Конспек занятия в старшей группе"О старине и русском быте"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Макарченко Ирина Сергеевна

Конспект занятия в старшей группе

«О старине и русском быте»

Цель:

Приобщение детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта, русского народа, развитие интереса к прошлому.

Задачи:

  1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа.  Продолжать знакомить с правилами и традициями гостеприимства русского народа, актуализировать знания о предметах деревенского быта и народных игрушках.
  2. Развивать связную речь посредством русских фольклорных запевок, поговорок.
  3. Обогащать у детей словарный запас с помощью фольклора.
  4. Воспитывать гордость и любовь к русскому народу и их быту.
  5. Развивать логическое мышление;
  6. Обеспечить двигательную активность в ходе проведения народных игр.
  7. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
  8. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре, прошлому страны.

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная. Познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная. Восприятие устного народного творчества.

Планируемые результаты:

Делиться своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявлять интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимать активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относиться к своим сверстникам во время игр.

Оборудование:

 музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями; экспонаты мини-музея; демонстрационный материал «Славянская семья: родство и занятия», альбомы с демонстрационным материалом « Русские народные праздники», «Крестьянская утварь», «Русские народные подвижные игры»;ткань,нитки,вата

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».Использование в работе народных игрушек и игр.

 

Ход НОД

Звучит фонограмма русской народной музыки. Дети сидят на стульчике.

В центральном правом углу группы расположен мини – музей «Культура и быт русского крестьянина».

Педагог :

Здравствуйте, ребята! Сегодня,я расскажу вам, как жили раньше люди на Руси,создавали свой быт.

 

Приглашаю  вас поиграть  игру «Комплимент»

 

 

Педагог:Встаем в круг и дарим друг другу комплимент.

Раньше было очень много интересного.Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в музей «Русской избы»

 

Но для начала нам нужно с вами запомнить закличку, небольшое четверостишие:

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
Ни то в яму угодите!

Давайте возьмёмся за руки и глаза закроем.

Дети идут за педагогом по группе и приговаривают слова:

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
Ни то в яму угодите!

Останавливает детей около мини-музея   «Культура и быт русского крестьянина».                                             Русская изба

Педагог:Вот мы и пришли!

Ребята, вы узнали куда вы попали?

Молодцы! В старину, входя в избу, люди желали здравия и делали низкий поклон. Давайте и мы пожелаем здравия. Присаживайтесь на стульчики.

Давным-давно люди строили себе избы из бревен, ещё их называли срубами. Мы сюда пришли, чтобы узнать много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек.

Печка

Ребята, отгадайте что же являлось главной частью русской избы?

Стоит девица в избе, а коса на двор?
Дети: Печка!

 Педагог:

В народе говорили:

Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты эти слова!

Ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.

Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду. Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье. А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов (разного размера), кочерга, совок и т. д.

Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. Для чего служило это место?

Ответы детей.

Педагог: А также изгоняли простудные заболевания, на печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.).

Ребята а чем нужно топить печь?
Дети: Дровами!

Педаго: Я предлагаю отправиться всем вместе в лес за дровами. Согласны?

Дети встают в круг.

                                                    Физкультминутка

По лесу с тобой гуляли (шаги на месте)
И пилу с собой мы взяли,
Чтоб вместе распилить бревно (имитация распиливания)
Очень толстое оно,
Много дров мы напилили
Топором их разрубили! (Имитация рубки топором.)

Педагог: Ребята, а каких мы дров набрали, как вы думаете?
Дети: Берёзовых, дубовых, осиновых.

Педагог: За дровишками мы прогулялись и теперь проголодались.

                                                 

  Чугунок

Слушайте внимательно и ответьте обязательно, в чём варили еду!

Загадка про чугунок.

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твердый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке…(чугунок)

Дети: Чугунок

Педагог: Почему он так назывался?
Дети: потому что он чугунный.

Педагог: Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли. Давайте сейчас свари суп из перловых круп!

Игра: «Мы варим суп».

Цель: познакомить детей с полезными для организма продуктами питания.

Ход игры: детям предлагается сварить суп из имеющихся предметов, при этом выбирать только полезные и съедобные.

Педагог: Ребята, а какие вы знаете пословицы о еде?

Дети называют пословицы о еде.

Варианты:

  • Всякому нужен и обед и ужин
  • Голодному Федоту любые щи в охоту
  • Если щи хороши, другой пищи не ищи
  • Овощи-кладовая здоровья

Педагог: Чтобы брать горячий и тяжёлый чугунок, нужен был ухват.

                                              Люлька для малыша

Педагог:

Без рук, без ног во все стороны кланяется…..(Люлька)

Педагог: Видите, ребята в старину, не было детских кроваток, колясочек и малышей убаюкивали вот в таких люличках.В каждой семье имелась своя счастливая люлька, изготавливалась она с любовью и добрым сердцем. Люльки закрепляли к матице, ближе к печке, потому что там, очень тепло.

Как вы думаете ребята, как же  успокаивали в ней малыша?

Дети предлагают свои варианты:

 Нужно люльку покачать и напеть колыбельные (поют колыбельные).

Колыбельные «Баю – баю – баиньки» и т. д.

Старинные игрушки для детей

Педагог: Игрушки для своих детей делали родители сами, вот как они выглядели:

  • свистульки из дерева;
  • деревянные матрёшки;
  • лошадки-качалки;
  • глиняные игрушки;
  • тряпичные куклы собранные из разных лоскутов ткани.

 

   Чтобы у вас на память ,что-то осталось о нашем путешествии в музей русской избы.Я предлагаю вам сделать игрушку своими руками «Зайчик на пальчик»                                                         

(Дети занимают свои рабочие места)

 

 Рефлексия

 Педагог: Ребята, вам понравилось в путешествие в прошлое ?
Дети: Да!

Педагог:

  1. Что особенно запомнилось?
  2. Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?

(Ответы детей.)

Ребята, нам в детский сад возвратиться пора . но мы еще с вами сюда не раз вернемся.

Педагог: Ребята, давайте возьмёмся за руки закроем глаза и произнесём слова:

Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
В детский сад нас приведите!

(Идут к стульчикам)

Педагог: Ну вот ребята мы и пришли в нашу группу .

Вы сегодня ребята узнали, только о маленькой частичке истории  культуры и быта русского народа.   Впереди у нас с вами еще много интересного. Ведь Русский народ со своими традициями и обычаями самый великий, сильный и могучий !

               

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия в старшей группе по гендерному воспитанию "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"

конспект интегрированного занятия по гендерному воспитанию : "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Что значит: быть здоровым»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Что значит: быть здоровым»...

Конспект занятия в ОО «Познание» в старшей группе на тему "Предметы русского быта"

Конспект познакомит детей с традициями русского народа; формирует представление об избе русской деревни; обобщит и систематизирует знания детей о русском быте, об   устно...

Занятие в старшей группе Путешествие в мир Русских сказок старшая группа

Занятие в старшей группе   «Путешествие в мир русских сказок» .Цель:  Закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок;- Учить детей отгадывать сказки по содерж...