Конспект занятия "Хозяйка Яранги"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цели:
Расширять знания о жилище коренных малочисленных народов Чукотки – яранге. Развивать познавательный интерес,прививать любовь к родному краю.
Задачи:
Образовательная: расширять представление о жизни коренных малочисленных народов Чукотки. Познакомить с последовательностью сборки яранги и ее материалами.Провести опыты для исследования свойств материала для изготовления яранги.
Воспитательная:воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям коренных народов Чукотки – чукчей
Развивающая: развивать любознательность, память, мышление, внимание, моторику. Прививать любовь к исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_hozyayka_yarangi.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как построить ярангу»
Цели:
Расширять знания о жилище коренных малочисленных народов Чукотки – яранге. Развивать познавательный интерес,прививать любовь к родному краю.
Задачи:
Образовательная: расширять представление о жизни коренных малочисленных народов Чукотки. Познакомить с последовательностью сборки яранги и ее материалами.Провести опыты для исследования свойств материала для изготовления яранги.
Воспитательная:воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям коренных народов Чукотки – чукчей
Развивающая: развивать любознательность, память, мышление, внимание, моторику. Прививать любовь к исследовательской деятельности.
Ход ОД
1. Орг момент. Сообщение темы и целей.
(Видеофрагмент. Воспитатель на красивом фоне в национальном костюме обращается к детям )
Воспитатель:Еттык, тумгытури, в переводе с чукотского языка — здравствуйте! Меня зовут Татьяна Александровна. Я рада приветствовать вас у себя в гостях.Сегодня я хочу вас познакомить с жилищем чукчей, коренных народов Чукотки. Вы узнаете, как оно называется, из чего и как собирается, и думаю вам будет очень интересно побывать внутри.
- С древности люди жили в различных жилищах.
2. Знакомство с названием жилища чукчей и материалом для изготовления.
-А как вы думаете в каком жилище жили чукчи?
(Закадровым голосом озвучиваются выплывающие поочередно картинки)
1.Вигвам
2.Юрта
3.Изба
4.Яранга
(После выдержанной паузы озвучивается ответ и остается только одна верная картинка)
Воспитатель: Правильно, чукчи жили в яранге(Показ слайда яранга и житель Чукотки - чукча). В вигваме жили— индейцы, в юрте — казахи и киргизы, в избе— русские.
(Появляется фото яранги, посередине экрана, пока задается вопрос)
-А может вы знаете, из каких материалов делают ярангу
(Закадровым голосом озвучиваются выплывающие поочередно картинки вокруг яранги)
1. Изо льда
2.Оленьих шкур,
3. Из бревен
4. Из камня
(После выдержанной паузы озвучивается ответ и остается только одна верная картинка)
Воспитатель: Конечно из оленьих шкур.
(Воспитатель в национальном костюме в кадре
А почему используют именно этот материал?Во первых, у оленеводов этого меха в достатке. Но самое главное: шкура оленя не намокает, она держит тепло и очень прочная. А для того, чтобы в этом убедиться, мы и проведем опыты.
(Видеофрагменты опытов)
. Опыты. Исследование свойств шкуры оленя.
Для первого опыта нам понадобится кусок меха оленя и другого животного. Берем оба куска, окунаем в воду ворсом вниз. Теперь поднимаем и стряхиваем. Можно увидеть, что мех оленя остался мез изменений, в то время как ворс другого животного намок и ворсинки слиплись. Вывод: мех оленя не намокает. Это свойство важно, так как на Чукотке часто выпадают осадки.
Для второго опыта нам понадобится: две ёмкости с горячей водой. Одну мы заворачиваем в шкуру оленя, а другую в искусственный мех и выносим на холод. Уже, через несколько минут можно сравнить результаты. В обе емкости опускаем градусник. По результату можно увидеть, что вода под искусственным мехом холоднее, чем под шкурой оленя. Вывод: шкура оленя хорошо держит тепло.Что важно в условиях Крайнего Севера.
Для третьего опытатак же нам понадобится шкура оленя. Попробуем ее смять, а затем отпустить.Видно, что она вернулась в исходное положение. Вывод: шкура оленя обладает гибкостью. Это свойство необходимо при частом складывании во время транспортировки..
Для четвертого опыта понадобится шкура оленя и другого животного. Попробуем проверить их на прочность. Для этого возьмем камень и ударим по меху оленя , а затем по меху другого животного. Теперь сравним степень повреждения на шкурах. Видно, что шкура оленя не повредилась, в то время как на другом меху заметен значительный поврежденный участок. Вывод: шкура оленя прочная.
