О старине и русском быте
план-конспект занятия (средняя группа)

Елена Антоновна Подвербная

Конспект занятия по духовно-нравственному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh.nravs_.tsen_._o_starine_i_russkom_byte.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«О старине и русском быте»

Цель:

Приобщение детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта, русского народа, развитие интереса к прошлому.

Задачи:

  1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Продолжать знакомить с правилами и традициями гостеприимства русского народа, актуализировать знания о предметах деревенского быта и народных игрушках.
  2. Развивать связную речь посредством русских фольклорных запевок, поговорок, частушек.
  3. Обогащать у детей словарный запас с помощью фольклора.
  4. Воспитывать гордость и любовь к русскому народу и их быту.
  5. Развивать логическое мышление;
  6. Обеспечить двигательную активность в ходе проведения народных игр.
  7. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видетьразличие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
  8. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре, прошлому страны.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная. Познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная. Восприятие устного народного творчества.

Планируемые результаты:

Делиться своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявлять интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимать активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относиться к своим сверстникам во время игр.

Оборудование: 

 музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями; экспонаты мини-музея; демонстрационный материал «Славянская семья: родство и занятия», альбомы с демонстрационным материалом « Русские народные праздники», «Крестьянская утварь», «Русские народные подвижные игры»;глина, доска для лепки, стека для каждого ребенка

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».Использование в работе народных игрушек и игр.

Ход НОД

Звучит фонограмма русской народной музыки. Дети сидят на стульчиках.

Педагог в русском народном костюме входит в группу.

В центральном правом углу группы расположен мини – музей «Культура и быт русского крестьянина».

Педагог :

Здравствуйте, ребята! Сегодня,я расскажу вам, как жили раньше люди на Руси, трудились, сами создавали быт, ну и конечно куда без веселья! А игр на Руси было очень много, в некоторые из них мы играем и посей день: «Веревочка», «Жмурки», «Золотые ворота», Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Пастух и стадо», «Колечко», «Прятки» и много других.

А вы ребята любите играть?

Ответы детей.

Приглашаю я вас поиграть в русскую народную игру«Гори-гори ясно»

Познакомлю вас с правилами:

«Дети образуют круг. Водящий под речевку входит внутри круга. Дети все вместе говорят речевку:«Гори-гори ясно, чтобы не погасло,Глянь на небо, птички летят, Колокольчики звенят.»Как только заканчивается речевка, водящий подходит к детям,взмахивает платочком между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребенка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему.

Правила

Тот из бегунов, кто первым добегает до ведущего, выхватывает у него платок и становится сам водящим.

(Игра проводится 2-3 раза)

Педагог:

Ребятки, вам понравилась игра, которая называется «Гори-гори ясно»?

Раньше было не только много весёлых игр , но и ещё очень много интересного. Хотели бы вы отправиться в путешествие?

Ответы детей.

Но для начала нам нужно с вами запомнить закличку, небольшое четверостишие:

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
Ни то в яму угодите!

Давайте возьмёмся за руки и глаза закроем.

Дети идут за педагогом по группе и приговаривают слова:

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
Ни то в яму угодите!

Останавливает детей около мини-музея «Культура и быт русского крестьянина». Русская изба

Педагог:Вот мы и пришли!

Ребята, вы узнали куда вы попали?

Молодцы! В старину, входя в избу, люди желали здравия и делали низкий поклон. Давайте и мы пожелаем здравия. Присаживайтесь на стульчики.

Давным-давно люди строили себе избы из бревен, ещё их называли срубами. Мы сюда пришли, чтобы узнать много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек.

Печка

Ребята, отгадайте что же являлось главной частью русской избы?

Стоит девица в избе, а коса на двор?
Дети: Печка!

Педагог:

В народе говорили:

Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты эти слова!

Ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.

Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду. Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье. А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов (разного размера), кочерга, совок и т. д.

Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. Для чего служило это место?

Ответы детей.

Педагог: А также изгоняли простудные заболевания, на печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.).

Ребята а чем нужно топить печь?
Дети: Дровами!

Педаго:Я предлагаю отправиться всем вместе в лес за дровами. Согласны?

Дети встают в круг.

Физкультминутка

По лесу с тобой гуляли (шаги на месте)
И пилу с собой мы взяли,
Чтоб вместе распилить бревно (имитация распиливания)
Очень толстое оно,
Много дров мы напилили
Топором их разрубили! (Имитация рубки топором.)

Педагог: Ребята, а каких мы дров набрали, как вы думаете?
Дети: Берёзовых, дубовых, осиновых.

Педагог: За дровишками мы прогулялись и теперь проголодались.

Чугунок

Слушайте внимательно и ответьте обязательно, в чём варили еду!

Загадка про чугунок.

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твердый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке…(чугунок)

Дети: Чугунок

Педагог: Почему он так назывался?
Дети:потому что он чугунный.

Педагог: Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли. Давайте сейчас свари суп из перловых круп!

Игра: «Мы варим суп».

