Конспект ООД по патриотическому воспитанию в рамках регионального компонента "В гостях у башкирской сказки"
план-конспект занятия (старшая группа)
Создание условий для развития артистических способностей детей через театрализованную деятельность по башкирским сказкам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Березка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной
образовательной деятельности
по патриотическому воспитанию в рамках регионального компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность)
на тему:
«В гостях у башкирской сказки»
в подготовительной к школе группе для детей
с нарушениями речи №11
Подготовила и провела:
Шакаева Евдокия Султановна
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Октябрьский
Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность по башкирским сказкам
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям
- формировать умение передавать интонацией настроение героев
Развивающие:
- развивать диалогическую речь, интонационную выразительность при рассказывании сказки
- активизировать словарный запас детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед
- развивать желание участвовать в драматизации
Воспитательные:
- воспитывать любовь к малой родине
- воспитывать любовь к башкирским сказкам
- воспитывать чувство сопереживания, сочувствия
- вызвать положительный эмоциональный отклик у детей от драматизации сказки
Оборудование:
- мультимедийное оборудование
- диск с башкирской мелодией
- дерево, пеньки, елки
- солнце, облака
- домик
- нарисованные цветы
- топорик
- башкир
- медведь
- пчелка
- сундук с башкирским узором
- костюм медведя, длинный хвост
- жилетка башкирская, тюбетейка, головные уборы – пчелки
Предварительная работа:
- чтение башкирских сказок, в том числе «Медведь и пчелы»
- заучивание пальчиковой игры
- отгадывание загадок
- беседа о малой родине, о родном городе
Ход занятия:
(Звучит башкирская мелодия)
Воспитатель: Башкортостан. Валентина Доброгорская
Башкортостан-республика моя!
Люблю твои зеленые края,
Твои высокие горы, голубые озёра.
Все, что связано с тобой-
Это край любимый мой.
Этот край родной люблю
в сердце бережно храню...
Воспитатель: Как называется наша республика?
Дети: Наша республика - Башкортостан.
Воспитатель: Мы с вами живем в Башкортостане. Наша республика очень красивая, в ней много гор, рек, животных, птиц.
Слайды.
Воспитатель: Давным-давно на башкирской земле жили люди. Их называли башкиры. Они и сейчас здесь живут. Так их называют потому, что они родились в Башкортостане. Жили башкиры в легких, складных домах, которые называются юрты. Слайд.
Давным – давно, в те времена на башкирской земле не было больших домов, машин, магазинов, улиц. А сейчас в нашей республике Башкортостан много городов и разных улиц.
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Наш город – Октябрьский.
Воспитатель: В нашем городе много улиц, на них живут люди – жители нашего города.
Воспитатель: На каких улицах живете вы, ребята?( Ответы детей)
Дети: Молодцы, ребята, вы все знаете название своей улицы.
Воспитатель: Утром рано вы приезжаете в детский сад, где вас ждут друзья и взрослые-сотрудники, которые заботятся о вас. А кто знает, на какой улице находится детский сад?
Воспитатель: В нашей группе все ребята дружат. Давайте подружим наши пальчики.
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
Воспитатель: Посмотрите, дети, здесь стоит какой-то сундук. На сундуке письмо. Хотите узнать от кого письмо?
Дети: Да!
Воспитатель: А тут загадки, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте внимательно:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Воспитатель: Правильно (достаю из сундучка костюм медведя). Следующая загадка:
Летит – гудит,
Сядет – молчит.
Целый день в трудах.
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг –
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб –
Спасайся бегом! (Пчела)
Достаю ободок пчелы
Воспитатель: Ребята, а кто помнит из какой башкирской сказки эти предметы?
Дети: Из сказки «Медведь и пчелы»
Воспитатель: Правильно. Сказка называется «Медведь и пчелы».
Воспитатель: Почему называется башкирская сказка?
Дети: Потому что ее сочинил башкирский народ.
