Писатели и художники Сибири
картотека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_mihaylovich_muravev.docx | 2.49 МБ |
valentin_rasputin.docx | 397.44 КБ |
kuzmin_vladimir_aleksandrovich.docx | 924.47 КБ |
rotko_nikolay_alekseevich.docx | 82.71 КБ |
sergeev.docx | 40.02 КБ |
skif.docx | 82.51 КБ |
chernyh_yuriy_egorovich.docx | 35.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН
Валентин Распутин — уроженец сибирского села Усть-Уда, выходец из крестьянской семьи, благодаря таланту и трудолюбию стал одним из классиков русской литературы.
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН.ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, 1988 ГОД. ФОТОГРАФИЯ: ТАСС
«Уроки французского». Одно из самых известных произведений писателя. Рассказ о детстве. О том, как мальчику, окончившему начальную школу в родной деревне, хотелось учиться дальше. А дальше — это 50 километров от дома. «До того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первый», — вспоминал писатель. Уроки французского стали уроками жизни.
Писать Распутин начал, еще будучи студентом историко-филологического факультета Иркутского университета. Одна из заметок внештатного корреспондента «молодежки» стала первым опубликованным произведением. «Я забыл спросить у Лешки». Студенческий очерк перепечатали «Литературная Россия», «Книжное обозрение», «Смена». Он вошел в сборник «Литературные памятники Сибири». Именно рассказ стал одним из любимых жанров начинающего писателя. Уже работая в иркутских и красноярских газетах, Валентин Распутин не раз бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет, где и находил образы для своих сборников «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
Начинающий прозаик своими учителями считал Федора Достоевского
Крестным отцом от литературы для Распутина стал Владимир Чивилихин, которому молодой писатель показал свои рассказы. Разговор с ним стал решающим.
Как журналист я был на хорошем счету, писал заметно, и, если бы в Чите мне сказали, что мои рассказы слабы (так оно и было), я бы, вероятнее всего, без большого сожаления свое приближение к литературе оставил.
Распутин ни разу не изменил главным для себя темам — нравственности и человеческих взаимоотношений. Будь то воспоминания детства в «Уроках французского», испытания войной в «Живи и помни», горечь расставания с родной деревней и своими корнями в «Прощании с Матёрой». Своей главной книгой Валентин Григорьевич называл «Последний срок». Повесть как своеобразный жизненный итог, черта, у которой окажется каждый человек…
Советский и российский писатель, прозаик Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Вскоре родители переехали в деревню Аталанка, которая впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС.
Отец будущего писателя Григорий Распутин, демобилизовавшись после Великой Отечественной войны, работал в Аталанке начальником почты. Через некоторое время у него срезали сумку с общественными деньгами, за что отец был арестован и осужден. Вернулся по амнистии уже после смерти Сталина инвалидом, матери пришлось практически одной растить троих детей.
В 1954 году Валентин Распутин окончил среднюю школу и поступил на первый курс историко-филологического факультета Иркутского государственного университета.
Параллельно с учебой в университете, он сотрудничал с газетой "Советская молодежь". Был принят в штат газеты до защиты диплома в университете в 1959 году.
В 1961-1962 годах Распутин занимал должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения.
В 1962 году он переехал в Красноярск, где устроился литературным сотрудником в газету "Красноярский рабочий". В качестве журналиста сотрудничал с газетами "Советская молодежь", "Красноярский комсомолец".
Первый рассказ Распутина "Я забыл спросить у Лешки…" был опубликован в 1961 году в альманахе "Ангара". Там же начали публиковаться рассказы и очерки будущей книги писателя "Край возле самого неба". Следующей публикацией стал рассказ "Человек с этого света", напечатанный в газете "Восточно-Сибирская правда" (1964).
Первая книга Валентина Распутина "Край возле самого неба" вышла в 1966 году. В 1967 году была издана книга "Человек с этого света" и повесть "Деньги для Марии".
В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970). Затем последовали рассказ "Уроки французского" (1973), повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матерой" (1976).
В 1981 году вышли его рассказы "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи — век люби". В 1985 году была опубликована повесть Распутина "Пожар", вызвавшая большой интерес у читателя остротой и современностью поставленной проблемы.
В 1990-е годы вышли в свет очерки "Вниз по Лене-реке" (1995), рассказы "В ту же землю" (1995), "Поминный день" (1996), "Нежданно-негаданно" (1997), "Отчие пределы" (1997).
В 2004 году состоялась презентация книги писателя "Дочь Ивана, мать Ивана".
В 2006 году вышло третье издание альбома очерков "Сибирь, Сибирь".
