очень важная она.

Чтобы мы всегда смеялись,

Чтобы солнцу улыбались,

За порядком он следит,

Если надо, защитит.

У солдата есть работа —

Мир хранить его забота.

Продавцы нам всем нужны —

Продавать они должны.

Всё, что мастер создаёт,

Продавец нам продаёт.

Есть певец, и есть спортсмен,

Шоумен и бизнесмен,

Звездочёт, шахтёр, писатель,

Металлург и испытатель.

Всех профессий нам не счесть,

Сколько их на свете есть.

Но профессия одна —

Всех важнее, всё ж, она.

Скажу честно я и прямо —

Это должность — моя Мама!

Мама — первый мой учитель,

Мой идейный вдохновитель,

Повар, доктор и швея,

Мой защитник и судья.

Мама — тренер мой, спасатель

И, конечно, воспитатель.

Без неё никак нельзя —

Это истина, друзья.

Папа тоже очень важный —

Он защитник мой отважный,

Плотник, столяр и строитель —

Дел мужских он мой учитель.

Все профессии нужны,

Все профессии важны.

Каждый должен сам решать,

Кем когда он хочет стать.                                                                                                                 Автор: Виталий Тунников

Актуальность:

Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, я полагаю, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом.

Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Труд способствует развитию способностей ребёнка и обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Данная ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Актуальность проекта вызвана тем, что во все времена опасности сопровождали человека, который был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями. Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличенные частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблему, связанную с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях. Овладение принципами безопасной жизнедеятельности, так же как и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет решить и другие воспитательные задачи, грамотно применить весь комплекс полученных знаний, если этого потребуют обстоятельства.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при опасных ситуациях  реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.

Для привлечения внимания детей к данной теме, мы создавали проблемные ситуации для формирования мотивации к изучению профессии пожарный, инспектор дорожного движения, полицейский, врач – героях нашего времени. Реализация данного проекта дает  возможность  научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, которые помогут сохранить ему жизнь и сформировать представления дошкольников о мире труда и профессий.

Цель: 

Формирование ранней профориентации детей 4-5 лет и основ безопасности жизнедеятельности посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли безопасности в трудовой деятельности и в жизни человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость профессии,  которые спасают жизни людей;

       Развивающие:

- Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;

- Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

- Формировать умение оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении опасных ситуаций;

Воспитательные:

-  Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;

чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;

Участники проекта:  

  1. Дети и родители средней группы (4-5 лет)
  2. Воспитатель Фургина А.Р.
  3. Педагоги ДОУ

Вид проекта:  

Групповой, долгосрочный

Период проведения проекта:

 С 01.11.2023 по 31.03.2024 года 

Тип проекта:

Социально – значимый, творческий, познавательный, информационный.

Основные средства:

• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

• Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

• Обогащение РППС.

Форма реализации программы:

• сюжетно - ролевые, дидактические игры

• тематические занятия

• игры - викторины о профессиях

• просмотр интерактивных экскурсий

• проектная деятельность

• прогулки

• индивидуальная работа

• ознакомление с художественной литературой

• конструирование из бумаги, природного и бросового, строительного материала, аппликации и рисование

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный этап (организационный)

II этап – Основной этап

III этап – Заключительный этап

Подготовительный этап (организационный)

•  Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

•  Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

•  Определение интерактивных экскурсий, подготовка видео материала к их проведению.

•  Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

•  Насыщение развивающей предметно пространственной среды группы тематическим содержанием.

Основной этап реализации проекта

- непосредственно образовательная деятельность,

- экскурсии-наблюдения,

- беседы с детьми,

- встречи с людьми разных профессий,

- дидактические игры,

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций, предметов труда,

- организация различных видов труда.

Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых и организации самостоятельной деятельности является организация

развивающей предметной среды. С этой целью в рамках данного проекта велась работа по отражению темы проекта в каждом уголке группы: подбор

художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями.

 Самостоятельная деятельность детей:

- сюжетно-ролевые игры, в ходе игр закрепляются знания, полученные в ходе

непосредственно-образовательной и в совместной деятельности.

Сотрудничество с родителями:

- изготовлены атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Поликлиника», «Почта», «Салон красоты»;

- составление альбомов на тему «Профессии родителей»

- выставка рисунков «Профессии моих родителей».

Знакомство с профессией проводится по следующей схеме:

1.    Название профессии.

2.    Место работы.

3.    Материал (инструменты), который используется в процессе труда.

4.    Трудовые действия (показ, наблюдения за трудом, проигрывание действий и т.п.), название этих действий: варит, строит.

