Коми народные подвижные игры
картотека (старшая группа)

Богомолова Екатерина Андреевна

Традиционная культура коми богата разнообразными играми, многие из которых известны и в русской традиции. Наряду с широко распространенными «в догонялки», «в прятки, жмурки», существовали игры, бытовавшие на небольшой территории и придававшие игровой культуре коми национальное своеобразие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

        

Народ коми издавна признавал важность развития в человеке физических и духовных сил и способностей. Это запечатлено в национальных традициях, обычаях и фольклоре коми: в сказках, былинах, песнях, поговорках, крылатых выражениях.

Сильный человек сравнивался в них с медведем, как с самым сильным из зверей: «ош кодь ён» («силен, как медведь»). Человека незаурядного здоровья сравнивали с оленем: «кöр кодь ён» («здоров, как олень»). Сила, ловкость совершенствовались в самобытных народных играх и состязаниях (панласьöм) молодежи и взрослого населения.

Наиболее популярными из них были состязания типа единоборств: перетягивание друг друга, сцепив согнутые крючком пальцы (чунь крукöн кыскасьны) или взявшись за палку (паличöн кыскасьны), борьба (вермасьöм), а также различные виды соревнований: состязания косцов (дiасьны), состязания на лошадях, оленях (вöлöн панласьöм, кöрьясöн панласьöм); хороводные пляски, игры (йöктöм, горань). 


Среди детей, подростков на всей территории Коми широко распространены самобытные народные подвижные игры (ворсöм). 
В этих играх представлены все виды естественно-прикладных движений: ходьба и бег на лыжах (в условиях Севера это первая необходимость), бег, прыжки, метание предметов, лазание и перелезание и др. 
Значительная часть игр способствует развитию наблюдательности, сообразительности, памяти, тактического мышления, умения ориентироваться на местности и во времени, в сложных ситуациях. 
Большинство подвижных игр проводится на воздухе: во дворах, в лесу, на лугу, на берегу реки. Игровой инвентарь простой. Это палки-биты, мячи, городки, обработанные предварительно кости и косточки животных и птиц, шары и др. Изготовление такого инвентаря по силам самим играющим. 
На земле Коми сохраняются как самобытные национальные, так и многие русские игры, занесенные в этот край 3-4 столетия назад («Лапта», «Чижик», «Палочка-выручалочка» и др.). 
Традиционная культура коми богата разнообразными играми, многие из которых известны и в русской традиции. Наряду с широко распространенными «в догонялки», «в прятки, жмурки», существовали игры, бытовавшие на небольшой территории и придававшие игровой культуре коми национальное своеобразие.

Почти каждая игра начинается с жеребьевки, чтобы справедливо установить очередность игровых действий и распределить игровые роли. Жеребьевка производилась различными способами, но чаще всего дети прибегали к помощи считалок. Главное достоинство считалок – это их ритмика, богатство звуковых повторов и забавные созвучия, рождающие веселые игровые ситуации.

Считалки (на коми и на русском языках):
1. 
Тiрс- торс, 
Куим стöкан морс, 
Он кö вöдит, 
Он и ворс! 
2.
Öтчыд мамö ньöбис ботi. 
Кык лун видзи, 
Сiйö потi, 
А мöдсӧ – пачын сотi. 
3. 
Интер, мици, тици, тул, 
Ира, дира, дон. 
Окер, покер, доминокер, 
Шишел, вышел вон. 
4. 
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он, 
Кто не верит – выйди вон!
5.
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
6.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты пойди-ка поводи!
7.
Ежик, ежик, чудачок, 
Сшил колючий пиджачок. 
Встал в кружок и ну считать – 
Нам водилку выбирать! 

        

Коми народные игры
Игра 1. «Стой, олень!» 
Описание. Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.
После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.
Игра 2. «Мышь и угол» 
Описание. Игроки бросают жребий. На кого жребий падает, тот водит (он будет котом), остальные – мыши.
Мышки занимают пустые углы в комнате. Водящий ходит посередине комнаты и повторяет:
Шырö, шырö, вай мен пельöс,
Шырö, шырö, вай мен пельöс,
Мышка, мышка, дай мне угол,
Мышка, мышка, дай мне угол!
Мышки в это время меняются своими углами, перебегая с одного угла в другой. А кот наблюдает за ними, и если останется какой-либо угол пустым, занимает его. Заняв пустой угол, сам становится мышкой, а мышь, потерявшая угол, становится котом. Игра продолжается с новым котом. Кот ходит по комнате, приговаривая:
Мышка, мышка, дай мне угол,
Мышка, мышка, дай мне угол!
Играть могут по 5-10 человек, в зависимости от размеров комнаты.