По произведениям Валентина Распутина в разные годы были сняты фильмы "Рудольфио" (1969, 1991) режиссеров Динары Асановой и Василия Давидчука, "Уроки французского" (1978) Евгения Ташкова, "Продается медвежья шкура" (1980) Александра Итыгилова, "Прощание" (1981) Ларисы Шепитько и Элема Климова, "Василий и Василиса" (1981) Ирины Поплавской, "Живи и помни" (2008) Александра Прошкина.
С 1967 года Валентин Распутин являлся членом Союза писателей СССР. В 1986 году он был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. Был сопредседателем и членом правления Союза писателей России.
В первой половине 1980-х годов Распутин начал заниматься общественной деятельностью, став инициатором кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Он публиковал очерки и статьи в защиту озера, принимал деятельное участие в работе природоохранных комиссий. В августе 2008 года в рамках научной экспедиции Валентин Распутин совершил погружение на дно Байкала на глубоководном обитаемом аппарате "Мир".
Распутин активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек, который был отменен в июле 1987 года.
В 1989-1990 годах писатель был депутатом Верховного Совета СССР, являлся членом Президентского совета СССР.
В 1992 году Распутин был избран сопредседателем Русского национального собора (РНС), на первом соборе (съезде) РНС был переизбран сопредседателем. В 1992 году входил в политсовет Фронта национального спасения (ФНС).
С 2009 года писатель был сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
Валентин Распутин был лауреатом Государственной премии СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012), Премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003). В 1987 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Писатель был награжден орденами Знак Почета (1971), Трудового Красного Знамени (1981), двумя орденами Ленина (1984, 1987), а также орденами России — "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней (2002, 2007), Александра Невского (2011).
Валентин Распутин был лауреатом многочисленных премий, среди которых премия Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премия имени Л.Н. Толстого (1992), премия имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), литературная премия Александра Солженицына (2000), премия имени Ф.М. Достоевского (2001), премия имени Александра Невского "России верные сыны" (2004).
В 2008 году писатель получил премию "Большая книга" в номинации "За вклад в литературу".
В 2009 году Валентин Распутин был удостоен Премии Правительства РФ в области культуры.
В 2010 году писателю была присуждена премия Святых равноапостольных братьев-просветителей славян Кирилла и Мефодия.
Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011), премии "Ясная поляна" (2012).
Предварительный просмотр:
Кузьмин Владимир Александрович
Родился в Знаменском предместье. В 1960 году окончил Иркутское художественное училище (учился у А. П. Жибинова, А. И. Вычугжанина, А. П. Крылова). С 1967 года — член Союза художников России.
В течение 10 лет преподавал в художественном училище.
Заслуженный художник Российской Федерации.
Премия Союза художников имени А. Вычугжанина (1998) — за портрет поэта Александра Никифорова.
В искусстве Кузьмина огромное место занимает Иркутск. Художник глубоко понимает самобытность уникального живого организма – города. Обладая большой проницательностью, живописец способен увидеть в почерневших от времени дворах и тихих кривых улочках события давно минувшие. Художнику принадлежат тематические картины «Похороны партизан» (1967), «Комбед» (1974), «Ликбез» (1973), «Проводы. 1941 г.» (1975). Рассказывая о войне, он обращается к вечной общечеловеческой теме – теме прощания. Война осталась для художника в детских воспоминаниях и рассказах очевидцев. Наряду с суровостью присутствуют мужественные жизнеутверждающие интонации. Нередко обращается к жанру портрета. Это художник, никогда не изменявший себе и своему миру. С годами его живопись становится более сложной и колоритной.
Участник выставок в СССР, России, Германии, Китае, Монголии, Финляндии. Персональные выставки состоялись в Иркутске, Киренске, поселок Игнино (Иркутская область), Шелехове, Ангарске, Новокузнецке, Саянске, Нижнеудинске.
Произведения хранятся в музеях и галереях Сибири, Москвы, а также во Франции, Болгарии, США, Финляндии, Италии, Германии, Китая.
У Владимира Александровича свой авторский стиль – художник легко сочетает между собой историю и современность, прошлое и настоящее. Основная тема его творчества – Иркутск. На полотнах художника город предстаёт во всём своеобразии: старые дома, неровные улицы, соборы и церкви, построенные в ХVIII–XIX веках, просторные площади и набережные. Сказочные светлые пейзажи в его исполнении вызывают ностальгию и в то же время заставляют мечтать. Художник мастерски передает не только красоту города, но и его настроение.
Мой огород
Кузьмин Владимир
Холст, масло
Летние цветы
Кузьмин Владимир
Холст, масло
Родные улочки
Кузьмин Владимир
Холст, масло
Сахюрже
Кузьмин Владимир
Картон, масло
Подсолнухи
Кузьмин Владимир
Холст, масло
Старые домики
Кузьмин Владимир
Холст, масло
АРШАН
Предварительный просмотр:
Ротко Николай Алексеевич (13.09.1944-19.05.2021)
Живописец. Заслуженный художник РФ (2003). Академик Российской Академии художеств (2002). Член Союза художников (с 1977).
