НОД по познавательному развитию "Заповедники Приморского Края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Валентина Александровна Ефименко

НОД направлено на закрепление и обобщение ранее полученых знаний о заповедниках Приморского края

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок»

городского округа Спасск-Дальний Приморского края.

Непрерывная образовательная деятельность  

по теме: «Заповедники Приморского края»

для детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

Составила: Ефименко Валентина Александровна,

воспитатель.

Цель НОД:  Обобщение знаний детей по теме «Животный и растительный мир Приморского края»

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления о заповедных местах Приморского края;
  • Продолжать уточнять, закреплять и систематизировать знания детей о растительном и животном мире Приморского края;
  • Закрепить умение детей  работать с картой, ориентироваться по ней.

Развивающие:

  • Развить речевую активность и активизировать словарь; совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом;
  • Развивать познавательный интерес;
  • Создать условия для развития наглядно – образного и логического мышления, памяти

Воспитательные:

  • Воспитать чувства гордости, любви, ответственности за природу, бережное отношение к ней.
  • Воспитать умения работать в паре.

Предварительная работа:

- Беседы о родном крае, заповедниках Приморского края.

- Дидактические игры «Кто, где живет?», «Растения Приморского края», «Животные Приморского края», «Отгадай кто»  и др.;

- Отгадывание загадок по теме.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Использовалась мультимедийная презентация, в которой  соблюдалась взаимосвязь со всеми этапами НОД.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)- 3 мин.

Основные этапы НОД

Цель,  задачи

Формы работы, приёмы, методы

Деятельность педагога

Деятельность

  детей

Целевые ориентиры

Предполагаемый результат.

1 этап. Вводная часть.

Организационный момент.

Цель: Активация внимания детей.

Создание благоприятной атмосферы на занятии.

Словесный

практический

Коммуникативная игра «Друзья» (в парах)

У тебя носик, у меня носик

У тебя ротик, у меня ротик

У тебя щечки, у меня щечки

У тебя бровки, у меня бровки

У тебя глазки, у меня глазки

Мы с тобой два друга

Любим мы друг друга.

Выполнение движений в парах

Сформировано умение выражать положительные эмоции.

Мотивация к совместной деятельности.

Цель: включение детей в совместную деятельность на личностно- значимом уровне.

Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности.

Мотивировать детей к действию.

Создание проблемной ситуации. Метод выяснения ожиданий и опасений.

Раздается звуковой сигнал послания на компьютере (на слайде карта приморского края и тигренок.) Зачитывается текст письма:

 «Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут тигренок Тоша. Я живу в вашем крае в одном из-за заповедников. Я хозяин этого заповедника и изображен на его гербе. Я увидел красивую бабочку и побежал за ней, и заблудился. Помогите вернуться мне домой.»

Воспитатель:

Ну, что поможем Тоше?  Мы справимся?

Внимательно слушают воспитателя.

Высказывают своё мнение.

Сформировано умение слушать

Сформировано умение оценивать  свои возможности и принимать  решение.

Основная часть (содержательный, деятельностный этапы)- 20 мин.

2 этап. Основная часть.

Поиск решения задач, проблемы.

Направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.

Упражнять в умении делать выводы, умозаключения.

Закрепить умение детей работать с плоскостным конструктором

Упражнять в умении делать выводы, умозаключения

Закрепить умение  детей, выполняя подражательные действия

Закрепить

умении делать выводы, умозаключения, отгадывать загадки

Закрепить умение  детей, выполняя подражательные действия

Развить познавательный интерес;

 

Развить образное и логическое мышления

Развить  умение правильно выполнять дыхательное упражнение

Развить речевую активность и активизировать словарь

Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом

Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом

Словесный

Практический

Наглядный: демонстрация.

Словесный.

Практический

Словесный: загадывание загадки.

Наглядный: демонстрация.

Словесный: высказывания детей.

Практический

Словесный:

.

Наглядный: демонстрация.

Игровой

Практический

Практический

Словесный: высказывания детей.

Словесный

Словарная работа

Практический.

Словесный

Игровой

Практический

Словесный: высказывания детей.

Воспитатель: А как же мы ему поможем. Что мы о нем знаем. Давайте вспомним о чем говорилось в письме (он живет в нашем крае)

А в каком крае мы живем. (В Приморском крае). Кто мне покажет где он на карте. Что он еще сказал (живет в заповеднике). Давайте вспомним сколько у нас заповедников (5 заповедников.)

