Долгосрочный проект «Разные профессии людей в нашем селе» (для детей средней группы)2023-2024гг.
проект (средняя группа)
Долгосрочный проект «Разные профессии людей в нашем селе» (для детей средней группы)2023-2024гг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Долгосрочный проект
«Разные профессии людей в нашем селе»
(для детей средней группы)
Подготовила:
Воспитатель: Фургина А.Р.
Село Рождествено2023-2024гг.
Профессии
Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет неважных —
Вам об этом скажет каждый.
Есть прекрасный мастер — плотник,
Он до дерева охотник.
Людям мебель создаёт
И ему всегда почёт.
Доктор лечит все болезни —
Нет профессии полезней.
Если кто-то заболеет,
Доктор вылечить сумеет.
Кто готовит суп и кашу,
Торт, компот и простоквашу?
Повар знает все секреты.
На десерт он даст конфеты.
В небе ветер обгоняя,
В прятки в облаках играя,
Мчит стрелою самолёт —
Управляет им пилот.
Едет вдаль, бежит машина,
Об асфальт стирая шины.
В путь ведёт водитель славный —
За рулём он самый главный.
Управляет кораблём
Утром, вечером и днём
За штурвалом капитан —
Видел множество он стран.
Есть профессия — строитель —
Неудобства покоритель.
Строит он дома, заводы,
Фермы, школы, небоскрёбы.
И конструктор — это тоже
На игру во всём похоже.
Конструирует предметы —
Мы-то знаем всё об этом.
Инженер — изобретатель —
Он творец, чудес создатель.
Что придумал — создаёт.
В мир свершений нас влечёт.
Есть профессия — учитель —
Наш идейный вдохновитель.
Тайны жизненных преград
Нам раскрыть он будет рад.
Очень важен земледелец —
Труженик земли, умелец.
Пашет, сеет, поливает,
Урожай весь собирает.
Есть профессия одна —
Очень важная она.
Чтобы мы всегда смеялись,
Чтобы солнцу улыбались,
За порядком он следит,
Если надо, защитит.
У солдата есть работа —
Мир хранить его забота.
Продавцы нам всем нужны —
Продавать они должны.
Всё, что мастер создаёт,
Продавец нам продаёт.
Есть певец, и есть спортсмен,
Шоумен и бизнесмен,
Звездочёт, шахтёр, писатель,
Металлург и испытатель.
Всех профессий нам не счесть,
Сколько их на свете есть.
Но профессия одна —
Всех важнее, всё ж, она.
Скажу честно я и прямо —
Это должность — моя Мама!
Мама — первый мой учитель,
Мой идейный вдохновитель,
Повар, доктор и швея,
Мой защитник и судья.
Мама — тренер мой, спасатель
И, конечно, воспитатель.
Без неё никак нельзя —
Это истина, друзья.
Папа тоже очень важный —
Он защитник мой отважный,
Плотник, столяр и строитель —
Дел мужских он мой учитель.
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Каждый должен сам решать,
Кем когда он хочет стать. Автор: Виталий Тунников
Актуальность:
Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. Поэтому, я полагаю, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом.
Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Труд способствует развитию способностей ребёнка и обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Данная ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Актуальность проекта вызвана тем, что во все времена опасности сопровождали человека, который был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями. Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличенные частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблему, связанную с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях. Овладение принципами безопасной жизнедеятельности, так же как и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет решить и другие воспитательные задачи, грамотно применить весь комплекс полученных знаний, если этого потребуют обстоятельства.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при опасных ситуациях реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.
Для привлечения внимания детей к данной теме, мы создавали проблемные ситуации для формирования мотивации к изучению профессии пожарный, инспектор дорожного движения, полицейский, врач – героях нашего времени. Реализация данного проекта дает возможность научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, которые помогут сохранить ему жизнь и сформировать представления дошкольников о мире труда и профессий.
