Конспект занятия по региональному компоненту "Путешествие по заповедникам Приморского края"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сидоренко Юлия Александровна

Конспект занятия по региональному компоненту "Путешествие по заповедникам Приморского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_zapovednikam_prim_kraya.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие по заповедникам Приморского края»

Приоритетная образовательная область: « Познавательное развитие».

Цель: Развивать интерес к родному краю, воспитывать патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие.

 Задачи интегрируемых образовательных областей:

Область «Познавательное развитие»:

Учить детей работать с картой, ориентироваться по ней. Продолжать знакомство с заповедниками Приморского края. Закрепить знания детей о растительном и животном мире заповедных местах. Формировать знания детей о транспортных средствах; уточнить правила безопасного поведения на дороге, в транспорте.

Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством включения разнообразных игровых заданий;

Формировать навыки групповой работы,  находить решение и делать выводы;

Развивать интерес к занятиям, логическое мышление, внимание.

Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за природу, бережное отношение к ней.

Область «Речевое развитие»:

Развивать диалогическую,  монологическую и  связную речь, умение отвечать на вопросы;

Развивать мыслительные операции, умение действовать в соответствии с инструкцией;

Формировать умение детей говорить полным ответом, не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Область «Физическое развитие»:

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук;

Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом;

Воспитывать интерес к смене деятельности.

Область «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать слуховое восприятие, творческое воображение, чувство ритма;

Способствовать практическому усвоению знаний в игре.

Виды деятельности:

Познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, конструктивная.

Формы организации:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы реализации:

Создание игровой мотивации;

 Использование пособий, музыкального сопровождения, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

Сюрпризный момент;

Использование пособий;

Активная деятельность детей.

Используемые технологии:

Развивающие, информационные, познавательно- исследовательские, личностно- ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционные.

Предварительная работа педагогов:

Подготовка демонстрационного материала;

Оборудование и демонстрационный материал:

Музыкальная фонограмма; по количеству детей: эмблемы, картинки для разукрашивания, цветные карандаши; коврик; памятки «Правила поведения в лесу»; 2 рюкзака; предметы для игры «Собери рюкзак»; карта Приморского края; Красная книга; ромашка; сигнал; пазлы «Лотос» - 2 шт; видео клип об амурском тигре; проектор; иллюстрации животных, птиц, растений; конверт; фото японского журавля, леопарда; лотос для демонстрации; экологические знаки; кедровые орехи; маски тигра.

Методы и приемы: Словесный (рассказ воспитателя, беседа, поощрение)Наглядный (рассматривание иллюстраций, просмотр видеоклипа, памятки, карта Приморского края, Красная книга).

Практический (сбор рюкзака, складывание пазл, разукрашивание иллюстраций, выполнение упражнений).

Игровой ( воображаемая ситуация, дидактические игры).

Словарная работа: Экскурсовод, туристические группы, заповедник, путешественники, компас, эмблема.

Предварительная работа с детьми:

- Беседы о родном крае, заповедниках Приморского края.

- НОД «Красная книга», «Юный эколог», «Заповедные места».

- Дидактические игры «Кто, где живет?», «Растения Приморского края», «Что возьмем с собой в поход» и др.;

- Отгадывание загадок по теме.

-Выдвижение проблем и решение их в ситуативных разговорах.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте сегодня отправимся с вами в путешествие по Заповедникам Приморского края. Я буду экскурсоводом. А вас мы сейчас разделим на две туристические группы.

(Раздел на группы с помощью жеребьевки)

Одна группа – «Солнышко», другая группа – «Облачко».

Воспитатель выдает командам эмблемы.

Посоветуйтесь и выберите капитана (Дети выбирают капитана). Но прежде чем начать путешествие, что нужно сделать?

Дети: Собраться в дорогу.

 Игра «Собери рюкзак»

Из предложенных предметов, дети выбирают те, которые могут пригодиться в путешествии.

Воспитатель: Рюкзак собрали, его понесет капитан. Ребята, обратите внимание на карту. Это карта нашего края. В каком крае мы живем?

Дети: Мы живем в Приморском крае.

Воспитатель: Правильно. Мы знаем стихотворение о нашем крае. Давайте его послушаем.

Ребенок:

Приморский край родной для нас.

Мы здесь живем и здесь растем…

Богат,  красив, многообразен,

Так разноцветен и прекрасен!