Воспитатель: Правильно, это волшебный сундучок башкирских сказок. И в нем еще что-то лежит. Это волшебные головные уборы. Кто их наденет, превратится в пчелок. Кто хочет их надеть? (воспитатель каждому ребенку дает по головному убору и помогает одеть).
Воспитатель: Ребята, вы надели на голову головные уборы и стали похожи на пчелок. У нас остались ребята без головного убора. А для вас волшебном сундучке что-то есть. Посмотрите, что это?
Воспитатель: Правильно, это жилет и тюбетейка. Их надевают башкиры. Кто хочет их надеть? (предлагаю мальчику).
Воспитатель: Ребята, а волшебный сундучок сказок не просто так появился в нашем зале. Он наверное, хочет, чтобы ребята сами показали сказку «Медведь и пчелы». Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Наша сказка начинается… Было это очень давно. Жил один медведь в лесу. Медведь очень любил мед. Без меда и дня не мог прожить. Только о меде и думал, только и представлял себе, как поедает свежий, пчелиный мед. Пчелы облепят медведя со всех сторон и стараются его ужалить, но им не удавалось, потому что мех у медведя густой и длинный, а жало у пчел короткое (дети-пчелы встают в круг, держась за руки, окружая медведя). Ничего не могли сделать пчелы медведю. Наестся медведь пчелиного меда, весь измажется и лежит себе довольный. А пчелкам ничего не остается. Погоревали пчелки, да делать нечего и полетели они в поле.
Игра «Пчелки на цветках»
«Пчелки гудят,
В поле летят.
Покружились над цветком
И присели за медком.
Набирают сладкий сок
Наши пчелки в хоботок.
Взвились, загудели,
Домой полетели»
(Дети бегут по кругу, машут руками, изображая пчел, произнося звук «з». Кружатся на месте, опускаются на корточки возле цветка. Втягивают в себя воздух через импровизированную трубочку: два соединенных трубочкой кулачка. Встают, начинают размахивать руками, бегут по кругу и летят к дереву, садятся на корточки).
Однажды в лес пришел какой-то человек за дровами и видит он медведя. Медведь сам ест мед пчелиный, а своим лохматым хвостом, пчел отгоняет (несколько детей– пчелок летают вокруг медведя).
- Башкир: «Эй, ты косолапый! Так значит, это ты убиваешь пчел и ешь готовый мед. Вот я тебе сейчас покажу!» (берет медведя за хвост и тянет, пока хвост не оторвался).
Опечалился медведь, что остался без длинного хвоста и ушел в лес, низко склонив голову (уходит и садится на пенек). С тех пор у медведя хвост маленький, короткий. А человек-башкир поправил бортевой домик и отправился к себе домой (уходит за домик- юрту). Удивились пчелы и спрашивают у главной пчелы:
Пчела: «Почему этот человек не доел наш мед?»
Главная пчела: «Догоните этого человека и спросите его, почему он оставил нам мед»
Полетели пчелы к человеку (летят к юрте) и спрашивают:
Пчела: «Почему ты не доел наш мед?»
Башкир: «Если бы я съел ваш мед, вы бы погибли с голоду зимой. И тогда я бы тоже остался без меда».
Полетели пчелы в свой бортевой домик и передали главной пчеле слова человека. И тогда позвала она всех пчел и стали они думать (Пчела-матка в центре круга, а пчелы в кругу и думают).
Думали, думали и придумали. Решили пчелки полететь к человеку и просить его, чтобы он оберегал их от медведя. Прилетели пчелы к человеку.
Пчела: «Возьми нас к себе, не давай медведю в обиду»
Пчелка: «А мы тебе за это спасибо скажем, медом с тобой поделимся»
Башкир: «Хорошо. Я вам построю хороший и удобный дом-улей. Вы там будете жить и мед собирать» (идет с топором и делает движения - строит дом)
Обрадовались пчелки и стали веселится. Простили они медведя и позвали к себе на танец.