Теперь мы знаем, почему для изготовления яранги используют именно этот материал.
А сейчас давайте подумаем: чукчи ведут кочевой образ жизни, вместе со стадом перемещаются на новые места, где есть корм, таккакимдолжно быть жилище? Конечно мобильным, переносным.
А можно ли перенести ярангу целиком? Конечно, нет, она должна быть разборной. Поэтому, правильно выбрав место, ее собирали всей семьей.
4. физ. минутка.
Строим мы высокий дом | Дети поднимают руки вверх |
Жить семьей все будем в нем. | Выпрямили руки и разводят их в стороны |
Всех заменим мастеров | |
Монтажников и плотников, | Присели и постучали, имитируя молоток |
Штукатуров, маляров | Сели. Встали, имитируя покраску стен |
И других работников. | |
Из оленьих шкур наш дом. | Изображают рога, прыгают как олень |
Теплая, не рвется. | Руками поглаживают плечи. Сжатые кулачки раздвигают, будто рвут. |
Догадались, что наш дом | Руки вперед |
Ярангою зовется. | Вместе изображают ярангу |
5. Изготовление каркаса яранги из деревянных палочек и ниток.
(идет закадровый голос озвучивающий изготовление каркаса и фото поэтапной установки каркаса яранги)
Ну, что приступаем к сборке ?Сначала устанавливаются три длинных шеста, вокруг этих шестов устанавливаютнебольшие треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине идут жерди 2- гояруса. Все жерди скрепляют друг с другом при помощи веревок или ремней из оленей кожи. Каркас для яранги готов. Но это сложная конструкция, которую используют оленеводы.
6. Изготовление каркаса из магнитного конструктора.
(Идет видеофрагмент изготовление каркаса яранги из магнитного конструктора с музыкальным сопровождение)
- Вам я хочу предложить быструю установку каркаса яранги при помощи магнитного конструктора. Это вы можете сделать самостоятельно, предварительно приготовив, конструктор. .............
- Вот так легко и быстро можно установить каркас яранги. попробуйте, у вас обязательно получится. А мы возвращаемся к деревянному каркасу.
( Закадровый голос и фото)
7. Обтягивание каркаса яранги.
После установки каркаса оленеводы натягивают покрышки из оленьих шкур. Их называют рэтэмы.Одним рэтэмом покрывают половину каркаса, оставляя около вершины главной треноги отверстие для дыма. Вторым рэтэмом накрывают оставшуюся часть яранги. На один рэтэм уходит примерно 50 оленьих шкур.Дверь в яранге чаще всего делается из куска кожи.
(Видео фрагмент на улице, яранга стоит на снегу. Воспитатель в национальной зимней одежде появляется в кадре и обкладывает камнями ярангу вокруг, затем стряхивает с нее снег заранее насыпанный на ярангу. все действия озвучивает)
-Яранга готова.
Чтобы покрышку из оленьих шкур не сдуло во время пурги ее обкладывают камнями. За их состоянием хозяйка яранги следила очень внимательно. Каждый день ольховой выбивалкой стряхивала с них снег- иначе рэтэмы перестанут пропускать воздух и влагу, а в яранге станет сыро, душно и холодно.
- После установки яранги всегда устраивался праздник: танцы, игры веселье. И мне кажется оно уже началось. Давайте присоединимся. Встаньте поудобнее и повторяйте движения.
8. Динамическая пауза.
(Танец. Празднование установки яранги в музее)
9. Экскурсия внутри яранги.
( После танца в кадре появляется Хозяйка яранги, на фоне яранги в музее. Идет видео экскурсия)
Воспитатель:Я думаю, что вам уже не терпится побывать внутри. Ну, что, проходите, гости дорогие. Приглашаю вас в настоящую ярангу, которую привезли из Янракынотской тундры.
Сразу при входе вы видите пространство, которое называется чоттагин - хозяйственная холодная часть яранги. Зимой здесь холодно так же, как и на улице. В этой части хранят продукты и вещи.В центре чотагина находится круглый очаг, его обкладывают небольшими камнями одинаковой величины. Очаг в яранге разводили исключительно для приготовления пищи. Дым от костра выходит через отверстие в куполе, которое оставляли при изготовлении яранги.
Напротив входа, находится иоронга – это теплая часть яранги, полог, прямоугольной формы, как комната, для нее ставят отдельный каркас . Его утепляют еще сильнее и покрывают оленьими шкурами шерстью во внутрь. Здесь спят, сушат одежду, а зимой и едят.