Воспитатель: Богата и разнообразна природа нашего края. Но многие растения и животные находятся на грани исчезновения. Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей) Такие исчезающие виды растений и животных занесены в специальную книгу. Какую? (Красную книгу). (Показ) Красная книга – это книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Мы все понимаем, что необходимо охранять природу. Для этого в нашем крае созданы заповедники. Сколько их? (6 заповедников) Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Они созданы для сохранения и изучения растительного и животного мира. На карте заповедники обозначены эмблемами. Давайте обозначим ромашкой место, где мы с вами находимся. В каком городе  находится наш детский сад? (г. Артем) Верно. Вот наш город (воспитатель прикрепляет ромашку на карту).

Воспитатель: Первый заповедник, в который я вас сейчас приглашаю – Сихоте – Алинский. Отправляемся мы туда на поезде (ходьба в колонне по одному, мелким шагом). Будьте осторожны! Не выходите из вагона до полной остановки поезда. (Сигнал) Остановка. Вот мы с вами и добрались до места. Это самый большой заповедник на территории нашего края. Я предлагаю проверить ваши знания и отгадать загадки об обитателях этого заповедника. Загадки я буду по очереди загадывать каждой команде. Посовещайтесь и дайте правильный ответ.

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

Как огонь его шкура горит,

Весь белыми пятнами зверь тот покрыт. (Олень)

 

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою их ведет,

Весел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу повернет. (Утка с утятами)

 

Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый.

И может, два века

Он ждать человека

В чащобе лесной

Под кедровой сосной. (Женьшень)

 

Весной цветет, летом плод дает,

Осенью не увядает,

Зимой не умирает. (Кедр)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, в Сихоте – Алинском заповеднике вас ждал сюрприз – это кедровые орехи (Дети берут их с собой).

А нам пора двигаться дальше. Сейчас мы отправимся в  Лозовский заповедник. Едем на автобусе. Во время поездки необходимо быть пристегнутыми ремнями безопасности (Присев, имитация). Сигнал. Приехали. Ребята, скажите, пожалуйста, кто изображен на эмблеме Лозовского заповедника?

Дети: Тигр.

Воспитатель: Тигр – хозяин тайги. Большой хищный зверь. Его охраняют в  Лазовском заповеднике. Немногие люди могут увидеть его в природе. Я предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео клип о жизни амурского тигра (дети, лежа на ковриках, смотрят клип).

В каком заповеднике мы наблюдали за жизнью тигра? (в  Лазовском) Вам на память об этом заповеднике маски для игр.

Воспитатель: Продолжаем путешествие. Наш путь лежит в Уссурийский заповедник. А добираться до него мы будем на машинах. Пристегивайтесь, берите в руки руль (имитация) и поехали! На дороге необходимо соблюдать правила дорожного движения, чтобы не случилась авария, следите за сигналами светофора. Сигнал. Остановка. Уссурийский заповедник очень богат растительным и животным миром. Но в заповеднике обнаружены животные, птицы и растения из других стран. Мы должны помочь им вернуться домой.

 Игра «Обитатели Уссурийского заповедника»

Детям выдаются конверты. Они рассматривают иллюстрации с изображением животных, птиц и растений, определяют, какие из них обитают в Уссурийском заповеднике, а какие нет. Иллюстрации тех животных, птиц и растений, которые не обитают в этом заповеднике, «отправляют» в конверте на Родину.

Воспитатель: Ребята, иллюстрации с изображением обитателей Уссурийского заповедника возьмите с собой, чтобы познакомить с ними своих друзей и знакомых.

Отправляемся в Дальневосточный морской заповедник. А для того, чтобы не испугать его жителей, поплывем на лодке (лежа на животе с вытянутыми вперед руками отрываем одновременно от пола верхнюю часть туловища и ноги). Нельзя сильно раскачивать лодку, так как она от этого может перевернуться. Сигнал. Остановка. Вот мы с вами и добрались до заповедника. Скажите, пожалуйста, кто находится под охраной в морском заповеднике?

Дети: Краб, гребешок, осьминог, рыбы.

Воспитатель: Кроме морских обитателей в заповеднике охраняют и птиц. Посмотрите внимательно, кто это?

Детям демонстрируют иллюстрацию с изображением японского журавля.

Дети: японский журавль.

Воспитатель: Посмотрите, какой он красивый. Журавлей осталось мало. Для того чтобы эту птицу знали и охраняли, как можно больше людей, я предлагаю вам раскрасить и подарить гостям рисунки с ее изображением.

