Путеводитель по мини-музеям ДОУ
методическая разработка по теме
В каждой группе детского сада был создан свой мини музей. Назрела необходимость создать подобный путеводитель. Оцените, что получилось?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putevoditel_po_mini-muzeyam.zip | 518 КБ |
Предварительный просмотр:
« Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.»
Большой энциклопедический словарь
Душою красивы и очень добры,
Талантом сильны и сердцем щедры.
Все наши идеи, мечты о прекрасном,
Музеи, затеи не будут напрасны!
Мы к детям дорогу сумели найти.
И ждут Нас успехи на этом пути!
ВВЕДЕНИЕ
Почему мы создали мини-музеи. Мы провели анкетирование родителей и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в отдаленном районе. Во-вторых, многие родители считают, что детям дошкольного возраста еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музей «Русская горница» и «Наша Хакасия»
Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Приглашаем Вас посетить наши музеи!
Мини – музей «Песка» (создан под руководством Усковой Веры Матвеевны и Аллабердиевой Ольги Владимировны, расположен в группе «Радуга» при входе в групповую комнату)
ЦЕЛЬ МИНИ-МУЗЕЯ: Формирование представлений детей о песке, как объекте неживой природы, его свойствах, о песчаной пустыне, как среде обитания животных и растений.
В мини – музее представлены следующие разделы и экспонаты:
1 раздел: «От камня до песчинки» Представлена коллекция от большого камня, до маленькой песчинки.
2 раздел: «Коллекция разных видов песка» (в баночках)
3 раздел: «Коллекция стеклянных предметов» (бисер, посуда, сувениры из цветного и прозрачного стекла)
4 раздел: «Песочные часы» Раздел представлен песочными часами, а так же воронкой и половинкой пластиковой бутылки, используя которые можно наблюдать за тем, как сыплется песок.
5 раздел: «Пустыня» Представлен макет пустыни. Лото «Мир животных пустыни»
6 раздел: «На дне морском» Представлен макет песчаного морского дна.
7 раздел: «Игры с песком» Раздел представлен макетами детской песочницы (коробки с песком), набором и игрушек для игр с песком. Подносы с песком для рисования пальцами.
8 раздел: «Мини библиотека Представлены книги о жизни в пустыне. Вырезки из журналов с изображением поделок из песка.
Мини – музей «В гостях у сказки»
(Создан под руководством расположен в группе «Почемучки» у центральной стены в групповой комнате)
Цель: Знакомство детей с фольклором, развитие речи, воображения, фантазии.
Разделы и экспонаты:
1 раздел: « Волшебные предметы».
Экспонатами стали: Скатерть - самобранка, Сапоги - скороходы, Тарелочка с яблочком, Шапка - «невидимка», Волшебный клубочек, Золотой ключик, Игла, в которой таится смерть Кощея, Волшебная палочка, Горшочек каши, Лампа Аладдина, Волшебное зеркало, Хрустальная туфелька, Волшебная шкатулка и многое другое.
2 раздел: «Сказки в загадках».
В музее используются карточки с загадками. Тексты записаны на карточках - желудях и развешаны на ветвях дуба. Хорошо смотрятся иллюстрации в картинках для самостоятельного сочинения и угадывания сказок, на страницах волшебной книги. Украшают музей интересно оформленные книги с волшебными сказками.
3 раздел: «Мы - «Сказочники».
Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино.
4 раздел: «Волшебный театр».
Также здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизации.
5 раздел: «Портретная галерея»
В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним
6 раздел Умные сказки
Мини – музей «Куклы наших бабушек»
(Создан под руководством Пожидаевой Любовь Сергеевны и Дёркиной Светланы Анатольевны расположен в группе «Дельфинчики», справа у окна в групповой комнате)
Цель: Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами).
Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни. Для каждого существовала своя обрядовая кукла, или кукла - обережка. В нашем музее вы познакомитесь с народными куклами трех видов: обереговая , обрядовая и игровая.
Отличительная особенность обереговой и обрядовой - отсутствие лица и изготовление без помощи иглы.
При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием.
Вы узнаете, как выглядит Кувадка- кукла, которая была первой в жизни ребенка, участницей таинства его рождения. Считалось, что во время рождения ребенка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома (бани), чтобы отвлечь злых духов от матери с ребенком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного В нашем музее вы узнаете, как изготовить кукол, для чего они предназначаются, когда появились впервые.
Мини – музей «Волшебница вода»
(Создан под руководством Алековой Елены Николаевны и Китовой Екатерины Федоровны расположен в группе «Солнечные лучики», слева у окна в групповой комнате)
Цель. Познакомить детей с водой в природе, различными водоемами, водными животными и растениями, разными состояниями воды, с проблемой охраны водоемов и причинами их загрязнения, показать значение воды в жизни животных растений и человека, научить детей правилам поведения во время отдыха на реке, море, умению и желанию экономить воду.
Каждый раздел мини-музея представляет сама героиня - Волшебница вода
во всех своих состояниях.
Раздел «Жизнь в воде» представлен разнообразными поделками, фигурками, сделанными в разных техниках и изображающие жителей моря, озера, реки.
Раздел «Вода в природе». Здесь представлены объемные макеты реки, озера,
морского дна, водопада.
Раздел «Вода в твердом состоянии». Экспонаты здесь представляет Снежная дама. Раздел «Вода - это пар». Хозяйкой раздела является белая тучка.
