Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «Мой дом – моя крепость».
план-конспект занятия (средняя группа)

Горемыкина Александра Александровна

Цель: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема: «Мой дом – моя крепость».

Цель: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенностью.

Задачи:

Закрепить у детей знания о понятии «дом»;

Продолжать знакомить детей с историей жилища как строения, с видами домов;

Расширять знания детей о своей Родине, улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении, закрепить умение называть свой адрес;

Развивать связную речь через диалогическую речь, образное мышление и память; развивать внимание, воображение, творческие способности;

- воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, поселку; воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены, умение работать в команде.

Планируемый результат:

Материал: цветной пластилин, салфетки, стеки, готовые формы для аппликации, клей, салфетки, строительный материал для заборчика.

Ход занятия.

Ребята, посмотрите какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? (версии детей и воспитателя).

Как же узнать, кто из нас прав. Посмотрите, что это за листочек здесь лежит, кажется, он не простой, здесь что-то написано. Может это загадка? Давайте прочитаем:

Носик – круглым пятачком

Хвостик маленьким крючком

Трое их и до чего же,

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки

Из какой герои сказки? («Три поросенка».)

Правильно, это домик трех поросят. Давайте постучим и поздороваемся с ними. (Стучат.) Поросята, выходите скорее мы к вам в гости пришли!

(Из домика выходит волк.)

Волк: Зрасьте! Зрасьте! Нет здесь никаких поросят! Я теперь здесь живу! Это теперь мой дом! А поросята ваши в лес убежали, а дверь забыли закрыть. Вот я и зашел, а их выгнал. (Уходит обратно в домик.)

Ребята, что же случилось? Почему волк у трех поросят в домике живет? И где же сами поросята?

Правильно поступил волк, выгнав поросят из их собственного домика? (Ответы детей.)

Конечно, ведь это их дом и никто не имеет права их выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем волка.

(Дети стучат в домик.)

Волчок-серый бочок, выходи, пожалуйста, мы хотим с тобой поговорить. (Волк выходит.)

Ты не хорошо поступил, у тебя нет права выгонять поросят из их дома. Ведь собственное жилье по закону неприкосновенно.

Волк: А как это неприкосновенно?

Ребята, объясните волку, как это понять «неприкосновенно»?

Волк: А как же я? Где же мне жить? У меня же нет дома?

Проблемно-поисковая ситуация:

Ребята, сложная ситуация у волка. Действительно, как же быть волку? Ведь, каждый имеет право на жилье.

Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы постараемся найти для тебя подходящий домик.

Игра «Чей домик?» (Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе – жилища животных, каждый находит себе пару.)

Вот, волк, нашли мы твой домик, твое логово. А вот и твои волчата с мамой волчице? Ты рад? (Волк благодарит ребят.)

Волк, оставайся у нас, наши ребята расскажут тебе еще много интересного и поучительного.

Ребята: Медведь живёт в ……..берлоге,

Лиса, барсук – ……….в норе,

Бобёр построил …………хатку,

А белка живёт в……….. дупле,

Крот под землёй ютится –

Там он с семьёю всей.

А где живём мы с вами,

Кто скажет мне скорей?

Правильно, мы с вами живем в домах (квартирах).

Вы, хотите поговорить о домах, в которых мы живем, о том, какие разные они бывают.

Тогда послушайте, какое стихотворение знает наша Вероника, оно так и называется «Дома бывают разные» (Елена Куц).

Дома бывают разные:

Высокие и низкие.

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные…

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные -

Дома бывают разные .

Для чего нужны людям дома?

Вот посмотрите на эти картинки. Вы, наверное, знаете как называются эти жилища людей? (Пещера, изба, юрта, вигвам, шатер.)

Сейчас люди живут в домах. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей. (Показ иллюстраций.)

Ребята, а из чего строят у нас в поселке дома? Какие это дома? Много ли у нас домов многоэтажных? А, в городе? (Показать картину города.)

Почему в городе такие высокие дома? (Места мало, а людей много. Что бы у всех были отдельные квартиры.)