Николай Алексеевич родился в поселке Абагур-Лесной Новокузнецкого района Кемеровской области в большой семье, репрессированной из Украины. Пристрастие к рисованию появилось в детстве, и родители разглядели этот талант и помогли его раскрыть. По совету Владимира Никорева, в будущем талантливого художника, Николай Ротко поступил в Иркутское художественное училище (1964), отделение декоративно-прикладного искусства которого окончил в 1968. В 1971-1974 обучался в студии Евгения Абрамовича Розенблюма, ученика Владимира Татлина, в Москве, при Союзе художников.
После окончания училища работал в Иркутске на керамическом предприятии художником-керамистом.
В 1969 вернулся в Новокузнецк, где продолжил работу с керамикой. В 1969-1978 – художник-оформитель. До 1989-го года занимался исключительно керамикой.
При поддержке Алексея Федоровича Кузнецова, директора Кузнецкого металлургического комбината изготовил огромную вазу для Кремля к XXI съезду партии.
Работа Николая Алексеевича - двенадцатиметровое панно «Земля Кузнецкая» весом в полторы тонны, показанная в 1976 на выставке в Москве, - вызвало у выставкома ошеломление.
В едином рейтинге выдающихся художников, составленном Российской академией художеств (2011), включающем имена Репина и Левитана, Н. А. Ротко – единственный в Кузбассе и один из немногих в Сибири получил цифру 3. Это очень высокий рейтинг, т. к. к первым 1 и 2 уровням отнесены классики XIX и начала XX века.
Его работы получили признание в российских и зарубежных галереях, на фестивалях искусств в Великобритании, Ирландии, Шотландии.
В 2001 г. в Москве в Академии Художеств прошла персональная юбилейная выставка Николая Ротко - единственная экспозиция в истории изобразительного искусства Кузбасса, прошедшая в столь престижных для художника залах. За поддержку в ее проведении благодарность Тулееву выразил знаменитый Зураб Церетели.
Николай Алексеевич - участник российских (Москва, Красноярск, Новосибирск, Омск, Иркутск, Новокузнецк и др.) и зарубежных выставок (Великобритания).
В декабре 2004 г. в ДТС к 60-летию Николая Ротко открылась передвижная выставка «Отражение». С 23 декабря выставка начала свое путешествие по крупнейшим городам Сибири и Дальнего Востока. Эта выставка - совместный проект Российской академии художеств, Союза художников России и галереи «Сибирское искусство» Новокузнецка.
Персональные выставки Николая Ротко
- Новокузнецкий художественный музей (НХМ) (1992);
- в/зал Министерства чрезвычайных ситуаций, Москва (1993);
- в/зал Министерства иностранных дел России, Москва (1997);
- Новокузнецкий художественный музей (1997);
- Дом творческих союзов, Новокузнецк (1999);
- Новокузнецкий художественный музей (2000);
- Российская академия художеств, Москва (2001);
- «Molcsworthgellery», Дублин;
- «Cottons Atrium», Лондон-Белфаст (2001);
- «Cottons Atrium», Лондон (2002);
- Кемеровский областной музей изобразительных искусств, НХМ;
- Томский областной, Новосибирский государственный художественные музеи, Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова,
- Иркутский государственный музей им. В.П. Сукачёва (2002)
- галерея «Старый город», Новосибирск (2005);
- Дом творческих союзов, Новокузнецк (2004);
- УСДВ PAX, Красноярск (2005);
- Иркутский государственный музей (2005);
- Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ (2005);
- Читинский областной художественный музей (2005);
- Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, Благовещенск (2005);
- Дальневосточный художественный музей, Хабаровск (2005);
- Культурно-выставочный центр «Вернисаж», Прокопьевск (2009).
Награды:
- лауреат 1-ой премии «Молодость Кузбасса» (1969);
- диплом I степени Союза художников СССР и Министерства культуры СССР и 2 премия ЦК ВЛКСМ за композицию «Земля Кузнецкая» (1976);
- лауреат первого городского конкурса на лучшую картину года «Век грядущий - век уходящий» (2000);
- медаль Российской академии художеств «Достойному» и диплом (2001);
- лауреат новокузнецкого конкурса «Человек года-2001» в номинации «Искусство» (2002);
- медаль Российской Православной Епархии «Преподобный Сергий Радонежский» (2002);
- диплом Всесибирской выставки-конкурса современного искусства «Пост № 1» в номинации «Мастер» (Омск, 2005);
- Почетная грамота Союза художников Бурятии (2005);
- диплом и памятная скульптура «Вера» Международного фестиваля «Традиции и современность» (2007);
- золотая медаль «За вклад в отечественную культуру» Творческого союза художников России Международной федерации художников (2007);
- диплом победителя кузбасского конкурса «Вдохновение» (2007);
- золотая медаль лауреата академических выставок Российской академии художеств (2007);
- медаль администрации Кемеровской области «За веру и добро» (2008);
- диплом и медаль лауреата региональной выставки «Сибирь X» (Новосибирск, 2008).