Игра 3. «Олени (Кöрöн)» 
Описание. Играющие договариваются о границах площадки (указывают деревья, кусты или другие предметы, дальше которых во время игры убегать нельзя). По считалке выбирают водящего (морта – человека). Остальные - «олени» (кöрöн) – разбегаются по всей площадке. 
Водящий начинает догонять кого-нибудь из «оленей». Если сумеет осалить (коснуться рукой) убегающего игрока, то последний должен остановиться и ответить на вопрос водящего: «Человек или олень?» («Кöр aли морт?». Осаленный, ответивший: «Человек» (морт), становится вторым водящим и начинает вместе с первым водящим салить других «оленей». Если же осаленный ответит: «Олень» (кöр), то водящий старается удержать его силой, считая до 10. Игрок, вырвавшийся до конца счета «десять», остается «оленем», а игрок, удержанный водящим, становится еще одним водящим. Игра продолжается, пока не будет осален и удержан последний «олень», который и признается самым быстрым, ловким игроком - «оленем»

Игра 4. «Игра в медведя» 
Описание. По жребию (считалке) выбирают водящего – медведя. Остальные – сборщики ягод. Медведь становится на четвереньки на полу. Его накрывают большим покрывалом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают ягоды, при этом поют: 
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и на нас рычит.
Медведь сбрасывает покрывало и ловит ягодников. Тот, кого поймали, становится медведем, медведь – играющим. Если же поймать никого не удалось, то он вновь становится медведем. Его укрывают покрывалом, игра продолжается.

Игра 5. «Чур, все! (Чур, ставным)» 
Играют 4-20 и более человек. 
Описание. Играющие разбиваются на две равные по численности команды. Между двумя любыми представителями их команд считалкой определяется команда водящих и команда прячущихся. Желательно выделить двух судей. Игроки водящей команды, стоя по кругу, поочередно каждый по 3 или 5 раз (по договоренности) громко повторяют речитатив, составленный из скороговорок. Например: «Добр бобер для бобрихи, бобрят», «Лосиха лижет лосят», «Лиса любит лисят», «Сы – сы – сы, сы – сы – сы, мы не видели осы», «С носа на нос переносица не переносится», «Шöрöманьвань, шöрöваньмань, маньваньшöр», «Киц-карын, кущiс кызвылкар карöны». В это время все игроки другой команды прячутся в одном месте. Как только последний игрок закончит речитатив, вся команда отправляется на поиски спрятавшихся. Если удается обнаружить (заметить) хотя бы одного из спрятавшихся игроков, ищущие, крикнув «Чур!», бегут к месту жеребьевки и, взявшись за руки, произносят громко 1 раз один из указанных речитативов. Игроки команды, которая пряталась, также бегут к месту жеребьевки и, образовав круг, произносят тот же речитатив. Та из двух команд, которая сделает это быстрее, становится прячущейся командой, и игра возобновляется. 


Игра 6. «Быстрый олень» ( «Тэрыб кӧр»)
Издревле коми прославились как опытные охотники. Много зверя водится в наших лесах: и белка, и медведь, и лось, и олень! Но поймать этого быстроного красавца не так – то просто! Для игры нужно выбрать Оленя и Охотника. Все становятся в круг. Растягивают по краю красную ленту . Это – поляна. Олень бегает с колокольчиком по поляне. Задача Охотника – с завязанными глазами поймать Оленя.
Для игры нужны повязка, колокольчик, красная ленточка. Несколько человек могут играть роль деревьев, чтобы олень за ними прятался.

Игра 7. «Невод» 
Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5—2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали, и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кого догнали.
Правила игры. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.
Игра 8. «Игра с веревкой (Гезйöн ворсöм)»

Описание. Участники (до 30 человек) становились в круг, держались обеими руками за веревку, концы которой завязаны. Водящий, находящийся внутри круга, выбирал момент и неожиданно ударял кого-либо по руке. Тот, чтобы не быть пойманным, отскакивал, не отпуская веревку, или убирал руку.
Игра 9. «Колечко» 
На молодежных посиделках часто играли в «Колечко», которая была еще известна под названием «Гiзь, гiзь, гораньöй».
Сидящие на лавочке игроки держали руки лодочкой. Один из играющих следил за движением другого, который под исполнение припевки незаметно оставлял щепку, горошек или пуговицу в чьи-то руки.
Припевка: 
Гiзь, гiзь, гораньöй Да батюшка Еремей.
Закрывайте и прикрывайте,
Ищите и узнавайте,
У кого гiзянь?

Игра 10. «Воробей» 
Описание. По жребию выбирают водящего – воробья. Все играющие становятся в круг. Воробья ставят в центр круга. Ему завязывают глаза. Играющие поют:
Миян гажа сад йöрö 
Локтiс пышкай да сьылö: 
- Пышкай, пышкай, эн вуграв, 
Кодi нявöстас, тöдмав. 

Прилетел к нам воробей
И запел как соловей:
- Эй ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет, угадай.
Все замолкают. Кто-нибудь скажет: «мяу, мяу», стараясь изменить голос.
Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, чей голос узнали. Если не угадали, то водящий продолжает водить. Игра продолжается. Играть могут по 10-15 человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

НАРОДНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Необходимость использования народных подвижных игр для подрастающего поколения....

Консультация "Влияние коми народных подвижных игр на воспитание чувств уважения к своему народу"

Консультация "Влияние коми народных подвижных игр на воспитание чувств уважения к своему народу"...

Картотека коми народных подвижных игр

Картотека коми народных подвижных игр...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....