Как же в таком большом городе найти свой дом, свою квартиру? (Необходимо знать свой адрес.)

Что такое адрес?

Молодцы, вы все правильно сказали. У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес? (Отвечают.)

Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может, поросята захотят прийти к вам в гости.

Сейчас волшебный мяч поможет нам узнать, по какому адресу вы проживаете?

Игра с мячом «Назови свой адрес».

Вы назвали улицы, на которых живете. А вы знаете, почему они так называются? Например, улица Гагарина?

Люди часто говорят «Мой дом – моя крепость?». А крепость, это что такое? Это дом? Что означает слово «крепость»?

Кто из героев нашей сказки построил себе крепкий, надежный дом? Как звали этого поросенка? (Наф-Наф). Из чего он построил дом? (Рассматривание камней.)

Какой домик у Наф-Нафа? Возьмитесь крепко за руки. Прочный, крепкий дом.

Из чего сделан дом у Ниф-Нифа? (Дом какой: легкий, желтый, соломенный.)

А этот дом из чего? (Из веток: не прочный, холодный, дырявый.)

Посмотрите, что вы видите на столе? (Солома, деревянные прутики, камни.)

Что все это? (Строительный материал.)

Опытно-исследовательская деятельность (подуем, помнем, определение веса и прочности материала).

Давайте представим, как братцы строили свои дома! Из соломы, из веток, из кирпича или камней!

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будут жить поросята в нем!

Как вы думаете, за что поросята наказали волка?

Правильно, никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома в безопасности. А у вас есть свой дом, своя квартира? С кем вы живете?

- Ребята, а как вы думаете, у животных есть право жить в своем доме? Почему?

Игра «Кто имеет право жить в этом доме?» (Дети получают карточки жилищ животных.)

Что делать, что бы в доме было всем хорошо жить? Ведь в доме кроме вас живут другие люди. (Соблюдать правила культуры проживания в доме.)

- Что вы никогда не сделаете в доме, и не хотите, чтобы сделали другие?

(Не стоит бросать мусор на лестнице, рисовать на стенах, не шуметь, вдруг кто-то из соседей болен или отдыхает, а может кто-то работает, а всякий шум мешает этим людям, поэтому, играть удобнее во дворе.)

Дети, есть ли у вас обязанности по дому? Какие?

Ребята, дом всегда немножко похож на своего хозяина. Если хозяин аккуратный, то в доме у него будет порядок. Если же хозяин неряха, то в его доме, скорее всего, будет беспорядок.

(Ребята фантазируют, какие дома могут быть у этих людей.)

Посмотрите на домик Наф-Нафа, что можно сказать о его хозяине? Как вы думаете?

Наф-Нафу трудно было построить такой надежный дом? А все ли он успел сделать? А мы могли бы ему помочь? Что мы сможем сделать?

Посмотрите, а вот и наши братья поросята возвращаются с прогулки. Сейчас мы спросим, чего у них еще нет.

(Воспитатель делает вид, что разговаривает с поросятами.)

Продуктивная подгрупповая деятельность детей:

1. Конструирование «Заборчик вокруг дома».

2. Аппликация «Красивые коврики».

3. Лепка «Посуда для гостей».

Итог:

Молодцы, вы очень хорошо потрудились: построили прочный забор, подарили много посуды и очень красивые коврики. Этот дом станет для трех братьев родным домом.

Ребята, родной дом – это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной город Борисоглебск - это наша малая родина, а еще есть наша большая Родина – Россия – это тоже наш дом.

И чтобы хорошо жилось нам в нашем доме, мы должны с детства не ссориться, уважать и беречь друг друга, быть дружными. Как поется в нашей любимой песенке.

Волк, понравилось тебе у нас?

Волк: Да понравилось. Спасибо, вам ребята! Я понял, что у каждого должен быть свой дом. И никто не имеет права выгонять хозяина из его собственного дома.


Тема: «Мой дом».

Цель : уточнить характерные особенности домов детей, уметь рассказывать о своем доме

Задачи :

 Знать свой домашний адрес, особенности внешнего вида дома и двора.

