Конспект педагогического мероприятия по формированию целостной картины мира на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование основы экологической культуры у детей. Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего поселка. Закрепить знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человек, воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам. Привлечь воспитанников и родителей к природоохранной акции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_ahmadoda_29.01.2024_attestatsiya_zimuyushchie_ptitsy.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Горки-Х» дошкольное отделение детский сад №51
(МБОУ СОШ «Горки-Х» дошкольное отделение детский сад Nº51)
Конспект педагогического мероприятия
по формированию целостной картины мира на тему:
«Зимующие птицы»
Подготовила и провела:
Воспитатель Ахмадова Элина Жамалаевна
п.Горки-10 2024 г.
Цель:
Формирование основы экологической культуры.
Задачи:
- расширить представление о жизни зимующих птиц нашего поселка.
- закрепить знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человек;
- активизировать словарь детей;
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Привлечь воспитанников и родителей к природоохранной акции.
3. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
- Воспитывать любовь к живой природе.
Словарная работа: метель, пурга, орнитология, орнитолог.
Материалы и оборудование: изображения птиц, кормушка, продукты для кормушки, колонка для прослушивания записи голосов птиц.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня вы шли в детский сад и видели, как много снега выпало. Кто мне скажет какой сейчас месяц? А следующий месяц?
Воспитатель: Правильно, ребята. Январь и февраль к какому времени года относятся, кто мне ответит?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно. Впереди у нас еще один зимний месяц. А зима у нас в этом году?
Дети: Зима бывает морозная, метельная, снежная, холодная, суровая, ветреная.
Словарная работа:
- А какие природные явления бывают зимой? (Метель, пурга, вьюга)
- Что такое метель? Что такое пурга?(ответы детей)
Воспитатель подводит итог:
- Метель - это сильный снегопад при небольшом ветре, а вьюга - это сильный ветер при небольшом снегопаде, который поднимает и кружит снег в воздухе, как падающий, так и уже выпавший раньше, и из-за белой пелены ничего вокруг не видно.
А что такое пурга: Это вьюга и мороз одновременно.
Воспитатель:
- Есть такая наука - Орнитология – она изучает птиц.
И есть такая профессия - Орнитологи – это ученые, которые изучают жизнь и повадки птиц. И сегодня мы с вами станем юными орнитологами и узнаем много нового.
Включить голоса птиц – летние, зимние.
Воспитатель:
- Скажите мне, пожалуйста, чем первая запись отличается от второй? (ответы детей: на первой много голосов птиц, а на второй мало).
Правильно ребята, первая запись, на которой много голосов, была сделана летом, а вторая зимой. Скажите мне, пожалуйста, почему летом у нас много птиц живут в лесу? А зимой их меньше? Кто мне ответит?
(зимой много птиц улетают в теплые края)
Воспитатель:
- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?
(дети: перелетные птицы!)
Воспитатель:
- Правильно, перелетные птицы. А каких перелетных птицы вы знаете? Кто их может назвать и показать на плакате?
(1-2 ребенка выходят к доске называют и показывают птиц: ласточки, лебеди, утки, гуси и др.)
Воспитатель:
- Вы настоящие юные орнитологи! Сегодня мы поговорим о птицах, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать. А какие птицы остаются зимовать с нами, как они называются? (Ответы детей – зимующие птицы). Что это за птицы и как они называются? Я сейчас буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать. И мы узнаем, как этих птичек зовут.
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется…
Дети: Синичка.
Воспитатель: Правильно. Покажите, пожалуйста, на плакате синичку. Спасибо, молодец. Синичка — это маленькая ярко-пестрая птичка, которая обитает в лесу, парке или саду. Она обычно имеет синюю спинку, желтый животик и черную полоску через глаз. Посмотрите какая она нарядная.
Синички очень умные и любознательные птицы. Они умеют ловко крутиться на ветках, могут висеть вверх ногами и даже смотреть вниз головой вниз, когда ищут еду.
Эти птички очень хороши в пении. Они поют прекрасные и радостные песни, которые можно услышать в лесу или в саду.
А теперь слушайте внимательно загадку про следующую птичку, с красной грудкой,
Зимний гость.
У него есть крылья, хвост,
Есть и перышки, и клюв,
Как у птиц любых вокруг.
Летом лес весь обойдешь,
Но птицу эту не найдешь.
Дети: Снегирь.