Ребята раскрашивают журавля («красная шапочка» на голове) и дарят рисунки гостям.

Воспитатель: В дальневосточном морском заповеднике живут очень красивые журавли. А нам пора в дорогу. Едим в заповедник «Кедровая падь» на велосипеде (лежа на спине поднять согнутые в коленях ноги и «крутить педали»). Нельзя ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой, по два человека и более. Сигнал. Остановка.

Кедровая Падь - единственный заповедник в России, где постоянно обитает дальневосточный леопард. Самая редкая кошка в мире - численность в природе не более 25 особей. У нее очень сильное тело, длинный хвост и быстрые ноги. Леопард очень опасный хищник. Он очень ловкий, легко и быстро прячется, очень хорошо слышит, очень быстро забирается на деревья, переплывает широкие реки, делает огромные прыжки, может даже перепрыгнуть легковую машину. На ночь леопарды забираются на деревья и спят на ветвях. Единственный враг леопарда - человек. Издавна человек охотился на леопардов из-за красивого меха, и добыча такого зверя считалась доблестью. Но времена меняются, людей становилось все больше, а хищных зверей - меньше. А ведь в природе нет нечего лишнего.

Человек редко задумывается над этим, давайте посмотрим экологические знаки, объясним, что они обозначают, запомним правила поведения в лесу.

 Игра «Экологические знаки»

(обсуждаются обеими группами)

Воспитатель: Предлагаю послушать стихотворение о том, какая беда может с нами случится.

Ребенок:

Дерево, трава, цветок и птица -

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Для того чтобы вы не забыли правила поведения в лесу, получите памятки.

Воспитатель: Нам осталось посетить еще один заповедник –  Ханкайский.  А полетим мы туда на вертолете. Заводите моторы и полетели (вращательные движение рук над головой). Ни в коем случае не стоит перемещаться по салону, открывать во время полета двери и окна. Сигнал. Посадка. Ребята на территории Ханкайского заповедника, есть озеро Ханка. На озере растут очень красивые и редкие цветы. Как они называются? (показ фотографии)

Дети: Лотосы.

Воспитатель: Верно. Чтобы лотосов в заповедники стало больше, я предлагаю каждой туристической группе сделать по цветку и оставить их в заповеднике.

        Игра «Сложи лотос» (пазлы)

Воспитатель: Для того чтобы у вас осталась память о путешествии в Ханкайский заповедник, давайте сфотографируемся с лотосами.

Воспитатель: Мы сегодня побывали в заповедниках Приморского края, вспомнили о разных животных и растительном мире. Пришла пора возвращаться в родной детский сад. Едим на роликах (имитация). Внимательно следите за дорогой, чтобы вовремя объехать препятствия, которые могут возникнуть на пути. Сигнал. Остановка.

Вот и закончилась наше увлекательное путешествие по заповедникам Приморского края. Мы поняли, что природа беззащитна перед  человекам. Для того чтобы дружба людей и природы стала крепче, предлагаю исполнить песню – хоровод «Дружат дети всей земли» (пригласить гостей).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

Артёмовского городского округа.

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста

«Путешествие по заповедникам

Приморского края».

Подготовил:

воспитатель

Сидоренко Юлия Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема"Символика Приморского края".

Занятие направлено на развитие патриотических чувств и любви к малой Родине....

Путешествие по заповедникам Приморского края

конспект Нод для  подготовительной группы по ознакомлению с природой, заповедниками родного края....

НОД по познавательному развитию "Заповедники Приморского Края"

НОД направлено на закрепление и обобщение ранее полученых знаний о заповедниках Приморского края...

Конспект занятия с региональным компонентом «путешествие в родной край».

Расширить кругозор детей. Пополнить знания о животных родного края...

Конспект НОД Путешествие по заповедникам Приморского края

Конспект НОД Путешествие по заповедникам Приморского края...

Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе «Лапландский заповедник»

Создание условий для ознакомления дошкольников с Лапландским заповедником и его обитателями, с его местонахождением и особенностями климата; показать роль человека в сохранении флоры и фауны Лапландск...

Конспект занятия Региональный компонент Водоплавающие птицы Приморского края для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Цель: обобщение знаний детей по теме: «Водоплавающие птицы Приморского края».         Задачи:Формировать представление о водоплавающих птицах Примор...