"Каменск-Уральский – колокольная столица!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Форма организации занятия «Путешествие по реке времени»
Цель: дать понятие о литейном искусстве на Руси, о колокольной столице России.
Задачи:
1. Продолжать формировать знания о колоколах – как неотъемлемой части русской культуры.
2. Продолжить формировать у воспитанников чувство сопричастности к национальной истории.
3. Дать знания о колокольной столице и месте проведения фестиваля колокольного звона в Каменске-Уральском.
4. Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
5. Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров, используя симметрию, ритм в композиционном построении.
6. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к малой Родине.
7. Воспитывать бережное отношение к историческим ценностям русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Каменск-Уральский – колокольная столица!»
Форма организации занятия «Путешествие по реке времени»
Цель: дать понятие о литейном искусстве на Руси, о колокольной столице России.
Задачи:
1. Продолжать формировать знания о колоколах – как неотъемлемой части русской культуры.
2. Продолжить формировать у воспитанников чувство сопричастности к национальной истории.
3. Дать знания о колокольной столице и месте проведения фестиваля колокольного звона в Каменске-Уральском.
4. Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
5. Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров, используя симметрию, ритм в композиционном построении.
6. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к малой Родине.
7. Воспитывать бережное отношение к историческим ценностям русской культуры.
Оборудование: музыкальная колонка, презентация «История возникновения колоколов на Руси», «Уральские мастера», фотовыставка «Колокольный завод «Пятков и К», ссылки на видео ролики, музыкальные фрагменты - колокольные звоны, колокольчики для украшения, трафареты.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры, совместная работа детей и родителей - изготовление сувениров - колокольчиков из папье – маше; проведение бесед о колоколах, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, музыкальных игр; рассматривание иллюстраций, слайдов; чтение произведений художественной литературы (стихотворения А.А. Фета «Колокольчик», А.С. Пушкина «Зимняя дорога» (отрывок), Н.А. Некрасова «Тройка»; легенды о колоколах, лепка колокольчиков из пластилина.
Ход
Воспитатель: Дети, что мы называем Родиной?
- Правильно. Послушайте, я прочту вам стихотворение о Родине:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живём.
Воспитатель: Каждый человек любит свою малую Родину. Место, где мы живём. Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить. Ребята, а как называется город, в котором мы с вами живем?
- Предлагаю вам совершить экскурсию.
Музыка над городом плывёт
Радостно, торжественно, красиво…
Колокольный звон… Какая сила!
Чистый звук, что за душу берёт.
Звон плывёт, взмывая в облака,
Он, как свет: прозрачный и хрустальный.
И парит над миром чудо, тайна,
Возродившись к жизни на века.
- Ребята, а где можно услышать колокольный звон в нашем городе?
Молодцы! А ещё колокольный звон и лучших звонарей России можно услышать в середине июля, с 2005 года, на центральной площади города у храма Александра Невского, когда проходит фестиваль колокольного звона «Каменск-Уральский – колокольная столица».
- И фестиваль, и наш город называют «колокольной столицей». Как вы думаете, почему?
- Сколько легенд, преданий, даже сказок существует вокруг колокольных дел мастеров! Особенно на Урале. Достаточно вспомнить сказы Павла Бажова, Данилу-мастера…
- А что бы это узнать, я предлагаю вам отправиться в «Путешествие по реке времени». Какая первая остановка у нас будет, конечно, это «Древность».
Очень давно, несколько тысячелетий тому назад был открыт удивительный сплав самородных металлов меди и олова. Это и был состав колокольной бронзы, который не изменился до наших дней.
Колокола появились на Руси ещё в древние времена. На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы.
Древнейшие русские колокола лились небольшими, были совершенно гладкими, не имели надписей.
- Обратите внимание на картинки и вспомните, где мы можем увидеть колокола того времени?
Подвижная игра «Колокольчик».
«Колокольчик нам поет, поиграть он нас зовет»-
Дети напевают песенку:
Колокольчик звонкий,
Голосочек тонкий,
Зазвени скорее,
Да повеселее!
У воспитателя два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают.
Отправляемся дальше. Вторая наша остановка «Старина».
- На Урале колокольные заводы стали строится в период разработки залежей медной руды. Уральские умельцы разработали свои технологические приемы, внешний вид колоколов, благодаря которым был усовершенствован своеобразный «русский стиль» в литье, отличающийся высокой степенью сложности отливки и художественностью оформления. Новые требования покупателей заставляли мастеров искать новые изобразительные и декоративные формы. Колокола стали украшать орнаментом (растительным или геометрическим), с хитроумным сплетением узоров, символическими изображениями святых и текстами.
