В гостях у башкирской сказки
план-конспект занятия (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ
организованной
образовательной деятельности
по патриотическому воспитанию в рамках регионального компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность)
на тему:
«В гостях у башкирской сказки»
в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
организованной
образовательной деятельности
по патриотическому воспитанию в рамках регионального компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность)
на тему:
«В гостях у башкирской сказки»
в подготовительной группе
Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность по башкирским сказкам
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям
- формировать умение передавать интонацией настроение героев
Развивающие:
- развивать диалогическую речь, интонационную выразительность при рассказывании сказки
- активизировать словарный запас детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед
- развивать желание участвовать в драматизации
Воспитательные:
- воспитывать любовь к малой родине
- воспитывать любовь к башкирским сказкам
- воспитывать чувство сопереживания, сочувствия
- вызвать положительный эмоциональный отклик у детей от драматизации сказки
Оборудование:
- мультимедийное оборудование
- диск с башкирской мелодией
- дерево, пеньки, елки
- солнце, облака
- домик
- нарисованные цветы
- топорик
- башкир
- медведь
- пчелка
- сундук с башкирским узором
- костюм медведя, длинный хвост
- жилетка башкирская, тюбетейка, головные уборы – пчелки
Предварительная работа:
- чтение башкирских сказок, в том числе «Медведь и пчелы»
- заучивание пальчиковой игры
- отгадывание загадок
- беседа о малой родине, о родном городе
Ход занятия:
(Звучит башкирская мелодия)
Воспитатель: Башкортостан. Валентина Доброгорская
Башкортостан-республика моя!
Люблю твои зеленые края,
Твои высокие горы, голубые озёра.
Все, что связано с тобой-
Это край любимый мой.
Этот край родной люблю
в сердце бережно храню...
Воспитатель: Как называется наша республика?
Дети: Наша республика - Башкортостан.
Воспитатель: Мы с вами живем в Башкортостане. Наша республика очень красивая, в ней много гор, рек, животных, птиц.
Слайды.
Воспитатель: Давным-давно на башкирской земле жили люди. Их называли башкиры. Они и сейчас здесь живут. Так их называют потому, что они родились в Башкортостане. Жили башкиры в легких, складных домах, которые называются юрты. Слайд.
Давным – давно, в те времена на башкирской земле не было больших домов, машин, магазинов, улиц. А сейчас в нашей республике Башкортостан много городов и разных улиц.
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Наш город – Октябрьский.
Воспитатель: В нашем городе много улиц, на них живут люди – жители нашего города.
Воспитатель: На каких улицах живете вы, ребята?( Ответы детей)
Дети: Молодцы, ребята, вы все знаете название своей улицы.
Воспитатель: Утром рано вы приезжаете в детский сад, где вас ждут друзья и взрослые-сотрудники, которые заботятся о вас. А кто знает, на какой улице находится детский сад?
Воспитатель: В нашей группе все ребята дружат. Давайте подружим наши пальчики.
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
Воспитатель: Посмотрите, дети, здесь стоит какой-то сундук. На сундуке письмо. Хотите узнать от кого письмо?
Дети: Да!
Воспитатель: А тут загадки, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте внимательно:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Воспитатель: Правильно (достаю из сундучка костюм медведя). Следующая загадка:
Летит – гудит,
Сядет – молчит.
Целый день в трудах.
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг –
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб –
Спасайся бегом! (Пчела)
Достаю ободок пчелы
Воспитатель: Ребята, а кто помнит из какой башкирской сказки эти предметы?
Дети: Из сказки «Медведь и пчелы»
Воспитатель: Правильно. Сказка называется «Медведь и пчелы».
Воспитатель: Почему называется башкирская сказка?
Дети: Потому что ее сочинил башкирский народ.
Воспитатель: Правильно, это волшебный сундучок башкирских сказок. И в нем еще что-то лежит. Это волшебные головные уборы. Кто их наденет, превратится в пчелок. Кто хочет их надеть? (воспитатель каждому ребенку дает по головному убору и помогает одеть).