Воспитатель: Предлагаю отправится в первый заповедник -  . Почему он так называется (находится возле озера Ханка). А на чем можно туда добраться. (На машине, вертолете, велосипеде и т.д). А на чем быстрее у нас получится (на вертолете). Давайте построим вертолет.

Игровое упражнение  «Построй вертолет»

Воспитатель: - Молодцы. Теперь мы можем отправляться в путь. (фонограмма звука вертолета). Заводите моторы и полетели. 

Воспитатель: Вот мы и добрались до Ханкайского заповедника. На озере Ханка растут очень красивые и редкие цветы. Как они называются? (лотосы). Верно.

Воспитатель:  Какая рыба обитает в озере, (карась, сом, щука.) (показ слайдов на экране)

- Какие птицы (цапля, утка мандаринка) (показ слайдов на экране). Почему утка мандаринка так называется (она разноцветная). А кто изображен на гербе заповедника (цапля). Тоша может здесь жить. (нет). Почему? (нет деревьев и он не изображен на гербе заповедника)

                                             

 Воспитатель: Предлагаю отправиться в следующий заповедник  Сихоте – Алинский.  (фонограмма звука вертолета). Заводите моторы и полетели. 

Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до места. Это самый большой заповедник на территории нашего края. Давайте вспомним кто здесь живет и какие растения растут.

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

Как огонь его шкура горит,

Весь белыми пятнами зверь тот покрыт. (Олень)

Где мёд он ведает

Он им обедает.

Укусы пчёл терпеть

Не смог - сбежал    (Медведь)

Он растёт у нас
Самый лучший хвойник в мире.
Шишек урожай хороший
Собирают в день погожий.
Шишки и орешки эти 
Любят взрослые и дети.
Как же он красив и щедр
Великан известный ...  (Кедр)

Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.  (Женьшень)

Игра «Кто лишний»

Слайды на экране с изображением животных и растений. Назвать какое животное или растение лишнее.

Воспитатель: что изображено на гербе заповедник. (цветок). Тигренок может здесь жить? (Да) Давайте спросим у него знаком ему этот заповедник: Тоша ты узнаешь эти места? (нет. Они мне не знакомы)

- Тогда дальше в дорогу. Летим  в заповедник «Кедровая падь».  Заводите моторы и полетели.

Воспитатель: Кедровая Падь - единственный заповедник в России, где постоянно обитает дальневосточный леопард. Самая редкая кошка в мире - численность в природе не более 25 особей. У нее очень сильное тело, длинный хвост и быстрые ноги. Леопард очень опасный хищник. Он очень ловкий, легко и быстро прячется, очень хорошо слышит, очень быстро забирается на деревья, переплывает широкие реки, делает огромные прыжки, может даже перепрыгнуть легковую машину. На ночь леопарды забираются на деревья и спят на ветвях.

 

Игра «В чем сходство и различие»

(сравнение леопарда и домашней кошки)

Воспитатель: А кто изображен на герб этого заповедника. (леопард). Ребята, как вы  думаете, может наш тигренок с этого заповедника (Нет) Почему? (На одной территории не живут. Они не дружат)

- Тогда дальше в дорогу. Летим  в Морской заповедник.  Заводите моторы и полетели.

Воспитатель: Ну вот мы и у моря. Какой здесь воздух? ( чистый, свежий, морской ). Давайте вдохнём его поглубже.

Дыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох – плечи поднять, руки в стороны, выдох – опустить).

- Назовите каких птиц обитающих у моря вы знаете (чайка, баклан)

-На чём можно путешествовать по морю? (ответ детей)

- Вы хотите увидеть, кто живёт в море?

Воспитатель: А чтоб увидеть подводный мир предлагаю спуститься на батискафе.

- Ну, вот мы и на морском дне в подводном царстве. Посмотрите, как здесь красиво.

- Но что-то никого не видно. Видимо, морские жители нас испугались и спрятались. Давайте их поищем и назовем.

Игра «Собери морского обитателя» (разрезные картинки: кальмар, акула, камбала, осьминог, морская звезда,  морской еж,  краб, минтай, сельдь, скат, пила) дети собирают и называют кого они собрали.(работа в пара)

Воспитатель: Здесь живет тигренок Тоша (нет).Почему? (не может жить по водой)

- Тогда дальше в дорогу. Летим  в Лозовский заповедник.  Заводите моторы и полетели.

