Конспек занятия в старшей группе"О старине и русском быте"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе
«О старине и русском быте»
Цель:
Приобщение детей к русским народным традициям посредством изучения русского быта, русского народа, развитие интереса к прошлому.
Задачи:
- Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского народа. Продолжать знакомить с правилами и традициями гостеприимства русского народа, актуализировать знания о предметах деревенского быта и народных игрушках.
- Развивать связную речь посредством русских фольклорных запевок, поговорок.
- Обогащать у детей словарный запас с помощью фольклора.
- Воспитывать гордость и любовь к русскому народу и их быту.
- Развивать логическое мышление;
- Обеспечить двигательную активность в ходе проведения народных игр.
- Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
- Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре, прошлому страны.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная. Познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная. Восприятие устного народного творчества.
Планируемые результаты:
Делиться своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявлять интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимать активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относиться к своим сверстникам во время игр.
Оборудование:
музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями; экспонаты мини-музея; демонстрационный материал «Славянская семья: родство и занятия», альбомы с демонстрационным материалом « Русские народные праздники», «Крестьянская утварь», «Русские народные подвижные игры»;ткань,нитки,вата
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».Использование в работе народных игрушек и игр.
Ход НОД
Звучит фонограмма русской народной музыки. Дети сидят на стульчике.
В центральном правом углу группы расположен мини – музей «Культура и быт русского крестьянина».
Педагог :
Здравствуйте, ребята! Сегодня,я расскажу вам, как жили раньше люди на Руси,создавали свой быт.
Приглашаю вас поиграть игру «Комплимент»
Педагог:Встаем в круг и дарим друг другу комплимент.
Раньше было очень много интересного.Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в музей «Русской избы»
Но для начала нам нужно с вами запомнить закличку, небольшое четверостишие:
Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
Ни то в яму угодите!
Давайте возьмёмся за руки и глаза закроем.
Дети идут за педагогом по группе и приговаривают слова:
Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
Ни то в яму угодите!
Останавливает детей около мини-музея «Культура и быт русского крестьянина». Русская изба
Педагог:Вот мы и пришли!
Ребята, вы узнали куда вы попали?
Молодцы! В старину, входя в избу, люди желали здравия и делали низкий поклон. Давайте и мы пожелаем здравия. Присаживайтесь на стульчики.
Давным-давно люди строили себе избы из бревен, ещё их называли срубами. Мы сюда пришли, чтобы узнать много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек.
Печка
Ребята, отгадайте что же являлось главной частью русской избы?
Стоит девица в избе, а коса на двор?
Дети: Печка!
Педагог:
В народе говорили:
Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты эти слова!
Ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.
Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду. Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье. А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов (разного размера), кочерга, совок и т. д.
Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. Для чего служило это место?
Ответы детей.
Педагог: А также изгоняли простудные заболевания, на печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.).
Ребята а чем нужно топить печь?
Дети: Дровами!
Педаго: Я предлагаю отправиться всем вместе в лес за дровами. Согласны?
Дети встают в круг.
Физкультминутка
По лесу с тобой гуляли (шаги на месте)
И пилу с собой мы взяли,
Чтоб вместе распилить бревно (имитация распиливания)
Очень толстое оно,
Много дров мы напилили
Топором их разрубили! (Имитация рубки топором.)
Педагог: Ребята, а каких мы дров набрали, как вы думаете?
Дети: Берёзовых, дубовых, осиновых.
Педагог: За дровишками мы прогулялись и теперь проголодались.
Чугунок
Слушайте внимательно и ответьте обязательно, в чём варили еду!
Загадка про чугунок.
В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твердый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке…(чугунок)
Дети: Чугунок
Педагог: Почему он так назывался?
Дети: потому что он чугунный.
Педагог: Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли. Давайте сейчас свари суп из перловых круп!
Игра: «Мы варим суп».
Цель: познакомить детей с полезными для организма продуктами питания.
Ход игры: детям предлагается сварить суп из имеющихся предметов, при этом выбирать только полезные и съедобные.
Педагог: Ребята, а какие вы знаете пословицы о еде?
Дети называют пословицы о еде.
Варианты:
- Всякому нужен и обед и ужин
- Голодному Федоту любые щи в охоту
- Если щи хороши, другой пищи не ищи
- Овощи-кладовая здоровья
Педагог: Чтобы брать горячий и тяжёлый чугунок, нужен был ухват.
Люлька для малыша
Педагог:
Без рук, без ног во все стороны кланяется…..(Люлька)
Педагог: Видите, ребята в старину, не было детских кроваток, колясочек и малышей убаюкивали вот в таких люличках.В каждой семье имелась своя счастливая люлька, изготавливалась она с любовью и добрым сердцем. Люльки закрепляли к матице, ближе к печке, потому что там, очень тепло.
Как вы думаете ребята, как же успокаивали в ней малыша?
Дети предлагают свои варианты:
Нужно люльку покачать и напеть колыбельные (поют колыбельные).
Колыбельные «Баю – баю – баиньки» и т. д.
Старинные игрушки для детей
Педагог: Игрушки для своих детей делали родители сами, вот как они выглядели:
- свистульки из дерева;
- деревянные матрёшки;
- лошадки-качалки;
- глиняные игрушки;
- тряпичные куклы собранные из разных лоскутов ткани.
Чтобы у вас на память ,что-то осталось о нашем путешествии в музей русской избы.Я предлагаю вам сделать игрушку своими руками «Зайчик на пальчик»
(Дети занимают свои рабочие места)
Рефлексия
Педагог: Ребята, вам понравилось в путешествие в прошлое ?
Дети: Да!
Педагог:
- Что особенно запомнилось?
- Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?
(Ответы детей.)
Ребята, нам в детский сад возвратиться пора . но мы еще с вами сюда не раз вернемся.
Педагог: Ребята, давайте возьмёмся за руки закроем глаза и произнесём слова:
Вы ведите-ка нас ноги по загадочной дороге,
Только сильно не спешите,
В детский сад нас приведите!
(Идут к стульчикам)
Педагог: Ну вот ребята мы и пришли в нашу группу .
Вы сегодня ребята узнали, только о маленькой частичке истории культуры и быта русского народа. Впереди у нас с вами еще много интересного. Ведь Русский народ со своими традициями и обычаями самый великий, сильный и могучий !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного занятия в старшей группе по гендерному воспитанию "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"
конспект интегрированного занятия по гендерному воспитанию : "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"...
Конспект занятия в старшей группе по программе "Наша традиция- быть здоровыми!" Тема: "Знакомство"
Конспект занятия в старшей группе....
Конспект занятия в старшей группе на тему «Что значит: быть здоровым»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Что значит: быть здоровым»...
Конспект занятия в старшей группе «Кораблик» «Внешность человека может быть обманчива»
Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе...
Конспект занятия в ОО «Познание» в старшей группе на тему "Предметы русского быта"
Конспект познакомит детей с традициями русского народа; формирует представление об избе русской деревни; обобщит и систематизирует знания детей о русском быте, об устно...
Занятие в старшей группе Путешествие в мир Русских сказок старшая группа
Занятие в старшей группе «Путешествие в мир русских сказок» .Цель: Закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок;- Учить детей отгадывать сказки по содерж...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Что значит: быть здоровым»
laquo;Что значит: быть здоровым»...