Фильм о творчестве художника «Отражение» создан новокузнечанами Ольгой Козловой и Сергеем Шакуро.
Произведения художника хранятся в Музее современного искусства Российской академии художеств (Москва), Новокузнецком художественном музее, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, областных художественных музеях (Томск, Новосибирск, Иркутск, Чита), «Либеро-Центр» (Омск), Амурском областном краеведческом музее им. Г. С. Новикова-Даурского, Бурятском республиканском художественном музее Ц. С. Сампилова, Дальневосточном художественном музее и др., а также в частных коллекциях России, США, Великобритании, Италии, Германии, Турции, Польши, Югославии.
Картины Н. А. Ротко – дар художника городу - украшают детские дома, больницы Новокузнецка.
Умер 19 мая 2021 г.
О творчестве.
«Сказать, что мои картины чистейшей воды абстракционизм — нельзя, — уточняет Ротко. — Во многих работах присутствуют и реалистические моменты. В 1989-м году в Москве была организована первая выставка абстрактного искусства, и я участвовал в ней со своими работами. В Академию художеств меня приняли как абстракциониста. А вообще за свою жизнь мне довелось пройти все течения».
«Моя потребность — импровизировать. В моих картинах можно найти десятки сочетаний любимых цветов, но они всегда неизменно новые. Для меня неприемлемы замедленность ритмов и акцентированные паузы» (Н. А. Ротко).
«В его картинах, и абстрактных, и реалистических, есть мощный душевный огонь, внутреннее напряжение…именно этой внутренней мощью его живопись привлекает в первую очередь. И нередко какой-то таинственностью, загадкой притягивает к себе…» (Т. Тюрина, корреспондент).
«В картинах Ротко 70-80-х годов ещё давали о себе знать традиции написания с натуры, которые вырабатывались целыми поколениями мастеров. Художник с увлечением создавал пейзажи, натюрморты, портреты, но постепенно стал обходиться без натуры. Она лишь вдохновляла на более свободную трактовку цвета и формы. Поэтому любая картина Ротко — это не только то, что написано с натуры, хорошо всем знакомо, но и то, что тесно связано с личностью самого художника».
«Геометрия цвета Ротко — его интуиция. Горение каждой отдельной краски не затмевает, но усиливает соседнюю. Цвет — знамя свободы Ротко, плод его размаха и концентрации, результат энергетического выплеска и эмоционального контроля одновременно» (И. Клинкова, корреспондент).
Предварительный просмотр:
Сергеев |
Марк Давидович Сергеев (настоящая фамилия — Гантваргер) — русский советский писатель, поэт, переводчик, критик, краевед.
Участник Великой Отечественной войны. Член Союза писателей СССР (1958). Главный редактор альманаха «Ангара» (1964—1967). Член Союза российских писателей. Заслуженный работник культуры РСФСР (1971). Почётный гражданин Иркутска (1986).
Известная иркутская журналистка написала: “Марк Сергеев - это целая планета и как же легко в ней заплутаться”. И как хорошо, что мы с детства начинаем знакомство с его книжками.
Почитали забавную сказку “Как краски пошли гулять”, испытали необычайные ощущения в “Машине времени Кольки Спиридонова”, побывали в увлекательном путешествии с бутылкой в книге “Капелька по капельке”, вместе с Марком Давидовичем Сергеевым пощупали уши, и узнали, зачем это надо делать (“Ребята, пощупайте уши”).
Он выпустил семьдесят книг, написал сценарии к шестидесяти фильмам. Марк Сергеев - поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик, детский писатель, историк, краевед, драматург, поэт-песенник.
Он объездил весь мир, и он Почетный гражданин города Иркутска. Это перечисление не дает, конечно, полного представления о том, что сделано Марком Давидовичем Сергеевым.
В течение нескольких лет Марк Давидович вел цикл радиопередач, в которых отвечал на вопросы ребят. Эти дружеские беседы всегда начинались словами: “Давай поговорим”. Потом эти разговоры и легли в основу книги. А говорил он с ребятами о том, что их интересовало, о том, что волновало его самого.
Мальчик просит “поменьше передавать симфоний и всяких опер, а побольше песен и танцев, которые очень любит наша молодежь”; в школьном буфете ребята бросают друг в друга хлебом; кто-то поджег газеты в почтовом ящике; все ли споры надо решать кулаками? Об этом и многом-многом другом шел разговор в цикле радиопередач и книге с одноименным названием “Давай поговорим”.
