«Истории названий городов Тверской области»
методическая разработка (старшая группа)
Интегрированное занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_konkurs_metodicheskih_razrabotok_-_kopiya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 ЗАТО Озерный Тверской области
Конспект интегрированного занятия
в старшей группе
на тему:
«Истории названий городов Тверской области»
Лукина
Ольга Николаевна
воспитатель
МБДОУ детский сад №6
2023 год
Пояснительная записка
Данный конспект позволяет познакомить детей с историей названий знакомых городов, закрепить и уточнить знания воспитанников о родном крае, о своей малой родине.
При составлении конспекта были использованы:
- здоровьесберегающие технологии, такие как подвижные игры, психологическая минутка, а также музыкальное сопровождение, которое позволяет снижать утомляемость воспитанников, повышает интерес к материалу;
- технологии проектной деятельности, такие как общая постройка крепости, сознание коллективного рисунка;
- технология исследовательской деятельности («путешествие во времени»);
- информационно-коммуникационные технологии (использование ИКТ);
- личностно-ориентированная технология;
- технология интегрированного обучения.
В конспекте ОД интегрируются такие образовательные области, как: «Коммуникация», «Познание», «Продуктивная деятельность», «Физическая культура», «Музыка».
Цель: уточнить и расширить знания детей о родном крае, названиях городов.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о Тверской области;
- познакомить детей с историей возникновения названий знакомых городов;
- формировать умения правильно строить предложения.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к изучению родного края;
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать;
- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память;
- развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, готовность к общению.
Материалы: интерактивная доска, музыкальный центр, кубики, ватман, восковые мелки желтого цвета, атрибуты для игры в «Магазин», прилавки, купюры из д/и «Юный финансист», магнитики - подарки.
Словарная работа: Тверь, твердь, Тверца, Вышний Волочек, волочи, Торжок, торг, Бологое, благо, Выползово.
Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.
Предварительная работа:
- беседы: «Мы живем в Тверской области», «Города Тверской области»;
- рассматривание иллюстраций, карт, разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, ребусы, экскурсии;
- создание в группе познавательного уголка «Наш родной край», экскурсия в библиотеку;
- игровая ситуация, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений.
Ход
Под музыкальное сопровождение в аудиозаписи дети входят в зал и становятся в круг. Воспитатель в роли экскурсовода.
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.
- Что это значит - здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу…?
(Ответы воспитанников).
- Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…
- Улыбнитесь друг другу!
Дети садятся на стульчики полукругом.
- Внимание на экран (на экране интерактивной доски слады с фото городов Тверской области, одновременно воспитатель читает стихотворение)
В Тверском краю, в лесу осеннем,
В прощальном крике журавля
Живёт душа твоя Россия,
Тверская русская земля…
Живёт душа в Лазурной речке,
В скворце, кричащем по весне,
В тепле старинной русской печки,
В великом русском языке.
Живёт душа в доярке Зинке,
С зарёй, бегущей по траве.
Живёт душа в Тверской глубинке,
В родимой милой стороне.
В названьях русских деревень,
Ушедших в вечность, в никуда,
В лесах таинственная сень
Душа – загадка навсегда…
- Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей) Правильно о Тверском крае, о Тверской области, в которой мы с вами живем. В Тверской области много различных городов и у каждого города есть свое название, а откуда появились эти названия я предлагаю вам сегодня узнать. Для этого мы отправимся в путешествие. На чем? (Предложения детей) Поехали на поезде!
Дети под музыку в аудиозаписи выполняют имитацию езды на поезде.
1 остановка – главный город Тверской области – Тверь (слайд на интерактивной доске)
- Это один из древнейших российских городов, который имеет удивительную историю. Главный вопрос: откуда происходит это название? Как вы думаете? (Ответы детей)
- Одна из самых распространенных версий связывает его с древнерусским словом «твердь» — что означает крепость или укрепленное место. Многие исследователи считают, что в древности Тверь была столь стратегически важной точкой, что на ней была создана укрепленная оборонительная структура (слайд на инт. доске)
Вторая версия связывает название города с рекой Тверцой, на берегах которой он расположен. В переводе с древнерусского «Тверца» означает «грубоватую» или «развеселую» реку (слайд на инт. доске)
Детям предлагается совместная постройка крепости из кубиков
2 остановка – Торжок (слайд на интерактивной доске)
- Как вы считаете, почему именно так называется этот город? (Ответы детей)
- Название города Торжок родилось от слова «Торг». Интересно, что в древних летописях, наряду с названием "Торжок" фигурировало и другое название города "Новый торг". Однако прижилось именно первое название - Торжок. Хотя жители города при этом до сих пор именуют себя "новоторами".
