Традиции народов России
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Истамгалина-Уразбахтина Ризеда Маратовна

 Развивать у детей нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obychai_i_traditsii.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Чебурашка»МР с.Целинный  Абзелиловский район

                 

                        Конспект занятия для старшей группы на тему : 

                                       «Традиции народов России».

                                       

                                                 

                                                                                       Выполнила :        

                                                                                           Истамгалина  Р .М.

             

                                               

                                              2023-2024 у.г

Цель: развивать у детей нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Образовательные :

1. Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.

2. Активизировать словарный запас у детей.

Развивающие:

1. Развивать внимание, мышление, речь, память.

2. Развивать мелкую и крупную моторику.

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес.

2. Воспитывать у детей внимательность, сосредоточенность.

3. Прививать интерес и уважение к народной культуре.

Оборудование: картинки к заданиям, презентация, шаблоны картинок, карандаши, проектор.

Структура занятия :

1. Вступительная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Вступительная часть.

-Здравствуйте ребята дорогие! Сегодня мы с вами проведем очень необычное, интересное и познавательное занятие! А о чем оно, сейчас догадаетесь.

-Прослушайте стихотворение. (Слайд 3)

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России –

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

(П. Синявский)

- Ребята, скажите, о чем же это стихотворение? (О России)

-Верно, а это значит, что и занятие наше будет тоже о ней.

-Ребята вы любите путешествовать? (Да)

-Только путешествовать мы с вами будем не по городам, а по следам нашей старины. Мы вернемся с вами в прошлое. Как вы считаете, можно ли вернуться в прошлое? (нет)

-Ну почему же? Есть один способ. И способ этот – воспоминания. Давайте начинать.

Основная часть.

А полетим туда на воздушных шариках.

Сделайте большой вдох через нос ,выдыхаем через рот шшшш(руками изображают шар) А теперь надо приземлиться наши шарики начинают медленно сдуваться.

Сделали вдох и выдох (сссс)

-Ребята, знаете ли вы, что такое традиции? Есть ли в вашей семье традиции(Ответы детей)

-У каждой русской семьи есть традиции, верно. Это и праздники, семейные прогулки, заниматься вместе какими-то занятиями. Кроме этого у России тоже есть свои традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения. Это и праздники, и народные костюмы с песнями, и игры со сказками и даже условия быта. Вот о них и будем говорить.

Давно когда приезжали гости людей встречали хлебом с солью в национальном костюме.

-Обратите внимание на экран. 

 Именно об этих традициях я сегодня вам расскажу и первое это – русский народный костюм.

(Показывается женский и мужской костюм 

-Ребята, встречали ли вы когда-нибудь такие костюмы? (В сказках, музеях, на праздниках)

-Самой главной частью одежды считалась рубаха, и у мужчин и у женщин, различия были только в длине, женская доходила до щиколотки, а мужская была до колен. Подвязывалась поясом и обязательно красиво украшались. Поверх рубахи замужние женщины одевали не сшитую юбку-понёву, которую обматывали вокруг талии – гашником. Затем повязывали передник. Еще одна часть женской одежды, которую носили даже молодые девушки- это расписной сарафан. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя,более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.

-Мужчины же с рубахой носили порты - длинные, неширокие штаны. Также пояс, он был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. Лапти, валенки, сапоги - это была старинная обувь.

-Давайте теперь проверим, как вы запомнили эту одежду.

Задание №1 «Отгадай и покажи»

Описание задания: Раздаются картинки. Воспитатель задает часть одежды, дети показывают с ней картинку.

1. Как называлась главная нательная одежда у женщин и мужчин длиною ниже колена? (Рубаха.)

2. Как называлась короткая верхняя одежда на лямках без рукавов, похожая на маленький сарафанчик, с застежкой спереди? (Душегрея.)

3. Вид женской одежды в виде платья без рукавов. (Сарафан)

-А теперь давайте раскрасим в красивейшие узоры и вышивки наши костюмчики.

Задание №2 «Русский узор»

Описание задания: Детям раздаются шаблоны сарафанов, на которых они должны нарисовать узоры. 

-Пришло время поговорить о русской старинной избе. Посмотрите, чем она отличается? 

(Дети рассказывают, что дома построены из дерева)

-Верно. И лучше всего для этого подходила лиственница, так как когда она намокает, становится прочной словно камень. Окна в избе считали «глазами» называя их оконцами. У каждого дома на окнах были наличники, украшенные красивыми узорами. На ночь их закрывали и дом погружался в сон. 

-Дети, посмотрите на экран и скажите, что же в избе была главное? 

-Ну конечно печь. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

- В избе из мебели были стол да лавки, а также красный угол с иконочками.

-Еду готовили в чугунке, а из печи его вынимали ухватом.

-Вечерами женщины пряли, ткали, да вышивали. Рушники и половицы, сделанные своими руками.

-Наши предки очень сильно любили и почитали праздники. Но только отмечали они их совсем по-другому. Обычно праздник начинался с утренней праздничной службы в церкви и продолжались в лесу, на улице. Все водили хороводы, пели народные песни, танцевали.

-Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.

-Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны.

А еще русский народ всегда любил веселье и главное веселье в старину – игры.Считалка: 

Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашёл, Сам заплакал и пошёл. Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашёл, Капустку нашёл, Сидит, грызёт, Иди прочь — хозяин идёт! - Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела — Мужу двое, себе трое, И детишкам по лаптишкам!

Вот некоторые из них: Жмурки, Прятки, Горелки, Золотые ворота. Знакомы вам эти игры? (Да) А все потому, что передавались они из поколения в поколение, как я уже говорила. Давайте поиграем в одну из них, в жмурки. (Дети играют в игру)

Заключительная часть.

Дорогие дети, сегодня вы много нового узнали для себя. Узнали о традициях русского народа, о его талантах, о его быте. Еще больше вы можете узнать поговорив со своими родителями, бабушками и дедушками. Расспросите их обязательно. Понравилось вам? Давайте под музыку поводим хоровод. (Звучит музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Культура и традиции народов России"

Презентация "Культура и традиции народов России"...

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных гр...

Проект старшей группы "Традиции народов России."

Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране, развивать интерес к своей стране.Проведение беседы и рассматривание иллюстраций"Национальные костюмы наро...

Культура, традиции народа России.

Презентация по нравственно- патриотическому воспитанию в средней группе "Культура, традиции народа России"....

Доклад на ГМО «Сближение народных культур через ознакомление с музыкальными традициями народов России»

Протокол заседания городского методического объединения воспитателей...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.

Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...