Воспитатель: Ребята, вы надели на голову головные уборы и стали похожи на пчелок. У нас остались ребята без головного убора. А для вас волшебном сундучке что-то есть. Посмотрите, что это?
Воспитатель: Правильно, это жилет и тюбетейка. Их надевают башкиры. Кто хочет их надеть? (предлагаю мальчику).
Воспитатель: Ребята, а волшебный сундучок сказок не просто так появился в нашем зале. Он наверное, хочет, чтобы ребята сами показали сказку «Медведь и пчелы». Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Наша сказка начинается… Было это очень давно. Жил один медведь в лесу. Медведь очень любил мед. Без меда и дня не мог прожить. Только о меде и думал, только и представлял себе, как поедает свежий, пчелиный мед. Пчелы облепят медведя со всех сторон и стараются его ужалить, но им не удавалось, потому что мех у медведя густой и длинный, а жало у пчел короткое (дети-пчелы встают в круг, держась за руки, окружая медведя). Ничего не могли сделать пчелы медведю. Наестся медведь пчелиного меда, весь измажется и лежит себе довольный. А пчелкам ничего не остается. Погоревали пчелки, да делать нечего и полетели они в поле.
Игра «Пчелки на цветках»
«Пчелки гудят,
В поле летят.
Покружились над цветком
И присели за медком.
Набирают сладкий сок
Наши пчелки в хоботок.
Взвились, загудели,
Домой полетели»
(Дети бегут по кругу, машут руками, изображая пчел, произнося звук «з». Кружатся на месте, опускаются на корточки возле цветка. Втягивают в себя воздух через импровизированную трубочку: два соединенных трубочкой кулачка. Встают, начинают размахивать руками, бегут по кругу и летят к дереву, садятся на корточки).
Однажды в лес пришел какой-то человек за дровами и видит он медведя. Медведь сам ест мед пчелиный, а своим лохматым хвостом, пчел отгоняет (несколько детей– пчелок летают вокруг медведя).
- Башкир: «Эй, ты косолапый! Так значит, это ты убиваешь пчел и ешь готовый мед. Вот я тебе сейчас покажу!» (берет медведя за хвост и тянет, пока хвост не оторвался).
Опечалился медведь, что остался без длинного хвоста и ушел в лес, низко склонив голову (уходит и садится на пенек). С тех пор у медведя хвост маленький, короткий. А человек-башкир поправил бортевой домик и отправился к себе домой (уходит за домик- юрту). Удивились пчелы и спрашивают у главной пчелы:
Пчела: «Почему этот человек не доел наш мед?»
Главная пчела: «Догоните этого человека и спросите его, почему он оставил нам мед»
Полетели пчелы к человеку (летят к юрте) и спрашивают:
Пчела: «Почему ты не доел наш мед?»
Башкир: «Если бы я съел ваш мед, вы бы погибли с голоду зимой. И тогда я бы тоже остался без меда».
Полетели пчелы в свой бортевой домик и передали главной пчеле слова человека. И тогда позвала она всех пчел и стали они думать (Пчела-матка в центре круга, а пчелы в кругу и думают).
Думали, думали и придумали. Решили пчелки полететь к человеку и просить его, чтобы он оберегал их от медведя. Прилетели пчелы к человеку.
Пчела: «Возьми нас к себе, не давай медведю в обиду»
Пчелка: «А мы тебе за это спасибо скажем, медом с тобой поделимся»
Башкир: «Хорошо. Я вам построю хороший и удобный дом-улей. Вы там будете жить и мед собирать» (идет с топором и делает движения - строит дом)
Обрадовались пчелки и стали веселится. Простили они медведя и позвали к себе на танец.
Танец «Подружимся» под фонограмму
С тех пор пчелы живут в домике - улей и угощают своим пчелиным медом людей. Вот и сказке конец!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Скажите, чему учит эта сказка?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Совершай добро, и оно обязательно к тебе вернется.
