ООД по краеведению "Что было до... Жизнь мордвы"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Тезикова Светлана Александровна

Конспект направлен на формирование у детей знаний о быте и   культуре древней мордвы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.16_ood_chto_bylo_do.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по краеведению в старшей группе на тему «Что было до… Жизнь мордвы»

Цель: формирование у детей познавательного интереса к мордовской культуре, через ознакомление с предметами быта мордовского народа, устное народное творчество и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

 - расширить знания детей о традициях и обычаях мордовского народа;

 -  вызвать интерес к миру старинных вещей быта мордовского народа и их назначение в прошлом;

 - продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, народными промыслами;

 - обогащать словарь предметами быта: печь, самовар, лапти, прялка, ступа, веретено.

Развивающие:

  - развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи; эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха;

  - развивать любознательность, логическое мышление, память, внимание, речь, зрительное и слуховое восприятие;

Воспитательные:

  - воспитывать интерес и уважение к своему народу: его языку, традициям, культуре;

  - продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

Чтение сказок, легенд, рассказов о мордовском народе; знакомство с мордовскими национальными костюмами; рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «Мы – мордва», «Здравствуй, Мордовия», «Древняя мордва»; разучивание заклички «Шиня, листь», рассматривание картин «Предметы старины мордовского народа», беседа «Наша малая Родина»; занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.

Демонстрационный материал:

Предметы быта старины: прялка, веретено, коврик, лапти, деревянный конь, ступа, кувшин, сундук, берестяная шкатулка; украшения; клубок шерстяных ниток, лоскутки, угольки, элементы к мордовскому орнаменту. Деревянные игрушки, сделанные руками Тавлинских мастеров.

Ход НОД:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие о том, как люди жили в прошлом, какой у них был быт, традиции, обычаи. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель:  Назовите столицу России?
- Москва.
Воспитатель:  А как называется наша республика?
- Наша республика называется Мордовия.
Воспитатель:  Назовите столицу Мордовии?
- Саранск.
Воспитатель:  А как называется город в котором мы живём?
Дети:Ковылкино.
Воспитатель: Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.
Воспитатель:  Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии?
Дети: Русские, татары, мордва...

Воспитатель: Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше.

Воспитатель: Давным-давно, когда еще жили наши прадедушки и прабабушки, не было никакой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордовские люди старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса и реки были очень богатые.
- Как вы думаете зачем люди ходили в лес?
(Ответы детей).
Правильно, в лес ходили на охоту, там собирали, грибы, ягоды, орехи, травы; рубили дрова. В реках и озерах они ловили рыбу.
Воспитатель:  Как вы думаете, чем они ловили рыбу?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, удочек и сетей тогда еще не было, а рыбу ловили наретом - сплетенная из веток и прутьев, ловушка (показ иллюстрации).
Землю обрабатывали вручную, пахали на быках. Люди выращивали рожь, просо, гречиху, лен, коноплю. В ступе толкли из проса пшено, а из пшена, которое снова толкли, получали муку. Из муки пекли пшенные блины.
Дети в старину мордва жили в землянках и полуземлянках. Потом дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Позже стали строить дома из бревен.

Воспитатель: Мебель была вся из дерева: это  и лавки, столы. Люди раньше спали на лавках, кроватей не было. Вся домашняя утварь была сделана из дерева, из глины, бересты и лыка. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало.
Одевались раньше только в одежду, которую изготавливали сами. Сначала выращивали лен и коноплю, потом его жали вручную серпом, так как не было раньше комбайнов, затем сушили, отмачивали в речке, опять сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками, ткали. Затем женщины шили рубахи - панары, потом их вышивали национальным узором и делали украшения.
На ногах носили лапти, а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина.
В каждой избе была печка, в ней готовили пищу. В праздники в каждом доме пекли блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили брагу, это напиток такой, как квас.
Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. Посередине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтобы он не плакал. Посмотрите, у нас в зыбке тоже лежит ребеночек – это девочка Татюня. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки. Чтобы наша Татюня крепче уснула, мы все вместе споем ей мордовскую колыбельную песенку…
Воспитатель: В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой мордовской избе, где пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами поближе познакомимся  с предметами быта наших предков, и мы знаем, что люди их делали своими руками.

Дети:

— Вот полотенце. Посмотрите, какое оно красивое, как аккуратно, с любовью вышито мордовскими узорами. Мне оно очень нравится. Я думаю, что мы с бабушкой вышьем такое полотенце.

— Лапти – они плетеные. Лапти плели из лыка. Лыко добывали и обрабатывали из липы. Я с интересом всегда рассматриваю старинные предметы быта.

— Коврик – тканый. Он выткан из разноцветных лоскутков и ниток.

Воспитатель: Издавна, мордовский народ славился своим трудолюбием. А сколько народных умельцев было среди мордвы.

Посмотрите, сколько полезных и красивых предметов они изготовили.

Вот такую шкатулку они изготовили из бересты, (показывает) в которой хранились мелкие предметы и украшения.

Оглянитесь по сторонам, и вы найдете предметы, которые сделали мордовские умельцы.

