«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
на тему:«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
на тему:«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Цель: Воспитывать в детях уважение к своим историческим корням.
Задачи:
- познакомить детей с предметами старинного русского быта, их назначением в прошлом и исторической ценностью сейчас;
-познакомить детей со старинной одеждой с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением (чугунок, ухват, горшок, кринка, кувшин, самовар, рукомойник и т.д.);
- обогатить словарь детей;
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.
Оборудование: предметы быта (старинная посуда, одежда, ухват, чугунок, самотканные половики, коврики, выстроченные вручную занавески, подзоры на кровать, вязаная скатерть, вышитые полотенца, плошка, деревянные ложки, угольный утюг демонстрационный материал, иллюстрации старинных предметов, мольберт).
Предварительная работа. рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Методы и приемы: наглядный (показ образца), словесный (рассказ, объяснение), практический.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель:
Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь, и рассмотришь, то поймёшь,
Для чего они нужны.Чем полезны и важны
Человеку раньше были, что за службу сослужили.
-Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей, а также, интересных картинок. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти предмет, о котором мы с вами говорим.
- Слушайте мою загадку:
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать она уложит.(русская печка)(иллюстрация)
- Верно, это русская печь. А для чего нужна была печь в избе?(в ней еду готовили, она обогревала дом, на печи спали, сушили грибы и ягоды, одежду).
-Человека, который умел класть печь, называли – печник. Печь складывали из красного кирпича, значит она какая?(кирпичная)
-Встану я рано утром, первым делом растоплю печку. Растопится печка – тепло станет в избе – пора и готовить.
-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте загадку:
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где там в печке уголек
Сварит кашу ….чугунок.
-Какая необычная посуда.Попробуйте, подержите его. Какой он?(тяжелый)
-А, может быть, кто-нибудь знает: почему его называют чугунок?(потому, что он сделан из чугуна).
-Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили кашу, щи, молоко в печи томили, овощи парили.
-Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь нужен был другой помощник. Про него говорили так:
Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад
Что схватил его …ухват.
-Ухват или рогач — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
-Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
- Что ты достал из печи? (чугунок)
- Чем ты достал чугунок? (ухватом)
-А для чего нужен был в доме ухват?(для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).
Слушайте другую загадку:
Выпускает жаркий чай, древний чайник….самовар.
- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар. Значит, сам варю.
- А что же он варит?(чай)
-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с вареньем, медом с пирогами, с блинами.
- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?(да)
-Сейчас они стали электрические. Но в сёлах и в деревнях до сих пор в некоторых семьях ставят самовар. Особенно после бани очень полезно пить чай из самовара с вареньем, а в чайнике вместо чая заваривать разные полезные и душистые травы.
-Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко? Молоко наливали в крынку или кувшин и выносили в погреб или подвал где летом было прохладно.
- Крынка, кувшин – что это? (это посуда)
-Из чего она сделана? (из глины)
-Значит она какая? (глиняная)
- Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.А вот у крынки родной братишка – горшок. Раз он родной братишка, из чего он сделан?(из глины)
-Значит он какой? (глиняный)
- А чем он отличается от крынки? (формой, высотой)
- В горшке варили кашу, А в большом горшке томили молоко.
- А вот эта посуда называется крышка, она тоже сделана из глины. В ней также варили кашу и заливную картошку.
- А вот этот туесок сделан из коры дерева- бересты. Береста- это кора с какого дерева? (берёзы)(показ иллюстрации)
- Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: в жару,жидкость налитая в такую посуду, долго оставалось холодной, а горячая, наоборот, долго не остывала.
Физкультминутка.
Головою три кивка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Отгадайте загадку:
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра …. коромысло.(Рассматривание иллюстраций)
- Из чего делали коромысло?(из дерева)
- Что у коромысла по краям?(крючки)
-Для чего? (для вёдер)
-Раньше водопровода в доме не было воду нужно было носить из колодца или из речки.Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. Коромысло можно носить на одном плече или двух.(показ иллюстрация)
- Про этот предмет говорили:
Из липы свито дырявое корыто,
Днём заперто,а ночью открыто.
В лес идёт – клетки кладёт,
Из леса идёт – перекладывает. Это лапти. (Рассматривание лаптей).
