Семинар-практикум "Организация мини-музея"
материал

Ганина Яна Александровна

Целью семинара является: знакомство с технологией организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_organizatsiya_mini-muzey.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное  образовательное автономное учреждение

 «Детский сад № 122»

Семинар-практикум

«Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ»

 

   

Воспитатель:                                                                              

Ганина Я.А.

        

г. Оренбург

СЛАЙД 1         

Вашему вниманию предлагаю семинар-практикум на тему:

«Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ»

СЛАЙД 2 

Целью семинара является: знакомство с технологией организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи представлены на экране.

1)                познакомить с понятиями музей, мини-музей

2)                формировать умение организовывать мини-музей в ДОУ

3)                способствовать развитию интереса к организации мини-музеев

4)                формировать эстетическое восприятие окружающего мира

СЛАЙД 3

Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Как мы знаем в нашей стране, в нашем городе много музеев, но зачастую нам некогда их посещать. А с детьми тем более. К тому же тематика музеев иногда не понятна и не доступна детям дошкольного возраста. Именно поэтому в детских садах создаются свои музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды многих дошкольных образовательных учреждений.

СЛАЙД 4

Итак, что же такое мини-музей и как его правильно организовать?

  • Во-первых, «мини» - напоминает нам о том, что музей занимает небольшое пространство. Это может быть часть группового пространства, холла, раздевалки.
  • Во-вторых, он создан для самых маленьких и открыт для них постоянно.
  • В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

СЛАЙД 5

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

  • в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
  • каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;
  • небольшие размеры экспозиции;
  • определенная ограниченность тематики;
  • участие в их создании детей и родителей;
  • в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
  • в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
  • для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», стены у входа в группу и т.п.

СЛАЙД 6

Создание мини-музея – это трудоемкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный этап.

Главная задача подготовительного этапа – выбор темы мини – музея, определение путей создания мини – музея.

Выбор темы:

- планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОУ, годового плана;

- тема определяется детьми и родителями. Например, в группе собрана коллекция раковин, на основе этой коллекции и будет организован мини – музей;

- тема определяется спонтанно по инициативе детей. Например, кто – нибудь из детей задает вопрос: «Откуда берется хлеб?», для ответа на этот вопрос и создается мини – музей хлеба.

Когда тема мини – музея определена, необходимо продумать (обсудить с детьми и родителями группы) варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, вывесить его в приемной, чтобы родители смогли этот перечень дополнить. Параллельно подбирается литература, фотографии, аудиозаписи по теме, материалы для уголков самостоятельной деятельности.

На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Можно провести акцию среди родителей по оформлению сообщения о тех музеях, которые они посещали.

СЛАЙД 7

2. Практический этап.

Главная задача второго этапа – совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, т.е. создание мини – музея (оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголка самостоятельной деятельности, изготовление игр и макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями.

Название мини – музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание (например, фольклорный мини – музей украсит название, выполненное в народном стиле; мини – музей песка – название, сделанное из песка, приклеенного к основе и т.д.). Наполняемость мини-музея зависит от выбранной темы, это могут быть не только экспонаты, но и лэпбуки, открытки, магниты, дидактические игры, альбомы.

По возможности в мини – музее можно представить информационный материал (каталог музейной экспозиции) с описанием экспонатов и дополнительной информацией (папки, карточки, ширмы и др.) (описание экспоната: название; где собран; кем собран (изготовлен); информация об экспонате; как использовать в работе с детьми).

Если в мини – музее представлены экспонаты, изготовленные детьми и родителями, то к ним прикрепляется бейджик, на котором указано: название экспоната, дата изготовления, фамилия – имя автора (либо, если экспонат собран и принесен: название; где собран; кем собран; краткая информация об экспонате).

Обязательно в мини – музее должны быть представлены знаки, отражающие нормы поведения в музее.

СЛАЙД 8

3. Заключительный (обобщающий) этап.

Начинается после завершения создания мини – музея. На этом этапе проводится торжественное «официальное» открытие мини – музея. На этом этапе сами дошкольники могут проводить для ребят из других групп ознакомительные экскурсии.

Следует помнить, что мини – музей в группе – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:

- беседы;

- рассказ педагога;

- дидактические игры;

- викторины;

- ручной труд по изготовлению отдельных экспонатов, поделок;

- игры – экспериментирования;

- чтение и обсуждение произведений;

- продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация);

- экскурсии по мини – музею;

- рассматривание экспонатов, иллюстраций, книг;

-«экспресс - выставки» (кратковременные или однодневные);

- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.

СЛАЙД 9

Такой  мини-музей для дошкольников по познавательно-исследовательской деятельности был организован в нашей группе. Создание мини-музея проходило поэтапно:

СЛАЙД 10

         

На подготовительном этапе мы выбрали тему  «Часы бывают разными…» .  Проводилась работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи.

СЛАЙД 11

На практическом этапе  совместно с родителями и детьми оформили мини-музей, собрали экспонаты часов, группировали их по видам: (наручные, настенные, карманные; песочные, механические, электронные). Название нашего музея в виде картинки с часами отразило его содержание. Каждый экспонат был подписан, на котором указано: название экспоната, фамилия – имя автора. К нему оформлен каталог музейной экспозиции с описанием экспонатов.

СЛАЙД 12

На заключительном этапе состоялось открытие мини-музея «Часы бывают разными», где экскурсию нам провели дети подготовительной группы, рассказав об экспонатах музея.

Важная особенность нашего мини-музея - это участие в его создании не только воспитателей, но и детей и родителей. Наш музей можно посещать каждый день, самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, что вызывает интерес у дошкольников. Здесь дети чувствуют себя настоящими творцами, так как они внесли свою лепту в открытие данного музея

СЛАЙД 13

А сейчас мы с Вами перейдем от теории к практике. Я предлагаю Вам разделиться на три группы и попробовать организовать свой небольшой мини-музей. На столе перед Вами представлены различные предметы и материалы. Используя их, выберите тему для Вашего мини-музея, подумайте, к какой из образовательных  областей он будет относиться, для чего Вы организуете данный мини-музей. Подберите  экспонаты для него, создайте композицию музея, продумайте, как Вы будете проводить экскурсию.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Путеводитель по мини-музеям ДОУ

В каждой группе детского сада был создан свой мини музей. Назрела необходимость создать подобный путеводитель. Оцените, что получилось?...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)

Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...