Познавательное занятие "История Каменска Уральского" по технологии "Река времени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Татьяна Алексеевна Уденеева

Конструкт

организации непосредственно-образовательной деятельности

по технологии «река времени»

Тема: «История и достопримечательности города Каменска-Уральского»

Группа: подготовительная

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Технология  Познавательно – исследовательская деятельность.

Форма путешествие по «реке времени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл История Каменска-Уральского46.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт

организации непосредственно-образовательной деятельности

по технологии «река времени»

Тема: «История и достопримечательности города Каменска-Уральского»

Группа: подготовительная

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Технология  Познавательно – исследовательская деятельность.

Форма путешествие по «реке времени».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Форма организации:  фронтальная, индивидуальная, групповая.  

Учебно-методический комплект:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2.Примерная программа «От рождения до школы»  под редакцией   / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 3368 с.

3.Каменск-Уральский: В панораме трех столетий /Сост.С.П. Постников. Екатеринбург: ПостМодерн, 2003. 160 с.

4. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». – М. : Линка-Пресс, 20073. 

5. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А.,  Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

Планируемый результат:  Дети проявляют познавательный интерес;  сотрудничают самоутверждаются в процессе группового взаимодействия, умеют работать в группе. Дети запоминают материал, опираясь на зрительную память; умеют логически рассуждать; активно говорят, вступают в диалог с воспитателем. 

Цель: Развитие  любознательности, активности, познавательных интересов в процессе  знакомства с историей города Каменска-Уральского.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Развивающие задачи:

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание.

Изучить историю города Каменска-Уральского, узнать много нового о главных достопримечательностях города Каменска-Уральского Воспитательные задачи:

Воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности;

Активизировать познавательную деятельность детей;

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своему городу.

Обучающие задачи:

 Познакомить с историей города Каменска-Уральского и с его главными современными достопримечательностями.

Воспитывать у  …………………………умение работать в группе, уважать мнение друг друга.

Развивать у…………………………………………. умение отвечать полным предложением.

Закреплять умение у……………………………………. вести диалог.

 Продолжать формировать навыки диалогической речи  у…………..

Совершенствовать активную речь у…………………………………...

Формировать умения подбирать сравнения у ………………………...

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого      

          ребенка.

  • содействие и сотрудничество детей и взрослого.
  • признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности:
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах

          деятельности:

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов

        возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:

  • формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
  • создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;
  • воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

  • принцип доступности,
  • принцип наглядности,
  • принцип систематичности и последовательности.

Принцип развития речи:

  • единство развития словаря  с развитием восприятия, представления, мышления;
  • принцип активной и звуковой речи;
  • использование наглядности, как основы для организации познавательной и речевой активности.

Предварительная работа:  Беседы о родном городе. Рассматривание иллюстраций и фотографий.

 Средства воспитания и обучения:

  • Словесные, наглядные (картинки); мультимедийные; раздаточный материал (бутылка с небольшими картинками с изображение города, в разное время (древность, старина, современность)).
  • Предметные: голубое полотно, бинокль, штурвал. Мультимедийные: компьютерная презентация «История и достопримечательности города Каменска - Уральского»
  • Музыкальные: звуковые эффекты (звуки морской волны и крик чаек, песня «Море волнуется раз»).

Методы обучения и воспитания:

  • словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера;  наглядные: рассматривание изображения, показ иллюстраций;
  • практические:  моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения;
  • игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.

(Этапы)

Последовательность деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность

Задача: организовать детей на предстоящую деятельность

Ребята, у каждого человека бывает плохое и хорошее настроение. Как узнать, какое у человека настроение?

Педагог предлагает детям изобразить на лице разные чувства и эмоции.

- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение.

Ребята послушайте не большое стихотворение:

На широком просторе,

Предрассветной порой,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом все краше,

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете друзья.

О чем, ребята говорится в стихотворении? (о Родине)

У каждого на земле человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

- Родина – это место, где человек родился, вырос, учился, живет

- Его мама, папа, дом родной, речка, березка, солнышко – все это наша Родина.

Родина — слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

если сказать это слово с душою,

глубже морей оно, выше небес.

В нем умещается ровно полмира:

мама и папа, соседи, друзья,

город родимый, родная квартира,

бабушка, школа, котенок. . . и я.