Воспитатель:  Вот мы и оказались в Лазовском заповеднике. Кого охраняют в этом заповеднике. (Тигра)

Воспитатель: Тигр – хозяин тайги. Большой хищный зверь. Немногие люди могут увидеть его в природе. Здесь ли живет Тоша. (да) давайте проверим действительно ли тигр изображен на гербе. (Да изображен).Он нас не обманул, он хозяин этого заповедника. Ну вот мы и нашли заповедник где живет тигренок Тоша.

А  нам пора возвращаться в детский сад.

Проявляют интерес, включаются в предлагаемую деятельность.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение, строят вертолет из геометрических фигур.

Имитируют вращение лопостей у вертолета (вращательные движение рук над головой).

Проявляют интерес.

Смотрят на экран.

Отвечают на вопросы

Имитируют вращение лопостей у вертолета (вращательные движение рук над головой).

Отвечают на вопросы.

Проявляют интерес.

Отгадывают загадки.

Выполняют задание.

Смотрят на экран. Проявляют интерес.

Отвечают на вопрос

Имитируют вращение лопостей у вертолета (вращательные движение рук над головой).

Слушают, проявляют интерес.

Смотрят на экран. Сравнивают животных

Отвечают на вопрос.

Имитируют вращение лопостей у вертолета (вращательные движение рук над головой).

Выполняют действия

Отвечают на вопросы.

Имитация погружения

Собирают картинку  из нескольких  частей  (работа в парах.)

Отвечают на вопрос.

Имитируют вращение лопостей у вертолета (вращательные движение рук над головой).

Проявляют интерес.

Смотрят на экран.

Отвечают на вопросы.

Сформировано умение отвечать на поставленные вопросы

В процессе упражнения формируется воображение.

Развита двигательная активность, формируются имитационные способности.

В результате умозаключения находят правильный ответ.

Стимулирована речевая активность.

Развита двигательная активность, формируются имитационные способности.

Сформировано умение отвечать на вопросы и отгадывать загадки

Сформировано умение находить лишнюю картинку

Развита двигательная активность, формируются имитационные способности.

Сформирован интерес к восприятию

Сформировано умение отвечать на вопросы, рассуждать.

Развита двигательная активность, формируются имитационные способности.

Умеют правильно делать дыхательную гимнастику

Сформирован интерес к восприятию изображения на экране.

формируются имитационные способности.

Сформировано умение находить собирать целую картинку из отдельных частей

Сформировано умение в выполнении имитационных движений

Сформировано умение отвечать на вопросы, рассуждать.

Заключительная часть (рефлексивный этап)- 3 мин.

3 этап – Заключительный.

Рефлексия.

Подведение итогов и оценка результата.

Рефлексия содержания учебной деятельности.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния детей.

Словесный.

Практический.

Воспитатель:  

 Вам понравилось наше путешествие?

Где мы побывали?

Кому помогали?

Как мы помогли тигренку?

 

 Игра- рефлексия  «Настроение».

А какое у вас после путешествия настроение?

Выразите мне свое настроение с помощью смайликов (с улыбкой, грустный, без эмоций)                                          

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, как выполняли задания.

Рассказывают о своих впечатлениях.

Дети заканчивают НОД в хорошем настроении.

Сформировано умение рассуждать,

проявлена заинтересованность.

Сформировано умение оценивать эмоциональное состояние с помощью цветных смайликов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность "Познание" Тема: "Приморский край - моя малая Родина"

Работа посвящена углублению знаний о природе Приморского края. Ориентированна на детей старшего возраста. Работа позволяет формировать знания о родном крае, о ценных видах животных и растений, приозра...

Образовательная деятельность "Познание" Тема: "Заповедные места Приморского края"

Работа посвящена углублению знаний о заповедных местах Приморского края. Ориентированна на детей  подготовительной к школе группе. Работа позволяет формировать знания об уникальных растениях и жи...

Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"

Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема"Символика Приморского края".

Занятие направлено на развитие патриотических чувств и любви к малой Родине....

Эколого – познавательная игра – викторина «Знатоки Приморского края» (подготовительная группа)

Задачи:1.     Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Закрепит представления о заповедниках.2.     Обобщить представления детей о Кра...

Познавательно- исследовательский проект «Зачем птицам перья» (птицы Приморского края) Для детей 5-6 лет

Внедрение проекта активизирует познавательный интерес, повышает детскую самостоятельность. Совершенствует знания детей о птицах Приморского края и способствует формированию у детей умения анализироват...

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию "Владивосток-столица Приморского края"

Конспект занятия  с презентацией для воспитанников подготовительной к школе группы.Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Владивостока....