Марк Давидович - автор пятнадцати поэтических сборников. В его стихах - Байкал, Сибирь, Иркутск. Вот как тепло, будто о родном дедушке, пишет он о Байкале:
Ночью у Байкала был озноб,
метался старик всю ночь!
Утром солнце пощупало влажный лоб-
решило другу помочь.
Солнце пришло к нему из-за туч -
и стал он тише пруда.
И там, где к воде прикасался луч,
вспыхивала звезда.
В стихах - он сам, его жизнь, его чувства.
Не отдавайте сердце стуже,
пусть теплый август отошел.
Не говорите: “Будет хуже!”
Скажите: “Будет хорошо!”
Стареет не душа, а тело,
мы все во власти перемен:
что отлетело - отлетело,
но что-то выросло взамен.
***
Пусть есть города и красивей, и выше,
Но где бы пути иркутян ни легли,
Они тебя видят, они тебя слышат,
Любимый Иркутск - середина земли.
Строки этого стихотворения стали песней. И оно - свидетельство его отношения к Иркутску, городу, который стал для него родиной. Стал, потому что родился Марк Давидович Сергеев (Гантваргер) 11 мая в городе Енакиево, на Украине, в семье строителя. Его отец строил школы, больницы, шахты и вместе с семьей переезжал с одной стройки на другую. Так в 1939 году будущий поэт попал в Сибирь, в Иркутск. “И здесь я впервые почувствовал, что такое привязанность к городу - к дому, людям, знакомой скамейке”.
“С Иркутском связанные судьбы” - не только название цикла передач, название книги - это большая часть жизни, это стремление показать роль Иркутска в судьбе многих людей разных эпох и поколений. И даже если выбрать из общего многомиллионного числа лишь тех, кто оставил свой след на страницах истории российской, сделал великое открытие, совершил высокий подвиг, пришлось бы рассказать много тысяч историй, что не под силу одному человеку! О ком же поведал нам Марк Давидович со страниц своих книг? Чьи судьбы оказались связанными с Иркутском?
В числе многих - Ибрагим Ганнибал - арап Петра Великого и предок Александра Сергеевича Пушкина, Григорий Шелихов, который “переплыл моря, открыл страны безвестны”, Александр Баранов - “этот необыкновенный человек познал нашу землю во всем ее многообразии - от голубых льдов Чукотки до коралловых рифов Гавайских островов, от родного Каргополя до сумрачных индейских лесов Аляски”.
“Радуюсь, что стихи мои могут пригодиться вашему журналу (конечно, лучшему из всех наших журналов)”, - писал Пушкин в 1825 году уроженцу Иркутска и создателю журнала “Московский телеграф” Николаю Алексеевичу Полевому.
Пушкин и декабристы занимают особое место в творчестве писателя (“Вся жизнь - один чудесный миг”, “Перо поэта”, “Подвиг любви бескорыстной”, “Несчастью верная сестра” и др.).
“Все мои книги о Пушкине и декабристах - это дань нашей общей любви к замечательным сынам России, чья деятельность, чье творчество оставили неизгладимый след в родной истории”, - писал Марк Сергеев.
Он много выступал в газетах, на радио и телевидении, состоял в самых различных обществах, участвовал во всех важных событиях города. Он готовил энциклопедию по Иркутску, хотел закончить новую книгу из серии “С Иркутском связанные судьбы”, надеялся завершить исследование о женах декабристов - сибирячках.Мечтал написать хотя бы еще две книги пушкинского цикла.
Не успели сбыться его мечты, но то, что им сделано, навсегда останется в памяти потомков.
Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище.
Предварительный просмотр:
Скиф |
ИЗ АВТОБИОГРАФИИ
Я родился в год Победы в небольшом посёлке Куйтун Иркутской области 17 февраля 1945 года. В мире шла Великая Отечественная война, и наши войска уже подходили к Берлину. Мой отец Смирнов Пётр Алексеевич и дядя Пётр Прокопьевич Скоринкин воевали на фронте, защищая и спасая могучую русскую цивилизацию. Дядя погиб, а отец вернулся, и после нас, четверых детей – Клавы, Валентины, Виталия и меня, появились в семье ещё брат Анатолий и сёстры Галина, Ольга и Светлана. Всего нас у отца с матерью – восемь.
Мы, российские мальчишки, наверно, незримо присутствовали рядом со своими мужественными отцами на долгой, страшной, изнурительной войне, как об этом точно и пронзительно написал московский поэт Николай Дмитриев:
Я вместе с батькой выполз, выжил,
А то в каких бы был мирах,
Когда бы снайпер батьку выждал
В чехословацких клеверах.