Ведет диалог с детьми.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует высказывания.

   

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Дети свободно располагаются на ковре. Отвечают на вопросы педагога.

Организация  и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность

2. Постановка целей  исследования

Что такое Родина для каждого из нас?

Ребята, а кто-нибудь знает, почему наш город называется Каменск-Уральский?

- Каменск – потому что основан был на реке Каменке, Уральский потому что находится на Урале. Это название он получил 6 июня 1940 году. До этого он назывался просто Каменск. А при основании города он назывался Каменский завод.

Ребята, а вам нравится наш город, а как вы думаете, он всегда был таким современным, красивым, большим?  Как вы считаете город того, давнего времени очень отличался от нашего современного города.

А вы хотели бы узнать каким был наш город, давным – давно?

Я предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы узнать прошлое нашего города? Кто хочет отправиться вместе со мной? А путешествовать мы с вами отправимся по реке времени.

Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

Побуждает к постановке цели исследования.

Озвучивают знание и жизненный опыт.

Дети формулируют цель путешествия, добровольно присоединяются к деятельности.

Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Формулирование цели деятельности.

3.Путешествие.

Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.

Задача: Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание..

Изучить историю города Каменска-Уральского, узнать много нового о главных достопримечательностях города Каменска-Уральского

Воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности;

Активизировать познавательную деятельность детей;

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своему городу.

Познакомить с историей города Каменска-Уральского и с его главными современными достопримечательностями

А вот и река времени. Мы живем в современном времени, посмотрите какие у нас  многоэтажные дома. А вот на реке времени старина, тогда жили ваши прабабушки и прадедушки в избах, а еще раньше, в древности у людей не было домов, они жили в пещерах.

 Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чём можно отправиться по реке времени?

( дети перечисляют транспортные средства).  Ребята, посмотрите, у стен нашего детского сада пришвартовалась  «Бригантина»,  я предлагаю вам сесть на наш корабль. Вы согласны? И вместе со мной - капитаном отправиться в путешествие?

 Отдать швартовый, полный вперед! (Шум волны, дети выполняют покачивания).

- Путешествие нас ждет, река времени несет.

- В древности мы побываем. Много нового узнаем.

-Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь!

 Интересно, что мы узнаем здесь?

- Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности.

- Ребята что вы видите?    

(Реку, природу…..)

- Ребята, вы видите здесь город? (Нет)

- Правильно, ребята, в древние времена, на том месте, где сейчас стоит наш город, города не было.

- Путешествие нас ждет, река времени несет.

- В старине мы побываем. Много нового узнаем.

- И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине. Ребята, мы с вами попали как раз в то время, когда история нашего города только начиналась.

Хотите посмотреть, как это было?  

Города – как люди: у каждого своя судьба, свой неповторимый самобытный облик. И, конечно же, свой характер. Каменск-Уральский не исключение. Каменск-Уральский – один из старейших промышленных городов Урала. Он основан в 1701 году. Многое нашло отражение в облике города за более чем триста лет, которые он уже существует. Он родился, чтобы стать кузницей оружия, и этим предварил будущую славу Урала – опорного края державы.

Ребята, а кто-нибудь знает, почему наш город называется Каменск-Уральский?

- Каменск – потому что основан был на реке Каменке, Уральский потому что находится на Урале. Это название он получил 6 июня 1940 году. До этого он назывался просто Каменск. А при основании города он назывался Каменский завод.

-Ребята, а кто знает, кто основал наш город?

Основал наш город император Петр I.

Первое постоянное поселение на территории будущего города появилось после того, как на берегах Каменки и Исети была найдена железная руда. В 1701 году вышел Указ Петра I о строительстве здесь железоделательного завода.

К 1940-м годам Каменск стал крупнейшим промышленным центром Урала, и уже ни в коем случае не являлся рабочим поселком, а начли строительство первых домов.

Именно в этом, 1940 году Каменск стал называться Каменск-Уральским, и был передан из Челябинской области в Свердловскую.

На протяжении всей истории Советского Союза Каменск-Уральский был важным военно-промышленным центром не только области, но и в стране.

После войны индустриальный потенциал города продолжал быстро расти. Изменился и внешний вид города.

