Конспект занятия по познавательному развитию Тема: « Мы за чаем не скучаем»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гусак Анна Вячеславовна

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема: « Мы за чаем не скучаем»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по познавательному развитию

Тема: « Мы за чаем не скучаем»

Цель: научить детей приемам заваривания чая, сервировке чайного стола.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с историей чая,  чайными  церемониями  разных  стран;
  • Учить детей  заваривать  чай;
  • Познакомить с правилами сервировки чайного стола;

Развивающие:

  • Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру поведения за праздничным столом.

Оборудование:

1.  CD проигрыватель,  диск.

2.   Интерактивная доска с мультимедийной установкой.

3.   Презентация про самовар.

4.   Для оформления праздничного стола:
–   белая скатерть;
–   чайная посуда;
–   хлебобулочные изделия, сладости к чаю.

–  заварочный чайник, разновидность чайной заварки.

 Ход   занятия.

Организационный момент.

 - Ребята, посмотрите, что я купила в магазине. Как вы думаете, что в этой коробочке?

Восточное изобретенье -

К нему желательно варенье.

Но, если такового нет,

Сойдет и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Да и на Севере зимой:

Он в зной облегчит Вашу душу,

Согреет зимнею порой.

Дети. Чай (заварка) .

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

Основной.

 Сообщение темы, постановка задач.

- С давних пор люди славились своим гостеприимством. Было раньше такое приветствие, когда приходили в гости: «Чай да сахар», т.е. «Здравствуйте!»

Сегодня на нашем празднике мы поговорим о чае – самом распространённом напитке в мире.  Познакомимся  с  чайными  церемониями  разных  стран;  узнаем,  как  правильно  заваривать  чай  и  накрывать  чайный  стол  к  приходу  гостей.   

Рассказ об истории возникновения чая с показом картинок стран (Китай, Япония, Англия, Россия)

- Сейчас  мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай,  но традиция чаепития у разных народов разные.

Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Китайский император, отдыхая в лесу,  приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. На родину чая - Китай. Он там ценился очень высоко. В  Китае  любят  пить  зеленый  чай.  Его  заваривают  в  специальном  чайнике  из  красной  глины  или  чашке  с  крышкой.

В  Японии тоже  очень  любят  пить  чай.  Чай  пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

В Англии часто  бывает  дождливая,  пасмурная  погода,  поэтому  англичане  не  представляют  свою жизнь  без  чая.  В  Англии  пьют  чай  в основном  в  публичных  местах – в  так  называемых  «чайных  садах».  Англичане  пьют  чай  три  раза  в  день,  строго  в  определенное  время:  утром – за  завтраком,  в  13 часов  за  ланчем,  и  обязательно  вечером,  ровно  в  17 часов.

В России чай появился в виде подарка от монгольского правителя  русскому  царю.  С  особым  размахом  чаепитие  осуществлялось  в  купеческих  домах.  Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили  вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

Посидеть  за  самоваром

Рады  все  наверняка

Ярким  солнечным  пожаром

У  него  горят  бока

Самовар  поет – гудит

Только  с  виду  он  сердит

К  потолку  пускает  пар

Наш  красавец  самовар

Просмотр презентации «Наш самовар»

 Физкультминутка «Я – чайник  ворчун»

 -А  сейчас  отдохнём  и  проведём  физкультминутку «Я – чайник  ворчун»

Я – чайник  ворчун,  хлопотун,  сумасброд.

(Шагаем  на  месте)

Я  всем  напоказ  выставляю  живот.

(Руки  на  поясе, повороты  вправо  и влево)

Я чай  кипячу,  клокочу  и  кричу,

(хлопаем  в  ладоши)

Эй,  люди,  я  с  вами  чай  пить  хочу!

(Прыжки  на  месте)

Виды чая.

- А какие виды чая вы знаете?   (ответы детей)

-В зависимости от способа обработки листа различают чёрный, зелёный, жёлтый, красный и белый чай. А чай, кстати, очень полезен. И каждый сорт славится своими полезными и даже лечебными свойствами.

Самый известный – это, конечно, черный чай. Он считается напитком долголетия, ведь является очень полезным для всего организма.

А также зеленый чай. Когда мне грустно, я всегда завариваю себе чашечку. И сразу же настроение улучшается! Ведь зеленый чай как рукой снимает все плохое настроение!

И есть красный чай. Он изготавливается из специального сорта розы, благодаря чему имеет красный цвет. А кроме него есть еще белый чай. Он очень полезен, ведь благодаря ему заболеть простудой практически невозможно! 

Беседа о пользе чая.

Чай горячий, ароматный,
И на вкус такой приятный,
Он недуга исцеляет,
И усталость прогоняет, 
Силы свежие дает,
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир,
Славит чудо-эликсир!

– В чем чудодейственная сила чая? (Ответы детей.)