Отапливается полог жирником. Это каменная или глиняная чашка, которую наполняют нерпичьим жиром, вставляют фитиль из сухого моха или промасленного кусочка меха и зажигают
Яранга играет важную роль в жизни чукчей. Ведь это их дом. Здесь живут, растят детей, занимаются рукоделием, собираясь семьей рассказывают сказки. А самое главное живут дружно. И не смотря на суровые условия тундры, им тепло спокойно, ведь их согревает тепло семейного очага.
10. Итог:
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами узнали много всего интересного о жилище чукчей, коренных народов Чукотки. Отгадав загадку, вспомните, как же оно называется?
Загадка:
На Чукотке у народов северного ранга
Домом называется куполообразная..
(появляется картинка, выдерживается пауза для ответа детей).(яранга)
(закадровый голос)Воспитатель:Верно, яранга.
А вы запомнили, мех какого животного используют для покрытия яранги?(появляются картинки по очереди и озвучиваются воспитателем)
волка
оленя
медведя
нерпы
Воспитатель:(выдерживается пауза для ответа детей).Верно яранга покрывается оленьими шкурами.
Посмотрите на картинки и ответьте на вопрос: " Какие свойства оленьей шкуры натолкнули чукчей на мысль использовать именно этот материал?"
(картинки появляются и с небольшой паузой озвучиваются воспитателем)
(картинка опыта)первое- держит тепло
(картинка опыта)второе- не намокает
(картинка опыта)третье- не мнется
(картинка опыта)четвертое- прочная
( картинка со шкурами)и пятое - этого материала всегда в достатке
Ребята, а вы запомнили ка строится каркас яранги? Тогда назовите, под каким номером он находится? ( все картинки перед глазами, после выдержанной паузы, называется правильный ответ и исчезают лишние картинки)
1 каркас чума
2 каркас яранги
3 каркас ....
4 каркас ....
- Конечно, же каркас яранги под номером - 2
ребята, я надеюсь вы внимательно слушали и сможете ответить на вопрос: "Куда выходит дым от очага в яранге?"( Появляются картинки озвученные воспитателем и после выдержанной паузы озвучивается правильный ответ и исчезают лишние картинки)
в дверь
в отверстие на куполе
в окно
- Конечно же в отверстие на куполе, а окна в яранге вовсе нет.
Теперь вы очень много знаете о яранге и не перепутаете его с жилищем других народов. Наше встреча с вами подошла к концу. Я надеюсь вам было интересно. И завершить наше занятие хотелось бы стихотворением о чукотской яранге, которое написала поэтесса Антонина Кымытваль"Как строилась яранга?»
(идет дипломация стихотворения по фоновую музыку)
11. Заключение. Чтение стихотворения.
Как построить ярангу?
Попробуйте – это не трудно!
Вот подсохнет на солнце за лето холодная тундра,
Привезу я для вас из тайги деревянные жерди –
Шалашом их поставьте и сами на прочность проверьте.
Чем ярангу покрыть? Тут железо совсем не годится,
Ни к чему и солома, холодна и тверда черепица.
Только шкуры оленьи, что сшиты надежно иглою,
Защитят вас в яранге от снега и стужи зимою.
Печка здесь не нужна. Посередке костер разложите,
Да следите за ним, да дровами получше кормите.
Грейтесь после охоты, да чай на огне кипятите,
Захотите помыться - снежку растопите в корыте.
Где же, спросите, спать?
Спят в яранге на нартах вдоль стенок,
Спят под шкурой оленьей на нерпичьих шкурах толстенных.
На мешке-эвичуне, что мягче лебяжьего пуха,
Сказки - в каждом мешке, положи его только под ухо!
Кто в яранге живет?
Пастухи, что со стадом кочуют.
И охотники тоже, и редкие гости ночуют.
Жить в яранге такой вам понравится, честное слово!
Заходите скорей: Хлеб да соль вам, яранга готова!
А вам, дорогие ребята, спасибо за внимание! До свидания!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Интегрированное занятие для подготовительной группы Рассматривание картины "На севере Камчатки" и рисование яранги
Занятие для детей подготовительной группы. Проводится в рамках знакомства с родным краем. будет интересно для детей и воспитателей....
1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.
Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...
Конспект занятия «В яранге горит огонь» духовно-нравственному воспитанию у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная ситуация по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе...
Презентация ЧУМ.ЯРАНГА.ИГЛУ
https://cloud.mail.ru/public/2dHt/poW9pnrEa...