Построили деревянный Байновский мост

В 1944 году начали строить ДК УАЗа.

Затем продолжили строить жилые дома.

Посмотрите, какие дома были раньше, сколько домов было.

 В 1948 г построили парк УАЗа.

В 1957 г построили горбатый мост.

В 1957 г начали натягивать троллейбусные линии.

Люди жили, развивались, и придумали построить Дворец культуры «Строитель», теперь он называется Драмтеатр.

Перед нами фото прошлого:  

площадь ленинского комсомола.

здание администрации города

Появилось первое кабельное телевидение и первая в городе телекомпания — «Факт».

На улицах города открывают магазинчики, остановочные комплексы, минирынки.

Вот таким город был раньше.

Прежде, чем мы с вами отправимся в  современный мир, давайте еще раз посмотрим и запомним на наш город, таким, каким он был раньше, в  старину.

-Ну, что продолжим наше путешествие.

Все на борт! Отдать швартовый!

 - Путешествие нас ждет, река времени несет.

-  В современном мире мы побываем. Много нового узнаем.

-Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь!

-Вот наша следующая остановка.

- Как вы считаете, где мы очутились?

- Правильно, мы очутились в современном мире.

- Видите, как сильно изменился наш город.

- Красив и удивителен наш город.

- Вы согласны, ребята?

- А что же удивительного и красивого в нашем городе?

- С какими достопримечательностями нашего города вы знакомы?

- И, правда, ребята, в Каменск-Уральском очень много достопримечательностей.

К признанным достопримечательностям Каменска-Уральского можно отнести:

Монумент Пушка — символ города (скульптор Пермяков В. В.) Он был открыт 6 октября 1967 года, в Синарском районе, на левом берегу реки Каменки. Установлен монумент в честь рабочих Каменского казённого чугунно-литейного завода, прославивших край на полях военных действий пушками, отлитыми на заводе.

Скала Каменные ворота –  визитная карточка города. Скала представляет собой карстовый мост высотой 20 метров. Высота отверстия – 10 метров, ширина – от 4 до 3 метров. В скале хорошо видны напластования и многочисленные трещины. Здесь произрастают редкие виды растений

Уникальный железнодорожный мост через реку Исеть в Каменске-Уральском Свердловской области.

Мост был построен в 1939 году.

Архитектурный комплекс старинного Спасо-Преображенского монастыря.

Каменск-Уральскому очень повезло. Он расположен в живописной местности у слияния рек Исеть и Каменка.

Скала Богатырек находится в самом центре города, в 400 метрах от центральной площади. Составляющие гору скалы-останцы веерообразно опускаются вниз по уклону речной долины, достигая по высоте семи метров. Эта известковая скала с небольшими карстовыми промоинами и гротами на левом берегу реки Каменки напоминает в профиль русского богатыря. Возраст известняков достигает 250 миллионов лет.

Живописные известняковые утесы протяженностью 140 м на правом берегу реки Исеть. Высота отвесного утеса достигает 32 метров. В верхней части расположены небольшие карстовые полости, где гнездятся птицы.

Три пещеры, Интересна известняковая скала Филин на левом берегу реки Исеть в виде трехгранной пирамиды, в которой, благодаря карстовым процессам, образовалась пещера с тремя входными отверстиями (сейчас – два). Хорошо видны напластования известняков. С вершины скалы  открывается хороший вид на реку.

Свято-Троицкий Собор

Его построили в 1808 году, но буквально через 20 лет подвергли реконструкции: был надстроен 2 этаж и несколько приделов. Именно колокольня собора является символом города. Как и многие аналогичные церковные сооружения, собор сильно пострадал от рук большевиков, когда его обезглавили и частично разрушили.

Свято-Троицкий собор расположен на центральной улице Ленина, в непосредственной близости – музеи и памятники, так что пройти мимо собора не удастся.

Колокольный завод

Завод Николая Пяткова – первое в нашей стране предприятие, специализирующееся на производстве колоколов. Изначально о подобном предприятии речи и не шло – просто два работника алюминиевого завода решили попробовать отлить колокол для открывающейся церкви.

Геологический музей

Этот музей принадлежит местному заводу, в его экспозиции собраны потрясающие экспонаты: минералы, палеонтологические находки и прочие. Насыщенная коллекция музея распределена по разным отделам.