Раздел «Вода в жизни человека». Задача раздела - показать, каким образом человек использует воду. Поэтому небольшую часть музея занимает кукольный домик с разными предметами.
Подраздел «Вода нужна, чтобы пить». Напоминает о роли воды в жизни людей
Подраздел «Вода в быту». О значении воды в быту напомнят такие экспонаты, как игрушечная стиральная машина, садовая леечка, швабра с тряпкой, игрушечная мойка или умывальник, детская ванночка и другие.
Подраздел «Вода в жизни растений и животных». Ведерко и леечка символизируют значение воды в жизни домашних животных и комнатных растений.
Подраздел «Люди, реки, моря». Игрушки «Золотая рыбка», «рыбак» расскажут о том, что в реках и морях люди всегда добывали пищу.
Подраздел «Вода на гербах» представлен альбомом. Рассказ о гербах поможет детям оценить, насколько уважительно люди относились к воде. Ее изображали на самых главных символах городов - гербах.
Раздел «Вода в опасности!»
В этом разделе находится альбом с фотографиями, на которых изображены последствия безжалостного обращения людей с природой.
Мини – музей «Часы»
(Создан под руководством Останиной Елены Викторовны, расположен в группе « Вишенки», справа от входа в групповую комнату)
Цель:
•Формировать представление о музее у дошкольников
•Обогащать воспитательно - образовательное пространство новыми формами
•Познакомить с историей часов
•Научить ориентироваться в прошлом часов
•Подвести к пониманию, что часы человек создаёт для облегчения своей жизни
В нашем музее вы познакомитесь с разными видами часов: это Солнечные часы, водяные часы, песочные часы, огненные часы, Цветочные часы
Узнаете, кто сделал первые часы? Как определяли время Хакасы до изобретения первых приборов?
Мини – музей «Русская горница»
(Создан под руководством Останиной Елены Викторовны, расположен в отдельной комнате, при входе в спортивный зал)
Цель: знакомить дошкольников со старинным русским бытом.
Музей представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта. (ухват, кочерга, самовар, горшки, чугунки и т.д.)
В центре комнаты находится качалка для малыша. У окна большой стол с лавками.
Мини – музей «Родная Хакасия»
(Создан под руководством Останиной Елены Викторовны, расположен в фойе при входе в музыкальный зал)
Цель: Дать детям знания о культурном наследии нашего народа. Познакомить с бытом, народными традициями хакасов. Воспитывать патриотические чувства и любовь к своей Родине
В музее центральное место занимает макет хакасской юрты. На противоположной стороне вы можете увидеть полезные ископаемые нашего края.
Посетив музей, вы узнаете много интересного о природе Хакасии. Познакомитесь с растительным и животным миром наших мест.
Узнаете, кто жил и творил на нашей земле. Художники, писатели, поэты, композиторы.
Вас научат играть в хакасские национальные игры и познакомят с обрядовыми праздниками.
На выставке книг вы увидите произведения на хакасском языке
Мини – музей «Фантиков»
(Создан под руководством Мартыновой Надежды Алексеевны и Топорковой Натальи Юрьевны, расположен в группе «Звёздочки»)
ЦЕЛЬ МИНИ-МУЗЕЯ:
Сформировать у детей интерес к конфетным фантикам, как к маленькому шедевру. Познакомить с историей того, что зачастую выбрасывают.
Учить обрабатывать простой материал, используя традиционные техники рукоделия, аппликации.
Воспитывать бережное отношение к природе, к чистоте нашего города.
РАЗДЕЛЫ МИНИ - МУЗЕЯ
- Фантик – как частица души. (коллекция конфетных фантиков разных фабрик, разного года выпуска, разного сорта, разного вида)
- Умелые руки (поделки из конфетных фантиков)
- Это интересно (истории о конфетных фантиках, сказки, сценарии, стихи, тесты, факты и т.д.)
Мини – музей детской книги «Малыши и Карлсон»
(Создан под руководством Бегаевой Галины Николаевны, расположен в группе «Одуванчики», при входе в групповую комнату в групповую комнату)
Цель: Познакомить детей с удивительным миром детской книги. Сформировать интерес к книге, как мотив подготовки к чтению. Воспитывать бережное отношение к книге.
РАЗДЕЛЫ МИНИ – МУЗЕЯ:
«Книги бывают разные»
Показать какими разными бывают книги, познакомить с историей их создания и появления в музее
В мини музее собраны сохранившиеся в семьях старые издания, книжки малютки, книжки-раскладушки с картинками, без картинок и т.д.
«Фотографии любимых детских писателей» Раздел знакомит детей с любимыми детскими писателями и поэтами, их биографией, творчеством, Интересными фактами из жизни
«Времена года» В этом разделе размещаются произведения связанные с определённым временем года, а так же с праздниками и знаменательными датами.
«Русские народные сказки и потешки» Раздел посвящён знакомству со сказками и потешками. Например: сказка «Курочка Ряба» показана в разных исполнениях: разные года выпуска, разные художники оформители, разные издания. Таким образом, представлены все сказки и потешки соответствующие младшему дошкольному возрасту.
«Библиотека» В музее представлены книги, которыми могут пользоваться педагоги и дети старших групп, конечно же соблюдая все правила пользования книгой взятой в библиотеке.
«Книжкина больница» В разделе собраны материалы для починки старых, потрёпанных книг.
«Это интересно» В разделе помещены факты из истории создания книги, её печатании
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...
Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)
Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...