О старине и русском быте
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятия по духовно-нравственному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh.nravs_.tsen_._o_starine_i_russkom_byte.docx | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«О старине и русском быте»
Цель:
Приобщение детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта, русского народа, развитие интереса к прошлому.
Задачи:
- Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Продолжать знакомить с правилами и традициями гостеприимства русского народа, актуализировать знания о предметах деревенского быта и народных игрушках.
- Развивать связную речь посредством русских фольклорных запевок, поговорок, частушек.
- Обогащать у детей словарный запас с помощью фольклора.
- Воспитывать гордость и любовь к русскому народу и их быту.
- Развивать логическое мышление;
- Обеспечить двигательную активность в ходе проведения народных игр.
- Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видетьразличие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
- Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре, прошлому страны.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная. Познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная. Восприятие устного народного творчества.
Планируемые результаты:
Делиться своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявлять интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимать активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относиться к своим сверстникам во время игр.
Оборудование:
музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями; экспонаты мини-музея; демонстрационный материал «Славянская семья: родство и занятия», альбомы с демонстрационным материалом « Русские народные праздники», «Крестьянская утварь», «Русские народные подвижные игры»;глина, доска для лепки, стека для каждого ребенка
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».Использование в работе народных игрушек и игр.
Ход НОД
Звучит фонограмма русской народной музыки. Дети сидят на стульчиках.
Педагог в русском народном костюме входит в группу.
В центральном правом углу группы расположен мини – музей «Культура и быт русского крестьянина».
Педагог :
Здравствуйте, ребята! Сегодня,я расскажу вам, как жили раньше люди на Руси, трудились, сами создавали быт, ну и конечно куда без веселья! А игр на Руси было очень много, в некоторые из них мы играем и посей день: «Веревочка», «Жмурки», «Золотые ворота», Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Пастух и стадо», «Колечко», «Прятки» и много других.
А вы ребята любите играть?
Ответы детей.
Приглашаю я вас поиграть в русскую народную игру«Гори-гори ясно»
Познакомлю вас с правилами:
«Дети образуют круг. Водящий под речевку входит внутри круга. Дети все вместе говорят речевку:«Гори-гори ясно, чтобы не погасло,Глянь на небо, птички летят, Колокольчики звенят.»Как только заканчивается речевка, водящий подходит к детям,взмахивает платочком между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребенка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему.
Правила
Тот из бегунов, кто первым добегает до ведущего, выхватывает у него платок и становится сам водящим.
(Игра проводится 2-3 раза)
Педагог:
Ребятки, вам понравилась игра, которая называется «Гори-гори ясно»?
Раньше было не только много весёлых игр , но и ещё очень много интересного. Хотели бы вы отправиться в путешествие?
Ответы детей.
Но для начала нам нужно с вами запомнить закличку, небольшое четверостишие:
Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
Ни то в яму угодите!
Давайте возьмёмся за руки и глаза закроем.
Дети идут за педагогом по группе и приговаривают слова:
Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
Ни то в яму угодите!
Останавливает детей около мини-музея «Культура и быт русского крестьянина». Русская изба
Педагог:Вот мы и пришли!
Ребята, вы узнали куда вы попали?
Молодцы! В старину, входя в избу, люди желали здравия и делали низкий поклон. Давайте и мы пожелаем здравия. Присаживайтесь на стульчики.
Давным-давно люди строили себе избы из бревен, ещё их называли срубами. Мы сюда пришли, чтобы узнать много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек.
Печка
Ребята, отгадайте что же являлось главной частью русской избы?
Стоит девица в избе, а коса на двор?
Дети: Печка!
Педагог:
В народе говорили:
Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты эти слова!
Ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.
Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду. Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье. А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов (разного размера), кочерга, совок и т. д.
Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. Для чего служило это место?
Ответы детей.
Педагог: А также изгоняли простудные заболевания, на печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.).
Ребята а чем нужно топить печь?
Дети: Дровами!
Педаго:Я предлагаю отправиться всем вместе в лес за дровами. Согласны?
Дети встают в круг.
Физкультминутка
По лесу с тобой гуляли (шаги на месте)
И пилу с собой мы взяли,
Чтоб вместе распилить бревно (имитация распиливания)
Очень толстое оно,
Много дров мы напилили
Топором их разрубили! (Имитация рубки топором.)
Педагог: Ребята, а каких мы дров набрали, как вы думаете?
Дети: Берёзовых, дубовых, осиновых.
Педагог: За дровишками мы прогулялись и теперь проголодались.
Чугунок
Слушайте внимательно и ответьте обязательно, в чём варили еду!
Загадка про чугунок.
В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твердый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке…(чугунок)
Дети: Чугунок
Педагог: Почему он так назывался?
Дети:потому что он чугунный.
Педагог: Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли. Давайте сейчас свари суп из перловых круп!
Игра: «Мы варим суп».