5.    Результат труда (приготовлен вкусный обед, построен дом, сделана покупка).

6.    Значимость и необходимость труда.

 Третий этап (заключительный)

- Игровая программа КВН «Все профессии нужны, все профессии важны».

Ожидаемый результат:

  • вызван интерес к окружающему миру;
  • расширены у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
  • обеспечена активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком;
  • сформированы первоначальные знание детьми информации о профессиях спасающих жизнь человека;
  • понимание значения слова  «профессия»;
  • умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

Дата

Тема

Цель работы

Участники

Ноябрь

Профессии сотрудников детского сада.

Просмотр презентации «Кто работает в детском саду?».

Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.

Воспитатель, дети, родители.

Собрать фотоальбом «Профессии родителей».

Привлечение родителей к проектной деятельности, знакомство с профессиями мамы, папы, дедушек, бабушек. Участие родителей в  подборе фотоматериалов для фотоальбома.

Знакомство с профессиями «Врач», «Медицинская сестра», «Ветеринар», «Фармацевт», «Учитель».

Сюжетно ролевая игра «Поликлиника», «Аптека».

Виртуальное путешествие в поликлинику.

Чтение художественной литературы К. И.Чуковский «Доктор Айболит».

«Знакомство с аптекой».

Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, фармацевта, ветеринара, учителя. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы.

Воспитатель, дети, сотрудники аптеки.

Знакомство с профессиями «Полицейский», «Почтальон».

Чтение поэмы С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер»; Чтение стихотворения С. Маршака «Почта»; дидактическая игра "Профессии".

Обогащать знания и представления детей о профессиях полицейского, почтальона. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Воспитатель, дети, сотрудники почтового отдела, родители

Экскурсия «Знакомство с почтовым отделением».

Знакомство с профессией почтальон

Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании».

Познакомить родителей с планом работы группы по профориентации детей.

Декабрь

Знакомство с профессиями «Строитель», «Пожарный».

Презентация «Профессия строитель».

Дидактическая игра «Высокий, пониже, самый низкий»; Дидактическая игра «Найди лишнее»; чтение художественных произведений К. И. Чуковского «Путаница», А. Власова «Зайчишка», С. Маршак «Кошкин дом».

Художественное творчество аппликация – пожарная машина.

Формировать уважение к рабочим разных специальностей.

Знакомить с профессиональной деятельностью пожарного.

Воспитатель, дети, сотрудник пожарной службы.

Январь

Знакомство с профессией «Швея», «Пекарь».

Интегрированное занятие «Профессия – швея».

Художественное творчество лепка из соленого теста (батоны, баранки).

Художественное творчество аппликация «Платье».

Формировать представления о профессии швея, о важности и значимости их труда.

Познакомить детей с профессией «Пекарь». Расширять представления о результатах труда и общественной значимости этой профессии. Формировать чувство благодарности к людям этой профессии за их труд. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Воспитатель, дети, социальный педагог

Февраль

Знакомство с профессией «Военный».

Интегрированное занятие «День Защитника Отечества».

Тематическая выставка рисунков и поделок к 23 февраля.

Продолжить знакомить детей с профессиями военнослужащих.

Привлечь родителей к совместному творчеству.

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители

Март

Знакомство с профессией «Парикмахер», «Библиотекарь».

Продолжить знакомить детей с профессиями парикмахер, библиотекарь.

Воспитатель, дети, родители

Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты».

Формировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Салон красоты».

Знакомство с профессией «Космонавт».

Конкурс рисунков «Профессии моих родителей»

Познакомить детей с историей первого космического полета и профессией космонавта.

Воспитатель, дети, родители

Деловая игра по профориентации с родителями.

Формирование у родителей представлений о важности и значимости выбора детьми будущей профессии.

Игровая программа КВН «Все профессии нужны, все профессии важны».

Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитывать уважение и любовь к труду взрослых.

Воспитатель, дети, педагоги ДОУ

Деловая игра для педагогов «Калейдоскоп профессий»

НОД: «Все работы хороши!»

Организация работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов посредством организации работы по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

Развивать познавательный интерес детей к профессиям своих родителей

КОНСПЕКТ НОД: «Все работы хороши!»