Первым колокололитейным центром на Урале считается Невьянск. Затем заводы появились в Нижнем Тагиле, Каменске – Уральском, Екатеринбурге и других уральских городах.
Сохранился первый – колокол Каменского завода с надписью «ЛИТЪ СЕЙ КОЛОКОЛЪ ИЗ ПРОСТОГО ЧУГУНА АПРЕЛЯ 27 1702 Г. НА КАМЕНКЕ».
Творческая мастерская.
На этой остановке мы попробуем себя в роли мастеров того времени - украсим колокола орнаментом. Мастера работали индивидуально, изображения не повторялись. Прошу вас пройти в мастерскую и изготовить эскизы орнамента.
Прежде, чем мы с вами отправимся в современный мир, давайте еще раз посмотрим, какие получились у наших мастеров изделия старины.
- И вот мы добрались до третьей остановки «Современность». После революции колокола замолчали. Огромное их количество было уничтожено. Только в 80-е годы началось возрождение колокольного дела.
Рассказ воспитателя и демонстрацией фотографий с фотовыставки (Приложение 2).
В настоящее время единственный на Урале колокольный завод находится в нашем городе Каменске-Уральском. Колокольный завод был запущен в 1991 году. Основатель – каменский металлург Николай Пятков. Колокольный завод льет колоколов больше, чем вся Европа вместе взятая. Колокола отливаются по старинной рецептуре. Самые маленькие колокола весят 6 килограммов, а большие достигают 18 тонн – они очень тяжёлые. Уральские мастера-металлурги продолжают дело своих предков.
Есть у нас производство,
Какого не сыщешь нигде:
Колокольная фирма «Пятков и К».
Поют колокола по всей России,
В их звоне чистота и благость,
И светлая российская душа.
- Давайте отправимся в виртуальную экскурсию, где познакомимся с производством колоколов в нашем городе.
Виртуальная экскурсия на завод «Пятков и К»
- Завод «Пятков и К» отливает колокола, которые звучат по всей стране и даже за границей. Можно сказать, что уральские колокола поют по всему миру.
Фестиваль колокольный звона ежегодно собирает лучших звонарей со всей России и тысячи зрителей. Участники один за другим исполняют церковный звон своего храма. Рассказывают о святых местах своего региона. Искусство звонаря передается от учителя к ученику, школ в России единицы. Каждый год фестиваль дополняется и расширяется.
- Предлагаю вам прослушать небольшой фрагмент колокольного звона, который звучал на фестивале.
Воспитатель: Вот мы и вернулись из «Путешествия по реке времени».
Задание. Разложить картинки с изображением производства колоколов древних времен, старины, современного мира.
- Давайте, эти все картинки разложим на реке времени. Прикрепим картинки на ту остановку времени, где они возникли.
- Какая река времени у нас получились!
- Как вы думаете, в каком времени колокола были лучше, красивее, интереснее? Почему?
- Посмотрите, ребята, а на «реке времени» ещё есть место. Думаю, что это остановка нашего будущего.
- Как вы думаете, в будущем наш город изменится? Каким он будет?
Наш город - это наша малая Родина, самое дорогое место на Земле. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем.
- Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия?
- Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии?
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок… и я.
- Сегодня вы были внимательны, вместе слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символа нашей Родины на фестивале колокольного звона «Каменск-Уральский – колокольная столица».
- Предлагаю вам поучаствовать в детской познавательной конференции «Мир почемучек» рассказать о «Русских колоколах и колокольчиках» и представить нашу выставку «Колокольчики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста "Русь колокольная"
Цель: Дать представление о колокольных звонах, колоколах Программное содержание: ...
Колокольные звоны России
Приобщение детей ждошкольного возраста к историческому наследию русского народа...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Колокольная история" для детей подготовительной группы
В процессе занятия дети знакомятся с историей создания колоколов, с видами колоколов, читают стихи о колоколах....
Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Природные памятники г. Каменска-Уральского»
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследова...
Познавательное занятие "История Каменска Уральского" по технологии "Река времени"
Конструкторганизации непосредственно-образовательной деятельностипо технологии «река времени»Тема: «История и достопримечательности города Каменска-Уральского»Группа: подготови...
Дидактическая игра-бродилка "Путешествие по г.Каменску-Уральскому"
Работа по патриотическому воспитанию – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и э...
Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...