«Родная природа – в творчестве поэтов, писателей и художников»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Жежель Светлана Михайловна

Открытое занятие по изучению природы Новосибирской области, через картины и литературные произведения авторов Новосибирска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc997 КБ

Предварительный просмотр:

«Родная природа – в творчестве поэтов, писателей и художников»

Введение

                                          «Российское могущество прирастать будет Сибирью...»
                                                                                                       
(М. Ломоносов) 

        

Еще в 18 веке Михаил Ломоносов обратил внимание на чудесный край, который брал свое начало после Уральских гор  и заканчивался только на границе с Тихим океаном. Большое количество писателей описывали богатую, притягательную и неповторимую  природу земли Сибирской. Любовь к своему краю, дети должны приобретать уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - это  период становления, в котором формируются высшие нравственные чувства: патриотизм, любовь к Родине. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Природа  – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный, разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные  в  детстве,  запоминаются  на  всю  жизнь  и  часто  влияют  на отношение человека к природе, к Родине. Данным интегрированным занятием в подготовительной группе, я хочу показать, как можно воспитать у детей любовь к родному краю, через изучения творчества поэтов,  писателей и художников, которые в своих произведениях поднимали тему природы Сибирской.

Цель - воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, гражданские и патриотические  качества через ознакомление детей и их родителей с историей, природой и культурой Новосибирской области и города Новосибирска. Развивать интерес к культурному наследию Новосибирской области через знакомство детей с произведениями искусства в процессе изобразительной деятельности.

Задачи :

  • знакомить детей с творчеством поэтов, художников, города Новосибирска,
  • воспитывать бережное отношение к родным местам,
  • прививать любовь к родной земле.

Ход НОД:

Дети находятся в группе, воспитатель достает конверт и читает детям письмо от Незнайки

«Добрый день мои дорогие друзья, я сейчас много путешествую и хочу написать целую книгу о нашей богатой земле. Помогите мне  написать страничку о вашем замечательном городе. Я у вас ни разу не был, но мне кажется у вас очень чудесный город, раз в нем живут такие замечательные дети»

О какое интересное письмо от Незнайки! Ребята поможем нашему другу? ( ответ детей) .А что бы нам больше рассказать Незнайке о нашем городе, я предлагаю вам совершить путешествие в картинную галерею. Но наше путешествие будет виртуальным. Вы знаете, что такое виртуальное путешествие? (Ответы детей) Ну тогда беремся за руки и отправляемся в путь, наше путешествие начнется в музыкальном зале, как и во всяких картинных галереях, там нельзя шуметь и надо слушать экскурсовода. Что бы нам удобнее с вами было его слушать, мы сядем с вами на стульчики.

В путь мои друзья.(Дети с воспитателем отправляются в музыкальный зал, заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики)

Воспитатель – Вот мы с вами и оказались в картинной галерее, я же тоже могу перевоплощаться, сейчас я превращусь в экскурсовода. Начнем нашу экскурсию.

Воспитатель (Экскурсовод) -  Ребята, что такое Родина? (Высказывания детей.) Родина -  это то место, где мы с вами родились. Кирилл Азаренко приготовил нам с вами сюрприз, давайте его послушаем. Он нам сейчас прочитает  замечательные стихи нашего современника Владимира Степанова “Что мы Родиной зовем” .

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем….

 Воспитатель (Экскурсовод) - Мы живем с вами в самой большой стране мира. Как называется наша страна? (ответ детей).  Россия - крупнейшая страна мира,  она расположена в Восточной Европе и Северной Азии. Ее берега омываются  водами Тихого и Северного Ледовитого океанов. Природа России крайне разнообразна: на ее территории есть и тундра, и леса, и даже субтропические пляжи.

- Но кроме понятия Родины, мы с вами,  помните, говорили на предыдущих занятиях  о малой Родине. Давайте сейчас вспомним с вами, что для нас с вами является малой Родиной? Что обычно называют малой Родиной.             ( Высказывания детей) Правильно ребята, нашей малой родиной является город Новосибирск. Что вы знаете о нашем городе, о нашей малой Родине. (Высказывания детей)

Воспитатель (Экскурсовод) - Мы с вами живем в Сибири  и часто  можем услышать словосочетания Сибирский характер. А как вы думаете, почему так говорят? ( Высказывание детей).

Воспитатель (Экскурсовод)  - Ребята, раньше не было фотоаппаратов и видеокамер и что бы рассказать другим народам о красотах края, люди рисовали природу и возили эти картины, показывая людям всю красоту природы своей родной земли. Потом выдающиеся картины стали собирать в одном месте и это место назвали «картинная галерея». Где мы с вами сейчас и находимся. Я вам предлагаю сейчас отправится в зал, где находятся картины, посвященные нашей области  и родному городу. Но помните, что наше путешествие виртуальное и нам нужно просто закрыть глаза и представить что мы с вами оказались в этом зале.

Воспитатель (Экскурсовод) - Вглядываясь в картины умельцев, мы соприкасаемся с прекрасным, радуемся красоте и гармонии. Сейчас я хочу вас познакомить с первой картиной.

