конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Русская матрешка".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Абраменкова Ирина Викторовна

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию, развитию речи и изодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-matreshka.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №1375 дошкольное отделение с\п №3

Конспект интегрированной образовательной деятельности

 по патриотическому воспитанию, развитию речи, познавательному развитию и изобразительному искусству

в старшей группе №4.

Тема: Русская Матрешка.

 Подготовили и провели воспитатели:

Чвикова И.В. и Захарова Т.Н.

(По материалам Ивановой С. Н.)

Москва. Май 2016г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности.                                                                                     

  Тема: «Хоровод русской матрешки».

                                                   

 

 

Программные задачи:

Образовательные:

 Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;¬

 Познакомить с семеновской матрешкой;¬

 Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования.¬

Развивающие:

 Развивать эстетическое восприятие и воображение;¬

 Формировать творческие и креативные способности детей.¬

Оздоровительные:

 Следить за осанкой детей во время работы.¬

Воспитательные:

 Воспитывать уважение к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну и народ.

Методы:

Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы:

рассматривание подлинной игрушки – матрешки, алгоритма, беседа, художественное слово, загадка, частушки, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования, вхождение в образ.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Игрушка Матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», мольберт.

Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.

Оборудование: ширма с аппликацией матрешек.

Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.

Словарная работа:

 использовать в речи слов определений Семеновской Матрешки (веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая…) Обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа:

помочь при росписи затрудняющимся детям.

Предварительная работа: 

рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.

Ход занятия:

1)Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

Надо отгадать, что это такое.

Но сначала давайте совершим небольшую экскурсию на выставку. ( Дети с воспитателем подходят к столам, где расставлены изделия народных промыслов.)  Наша Россия с древних времен славилась мастерами-умельцами, которые изготавливали дивные вещи. Посмотрите, сколько красивых предметов. Давайте вспомним, что мы про них знаем.

Дети по вопросам воспитателя рассказывают о народных промыслах:

Название, что и из чего---какие цвета, краски---какими элементами расписано.

2)После экскурсии дети садятся за столы.

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….

(Ответы детей - русская матрешка)

Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Как вы думаете, сколько лет Матрешке?

(ответы детей) Оказывается, ей в этом году исполняется 120 лет. С большим старанием, вручную, изготавливали и расписывали матрешек. Вот так и появилась на свет барышня  в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.

Из чего делают матрешку?

Ответы детей: Из дерева.

Матрешек делают из дерева

Воспитатель: Из какого дерева?

Ответы детей: Из березы.

Матрешек делают из елки.

Изготовляют матрешек из липы.

Воспитатель: Сделать матрешку не просто. Давайте расскажем порядок изготовления, алгоритм.

Воспитатель: Что сначала делает мастер?

Ответы детей: Мастер вначале работы подбирает брусок дерева.

Подбирает дерева брусок для начала работы.

Мастер подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку.

Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной. А что дальше?

Ответы детей: Подготавливают краски для работы.

 Готовят краски, которые нужны для росписи матрешки.

Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.

Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?

Ответы детей: Покрывает ее лаком для прочности.

 Чтобы матрешка была прочная, ее покрывают лаком.

 Чтобы матрешка не портилась ее покрывают блестящим бесцветным лаком.

Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская)

Какие цвета в росписи используют художники?

Ответы детей: Художники используют красный, синий, зеленый .

Для работы художники используют разные цвета: красный, желтый, черный, синий.

 В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного цвета.

Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки?

Ответы детей: Она в руках держит большой букет роз.

В букете очень много листочков.

Он закрывает почти весь фартук.

Воспитатель: Как расписан платочек?

Ответы детей: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев.

 По краю платочка нарисована цепочка из бутонов цветов и листочков.

 По кайме платка цепочкой нарисованы листья и бутоны цветов.

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

Ответы детей: Веселой и озорной.

Игривой, радостной.

Праздничной, доброй, ласковой.

Нарядной, сувенирной и т. д.

Воспитатель: Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Вам нравится семеновская матрешка? Хотели бы вы ее расписать?

(получает согласие детей)

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи семеновских матрешек.

Чем можно расписать Матрешку?

Ответы детей: Можно расписать пальчиком, кистями, мелками и т.д.

Матрешку можно расписать при помощи «тычка» и ватной палочки.

Помогут при росписи матрешки цветные и пастельные карандашами, красками.

3)Физминутка.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

4)(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети сначала раскрашивают фон – платок, фартук и саму матрешку. Это самостоятельная работа.

5)Вторая физминутка. На ковре. Дидактическая игра «Угадайка» на тему народных промыслов.

6)Роспись матрешек с помощью ватных палочек.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Прежде, чем рисовать, напомните, пожалуйста, как мы будем рисовать цветы? (дети рассказывают.) Как листья? Завитки? (дети рассказывают и показывают в воздухе движения.)

Во время росписи мальчики рассказывают пословицы о труде.

Поспешишь – людей насмешишь.

Хорошая работа два века живет.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Каков мастер, такова и работа.

Всякое дело мастера красит.

Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!

Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.

7)Нынче праздник в нашем доме,

Гости бьют в ладошки.

Продолжается знакомство

Где же вы, матрешки?

(Под музыку выбегают Матрешки)

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)

1. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

2. И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

3. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

4. Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

5. Я – Матрешка – сувенир

В расписных сапожках,

Прогремела на весь мир

Русская Матрешка!

6. Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

9)Итог. (Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…)

Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.

Вопросы для игры «Угадайка».

  1. Хохлома расписывается красной, черной и золотой краской. (Да.)
  2. Синяя и белая роспись – это городец. ( Нет. Гжель.)
  3. На дымковской игрушке есть ветки и листья. ( Нет. Геометрический узор.)
  4. В хохломе и городце используют растительный узор – ветки, листья, цветы. ( Да.)
  5. Гжель рисуют красным цветом. ( Нет. Синим.)
  6. Гжель рисуют синим цветом. (Да.)
  7. Хохлома – это игрушки. ( Нет. Посуда.)
  8. Городец – это посуда. (Да.)
  9. Хохломскую посуду делают из глины. ( Нет. Из дерева.)
  10. Из глины делают дымковские игрушки. (Да.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Моя Родословная"Цель:Воспитывать у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.Задачи:- Учить отвечать на вопрос...

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе "9 Мая - День Победы"

Воспитание духа патриотизма, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны....

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Россия — Родина моя»

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; пробудить интерес и желание, как можно больше знать о Родине, познакомить с гербом, флагом и гимном России.Задачи: обобщить и с...

Конспект образовательной деятельности на тему "Поможем матрешке"

Занятие для детей старшей группы по направлениям "Физическое развитие" и "Исследовательско-познавательная деятельность"...

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»

     Конспект  образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»Воспитателя МБ ДОУ МО г.Краснодар »Детский сад № 184»Сыре...

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Экскурсия по Санкт-Петербургу"

Конспект итогового мероприятия по патриотическому воспитаниюв подготовительной группе "Экскурсия по Санкт-Петербургу"...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПОМОЖЕМ КОТЕНКУ НАЙТИ ДОМ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в ...