То, что мой отец воевал, всё пережитое им: горечь поражений и радость выстраданной Победы – всё это в генах передалось и мне. Ведь не случайно в своих произведениях я много раз обращался и обращаюсь к кровоточащей и суровой теме войны:
Я наделён уменьем – успевать:
Была война, я вовремя родился,
В традиционной зыбке очутился,
Чтоб бессердечно к матери взывать.
Что было или не было со мной,
Не помню я, но знаю – это было!
Была война... Страну ещё знобило,
Но пахло невоенною весной.
(«Стихи, написанные в день тридцатилетия Победы»)
Или вот в другом стихотворении, посвящённом подвигу молодых лейтенантов Ивана и Петра, я снова всматриваюсь в те далёкие военные годы и пытаюсь правдиво, осязаемо рассказать о войне:
...Когда врасплох ударил пулемёт,
Отец мой из-за бруствера вгляделся
В зарытый, скрытый на высотке дот
И проворчал: – На Бога не надейся!
Со смертоносной связкою гранат
Отец пополз, испытывая долю.
И друг его – такой же лейтенант –
За ним, рискуя, двинулся по полю.
Они ползли к фашисту прямиком,
А ложка из отцовского кармана
Торчала и внимательным глазком
Смотрела на Петра и на Ивана.
(«Ложка»)
В послевоенное время мы жили сначала в Куйтуне, а затем переехали на станцию Харик, где отец был репрессирован, осуждён на 15 лет, но после смерти Сталина в 1954 году – освобождён. Моя мама Смирнова Надежда Прокопьевна воспитывала семерых, а когда вернулся отец, восьмерых детей и занималась домашним хозяйством. Отец Смирнов Пётр Алексеевич всю жизнь стряпал хлеб, кормил сельчан вкусными свежими калачами и булками. До сих пор в Куйтуне, Харике и посёлке Лермонтовском помнят отцовский хлеб:
Отец мой пекарь, а не пахарь,
Живёт в обители мучной,
Там загустевшим квасом пахнет
И в будний день и в выходной.
В большом ларе гудит опара,
Закваска млеет на печи.
Отец мой обладает даром
Печь булки, плюшки, калачи.
(«В пекарне»)
В 1959 году я закончил семь классов Лермонтовской, в то время семилетней, школы и поступил в Тулунское педагогическое училище. В жизни мне всегда везло на хороших людей и преподавателей в особенности. Классным руководителем у нас был замечательный художник, бывший фронтовик, разведчик Сергей Георгиевич Жигалин, которому я посвятил следующие строки:
Мы рисовали чучело бекаса,
Тяжёлую керамику и хлеб –
Художники графического класса,
Которым было по пятнадцать лет.
Мы постигали формы совершенство,
Искали блики и полутона...
Какое наслажденье и блаженство,
Когда рисуешь церковь из окна.
Учитель наш... Он радовался цвету,
Учил любить соборы, старину
И проводил внеклассную беседу
О «Галерее Дрездена» в войну.
Я помню ту пожухлую бумагу...
Стучит мелок и сапоги скрипят,
И на груди медали «За отвагу»
У нашего учителя звенят.
(«Уроки рисования»)
Несомненно, одним из моих любимых учителей, была преподаватель русского языка и литературы Галина Александровна Мизандронцева, которая бережно взращивала во мне поэтические ростки. И если вдруг на уроке я задумывался и отвечал невпопад, она меня прощала и понимала, что во мне «бродят стихи»:
Мой добрый свет Галина Александровна
Прощала мои юные грехи.
Не повышала голос, не досадовала,
Когда я весь урок писал стихи.
В ней было столько высоты и трепета
Душевного – из пушкинских времён,
Сжималось сердце золотыми скрепами
И с радостью спешило к ней в полон.
(«Голоса и свет из юности»)
Кроме Галины Александровны Мизандронцевой и Сергея Георгиевича Жигалина доброе влияние оказал на меня да и принял участие в моей судьбе директор педучилища Абрам Аронович Сорин, который вёл в нашей группе детскую литературу. Это как же надо любить своих студентов, чтобы сохранять их рукописи, а по истечении многих лет дарить эти пробы пера своим воспитанникам. Так случилось с моей сказкой в стихах, которую я написал в пятнадцатилетнем возрасте, и которую Абрам Аронович вручил мне, когда я уже стал писателем.
Педагогическое училище я закончил в 1963 году и был направлен учителем черчения, рисования, географии и физкультуры в родную школу, где работала директором Анна Викторовна Полякова (Ермолович). Учительствовал я недолго, но мне очень нравилось работать в школе:
Мне быть охота рядом с вами.
А я – учитель рисованья.
Бегу на срочные уроки,
Роняю книжки по дороге,
И вот уже спешу обратно,
Вся жизнь моя,
как лист тетрадный,
Вся жизнь в линеечку косую.