Цель: уточнить и расширить представление детей о профессиях людей в старину и в наше время

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о профессиях, их важности

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к профессиям своих родителей

Воспитательные: воспитывать уважение к людям любых профессий

Ход ООД:

  1. Организационный момент. «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, – кто ты будешь такой?» Вам знакома эта детская считалочка? В старину профессий было мало, и все они вполне могли поместиться на одном крыльце, вместе с царѐм. Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Хотите познакомиться с некоторыми профессиями? Тогда отправляемся в путь.
  2. II. Основная часть Представьте себе, что мы вышли утром из дома (дети идут по группе, подходят к окну и смотрят на стоящий напротив дом.) – А кто построил ваш дом? Придумал и начертил его на бумаге архитектор. А строили дом, подводили воду и газ другие люди. – Как называется их профессия? Они строители. Это и каменщики (что они делают?) и машинисты подъѐмных кранов, и плотники (люди, которые работают по дереву). Итак, мы с вами на улице. Посмотрите вокруг… – Кто во дворе наводит порядок? (Дворник) А теперь давайте сядем в автобус и поедем в детский сад. – Кто нас везѐт? (Водитель), а мы – пассажиры. – Кто встречает вас в д/с? (Воспитатель) Мамы, попрощавшись с вами, торопятся на свою работу. – А кем работают ваши мамы и папы? (выслушиваем ответы детей) В д/с ещѐ много взрослых, которые работают для того, чтобы вы могли вовремя позавтракать, пообедать, чтобы вы были здоровы. – Кто это? (Повар, медсестра). Вечером мама забирает вас из сада, и вы заходите с ней в магазин. – А кто там работает? (Продавцы), а мы с вами покупатели. Вот мы купили продукты. Идѐм домой и видим вывеску(изображение расчѐски и ножниц) – Как вы думаете, что это? (Парикмахерская) – Кто там работает? (Парикмахер) Вдруг по улице промчалась под вой сирены большая красная машина. – что это за машина? – Чем занимаются люди, которые едут в ней? (Пожарные тушат пожары) – Ребята, а вы знаете, что надо делать, если случится пожар? (Надо позвонить 01 и назвать свой адрес) Но вот вы пришли с мамой домой. Пришли домой с работы воспитатель и продавец, врач и пожарный, шофѐр и повар. Кто-то взял в руки книгу, которую написал писатель, кто-то позвонил по телефону другу. А кто-то включил телевизор. – Кто снимается в фильмах? (актѐры ) – Вот видите, ребята, как много разных профессий на свете.
  3. Физ.минутка «Стали дети ровно в круг» Стали дети ровно в круг, А затем присели вдруг. Дружно сделали прыжок, Над головкою – хлопок. А теперь все дружно Перепрыгнем лужу! А сейчас идут по кругу, Улыбаются друг другу. Представьте себе, что вдруг исчезли все воспитатели. –Чтобы тогда произошло? – Или вдруг не стало бы пожарных, строителей? Выходит, что все профессии нужны, все профессии важны. Главное – выполнять любую работу нужно хорошо. – Кем вы хотите стать, когда вырастите? – А были ли такие профессии в старину? – Как вы думаете, чем занимался лекарь? (Лекарь от слова лечить) – А как теперь называют людей этой профессии? А вот профессия повар не изменила своего названия с давних времѐн. Тогда кухня называлась поварней. А тот, кто в ней работал, – повар. Особую честь на Руси воздавали плотникам. – Как вы думаете, почему? Как в Москве деревянной Деревянные избы, Деревянные стены, Деревянные крыши, А в избе деревянной Деревянные лавки Да столы деревянные. Многое изменилось за эти годы. Но всегда труд человека был в почѐте. Не зря говорят: «Труд кормит, а лень портит». «Труд кормит и одевает».
  4. III. Рефлекия. Профессий очень много, и все они очень важные и нужные. Но когда вы будете выбирать себе профессию, важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект «Все профессии важны - все профессии нужны!»

Цель проекта: Развитие у детей интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.Задачи проекта:-воспитывать уважение к людям разных профессий.-прививать чувство бл...

Долгосрочный проект "Город профессий" для детей средней группы

Актуальность:Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитан...

Отчёт по долгосрочному проекту в средней группе №6 «Разные профессии людей в нашем селе»

Отчёт по долгосрочному проекту в средней группе №6 «Разные профессии людей в нашем селе»...

Мониторинг по средней группе 2023-2024гг

Сводная ведомость по мониторингу по средней группе за 2023-2024гг....

Долгосрочный проект по познавательному развитию «Где живет математика?» для детей среднего дошкольного возраста.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...

Долгосрочный проект по познавательному развитию «Где живет математика?» для детей среднего дошкольного возраста.

    Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, по...

Долгосрочный проект по познавательному развитию «Где живет математика?» для детей среднего дошкольного возраста.

Цель: показать формы работы по развитию интереса у дошкольников к книгам (к сказкам)Задачи: Вовлечь родителей и педагогов в активную деятельность по приобщению детей к книжной культуреПоказать приемы ...