Воспитатель: Мордовские умельцы сделали прялку. За прялкой женщины пряли пряжу. Потрогайте пряжу, какая она мягкая, нежная, теплая.А это что такое? (Веретено)

Воспитатель: Женщины брали клок шерсти, понемногу вытягивали ее, скручивая, превращали в ниточку, а веретено в этом помогало и накручивало на себя шерстяную нить. Давайте попробуем попрясть.

Пальчиковая гимнастика «Веретено»:

«Ну-ка, братцы, за работу!»

Покажи свою охоту

Шерсти клок я возьму

И с друзьями попряду

И Машенька пряди

И Марфушенька пряди

И Дуняшенька пряди

И Катюшенька пряди

А Настюшенька ну, пожалуйста.

Воспитатель: Ступа – в ней толкли зерно, превращая ее в муку.

Из чего сделана ступа? (Из дерева)

Подойдите к ступе, достаньте до дна рукой, ступа какая? (Глубокая)

Представьте, как тяжело было мастерам выдалбливать такую глубину.

— Кувшин. Он сделан из глины. В кувшине хранили молоко. В таком оно долго не скисало.

— Вот сундук деревянный. В таком сундуке женщины хранили свое добро.

Воспитатель: И стоит, покрыт ковром. Сундук с хозяйским добром. А в этом сундуке много добра. Там хранятся предметы, которые народные умельцы делали для детей.

Воспитатель: Что это за игрушка? Это деревянный конь. Сделана игрушка мастерами с Подлесной Тавлы. Игрушка деревянная, на ней вырезаны мордовские узоры.

Воспитатель: А это кукла. Вот с такими куклами играли дети в древние времена. В те времена не было кукол. И делали их из подручного материала: из куска ткани, из ложки и из чурочки. Куклу из куска ткани называли Берегиня. Берегиня в доме служила в качестве оберега. Она оберегала от плохого глаза, от злых людей. Берегиня дома делали из остатков ткани от ношенной одежды, она несла частичку души хозяйки или хозяина и помогала защитить дом. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок. При изготовлении кукла не шьется, все детали скручиваются, приматываются, привязываются, но не пришиваются. В обереговых куклах не применялись колющие и режущие инструменты. Поэтому ткань для куклы не режется ножницами, а рвется. Кукле нельзя было рисовать лицо. Девочки с удовольствием играли в такие куклы.

Мама клала ее в колыбельку с младенцем, сама садилась за прялку. Ногой качала колыбельку, а руками пряла пряжу и пела колыбельную песню. А старшие братья и сестры помогали ей укачивать малыша.

Воспитатель: К нам гостья пришла на посиделки. Что за гостья к нам пришла?

Дети: Это Алдуня.

Воспитатель: Ребята, в какой костюм одета Алдуня.

Дети: Она одета в мордовский костюм.

Воспитатель: Давайте покажем Алдуне, как мы умеем составлять мордовский узор, который вышит у нее на костюме. Наши ребята, Алдуня, тоже умеют составлять мордовские узоры.

Игра «Собери мордовский узор»

Воспитатель: А мы с Алдуней  хотим загадать для ребят загадки.

Загадки:

— Кто в избе рогат? (ухват)

— Черный конь скачет? (кочерга)

— Стоит толстячок, блестит бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)

— Он по горнице гуляет пыль, и мусор собирает (веник)

— Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват)

— Кривая собака в печку глядит (кочерга)

— Никогда не ест, а только пьет да кипяток льет (самовар)

Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали.

А сейчас давайте пройдем к своим местам за столом и нарисуем  мордовскую избу – кудо.

Дети рисуют

Итог занятия.

Воспитатель: дети вам понравилось наше путешествие а прошлое?

- Что же нового и интересного вы узнали о жизни наших предков?

Дети: Мы теперь знаем какими предметами пользовались и в какие игрушки играли наши прадедушки и прабабушки. Мы узнали о традициях и обычаях мордовского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"

Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....

Методическая разработка организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми седьмого года жизни Тема: «Жили-были динозавры»

laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелос...

«С утренним задором на весь день!» Чтобы жизнь была в порядке, Начинайте день с зарядки!

laquo;С утренним задором на весь день!»Чтобы жизнь была в порядке,Начинайте день с зарядки!Под таким девизом воспитанники МК ДОУ д/с № 22 с. Кевсала выходят ежедневно на утреннюю зарядку,...

Конспект занятия по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни «Чтобы были зоркими глаза» в старшей группе

Конспект занятия по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни «Чтобы были зоркими глаза» в старшей группеЗанятие по формированию начальных представлений о здоровом образ...

Жизнь в детском саду "Сказка-быль"

История одного детского сада....

«Жизнь была бы страшно скучной Если б жизнь была беззвучной…».

laquo;Жизнь была бы страшно скучнойЕсли б жизнь была беззвучной…»...

Краткосрочный проект по формированию у детей основ здорового образа жизни. Тема: «Чтобы было, чтобы было, если мы не мыли руки?».

Проект ориентирован на формирование навыка осознанного отношения к соблюдению  правил личной гигиены,  закрепление  привычки  в  правильной  и в нужной последовательности...