Цель:
Формирование ранней профориентации детей 4-5 лет и основ безопасности жизнедеятельности посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли безопасности в трудовой деятельности и в жизни человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость профессии, которые спасают жизни людей;
Развивающие:
- Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
- Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
- Формировать умение оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении опасных ситуаций;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
Участники проекта:
- Дети и родители средней группы (4-5 лет)
- Воспитатель Фургина А.Р.
- Педагоги ДОУ
Вид проекта:
Групповой, долгосрочный
Период проведения проекта:
С 01.11.2023 по 31.03.2024 года
Тип проекта:
Социально – значимый, творческий, познавательный, информационный.
Основные средства:
• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
• Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
• Обогащение РППС.
Форма реализации программы:
• сюжетно - ролевые, дидактические игры
• тематические занятия
• игры - викторины о профессиях
• просмотр интерактивных экскурсий
• проектная деятельность
• прогулки
• индивидуальная работа
• ознакомление с художественной литературой
• конструирование из бумаги, природного и бросового, строительного материала, аппликации и рисование
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный этап (организационный)
II этап – Основной этап
III этап – Заключительный этап
Подготовительный этап (организационный)
• Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
• Определение интерактивных экскурсий, подготовка видео материала к их проведению.
• Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
• Насыщение развивающей предметно пространственной среды группы тематическим содержанием.
Основной этап реализации проекта
- непосредственно образовательная деятельность,
- экскурсии-наблюдения,
- беседы с детьми,
- встречи с людьми разных профессий,
- дидактические игры,
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций, предметов труда,
- организация различных видов труда.
Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых и организации самостоятельной деятельности является организация
развивающей предметной среды. С этой целью в рамках данного проекта велась работа по отражению темы проекта в каждом уголке группы: подбор
художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями.
Самостоятельная деятельность детей:
- сюжетно-ролевые игры, в ходе игр закрепляются знания, полученные в ходе
непосредственно-образовательной и в совместной деятельности.
Сотрудничество с родителями:
- изготовлены атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Поликлиника», «Почта», «Салон красоты»;
- составление альбомов на тему «Профессии родителей»
- выставка рисунков «Профессии моих родителей».
Знакомство с профессией проводится по следующей схеме:
1. Название профессии.
2. Место работы.
3. Материал (инструменты), который используется в процессе труда.
4. Трудовые действия (показ, наблюдения за трудом, проигрывание действий и т.п.), название этих действий: варит, строит.
5. Результат труда (приготовлен вкусный обед, построен дом, сделана покупка).
6. Значимость и необходимость труда.
Третий этап (заключительный)
- Игровая программа КВН «Все профессии нужны, все профессии важны».
Ожидаемый результат:
- вызван интерес к окружающему миру;
- расширены у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
- обеспечена активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком;
- сформированы первоначальные знание детьми информации о профессиях спасающих жизнь человека;
- понимание значения слова «профессия»;
- умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
Дата | Тема | Цель работы | Участники |
Ноябрь | Профессии сотрудников детского сада. Просмотр презентации «Кто работает в детском саду?». | Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений. | Воспитатель, дети, родители. |
Собрать фотоальбом «Профессии родителей». | Привлечение родителей к проектной деятельности, знакомство с профессиями мамы, папы, дедушек, бабушек. Участие родителей в подборе фотоматериалов для фотоальбома. | ||