Вот я любовь свою рисую.
(«Стихи об учителе рисования»)
Год проработал я в деревенской школе и 17 июня 1964 года был призван в армию. Призван не куда-то, а на Тихоокеанский флот, в морскую авиацию. Служил я в отдельном Гвардейском дальнеразведывательном авиационном полку в Шкотовском районе, как раз между Находкой и Владивостоком, на берегу Муравьиного залива, который является частью залива Петра Великого.
Стихи писал со школьной скамьи, но это было не совсем осознанное творчество, а вот, поступив четырнадцатилетним подростком в Тулунское педучилище, я, наконец-то, осознал, что такое стихи, и в 1961 году впервые напечатался в тулунской городской газете со стихотворением «Мечта сбылась», посвящённым полёту Юрия Гагарина в космос.
Военная служба, новые впечатления, новые знакомства, смена географических широт благодатно повлияли на моё творчество, и уже на первом году службы я широко стал публиковаться в воинских и дальневосточных изданиях – это газеты «Боевая вахта», «Суворовский натиск», «Красное знамя», «Тихоокеанский комсомолец», «Магаданская правда», «На боевом посту», «Советский Сахалин», журналы «Советский воин», «Старшина-сержант», «Крылья Родины», «Дальний Восток», альманах «Далеко у Тихого». В 1967 году в конкурсе поэтов-дальневосточников, который проводила газета Тихоокеанского флота «Боевая вахта», я занял первое место.
Демобилизовался в Иркутск, куда из деревни переехали мои родители. После армии устроился на работу художником-оформителем на Иркутский авиационный завод. Стал посещать литературный клуб «Парус», действовавший при заводской газете под руководством радиожурналиста Аллы Алексеевны Чарковой.
Одним из первых иркутских писателей на меня обратил внимание поэт Пётр Иванович Реутский, он же познакомил меня с Александром Вампиловым, Валентином Распутиным, Глебом Пакуловым, Геннадием Машкиным, Евгением Суворовым.
В 1970 году я поступил в Иркутский государственный университет на филологический факультет, который уже имел к тому времени отделение журналистики. В этом же году выпустил свою первую книгу стихов «Зимняя мозаика». В 1975 году закончил университет и был принят на работу старшим инспектором Иркутского облкниготорга.
В 1979 году выпустил вторую книгу стихов «Журавлиная азбука». С 1974 года стал работать в жанре пародии и в 1982 году выпустил книгу пародий «Бой на рапирах», с которой был приглашён в Москву на Второй Всероссийский семинар молодых сатириков и юмористов, где стал одним из победителей семинара:
«Поэту Владимиру Скифу –
победителю конкурса юмористов в Малеевке –
на добрую память.
Георгий Ладонщиков.
Март 1982 г.»
(Автограф одного из руководителей семинара Г Ладонщикова на его книге «Шутки и кроме шуток» Библиотека «Крокодила» № 17, Москва, «Молодая гвардия», издательство «Правда», 1980 г.)
В 1980 году на остановке во 2-м Иркутске, после посещения родительского дома, замерзая в ожидании автобуса, написал первое детское стихотворение «Про крота»:
Как у дома взад-вперёд
Ходит-бродит дядя Крот.
Курит трубку. Трубка та –
Память дедушки-Крота.
Славный дом построил Крот,
Сделал окна, дымоход,
Чтоб кротятам в январе
Было весело в норе.
После этого написал детскую книгу стихов «Воздушный слон», рисунки к которой выполнил мой сын Игорь Смирнов, поэт и художник. Книга, возможно, в ближайшем будущем выйдет в свет. А пока детские стихи периодически публикуются в журнале «Сибирячок».
В 1983 году в Москве я выпустил в издательстве «Современник» книгу стихов «Грибной дождь», а в 1989 голу в Иркутске – книгу «Живу печалью и надеждой» и в этом же году был принят в члены Союза писателей СССР.
В дальнейшем выпустил в свет ещё пять книг стихов и пародий: «К сопернику имею интерес» (1993), «Галерея» (1993), «Копьё Пересвета» (1995), «Над русским перепутьем» (1996), «Себя не сознаваху» (2001).
Работаю в разных поэтических жанрах – это лирика, публицистика, литературные пародии, эпиграммы, иронические стихи, сонеты, верлибры (белые стихи), четверостишия, детские стихи, песни, поэмы, стихи-портреты.
Придумал свой поэтический жанр - стихотворение-портрет.
Написал пять венков сонетов: «Родина», «Байкал», «Под знаком Водолея», «Деревня», «Меж звездой и елью».
Очень люблю в стихах цикличность. В последнее время написаны большие циклы стихов: «Письма современникам» (около 50 стихотворений), цикл «Имена» (40 стихотворений), «Цветов пыланье невозможное» (цикл стихов о травах, цветах, деревьях – более 50), «Пускай жучок живёт на свете» (цикл стихов о насекомых – около 20).