Цель: познакомить детей с полезными для организма продуктами питания.

Ход игры: детям предлагается сварить суп из имеющихся предметов, при этом выбирать только полезные и съедобные.

Педагог: Ребята, а какие вы знаете пословицы о еде?

Дети называют пословицы о еде.

Варианты:

  • Всякому нужен и обед и ужин
  • Голодному Федоту любые щи в охоту
  • Если щи хороши, другой пищи не ищи
  • Овощи-кладовая здоровья

Педагог: Чтобы брать горячий и тяжёлый чугунок, нужен был ухват.

Люлька для малыша

Педагог:

Без рук, без ног во все стороны кланяется…..(Люлька)

Педагог: Видите, ребята в старину, не было детских кроваток, колясочек и малышей убаюкивали вот в таких люличках.В каждой семье имелась своя счастливая люлька, изготавливалась она с любовью и добрым сердцем. Люльки закрепляли к матице, ближе к печке, потому что там, очень тепло.

Как вы думаете ребята, как же успокаивали в ней малыша?

Дети предлагают свои варианты:

Нужно люльку покачать и напеть колыбельные(поют колыбельные).

Колыбельные «Баю – баю – баиньки» и т. д.

Старинные игрушки для детей

Педагог:Игрушки для своих детей делали родители сами, вот как они выглядели:

  • свистульки из дерева;
  • деревянные матрёшки;
  • лошадки-качалки;
  • глиняные игрушки;
  • тряпичные куклы собранные из разных лоскутов ткани.

Самовар

Блестящий на столе стоял выпускал он жаркий пар древний чайник.
Дети: Самовар.

Педагог: Самовар — был очень нужен для семейного уюта и дружеского общения.

Труд в старину

Педагог: Люди в старину очень много трудились, почти все делали своими руками.

Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?

Дети: (ответы детей).

Педагог: Русский народ всегда был и есть очень трудолюбивым. В зимнее время женщины и девушки пряли пряжу, шили одежду, вязали. Посмотрите вот на таких прялках пряли пряжу. Подвязывали кудель (шерсть, лен) и с помощью веретёшки спрядали в нити.Женщины пряли пряжу да приговаривали: «Мы прядём, а ниточка тянется, нам работа наша нравится.»

Мужчины с сыновьями рукодельничали: из дерева вырезали различные детские фигурки, разделочные доски, кадушки и т. д, а ещё лапти плели, а в летнее время в полях трудились, рыбу ловили.

Педагог: Ребята,а кто из вас скажет, как использовали пряжу?
Ответы детей.

Педагог: Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Труд кормит, а лень портит.

Землю красит солнце, а человека труд.

Каков мастер, такова и работа

Педагог: Ребята, а как вы понимаете пословицу:Делу — время, а потехе — час.

Дети: После выполненных работ, можно и отдохнуть.

Субботинушка

Педагог: Выходным днём была суббота и называлась она «Субботинушка». Люди в этот день отдыхали: плясали, играли в различные игры, пели песни, водили хороводы, любимым делом занимались!

Ребята, смотрите, здесь плетеный красивый короб стоит! Давайте посмотрим, что в нем лежит! Открывают.

Посмотрите тут лежат матрешки – русская народная кукла.

Давайте вы каждой своей матрешке распишите наряд. И она будет напоминать вам о нашей сегодняшней встрече

Рефлексия

Педагог: Ребята, вам понравилось в путешествие в прошлое ?
Дети: Да!

Педагог:

  1. Что особенно запомнилось?
  2. Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?

(Ответы детей.)

Ребята, нам в детский сад возвратиться пора . но мы еще с вами сюда не раз вернемся.

Педагог: Ребята, давайте возьмёмся за руки закроем глаза и произнесём слова:

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
В детский сад нас приведите!

(Идут к стульчикам)

Педагог: Ну вот ребята мы и пришли в нашу группу .

Чтобы у вас на память о сегодняшней встрече, что то осталось, я предлагаю слепить из глины любой запомнившийся вам экспонат из нашего мини-музея и рассказать о нем своим родителям.

(Дети занимают свои рабочие места)

Вы сегодня ребята узнали, только о маленькой частичке истории культуры и быта русского народа. Впереди у нас с вами еще много интересного. Ведь Русский народ со своими традициями и обычаями самый великий, сильный и могучий !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Предметы старинного русского быта"

Непостедственно образовательная деятельность в старшей группеЦель:  Способствовать развитию у детей патриотических чувств.Побуждать детей к использованию в речи фольклора(загадки, пословицы, пого...

Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...

Конспект ООД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта....

Знакомство детей с предметами старинного русского быта

Знакомство детей с предметами старинного русского быта...

«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему:«Знакомство детей с предметами старинного русского быта»....

Конспект занятия для детей 6-7 лет "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, приобщение детей к народным традициям и обычаям....

Конспек занятия в старшей группе"О старине и русском быте"

Конспект занятия в старшей группе«О старине и русском быте»Цель:Приобщение детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта, русского народа, развитие интереса к прошл...