Танец «Подружимся» под фонограмму
С тех пор пчелы живут в домике - улей и угощают своим пчелиным медом людей. Вот и сказке конец!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Скажите, чему учит эта сказка?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Совершай добро, и оно обязательно к тебе вернется.
Башкирская сказка
В давние-давние времена жил-был один косолапый медведь. И был у этого медведя хвост, такой же пушистый и длинный, как у лисы. Медведь очень любил мёд. Ни дня не мог прожить без меда. Он только о том все время и думал, где бы раздобыть мед. А когда он видел дерево с дуплом, в котором был слышен пчелиный гул, медведя непременно охватывала неописуемая радость. Он залезал на это дерево, разорял пчелиное гнездо и начинал есть мед. А бедняжки пчелы тщетно пытались защитить свое гнездо, и окружив медведя, пытались его ужалить. Ведь у медведя очень длинная шерсть, а жало у пчелки очень короткое. Стараясь добраться до медвежьей кожи пчелы забирались в шерсть и запутывались там, а медведю только этого и нужно. Медведь быстренько слезал с дерева и начинал кататься по земле, раздавив таким образом пчелок-тружениц. А если и этого было недостаточно, медведь залезал в воду и пчелы погибали. А после этого медведь залезал вновь на дерево и спокойно лакомился сладким медом, пока весь его не съест.
И вот как-то в лес пришел человек за дровами. Смотрит, сидит на дереве медведь и лакомится медом. И своим пушистым хвостом пчел отгоняет.
- Ах, ты косолапый разбойник!!! Это ты, оказывается, ходишь тут, разоряешь, убиваешь и грабишь пчелок. Ну, погоди у меня, сейчас я тебе голову-то отсеку!-воскликнул человек и тоже полез на дерево. Добрался он до медведя и замахнулся топором. Но топор попал не по шее, а по хвосту и отсек его под самый корень. Медведь заорал от боли, рухнул с дерева и сломя голову убежал и исчез в темном лесу. С той самой поры медведи стали бесхвостыми.
А тот человек бережно поправил разоренное медведем пчелиное гнездо, поставил на место развороченные соты и ушел к себе домой.
Увидев такое дело пчелы очень удивились и спросили у пчелы-матери:
- А ты не знаешь, почему этот человек не забрал и не съел весь наш мед? Ведь ему же уже никто не мог помешать сделать это?
Пчела-мать задумалась, но она не знала, что ответить на такой вопрос. Но она все же сказала своим детям:
- Вы летите, догоните этого человека и спросите у него самого, почему он не съел наш мед.
Когда пчелы догнали человека и задали свой вопрос, тот ответил:
- А если бы я съел ваш мед, то как бы вы перезимовали? Ведь вы же погибли бы в первые же холода.
Пчелы вернулись обратно в свое гнездо и передали пчеле-матери все слова человека. Пчела-мать и выслушала и велела созвать всех пчел на совет. На этом совете все пчелы решили полететь всем вместе к человеку и просить у него, чтобы он взял пчел под свою защиту, чтобы тот оберегал их от разорительных набегов медведя.
И вот прилетели пчелы к человеку и сказали:
- Пожалуйста, спаси нас от медведя. Совсем нам житья нет от этого косолапого поганого разбойника. Мы будем тебе за это очень благодарны и будем угощать тебя душистым и сладким медом.
Человек согласился. С тех самых пор пчелы и люди стали самыми настоящими друзьями. Трудолюбивые пчелки собирают целебный мед и угощают им людей, а люди всячески оберегают пчел, защищают их и строят им теплые и уютные ульи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...
Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...
Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина
Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к св...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию с использованием регионального компонента
Конспект занятия представлен игрой-путешествием. Путешествуя по разным станциям, дети побывают на станции "Литературная", которая ппредставлена мини-викториной о жизни и творчестве писателя-земляка И....
Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"
Конспект занятия...
Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" 5.10.19
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...
Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"
Конспект занятия : "Большая и малая Родина"...