Знакомство с профессиями «Врач», «Медицинская сестра», «Ветеринар», «Фармацевт», «Учитель». Сюжетно ролевая игра «Поликлиника», «Аптека». Виртуальное путешествие в поликлинику. Чтение художественной литературы К. И.Чуковский «Доктор Айболит». «Знакомство с аптекой». | Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, фармацевта, ветеринара, учителя. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы. | Воспитатель, дети, сотрудники аптеки. | |
Знакомство с профессиями «Полицейский», «Почтальон». Чтение поэмы С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер»; Чтение стихотворения С. Маршака «Почта»; дидактическая игра "Профессии". | Обогащать знания и представления детей о профессиях полицейского, почтальона. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Воспитатель, дети, сотрудники почтового отдела, родители | |
Экскурсия «Знакомство с почтовым отделением». | Знакомство с профессией почтальон | ||
Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании». | Познакомить родителей с планом работы группы по профориентации детей. | ||
Декабрь | Знакомство с профессиями «Строитель», «Пожарный». Презентация «Профессия строитель». Дидактическая игра «Высокий, пониже, самый низкий»; Дидактическая игра «Найди лишнее»; чтение художественных произведений К. И. Чуковского «Путаница», А. Власова «Зайчишка», С. Маршак «Кошкин дом». Художественное творчество аппликация – пожарная машина. | Формировать уважение к рабочим разных специальностей. Знакомить с профессиональной деятельностью пожарного. | Воспитатель, дети, сотрудник пожарной службы. |
Январь | Знакомство с профессией «Швея», «Пекарь». Интегрированное занятие «Профессия – швея». Художественное творчество лепка из соленого теста (батоны, баранки). Художественное творчество аппликация «Платье». | Формировать представления о профессии швея, о важности и значимости их труда. Познакомить детей с профессией «Пекарь». Расширять представления о результатах труда и общественной значимости этой профессии. Формировать чувство благодарности к людям этой профессии за их труд. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Воспитатель, дети, социальный педагог |
Февраль | Знакомство с профессией «Военный». Интегрированное занятие «День Защитника Отечества». Тематическая выставка рисунков и поделок к 23 февраля. | Продолжить знакомить детей с профессиями военнослужащих. Привлечь родителей к совместному творчеству. | Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители |
Март | Знакомство с профессией «Парикмахер», «Библиотекарь». | Продолжить знакомить детей с профессиями парикмахер, библиотекарь. | Воспитатель, дети, родители |
Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты». | Формировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Салон красоты». | ||
Знакомство с профессией «Космонавт». Конкурс рисунков «Профессии моих родителей» | Познакомить детей с историей первого космического полета и профессией космонавта. | Воспитатель, дети, родители | |
Деловая игра по профориентации с родителями. | Формирование у родителей представлений о важности и значимости выбора детьми будущей профессии. | ||
Игровая программа КВН «Все профессии нужны, все профессии важны». | Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитывать уважение и любовь к труду взрослых. | Воспитатель, дети, педагоги ДОУ | |
Деловая игра для педагогов «Калейдоскоп профессий» НОД: «Все работы хороши!» | Организация работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов посредством организации работы по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями. Развивать познавательный интерес детей к профессиям своих родителей |
КОНСПЕКТ НОД: «Все работы хороши!»
Цель: уточнить и расширить представление детей о профессиях людей в старину и в наше время
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о профессиях, их важности
Развивающие: развивать познавательный интерес детей к профессиям своих родителей
Воспитательные: воспитывать уважение к людям любых профессий
Ход ООД:
- Организационный момент. «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, – кто ты будешь такой?» Вам знакома эта детская считалочка? В старину профессий было мало, и все они вполне могли поместиться на одном крыльце, вместе с царѐм. Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Хотите познакомиться с некоторыми профессиями? Тогда отправляемся в путь.