Башкирская сказка
В давние-давние времена жил-был один косолапый медведь. И был у этого медведя хвост, такой же пушистый и длинный, как у лисы. Медведь очень любил мёд. Ни дня не мог прожить без меда. Он только о том все время и думал, где бы раздобыть мед. А когда он видел дерево с дуплом, в котором был слышен пчелиный гул, медведя непременно охватывала неописуемая радость. Он залезал на это дерево, разорял пчелиное гнездо и начинал есть мед. А бедняжки пчелы тщетно пытались защитить свое гнездо, и окружив медведя, пытались его ужалить. Ведь у медведя очень длинная шерсть, а жало у пчелки очень короткое. Стараясь добраться до медвежьей кожи пчелы забирались в шерсть и запутывались там, а медведю только этого и нужно. Медведь быстренько слезал с дерева и начинал кататься по земле, раздавив таким образом пчелок-тружениц. А если и этого было недостаточно, медведь залезал в воду и пчелы погибали. А после этого медведь залезал вновь на дерево и спокойно лакомился сладким медом, пока весь его не съест.
И вот как-то в лес пришел человек за дровами. Смотрит, сидит на дереве медведь и лакомится медом. И своим пушистым хвостом пчел отгоняет.
- Ах, ты косолапый разбойник!!! Это ты, оказывается, ходишь тут, разоряешь, убиваешь и грабишь пчелок. Ну, погоди у меня, сейчас я тебе голову-то отсеку!-воскликнул человек и тоже полез на дерево. Добрался он до медведя и замахнулся топором. Но топор попал не по шее, а по хвосту и отсек его под самый корень. Медведь заорал от боли, рухнул с дерева и сломя голову убежал и исчез в темном лесу. С той самой поры медведи стали бесхвостыми.
А тот человек бережно поправил разоренное медведем пчелиное гнездо, поставил на место развороченные соты и ушел к себе домой.
Увидев такое дело пчелы очень удивились и спросили у пчелы-матери:
- А ты не знаешь, почему этот человек не забрал и не съел весь наш мед? Ведь ему же уже никто не мог помешать сделать это?
Пчела-мать задумалась, но она не знала, что ответить на такой вопрос. Но она все же сказала своим детям:
- Вы летите, догоните этого человека и спросите у него самого, почему он не съел наш мед.
Когда пчелы догнали человека и задали свой вопрос, тот ответил:
- А если бы я съел ваш мед, то как бы вы перезимовали? Ведь вы же погибли бы в первые же холода.
Пчелы вернулись обратно в свое гнездо и передали пчеле-матери все слова человека. Пчела-мать и выслушала и велела созвать всех пчел на совет. На этом совете все пчелы решили полететь всем вместе к человеку и просить у него, чтобы он взял пчел под свою защиту, чтобы тот оберегал их от разорительных набегов медведя.
И вот прилетели пчелы к человеку и сказали:
- Пожалуйста, спаси нас от медведя. Совсем нам житья нет от этого косолапого поганого разбойника. Мы будем тебе за это очень благодарны и будем угощать тебя душистым и сладким медом.
Человек согласился. С тех самых пор пчелы и люди стали самыми настоящими друзьями. Трудолюбивые пчелки собирают целебный мед и угощают им людей, а люди всячески оберегают пчел, защищают их и строят им теплые и уютные ульи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по ознакомлению с художественнной литературой "Путешествие по башкирским сказкам"
Занятие для детей старшей группы....
Постановка башкирской сказки "Как собака искала себе хозяина"
Постановка башкирской народной сказки "Как собака искала себе хозяина"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение башкирской сказки «Ястреб и петух» с использованием игровых технологий
использование игровых технологий дает возможность полностью донести до детей смысл сказки...
Сценарий башкирской сказки "Легенда о курае"
Мы живем в БашкортостанеНа богатой и красивой земле.Мы легенды, сказки изучаемИ одну из них покажем мы тебе....
В гостях у башкирской сказки "Как собака искала себе хозяина"
Конспект итоговой организационной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "В гостях у башкирской сказки" (по мотивам народной башкирской сказки "Как собака искала себе х...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию «В гостях у башкирской сказки»
Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей детей на основе устного народного творчества. ...
Конспект ООД по патриотическому воспитанию в рамках регионального компонента "В гостях у башкирской сказки"
Создание условий для развития артистических способностей детей через театрализованную деятельность по башкирским сказкам....