Ребенок показывает на плакате снегиря.
Воспитатель:
- Снегирь – очень умная и красивая птичка, шапочка на голове, оперение вокруг клюва, хвост и крылья чёрные. Оперение под хвостом и над хвостом белое, спинка серо-голубая. Брюшко у самцов розово-красное, у самок серое с розоватым оттенком.
Клюв у снегирей короткий и массивный, чёрного цвета.
Снегири - певчие птицы. Они издают громкое посвистывание и трескучие трели. Поют самцы и самки.
Воспитатель: спасибо, правильно. А вот еще загадка:
Ловко зернышки клюет,
Скачет быстро прыг да скок.
Серенькая птица
Морозов не боится.
Дети: Воробей.
Воспитатель:
- Воробей – самая распространенная птица из зимующих птиц. Живет в городе. Это маленькая и бесстрашная птичка, незаметного серого цвета не боится морозов и даже людей. Могут стащить еду, если ее оставили без присмотра.
Говорят, что название птичке дали за то, что она утащила булку у пекаря, а тот закричал вслед: «Вора бей!». Так и получил воробей свое имя.
Ребята, а теперь попробуйте отгадать вот эту загадку.
Окрас обычно красный,
А клюв крестообразный,
Им шишки разбирает,
Как ельник населяет.
Дети: Клест.
Воспитатель: Правильно. Клесты жители еловых лесов, они даже в морозы выводят птенцов. Они питаются семенами шишек. Поэтому клюв у клеста скрещен чтобы удобно было орешки из шишек доставать.
Воспитатель: Молодцы, вы прекрасно справились с загадками, а теперь предлагаю поиграть. Я буду называть название птицы, если это перелетная птица – вы молча машете пальчиками, а если зимующая - хлопаете в ладоши.
Лебедь, ворона, утка, воробей, гусь, синица, ласточка, снегирь, кукушка, клёст, жаворонок, сорока, скворец, сова. (выделенные птицы – перелетные)
Давайте выйдем из-за столов и поиграем.
Подвижная игра «Сова».
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг — "гнездо совы". Выделенный ребенок — "сова" встает в гнездо. Остальные дети — " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи.
Воспитатель:
- Ребята, для птиц страшны не только холод, сколько голод. Птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. Ребята, а чем мы, люди можем помочь зимующим птицам перезимовать в нашу суровую зиму?
Дети: зимой, холодно и голодно. Нет насекомых и ягод. Мы можем кормушки построить и накормить птиц.
Воспитатель:
- Правильно, ребята. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. И еще, правильно,
Воспитатель: А вот скажите мне, все птицы любят одинаковую еду или они, как и вы, привереды? Давайте узнаем, кто какое блюдо любит. (выставляются картинки с птицами птиц) Кто желает рассказать?
(выходит выходят дети и рассказывает о снегире, синице, голубе, воробье – кто из них какую еду предпочитает)
Воспитатель:
- Молодцы, я вами очень довольна! Вы настоящие юные орнитологи.
Сегодня ребята мы узнали много нового о птицах, их поведении и питании в зимний период. Мы узнали о перелетных и зимующих птицах, и о том, как люди могут помочь птицам пережить зиму, строя кормушки и предоставляя пищу.
И я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам. И в эти выходные и последующие дни вместе с родителями устроите зимующим птицам настоящий пир!
Большое вам спасибо! Желаю всем добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему: «Покормите птиц зимой»
"Покормите птиц зимой"...
Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Период дошкольного детства - это период становления личности ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...
Педагогическое мероприятие по формированию целостной картины мира, расширение кругозора
конспект занятия...
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Весна, перелетные птицы" во второй младшей группе.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15653855","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"327","width":"480"}}]]Цели:Образовательная:1. Продолжать знакомить с характерными пр...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира на тему "Зима" средняя группа
обобщить представления детей о погодных условиях зимы, о снеге и его значении в природе. Формировать умение видеть взаимосвязь между зимними явлениями и объектами природы....
Конспект образовательного мероприятия по формированию целостной картины мира на тему «Подкормим птиц зимой»
Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу о них. Расширить знания детей о птицах. Обратить внимание детей на трудное существование птиц, восп...
Конспект образовательного мероприятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему «Деревянный брусочек»
Цель: знакомство со свойствами дерева.Задачи:Развивающие. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы. Формировать навыки соблюдения правил безопасности.Образовате...