Как вы думаете, какое время года изображено на картине? ( ответ детей). Что изображено на картине?(ответы детей) А как вы думаете какое это время суток?(Ответы детей) А какое настроение передает эта картина,  какие чувства она у вас  вызывает? (Ответы детей) А посмотрите, какое небо, яркие синие тени от деревьев показывают, что день солнечный, но метель в этот день завывает, прям холод ощущается от этой картины. Кто то один опишет нам картину, но не красками, а словами, постарайтесь в речи использовать речевые краски. Но когда мы с вами смотрим на картины, то можно не только видеть картину, но и услышать ее. Что можно услышать, смотря на эту картину( Ответы детей) . Давайте закроем глаза и послушаем сейчас как заговорит с нами эта картина( включается звук метели). Мы можем представить как шатаются деревья. А нарисовал эту картину известный новосибирский художник Николай Демьянович Грицюк .

Воспитатель (Экскурсовод) - Что –то я устала, а вы? Предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка:

По тропинке мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Не боимся мы преград

Встрече с новым каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись,

Самоцветными камнями

Полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора

Нам туда спешить пора

В мастерской нас ждут дела

Мы ребята – мастера.

Воспитатель (Экскурсовод) – Перед тем как посмотреть следующие картины, я хочу что бы вы послушали стихотворение о нашем городе Мальцевой  Дарьи.( аудиозапись стихотворения)

Мой город — столица Сибирского края.
Ему уже больше 100 лет.
Я очень горжусь, что в нем проживаю,
Красивее города, кажется, нет.
Здесь в центре города часовня
И Краеведческий музей.
В Нарымском сквере ходят пони,
Катают маленьких детей.
Здесь много улиц, много парков,
Аэропорт, вокзал,
А праздники напоминают
Бразильский карнавал. 
Люблю я свой Новосибирск,
Калининский район,
И буду с теми я всегда,
Кто в город наш влюблен!

Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? О чем оно?( ответы детей)

Воспитатель (Экскурсовод) – А теперь посмотри , картины Людмилой Вировой

Вы узнаете эти места в нашем городе? Бывали ли там?  Какое время города на картинах ( ответы детей)

Воспитатель (Экскурсовод)  - Рассмотрев эти картины, вы заметили, как много значат цвет, оттенки, которые подбираются художниками для изображения природы. Увидев это великолепие, возникает естественное желание увидеть всю эту красоту в действительности, как увидели её художники.

Воспитатель (Экскурсовод)  - Ребята, Латыпова Полина приготовила для нас тоже сюрприз, она нарисовала картину про наш город, а что на ней нарисовано мы сейчас будем с вами представлять, закрыв глаза, а Полина  нам будет описывать эту картину.

Воспитатель (Экскурсовод)  - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру  «Зеркало» (Детям предлагается разбиться на пары. По очереди каждый ребёнок повторяет движения за ведущим в паре.) Каждый из вас попробовал повторить движение напарника, представляя себя в его «зеркальном отражении». Вам ничего это не напоминает из предыдущих работ по рисованию?(Ответы детей)Молодцы, это нетрадиционная техника рисования «монотипия». Давайте вспомним как мы с вами учились рисовать, применяя технику рисования «монотипия»? Труд делает человека красивым, когда он занимается, его глаза блестят, давайте посмотрим, какие мы с вами красивые, когда трудимся( просмотр видио ).А картины,  которые у нас получились, мы подарим в музей нашего детского сада.

Воспитатель (Экскурсовод) -  Мы с вами сегодня так много узнали про наш родной город, про нашу область! Нам есть,  что рассказать Незнайке, теперь и он узнает чем богата наша малая родина.

 Воспитатель (Экскурсовод)  -   В конце нашего виртуального путешествия, давайте послушаем песню про наш любимый город Новосибирск и мы с вами даже можем потанцевать под эту песню..( дети встают со стульчиков и танцуют)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество детских писателей и поэтов

Перспективное  планрование  в  логопедической  старшей  группе  по  теме  "Творчество  детских  пистелей и поэтов"Февраль 4  неделя (26)  ...

«Ознакомление детей с творчеством детских писателей и поэтов, художниками иллюстраторами»

Этот доклад, даст представление по заданной теме. Который возможно пригодится в стиле " Родительский клуб"- литературная гостинная....

Проект «Образ природы в творчестве писателей, поэтов, художников».

Планирование работы с детьми средней группы в летний период....

нод «РОДНАЯ ПРИРОДА – В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ, ПИСАТЕЛЕЙ И ХУДОЖНИКОВ»

laquo;РОДНАЯ ПРИРОДА – В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ, ПИСАТЕЛЕЙ И ХУДОЖНИКОВ» Цель - воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, гражданские и патриотические  качества ...

Осень в творчестве поэтов , писателей , художников

Осень в творчестве поэтов , писателей , художников. Подготовительная группа.  Тематическое планирование на неделю по теме ....

«Родная природа в творчестве русских художников и поэтов»

Комплексное использование видов искусств (музыка – живопись – поэзия) помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно - выразительных элементов, объединяющих разные ...

Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала

В настоящее время, главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Для решения данной задачи, важное значение приобретает формирование регионального...