 В чае много витаминов:

“А” – важен для зрения.
“В” – полезен для нервной системы, снимает усталость.
“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

В чай можно добавлять другие полезные продукты! Я буду показывать картинки, а вы будете называть их: «мед», «варенье», «молоко», «сгущенка», «лимон», «сахар», «малина», «шиповник».

Мы сейчас сами приготовим вкусный чай!

Пальчиковая гимнастика «Мы готовим чай».

Лист малины, лист брусники,

Ложка чайная черники,

Мяты яблочной немножко

И цветков ромашки ложка.

Сидя в кресле не скучай,

Мы завариваем чай.

От холодной непогоды

Хорошо добавить меду,

Аромат наполнит дом.

Все довольны будут в нем.

 Заваривание чая.     

В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.

Ребята,  что  нужно  для  того  что бы  организовать  чаепитие? 

Как  называется  посуда,  из  которой  мы  пьем  чай?

Заваривать  чай  мы  будем  в  заварочном  чайнике,  который хорошо  держит  тепло.

– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут.   По  какому  признаку  мы  можем  узнать,  что  в  чайнике  кипяток?  (идет  пар).  Будьте  предельно  внимательны,  так  как  кипяток  очень  опасен.  Что  может  произойти?  (можно  обжечься).  Поэтому  желательно  чай  самим  не  наливать.  Посмотрите,  в  какой  цвет  окрашивается  вода,  что  происходит  с  листочками.  По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!

  (Идет процесс заваривания чая)

Игра «Что мы едим с чаем?»

Итак, что едим мы с чаем?

Торты и ватрушки? (Да)

Мягкие подушки? (Нет)

Сладкие конфеты? (Да)

Летящие ракеты? (Нет)

Пряник и печенье? (Да)

Клубничное варенье? (Да)

Сервировка  стола,  этикет.

- Вы  уже  много  узнали  о  чае, чайных  церемониях,  и  я  предлагаю  всем  вместе  накрыть  стол  к  чаю.

   -  Обязательным  атрибутом  праздничного  стола  является  белая  скатерть.В центр  стола  ставим  самовар,  бумажные  салфетки,  сахарницу,  заварник, угощение,  лимон.  Перед  сидящим  ставим  чашку  с  блюдцем, 

Чайную  ложечку  кладём  справа,  выпуклой  стороной  вниз. Тканевую  салфетку  кладём  слева  от  блюдца  с  чашкой (сервировка   стола ).

Правила поведения за столом.

-  Сейчас  я  познакомлю  вас  с  основными  правилами  поведения  за  столом     во  время  чаепития.

1)  Получив  чашку  чая,  помните,  что  сахар  берут  из  сахарницы  общей  ложкой.  Не  забудьте  вернуть  ложку  в  сахарницу,  не  опуская  её  в  свою  чашку.

2)  Размешав  сахар  своей  ложкой,  выньте  её  и  положите  на  блюдце.

3)  Для  лимона  кладётся  специальная  вилочка.

4)  Печенье,  пирожки,  конфеты  берут  из  вазы  или  блюдца  рукой.

5)  Торт  кладут  на  тарелку  специальной  лопаткой,  есть  нужно  десертной  вилкой  или  ложкой.

6)  За  столом  не  следует  делать  замечания  другим.

7)  Всё  время,  пока  гости  сидят  за  столом,  хозяева  должны  быть  приветливыми,  следить,  чтобы  у  гостей  было  всё  необходимое.

8)  После  чаепития  губы  промокните  бумажной  салфеткой,  тканевую  салфетку  с  колен  положите  на  стол  рядом  со  своим  местом.

9)  Поблагодарите  хозяев.

 Песня-приглашение за стол. (Мотив песни “Голубой вагон”.)

 Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай

 Знаем лучше доктора серьезного –

Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай

Приглашаем  гостей  к  столу.

 -  Уважаемые  гости,  милости  просим  к  столу.

   Итог. Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: Мой замечательный нос.

Повторить и закрепить знания детей о пользе носа в оздоровлении нашего организма, культурно-гигиенические навыки ухода за носом.Воспитывать заботу о своем здоровье.Прививать желание ежедневно оздоравл...

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Осень"

На этом занятии закрепляется  представление детей  о видах транспорта , диких животных, деревьях.Используется игра "Да-нет" элемент ТРИЗа, пальчиковая игра для развития мелкой моторики...

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема"Волшебный воздух"

сформировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.• развивать познавательную активность, любознательно...

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Правила личной гигиены"

1. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования.2. Довести до сознания детей важность соб...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: "Знакомство с фруктами" (вторая младшая группа)

Цель: Дать представление о трех, четырех фруктах (яблоко, лимон, апельсин).Задачи: - различать плоды по названию,особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.- развивать сенсорное ощущения,о...

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Мы за чаем - не скучаем»

Пробуждение интереса к русским традициям чаепития.-Познакомить с историей чая разных стран;-Как заваривать чай.-Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;-Показа...