Главная задача геологического музея им. А. Ферсмана - познакомить посетителей с геологией, петрографией, палеонтологией и минералогией Каменского района.

Да, нашему городу 316 лет. Но он не стареет, а с каждым годом становится все моложе и краше.

 Наше путешествие по Каменксу-Уральскому подошло к концу.

- Ребята, интересный путь мы с вами проложили?

- Давайте вспомним, где мы были?

-Ну, а теперь пора возвращаться, чувствую, надвигается шторм, нужно поторопиться.

(Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз»)

Разворачивает  ленту.

Показывает метки – символы обозначающие время.

Вовлекает детей в совместное планирование способа передвижения.

Актуализирует цель деятельности.

Рассматривает вместе с детьми,  макета.

Предоставляет возможность высказать версии детям.

Педагог организует исследовательскую деятельность детей.

Мотивирует детей к размышлению

Делится информацией.

 Предлагает  детям сделать вывод.

Использует технические средства

Поддерживает познавательный интерес

Использует наглядные средства

Использует наглядные средства

Побуждает детей к высказыванием.

 

Предлагает рассмотреть.

Вовлекает в исследовательскую деятельность.

Использует наглядные средства.

Предлагает рассмотреть.

Предоставляет возможность задавать вопросы.

Поощряет детей.

Комментирует высказывания

Использует наглядные средства

Побуждает детей к высказыванием.

 

Предлагает рассмотреть.

Комментирует высказывания.

Побуждает детей к высказываниям.

Ответы детей

Дети слушают рассказ воспитателя

Дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы.

Дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы

Дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы.

Дети рассматривают картинки, находят отличия, отвечают на вопросы.

Проявление интереса к истории Каменска – Уральского.

Умение делать логические выводы;

Обогащение словарного запаса по теме.

Дети умеют использовать разные части речи в точном соотвествии с их значением и целью высказывания

У детей развита память и мышление.

4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

(Шум волны, педагог замечает бутылку)

Что за бутылка у нас на пути?  Заглянем в неё? (в бутылке лежат  картинки города разных времён.) Педагог предлагает детям  объединиться в пары.

- Чтобы нам не запутаться, я предлагаю выбрать себе пару.  Кто разложит картинки с изображением города древних времен, старины, современного мира?  

-  Давайте, эти все картинки разложим на  реке времени.    

Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие,

последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания.

Дети сортируют предметы на реке времени.

 Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей.

5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Какая  река времени у нас получились! 

Как вы думаете, в каком времени наш город был, лучше, красивее, интереснее… ? Почему? (рассуждения детей). 

- Посмотрите ребята, а на   реке ещё есть место.  Думаю, что это остановка нашего будущего. Как вы думаете, в будущем наш город изменится?  Каким он будет?

 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу);

Даёт поручение, ставит задачу.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства.

Самостоятельно выполняют поставленную задачу

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение делать выводы;

.

6. Открытость.

Задача:

Воспитывать познавательную детскую активность, любознательность

Наш город-это наша малая родина, самое дорогое место на Земле. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем.

Как мне понравилось с вами путешествовать!

-  Вы были отличными матросами.

Кому бы вы хотели показать   реку  времени?

Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия?

Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии?  

 

Инициирует общее обсуждения.

Комментирует высказывания.

 

Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали.

 

Оценивание процесса деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познавательное развитие" Путешествие в «Страну времени» для детей подготовительной группы

Целью НОД является обогащение представлений детей о времени по часам, геометрических фигурах, частях суток, времен года....

Конспект ООД по познавательному развитию "Путешествие Зайчонка по временам года" для детей второй группы раннего возраста

Расширять и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе, развивать словарный запас....

Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...

НОД Познавательное развитие ФЭМП Тема: «Река времени» с приоритетом развития логического мышления для детей подготовительной группы

Технология «путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений о часах  о днях недели, временах года, , историческом времени – от прош...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в страну времени".

Знакомство детей со временем -это не только средство формирования системных знаний,но и значимое социально-эмоционльное средство приобщения детейи к миру  взрослых. Задача моего занятия обобщить ...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию. Тема «Герои нашего времени»

Технологическая карта занятия по познавательному развитию.Тема «Герои нашего времени»...