-Подошва лаптей называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса – в обратную. Вот такая обувь была у наших предков в старину. Лапти очень быстро снашивались. За год крестьянин (сельский житель) изнашивал до 20 пар. Хорошо, что сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой. Лапти плели из лыка. Лыко – это тонко надранные из липовой коры ленты. Получается, что за лапти не надо ничего было платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.
В лаптях ходили летом, а зимой одевали валенки. Валенки это традиционная русская обувь. Валенки изготовляют из овечьей шерсти, они очень тёплые и удобные.
- Одежду в доме шили сами женщины. Вот такие рубашки для мальчиков и взрослых мужчин. И вот такие сарафаны для девочек и взрослых женщин. На работу летом одевали вот такие косынки, а зимой вот такие платки (тёмный). А на праздники нарядные.
Занавески на окна, салфетки на стол, подзоры на кровать (закрывали низ кроватей) вышивали на специальных строчевышивальных машинках. А скатерти на стол вязали также крючком вручную. И праздничные полотенца которыми украшали зеркало в доме вышивали вручную иголкой цветными нитками. Часто вышивали птиц, разные цветы и веточки.
- Ваши мамы бельё дома гладят? Чем они гладят? (утюгом)
- А раньше наши бабушки гладили бельё при помощи чугунного угольного утюга.
- Первые утюги были тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг, а чтобы угли не погасли, утюгом нужно было всё время махать из стороны в сторону. Воздух попадал вот в эти дырочки, угли снова разгорались и утюг снова нагревался. Всё это было очень долго, неудобно и тяжело.
- А кто из вас знает- как называется этот предмет. Это серп. А как вы думаете для чего он нужен? Что с помощью его делали? Это сейчас на полях зерно убирают с помощью машин комбайнов. А раньше всё делали вручную, в том числе и косили зерно. И вот с помощью этого предмета серпа женщины срезали колосья пшеницы или ржи в поле. Одной рукой захватывали пучок, а другой срезали его. (иллюстрация)
- Ребята, а кто знает, как называется этот предмет? Это сундук.(иллюстрация) Раньше в богатых семьях в нём хранили самые ценные вещи самого разного назначения. Нередко на сундуки весили мощные замки и украшали их красивой росписью. В простых семьях в сундуках хранилась одежда, обувь, кухонная утварь. А иногда дети спали на сундуках.
- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?(половиками)
-Половики какой формы? (прямоугольные, длинные, круглые)
-Для чего пол покрывали? (для тепла)
-Половики хозяйки также изготовляли сами вручную.
-Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось?
Итог занятия.
-А сейчас поиграем в игру «Что было, что стало».
- Где готовили еду в старину? (в печке)
-А сейчас, где готовим? (на газовой плите)
-В чем раньше кашу варили? (в чугунке)
-А сейчас, в чём варим? (в кастрюле)
-В чем раньше кипятили чай? (в самоваре)
-А сейчас? (в чайнике)
- Зачем нужно было коромысло? (воду носить)
- А у нас сейчас? (водопровод)
-Какую обувь раньше люди носили? (лапти)
-А сейчас? (сапоги, ботинки, туфли)
- С помощью чего гладили бельё? (чугунного угольного утюга)
-А в настоящее время? (электрическим утюгом)
- Где раньше одежду хранили? (в сундуке)
- А сейчас? (в шкафу).
-Вот сколько новых слов мы узнали на нашем занятии. Молодцы!
1. Что мы сегодня узнали нового на занятии?
2. Что мы делали на занятии?
3. Где используют все эти предметы, о которых мы говорили?
4. А для чего нам знать об этих предметах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...
Конспект ООД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта....
Знакомство детей с предметами старинного русского быта
Знакомство детей с предметами старинного русского быта...
Конспект занятия для детей 6-7 лет "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, приобщение детей к народным традициям и обычаям....
Презентация к занятию "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"
Демонстрационный материал к интегрированному занятию. Может быть использован, как наглядное методическое пособие для ознакомления детей с предметами старинного русского быта....
Конспект занятия «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»
Конспект занятия «Знакомство детейс предметами старинного русского быта»Цель: продолжать формировать представления детей о жизни и быте русского народа.Задачи:Образовательные:-...
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
МАтериал по теме "Культура и традиции Южного Урала"...