 Учить детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт.

 Способствовать формированию развёрнутого связного высказывания.

  Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

 Продолжать знакомить детей с правами : на жилье.

 Воспитывать любовь к родному дому, 6ережное отношение к личному и общественному имуществу; любовь к членам своей семьи.

Оборудование. Кукла, набор кукольной мебели, фотографии домов, комнат.

Ход занятия.

Воспитатель :

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)

Сегодня мы будем беседовать о домах, в которых вы живёте. Но прежде вспомним, как называется наш город. (ответы детей)

Для чего в городе много домов? (ответы детей)

Как называется улица и какой номер дома, в котором вы живёте? Дома в городе бывают разные : 4-х, 5-ти, 9-этажные; с магазинами или другими учреждениями внизу и без них; кирпичные и панельные. (Рассматривание картины) .

Вспомните, сколько этажей в вашем доме? На каком этаже вы живёте?

Какого цвета ваш дом?

Из чего он построен?

Что красивого вашем доме?

Что находится во дворе дома? (Игровое оборудование, зеленые насаждения) .

Как вы бережёте свой дом? Двор? Любите ли вы свой дом? За что?

Проводится игра :

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Мой дом высокий, а мой дом (низкий) .

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный) .

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный) .

Мой дом большой, а мой дом (маленький) .

Мой дом старый, а мой дом (новый) .

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Для того чтобы выстроить дом, потрудилось много людей.

Они старались выстроить такой дом, который бы нравился людям. Чтобы в доме было чисто, трудятся уборщицы, жильцы. Вы - хозяева своего дома и двора - должны заботиться об их чистототе, красоте. Каждый человек лю6ит свой дом, тоскует, если долго не бывает дома.

Физкультминутка.

Маляры пришли втроём,

Обновили старый дом :

Был облезлый, скучный, голый –

Стал нарядный и весёлый.

Воспитатель :

В каждом доме много квартир, и все они разные. Сколько комнат в вашей квартире?

Какие это комнаты. (Для чего нужна каждая из них) Кто следит за чистотой в квартире?

Кто помогает взрослым в этом?

Как бережёте вещи в квартире?

Ребята, у меня на столе комната куклы Наташи. Она хочет рассказать вам о своей комнате : «Я люблю детскую комнату. Там чисто и красиво. Слева возле стены в этой комнате стоит шкаф, справа - кровать, посреди комнаты - стол . Здесь я играю, рисую, рассматриваю книжки. Я всегда все игрушки убираю сама».

У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Возьмите фотографии своих домов и расскажите про них :

Вопросы :

На какой улице стоит ваш дом?

Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди : сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т. д.)

Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

Кого вы рады видеть у себя дома?

Итог занятия .

Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

Почему каждому человеку нужен свой дом?

Смотрите ребята, сколько мы придумали красивых слов. Давайте с вами поиграем в игру «Мой любимый дом» . В этой игре вам нужно придумать как можно больше красивых слов, которые бы описали дом, в котором ты живёшь.

Например :

Я люблю свой дом, потому, что он пятиэтажный, панельный…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: Мой замечательный нос.

Повторить и закрепить знания детей о пользе носа в оздоровлении нашего организма, культурно-гигиенические навыки ухода за носом.Воспитывать заботу о своем здоровье.Прививать желание ежедневно оздоравл...

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Осень"

На этом занятии закрепляется  представление детей  о видах транспорта , диких животных, деревьях.Используется игра "Да-нет" элемент ТРИЗа, пальчиковая игра для развития мелкой моторики...

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема"Волшебный воздух"

сформировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.• развивать познавательную активность, любознательно...

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Правила личной гигиены"

1. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования.2. Довести до сознания детей важность соб...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: « Мы за чаем не скучаем»

Конспект занятия по познавательному развитиюТема: « Мы за чаем не скучаем»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Петропавловская крепость»

Приобщение детей к отечественной культуре и истории Санкт-Петербурга, воспитание чувства любви к родному городу, чувства патриотизма....