Основными товарами на торжокской земле были хлеб, соль, рыба, пенька, кожа, мясо, льняной холст, сало, железные и медные изделия и другие. В Торжке варили солод из ржи и ячменя. В Торжке было развито кожевенное производство, которое сегодня возрождается. Город славился своими обувщиками (слайд на инт. доске)
С/р игра «Магазин»
Дети берут по одной купюре (из д/и «Юный финансист») и выбирают товар на прилавке
3 остановка – Вышний Волочек (слайд на интерактивной доске)
- Ваше мнение, откуда это название? (Ответы детей)
Название «Вышний Волочек» произошло от словосочетания «вышний», что означает «верхний», и «Волочек», что является названием реки, на берегах которой располагался город. Таким образом, название города символизирует его расположение на верхнем течении реки Волочей (слайд на инт. доске)
П/и «Ручеек» (под музыку в аудиозаписи)
4 остановка – Бологое (слайд на интерактивной доске)
Дети высказывают свои предположения насчет названия города.
- "Бологое" означает на русском языке то же самое, что на церковно-славянском значило слово "благо", т. е. хорошо, добро. Еще одно славянское значение названия Бологое – влага. С вводом железной дороги в эксплуатацию сельцо Бологое превратилось в мощный железнодорожный узел, откуда поезда
уходят в пяти направлениях – на Санкт-Петербург, Москву, Сонково, Великие Луки, Псков. Железная дорога нашла отражение в новом гербе города в центре круга, символизирующего колесо, а значит и железную дорогу, – три колокола, три благовеста, будящие память и возвещающие доброе будущее. (слайд на инт. доске)
Выполняется коллективный рисунок «Солнышко»
5 остановка «Выползово» (слайд на интерактивной доске)
- Слышали ли вы что-то про это место? Оно вам знакомо? Ответы детей)
- А между прочим, тысячи и тысячи людей здесь жили, работали, служили. Это место, находится на трассе Москва –Санкт-Петербург, как раз посередине. Говорят, что когда-то карета императрицы Екатерины, проезжавшей там со свитой, застряла в грязи. И когда выбрались, императрица сказала, что вот, слава Богу, выползли! Отсюда и пошло название «Выползово» (слайд на инт. доске)
Имитация езды на лошади в чередовании с ползанием на четвереньках под музыку в аудиозаписи.
- Подойдите все ко мне. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (Ответы воспитанников).
- Ребята, путешествие наше подходит к концу и хочется сказать, что в Тверской области еще очень много городов, сел, деревень с разными и интересными названиями, о которых мы еще с вами поговорим.
- Вы все, ребята, молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания. (Индивидуальное поощрение).
- За это я вам хочу подарить магнитики с изображением Тверской области.
Нам пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа МДОУ детского сада №6 г. Конаково Тверской области
Примерная образовательная программа МДОУ детского сада №6 г. Конаково. В основе ее комплексная программа авторского коллектива Т.Н. Дороновой "Из детства в отрочество"...
Дидактические игры по ознакомлению детей с городом Ржевом Тверской области
Дидактические игры...
Папка передвижка "Заповедники и Национальные парки Тверской области"
Описание и фото заповедников и Национальных парков Тверской области...
Конспект ООД с детьми 6-7 лет. Тема: «Мой город под названием Рязань…» (образовательная область «Познание»)
расширять и закреплять знания о родном городе Рязани, его достопримечательностях; познакомить с историей возникновения города, его прошлым и настоящим; учить рассказывать о Рязани; воспитывать чувство...
Конспект занятия по ознакомлению с историей родного города "История города в названиях улиц"
Конспект занятия по ознакомлению с историей развития родного города...
Краткосрочный проект «История страны, города отражения в названиях улиц памятников» «Я живу на улице героя» (М. Раскова)
Формирование у детей нравственно - патриотических чувств. Познакомить с историей своей улицы; познакомить с биографией М.М. Расковой, рассказать о ее подвиге...
Сценарий образовательной деятельности «Моя малая Родина» (знакомство с историей названия родного города).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....