Семинар-практикум "Организация мини-музея"
материал
Целью семинара является: знакомство с технологией организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_organizatsiya_mini-muzey.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 122»
Семинар-практикум
«Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ»
Воспитатель: Ганина Я.А. |
г. Оренбург
СЛАЙД 1
Вашему вниманию предлагаю семинар-практикум на тему:
«Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ»
СЛАЙД 2
Целью семинара является: знакомство с технологией организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи представлены на экране.
1) познакомить с понятиями музей, мини-музей
2) формировать умение организовывать мини-музей в ДОУ
3) способствовать развитию интереса к организации мини-музеев
4) формировать эстетическое восприятие окружающего мира
СЛАЙД 3
Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.
Как мы знаем в нашей стране, в нашем городе много музеев, но зачастую нам некогда их посещать. А с детьми тем более. К тому же тематика музеев иногда не понятна и не доступна детям дошкольного возраста. Именно поэтому в детских садах создаются свои музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды многих дошкольных образовательных учреждений.
СЛАЙД 4
Итак, что же такое мини-музей и как его правильно организовать?
- Во-первых, «мини» - напоминает нам о том, что музей занимает небольшое пространство. Это может быть часть группового пространства, холла, раздевалки.
- Во-вторых, он создан для самых маленьких и открыт для них постоянно.
- В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
СЛАЙД 5
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;
- небольшие размеры экспозиции;
- определенная ограниченность тематики;
- участие в их создании детей и родителей;
- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
- для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», стены у входа в группу и т.п.
СЛАЙД 6
Создание мини-музея – это трудоемкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный этап.
Главная задача подготовительного этапа – выбор темы мини – музея, определение путей создания мини – музея.
Выбор темы:
- планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового плана;
- тема определяется детьми и родителями. Например, в группе собрана коллекция раковин, на основе этой коллекции и будет организован мини – музей;
- тема определяется спонтанно по инициативе детей. Например, кто – нибудь из детей задает вопрос: «Откуда берется хлеб?», для ответа на этот вопрос и создается мини – музей хлеба.
Когда тема мини – музея определена, необходимо продумать (обсудить с детьми и родителями группы) варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, вывесить его в приемной, чтобы родители смогли этот перечень дополнить. Параллельно подбирается литература, фотографии, аудиозаписи по теме, материалы для уголков самостоятельной деятельности.
На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Можно провести акцию среди родителей по оформлению сообщения о тех музеях, которые они посещали.
СЛАЙД 7
2. Практический этап.
Главная задача второго этапа – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини – музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголка самостоятельной деятельности, изготовление игр и макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями.
Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т.д.). Наполняемость мини-музея зависит от выбранной темы, это могут быть не только экспонаты, но и лэпбуки, открытки, магниты, дидактические игры, альбомы.
По возможности в мини – музее можно представить информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).
Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате).
Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее.
СЛАЙД 8
3. Заключительный (обобщающий) этап.
Начинается после завершения создания мини – музея. На этом этапе проводится торжественное «официальное» открытие мини – музея. На этом этапе сами дошкольники могут проводить для ребят из других групп ознакомительные экскурсии.
Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:
- беседы;
- рассказ педагога;
- дидактические игры;
- викторины;
- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;
- игры – экспериментирования;
- чтение и обсуждение произведений;
- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);
- экскурсии по мини – музею;
- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;
-«экспресс - выставки» (кратковременные или однодневные);
- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.
СЛАЙД 9
Такой мини-музей для дошкольников по познавательно-исследовательской деятельности был организован в нашей группе. Создание мини-музея проходило поэтапно:
СЛАЙД 10
На подготовительном этапе мы выбрали тему «Часы бывают разными…» . Проводилась работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи.
СЛАЙД 11
На практическом этапе совместно с родителями и детьми оформили мини-музей, собрали экспонаты часов, группировали их по видам: (наручные, настенные, карманные; песочные, механические, электронные). Название нашего музея в виде картинки с часами отразило его содержание. Каждый экспонат был подписан, на котором указано: название экспоната, фамилия – имя автора. К нему оформлен каталог музейной экспозиции с описанием экспонатов.
СЛАЙД 12
На заключительном этапе состоялось открытие мини-музея «Часы бывают разными», где экскурсию нам провели дети подготовительной группы, рассказав об экспонатах музея.
Важная особенность нашего мини-музея - это участие в его создании не только воспитателей, но и детей и родителей. Наш музей можно посещать каждый день, самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, что вызывает интерес у дошкольников. Здесь дети чувствуют себя настоящими творцами, так как они внесли свою лепту в открытие данного музея
СЛАЙД 13
А сейчас мы с Вами перейдем от теории к практике. Я предлагаю Вам разделиться на три группы и попробовать организовать свой небольшой мини-музей. На столе перед Вами представлены различные предметы и материалы. Используя их, выберите тему для Вашего мини-музея, подумайте, к какой из образовательных областей он будет относиться, для чего Вы организуете данный мини-музей. Подберите экспонаты для него, создайте композицию музея, продумайте, как Вы будете проводить экскурсию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Путеводитель по мини-музеям ДОУ
В каждой группе детского сада был создан свой мини музей. Назрела необходимость создать подобный путеводитель. Оцените, что получилось?...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...
Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)
Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...