- II. Основная часть Представьте себе, что мы вышли утром из дома (дети идут по группе, подходят к окну и смотрят на стоящий напротив дом.) – А кто построил ваш дом? Придумал и начертил его на бумаге архитектор. А строили дом, подводили воду и газ другие люди. – Как называется их профессия? Они строители. Это и каменщики (что они делают?) и машинисты подъѐмных кранов, и плотники (люди, которые работают по дереву). Итак, мы с вами на улице. Посмотрите вокруг… – Кто во дворе наводит порядок? (Дворник) А теперь давайте сядем в автобус и поедем в детский сад. – Кто нас везѐт? (Водитель), а мы – пассажиры. – Кто встречает вас в д/с? (Воспитатель) Мамы, попрощавшись с вами, торопятся на свою работу. – А кем работают ваши мамы и папы? (выслушиваем ответы детей) В д/с ещѐ много взрослых, которые работают для того, чтобы вы могли вовремя позавтракать, пообедать, чтобы вы были здоровы. – Кто это? (Повар, медсестра). Вечером мама забирает вас из сада, и вы заходите с ней в магазин. – А кто там работает? (Продавцы), а мы с вами покупатели. Вот мы купили продукты. Идѐм домой и видим вывеску(изображение расчѐски и ножниц) – Как вы думаете, что это? (Парикмахерская) – Кто там работает? (Парикмахер) Вдруг по улице промчалась под вой сирены большая красная машина. – что это за машина? – Чем занимаются люди, которые едут в ней? (Пожарные тушат пожары) – Ребята, а вы знаете, что надо делать, если случится пожар? (Надо позвонить 01 и назвать свой адрес) Но вот вы пришли с мамой домой. Пришли домой с работы воспитатель и продавец, врач и пожарный, шофѐр и повар. Кто-то взял в руки книгу, которую написал писатель, кто-то позвонил по телефону другу. А кто-то включил телевизор. – Кто снимается в фильмах? (актѐры ) – Вот видите, ребята, как много разных профессий на свете.
- Физ.минутка «Стали дети ровно в круг» Стали дети ровно в круг, А затем присели вдруг. Дружно сделали прыжок, Над головкою – хлопок. А теперь все дружно Перепрыгнем лужу! А сейчас идут по кругу, Улыбаются друг другу. Представьте себе, что вдруг исчезли все воспитатели. –Чтобы тогда произошло? – Или вдруг не стало бы пожарных, строителей? Выходит, что все профессии нужны, все профессии важны. Главное – выполнять любую работу нужно хорошо. – Кем вы хотите стать, когда вырастите? – А были ли такие профессии в старину? – Как вы думаете, чем занимался лекарь? (Лекарь от слова лечить) – А как теперь называют людей этой профессии? А вот профессия повар не изменила своего названия с давних времѐн. Тогда кухня называлась поварней. А тот, кто в ней работал, – повар. Особую честь на Руси воздавали плотникам. – Как вы думаете, почему? Как в Москве деревянной Деревянные избы, Деревянные стены, Деревянные крыши, А в избе деревянной Деревянные лавки Да столы деревянные. Многое изменилось за эти годы. Но всегда труд человека был в почѐте. Не зря говорят: «Труд кормит, а лень портит». «Труд кормит и одевает».
- III. Рефлекия. Профессий очень много, и все они очень важные и нужные. Но когда вы будете выбирать себе профессию, важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/17/picture-1296692-1623952291.jpg)
Долгосрочный проект «Все профессии важны - все профессии нужны!»
Цель проекта: Развитие у детей интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.Задачи проекта:-воспитывать уважение к людям разных профессий.-прививать чувство бл...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/24/picture-1342890-1629789071.jpg)
Долгосрочный проект "Город профессий" для детей средней группы
Актуальность:Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/01/picture-1212277-1606825116.jpg)
Отчёт по долгосрочному проекту в средней группе №6 «Разные профессии людей в нашем селе»
Отчёт по долгосрочному проекту в средней группе №6 «Разные профессии людей в нашем селе»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/28/picture-1309672-1611855407.jpg)
Мониторинг по средней группе 2023-2024гг
Сводная ведомость по мониторингу по средней группе за 2023-2024гг....
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/19/picture-1282366-1721360780.jpg)
Долгосрочный проект по познавательному развитию «Где живет математика?» для детей среднего дошкольного возраста.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/20/picture-1412477-1655750491.jpg)
Долгосрочный проект по познавательному развитию «Где живет математика?» для детей среднего дошкольного возраста.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, по...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/19/picture-1282366-1721360780.jpg)
Долгосрочный проект по познавательному развитию «Где живет математика?» для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: показать формы работы по развитию интереса у дошкольников к книгам (к сказкам)Задачи: Вовлечь родителей и педагогов в активную деятельность по приобщению детей к книжной культуреПоказать приемы ...