Цель: познакомить детей с полезными для организма продуктами питания.
Ход игры: детям предлагается сварить суп из имеющихся предметов, при этом выбирать только полезные и съедобные.
Педагог: Ребята, а какие вы знаете пословицы о еде?
Дети называют пословицы о еде.
Варианты:
- Всякому нужен и обед и ужин
- Голодному Федоту любые щи в охоту
- Если щи хороши, другой пищи не ищи
- Овощи-кладовая здоровья
Педагог: Чтобы брать горячий и тяжёлый чугунок, нужен был ухват.
Люлька для малыша
Педагог:
Без рук, без ног во все стороны кланяется…..(Люлька)
Педагог: Видите, ребята в старину, не было детских кроваток, колясочек и малышей убаюкивали вот в таких люличках.В каждой семье имелась своя счастливая люлька, изготавливалась она с любовью и добрым сердцем. Люльки закрепляли к матице, ближе к печке, потому что там, очень тепло.
Как вы думаете ребята, как же успокаивали в ней малыша?
Дети предлагают свои варианты:
Нужно люльку покачать и напеть колыбельные(поют колыбельные).
Колыбельные «Баю – баю – баиньки» и т. д.
Старинные игрушки для детей
Педагог:Игрушки для своих детей делали родители сами, вот как они выглядели:
- свистульки из дерева;
- деревянные матрёшки;
- лошадки-качалки;
- глиняные игрушки;
- тряпичные куклы собранные из разных лоскутов ткани.
Самовар
Блестящий на столе стоял выпускал он жаркий пар древний чайник.
Дети: Самовар.
Педагог: Самовар — был очень нужен для семейного уюта и дружеского общения.
Труд в старину
Педагог: Люди в старину очень много трудились, почти все делали своими руками.
Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?
Дети: (ответы детей).
Педагог: Русский народ всегда был и есть очень трудолюбивым. В зимнее время женщины и девушки пряли пряжу, шили одежду, вязали. Посмотрите вот на таких прялках пряли пряжу. Подвязывали кудель (шерсть, лен) и с помощью веретёшки спрядали в нити.Женщины пряли пряжу да приговаривали: «Мы прядём, а ниточка тянется, нам работа наша нравится.»
Мужчины с сыновьями рукодельничали: из дерева вырезали различные детские фигурки, разделочные доски, кадушки и т. д, а ещё лапти плели, а в летнее время в полях трудились, рыбу ловили.
Педагог: Ребята,а кто из вас скажет, как использовали пряжу?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Труд кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, а человека труд.
Каков мастер, такова и работа
Педагог: Ребята, а как вы понимаете пословицу:Делу — время, а потехе — час.
Дети: После выполненных работ, можно и отдохнуть.
Субботинушка
Педагог: Выходным днём была суббота и называлась она «Субботинушка». Люди в этот день отдыхали: плясали, играли в различные игры, пели песни, водили хороводы, любимым делом занимались!
Ребята, смотрите, здесь плетеный красивый короб стоит! Давайте посмотрим, что в нем лежит! Открывают.
Посмотрите тут лежат матрешки – русская народная кукла.
Давайте вы каждой своей матрешке распишите наряд. И она будет напоминать вам о нашей сегодняшней встрече
Рефлексия
Педагог: Ребята, вам понравилось в путешествие в прошлое ?
Дети: Да!
Педагог:
- Что особенно запомнилось?
- Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?
(Ответы детей.)
Ребята, нам в детский сад возвратиться пора . но мы еще с вами сюда не раз вернемся.
Педагог: Ребята, давайте возьмёмся за руки закроем глаза и произнесём слова:
Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
В детский сад нас приведите!
(Идут к стульчикам)
Педагог: Ну вот ребята мы и пришли в нашу группу .
Чтобы у вас на память о сегодняшней встрече, что то осталось, я предлагаю слепить из глины любой запомнившийся вам экспонат из нашего мини-музея и рассказать о нем своим родителям.
(Дети занимают свои рабочие места)
Вы сегодня ребята узнали, только о маленькой частичке истории культуры и быта русского народа. Впереди у нас с вами еще много интересного. Ведь Русский народ со своими традициями и обычаями самый великий, сильный и могучий !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Предметы старинного русского быта"
Непостедственно образовательная деятельность в старшей группеЦель: Способствовать развитию у детей патриотических чувств.Побуждать детей к использованию в речи фольклора(загадки, пословицы, пого...
Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...
Конспект ООД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта....
Знакомство детей с предметами старинного русского быта
Знакомство детей с предметами старинного русского быта...
«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему:«Знакомство детей с предметами старинного русского быта»....
Конспект занятия для детей 6-7 лет "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, приобщение детей к народным традициям и обычаям....
Конспек занятия в старшей группе"О старине и русском быте"
Конспект занятия в старшей группе«О старине и русском быте»Цель:Приобщение детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта, русского народа, развитие интереса к прошл...