Конспект педагогического мероприятия по формированию целостной картины мира на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ахмадова Элина Жамалаевна

Формирование основы экологической культуры у детей. Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего поселка. Закрепить знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человек, воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам. Привлечь воспитанников и родителей к природоохранной акции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_ahmadoda_29.01.2024_attestatsiya_zimuyushchie_ptitsy.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Горки-Х» дошкольное отделение детский сад №51

(МБОУ СОШ «Горки-Х» дошкольное отделение детский сад Nº51)

Конспект педагогического мероприятия

по формированию целостной картины мира на тему:

«Зимующие птицы»

Подготовила и провела:

Воспитатель Ахмадова Элина Жамалаевна

п.Горки-10 2024 г.

Цель:

Формирование основы экологической культуры.

Задачи:

- расширить представление о жизни зимующих птиц нашего поселка.

- закрепить знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человек;

- активизировать словарь детей;

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Привлечь воспитанников и родителей к природоохранной акции.

3. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

- Воспитывать любовь к живой природе.

Словарная работа: метель, пурга, орнитология, орнитолог.

Материалы и оборудование: изображения птиц, кормушка, продукты для кормушки, колонка для прослушивания записи голосов птиц.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня вы шли в детский сад и видели, как много снега выпало. Кто мне скажет какой сейчас месяц? А следующий месяц?

Воспитатель: Правильно, ребята. Январь и февраль к какому времени года относятся, кто мне ответит?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно. Впереди у нас еще один зимний месяц. А зима у нас в этом году?

Дети: Зима бывает морозная, метельная, снежная, холодная, суровая, ветреная.

Словарная работа:

- А какие природные явления бывают зимой? (Метель, пурга, вьюга)

- Что такое метель? Что такое пурга?(ответы детей)

Воспитатель подводит итог:

- Метель - это сильный снегопад при небольшом ветре, а вьюга - это сильный ветер при небольшом снегопаде, который поднимает и кружит снег в воздухе, как падающий, так и уже выпавший раньше, и из-за белой пелены ничего вокруг не видно.

А что такое пурга: Это вьюга и мороз одновременно.

Воспитатель:

- Есть такая наука - Орнитология – она изучает птиц.

И есть такая профессия - Орнитологи – это ученые, которые изучают жизнь и повадки птиц. И сегодня мы с вами станем юными орнитологами и узнаем много нового.

Включить голоса птиц – летние, зимние.

Воспитатель: 

- Скажите мне, пожалуйста, чем первая запись отличается от второй? (ответы детей: на первой много голосов птиц, а на второй мало).

Правильно ребята, первая запись, на которой много голосов, была сделана летом, а вторая зимой. Скажите мне, пожалуйста, почему летом у нас много птиц живут в лесу? А зимой их меньше? Кто мне ответит?

(зимой много птиц улетают в теплые края)

Воспитатель:

- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?

(дети: перелетные птицы!)

Воспитатель:

- Правильно, перелетные птицы. А каких перелетных птицы вы знаете? Кто их может назвать и показать на плакате?

(1-2 ребенка выходят к доске называют и показывают птиц: ласточки, лебеди, утки, гуси и др.)

Воспитатель:

- Вы настоящие юные орнитологи! Сегодня мы поговорим о птицах, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать. А какие птицы остаются зимовать с нами, как они называются? (Ответы детей – зимующие птицы). Что это за птицы и как они называются? Я сейчас буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать. И мы узнаем, как этих птичек зовут.

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется…

Дети: Синичка.

Воспитатель: Правильно. Покажите, пожалуйста, на плакате синичку. Спасибо, молодец. Синичка — это маленькая ярко-пестрая птичка, которая обитает в лесу, парке или саду. Она обычно имеет синюю спинку, желтый животик и черную полоску через глаз. Посмотрите какая она нарядная.

Синички очень умные и любознательные птицы. Они умеют ловко крутиться на ветках, могут висеть вверх ногами и даже смотреть вниз головой вниз, когда ищут еду.

Эти птички очень хороши в пении. Они поют прекрасные и радостные песни, которые можно услышать в лесу или в саду.

А теперь слушайте внимательно загадку про следующую птичку, с красной грудкой,

Зимний гость.

У него есть крылья, хвост,

Есть и перышки, и клюв,

Как у птиц любых вокруг.