Публиковался на страницах центральной и региональной печати.
Среди изданий последних лет - книги: «Золотая пора», «Листопад» (Иркутск), «Вече» (Москва), «Русский крест» и «Новые стихи» - библиотека лирической поэзии «Золотой жираф» (Москва), книги стихов для детей «Зайчик» (Москва) и «Шла по улице корова» (Иркутск).
В 2009 году за книжку «Шла по улице корова» автор получил Всероссийскую литературную премию им. П. П. Ершова.
Владимир Скиф лауреат премий: губернатора Иркутской области за достижения в искусстве и культуре (2011) – за цикл телепередач «Как слово наше отзовётся…» (в составе творческого коллектива); губернатора Иркутской области за достижения в искусстве и культуре (2012) – за создание антологии «Иркутск. Бег времени» (в составе творческого коллектива); Имперская культура имени Эдуарда Володина по разряду Поэзия (2014); лауреат Всероссийской литературной премии имени Николая Клюева (2014).
«Корова»
Шла по улице корова
И сказала мне: — Здорово!
Я ответил ей: — Здорово,
Благородная корова!
Дай, корова, молока!
А она в ответ: — Пока!
Предварительный просмотр:
Черных Юрий Егорович
(27 ноября 1936, Усть-Кут — 12 сентября 1994, Иркутск) — русский советский детский поэт, инженер-экономист, автор известного детского стихотворения «Кто пасётся на лугу?».
Родился 27 ноября 1936 года в Усть-Куте Иркутской области.
В 1960 году окончил Иркутский сельскохозяйственный институт. В 1963 году переехал в Братск Иркутской области, работал инженером-экономистом в Управлении Автотранспорта.
В 1965 году опубликовал стихотворение «Кто пасётся на лугу?». Композитор Александра Пахмутова написала на это стихотворение детскую песенку, которая стала лауреатом Международного конкурса детской песни в Софии и послужила сюжетом для мультипликационного фильма «Кто пасётся на лугу?» (Весёлая карусель, 1973).
Стихи публиковались в журналах «Весёлые картинки», «Сибирячок» и других изданиях.
В Иркутске произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.
Его стихи ритмичны, полны озорства, игры, забав. Это может быть игра ума, игра со словами родного языка, нахождения новой сути в старых привычных формах. Во многом основой произведений Юрия Черных становятся пословицы, потешки, скороговорки из всем известного народного фольклора.
Живой талант поэта легко и весело переделывает и дополняет их.
В ряд лучших российских книг для малышей вошли сборники Юрия Черных «На лугу пасутся ко…» (1979), «На Кудыкиной горе» (1986), «Веселый разговор» (1981), «Хотите – поверьте», «Сказка про наседку-непоседу» (1992), «Доброта-чудесница», «Внучка-почемучка» (1987), «Егоркины скороговорки», и др.
Книги поэта, члена Союза Писателей России, издавались в Братске, Иркутске, Москве уже более 20 лет назад, но его стихи и в наше время пользуются любовью и популярностью.
По его стихам написаны сценарии «Праздник на Кудыкиной горе» и «Сказка про наседку-непоседу», а пьеса по его стихотворению «Жили-были» несколько лет успешно шла в Братском театре (реж. Кравзе О.).
Многие стихотворения Черных Ю. Е. включены в хрестоматии, сборники стихов для дошкольников (издательства АСТ, Астрель, Белфакс, Дрофа-Медиа, Лабиринт-Пресс, Оникс, Просвещение, Родничок, Русич, Самовар), а два из них входят в сборник "Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ".
В Железногорске-Илимском имя Юрия Черных носит Центральная библиотека Нижнеилимского района Иркутской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям "Знакомьтесь - писатель и художник иллюстратор Е. И. Чарушин"
Рекомендации и материал для ознакомления детей с творчеством Е,И,Чаруина....
Е.А. Чарушин – писатель и художник
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе по произведениям Чарушина....
Проект «Образ природы в творчестве писателей, поэтов, художников».
Планирование работы с детьми средней группы в летний период....
Презентация к проекту " Е. Чарушин - писатель и художник"
Знакомство с творчеством Е. Чарушина - писателя и художника....
Презентация " Знакомство дошкольников с творческими профессиями: писатель, журналист, художник"
Презентация "Знакомство дошкольников с творческими профессиями: писатель. журналист, художник"...
план Неделя писателя и художника Евгения Чарушина___
неделя писателя и художника Чарушина...
«Родная природа – в творчестве поэтов, писателей и художников»
Открытое занятие по изучению природы Новосибирской области, через картины и литературные произведения авторов Новосибирска....
- Мне нравится (1)