Летом лес весь обойдешь,

Но птицу эту не найдешь.

Дети: Снегирь.

Ребенок показывает на плакате снегиря.

Воспитатель: 

- Снегирь – очень умная и красивая птичка, шапочка на голове, оперение вокруг клюва, хвост и крылья чёрные. Оперение под хвостом и над хвостом белое, спинка серо-голубая. Брюшко у самцов розово-красное, у самок серое с розоватым оттенком.

Клюв у снегирей короткий и массивный, чёрного цвета.

Снегири - певчие птицы. Они издают громкое посвистывание и трескучие трели. Поют самцы и самки.

Воспитатель: спасибо, правильно. А вот еще загадка:

Ловко зернышки клюет,

Скачет быстро прыг да скок.

Серенькая птица

Морозов не боится.

Дети: Воробей.

Воспитатель:

- Воробей – самая распространенная птица из зимующих птиц. Живет в городе. Это маленькая и бесстрашная птичка, незаметного серого цвета не боится морозов и даже людей. Могут стащить еду, если ее оставили без присмотра.

Говорят, что название птичке дали за то, что она утащила булку  у пекаря, а тот закричал вслед: «Вора бей!». Так и получил воробей свое имя.

Ребята, а теперь попробуйте отгадать вот эту загадку.

Окрас обычно красный,

А клюв крестообразный,

Им шишки разбирает,

Как ельник населяет.

Дети: Клест.

Воспитатель: Правильно. Клесты жители еловых лесов, они даже в морозы выводят птенцов. Они питаются семенами шишек. Поэтому клюв у клеста скрещен чтобы удобно было орешки из шишек доставать.

Воспитатель: Молодцы, вы прекрасно справились с загадками, а теперь предлагаю поиграть. Я буду называть название птицы, если это перелетная птица – вы молча машете пальчиками, а если зимующая - хлопаете в ладоши.

Лебедь, ворона, утка, воробей, гусь, синица, ласточка, снегирь, кукушка, клёст, жаворонок, сорока, скворец, сова. (выделенные птицы – перелетные)

Давайте выйдем из-за столов и поиграем.

Подвижная игра «Сова».

С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг — "гнездо совы". Выделенный ребенок — "сова" встает в гнездо. Остальные дети — " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи.

Воспитатель:

- Ребята, для птиц страшны не только холод, сколько голод. Птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. Ребята, а чем мы, люди можем помочь зимующим птицам перезимовать в нашу суровую зиму?

Дети: зимой, холодно и голодно. Нет насекомых и ягод. Мы можем кормушки построить и накормить птиц.

Воспитатель:

- Правильно, ребята. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. И еще, правильно,

Воспитатель: А вот скажите мне, все птицы любят одинаковую еду или они, как и вы, привереды? Давайте узнаем, кто какое блюдо любит. (выставляются картинки с птицами птиц) Кто желает рассказать?

 (выходит выходят дети и рассказывает о снегире, синице, голубе, воробье – кто из них какую еду предпочитает)

Воспитатель:

- Молодцы, я вами очень довольна! Вы настоящие юные орнитологи.

Сегодня ребята мы узнали много нового о птицах, их поведении и питании в зимний период. Мы узнали о перелетных и зимующих птицах, и о том, как люди могут помочь птицам пережить зиму, строя кормушки и предоставляя пищу.

И я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам. И в эти выходные и последующие дни вместе с родителями устроите зимующим птицам настоящий пир!

Большое вам спасибо! Желаю всем добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"

  Период дошкольного детства - это период становления личности  ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Весна, перелетные птицы" во второй младшей группе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15653855","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"327","width":"480"}}]]Цели:Образовательная:1. Продолжать знакомить с характерными пр...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира на тему "Зима" средняя группа

обобщить представления детей о погодных условиях зимы, о снеге и его значении в природе. Формировать умение видеть взаимосвязь между зимними явлениями и объектами природы....

Конспект образовательного мероприятия по формированию целостной картины мира на тему «Подкормим птиц зимой»

Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу о них. Расширить знания детей о птицах. Обратить внимание детей на трудное существование птиц, восп...

Конспект образовательного мероприятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему «Деревянный брусочек»

Цель: знакомство со свойствами дерева.Задачи:Развивающие. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы. Формировать навыки соблюдения правил безопасности.Образовате...