Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе : " Наша маленькая страна"
проект (младшая группа)
формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
У п р а в л е н и е о б р а з о в а н и я
Администрации Солнечногорского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57»
141507 Московская область, Солнечногорский район, г. Солнечногорск-7 ул. Подмосковная ,
тел./факс 8(4962)63-61-39
Лицензия: регистрационный № 76205 от 19.08.2016 г. серия 50 Л 01 №0008085
ИНН 5044061056 КПП 504401001
e-mail: mdoy57@yandex.ru
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе
«Наша маленькая страна»
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:
Панина Ю.В.
Проект по патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе
«Наша маленькая страна»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Цель: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городку
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду.
– способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Возраст – младшая группа
Реализация – 1 год
Форма работы: групповая
Ожидаемый результат:
- заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
- привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
- Знать имя, отчество родителей.
- Знать где работают их родители.
- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
- Знать название своего города.
События последних десятилетий и, особенно, последних событий в нашей истории, заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с первых мгновений жизни, слушая колыбельные песни, которые ласковым полушепотом напевает мама, с любви и уважения к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, с желания оказать им посильную помощь. Это корни, связывающие малыша с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит он перед собой малыш, чему изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом (городком), а затем и со страной, ее столицей и символами.
Надо показать ребенку, что родной городок славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Комплекс поставленных задач мы объединили по разделам:
- «Вместе дружная семья» (семья, детский сад)
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети совместно с родителями знакомятся с историей своей семьи, рассказывают, где работают близкие им взрослые, чем увлекаются. Воспитывается у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь, желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- «Вот эта улица, вот этот дом»
Содержание материала по разделу раскрывает темы: название города(городка), его символика. Воспитывается любовь к природе и чувства сопричастности к ее сбережению. Дает элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества.
- Народно-прикладное искусство, фольклор
Даются начальные представления о многообразии видов народно – прикладного искусства; формируется эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством. Фольклор самым простым и доступным для малышей языком знакомит их с устным народным творчеством – через песенки, стишки, потешки, поговорки, сказки. Учит детей трудолюбию, доброте, заботе, прививает им любовь к животным, к своей родине, к близким людям. Сказки развивают воображение и фантазию ребенка, песни – чувства ритма и память, стихи пополняют словарный запас ребенка. Весь фольклор дает более полное представление о жизни наших предков в чем и заключается его основная задача.
И пусть детишек в группе много Мы учим исполнению частушек, Фольклор – это прообраз наших предков.
Но все они собою хороши Плясать, играть и хоровод водить Истоки их, традиции, обряды.
Прилежны и талантливы от Бога- Рассказывать былины, байки слушать - И чтобы от корней тянулись ветки
Все делают от сердца и души. Былое наших прадедов хранить.. Нужна подкормка, орошая гряды.
- «Я и мир вокруг меня»
Содержание подобранного материала дает начальные представления о космосе, солнечной системе, обитателях водных просторов. Вниманию родителей предлагаются различные маршруты выходного дня (посещение детских театров, значимых массовых мероприятий); совместные открытия различных регионов нашей страны.
Месяц | Содержание работы | Формы работы | Цели |
СЕНТЯБРЬ | 1. Наш детский сад.
2. «Моя группа», «Мои друзья». 3. Изготовление поделок из природного материала. 4. Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона» и др. 5. «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?». 6. С/р игра «Детский сад».
7. «Наши чувства и эмоции» - сюжетные картинки; - С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» - А. Барто «Медвежонок невежа»
| Экскурсия.
Беседы, просмотр диафильмов («Я иду в детский сад») Наблюдение, экспериментирование, обсуждение Рассматривание иллюстраций, слушание, музыкальные игры Цикл бесед Диалог, решение проблемных ситуаций Рассматривание, беседа, диалог, слушание | Помочь детям лучше узнать детский сад, полюбить его. Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад).
Развивать элементарные представления о дружеских отношениях Познакомить детей с разновидностью природного материала, развивать умение детей замечать в природе материал, который можно в дальнейшем использовать при изготовлении своих поделок. Развивать воображение. Пробуждать интерес к природному материалу. Создание дружеской атмосферы между взрослыми и детьми Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.). Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе. Научить выражать свои чувства и эмоции. |
ОКТЯБРЬ | 1. «Дом, в котором я живу»
2. Знакомство с народно-прикладным искусством (матрешка)
3. «Моя семья», «Для чего человеку имя?»
4. Игра «Назови ласково», «Полное» и «неполное» имя, «Кто я?» 5. «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…». 6. Сказки «Волк и семеро козлят», «Аня и Букан», «Мудрая Сова»; диафильм «От чего кошку назвали кошкой» и др.
| Беседа, рассматривание фотографий
Рассматривать матрешек, играть с ними, раccкрашивать их.
Игра, беседа, рассматривание фотографий Игровое упражнение, пальчиковые игры Составление рассказов Слушание, театрализация, фоновая музыка | Познакомить детей с городом, в котором он живет, учить называть город; расширить представление детей о родном городке, в котором живет.
Учить правильно расставлять матрешке на столе, размещать на лесенке, сделанной из кубиков; уметь сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей. Рекомендации для родителей; учить детей называть членов своей семьи, воспитывать уважительное отношение к родителям. Учить детей использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. Продолжаем учить детей выражать свои чувства и эмоции, формируем навык диалоговой речи. Продолжаем развивать представление детей об имени, своей семейной фамилии, что означает имя., свободное общение со взрослыми и детьми |
НОЯБРЬ | 1. «Осень золотая».
2. Кто нас лечит? (профессия медсестры).
3. Знакомство с народно-прикладным искусством (дымковская и филимоновская игрушки) 4. Рассказы детей о членах своей семьи. 5. С/р игра «семья». 6. Заучивание потешек в режимных моментах: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса» и др. 7. Художественная литература: - А Барто «Было у бабушки сорок внучат», - Ч. Янчарский «Приключения мишки Ушастика», - В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», - диафильм про ремесла и др. | Рассматривание иллюстраций.
Экскурсия в медицинский кабинет.
Рассматривать дымковские и филимоновские игрушки. Беседа, выставка семейных фотографий Диалог, решение проблемных ситуаций Рассматривание иллюстраций, слушание, исполнение, музыкальные игры Рассматривание, беседа, диалог, слушание, пальчиковые игры, просмотр диафильмов | Познакомить с явлениями осенней природы; воспитывать любовь к природе родного края.
Познакомить детей с профессией мед. сестры; расширить представления о кабинете мед. сестры, о её роли в жизни детского сада; воспитывать уважение к чужому труду.
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. Знакомить детей понятиями «семья», «Члены семья», функциями семьи, условным обозначением. Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе, основы гендерного воспитания Продолжать знакомить с народным фольклором. Знакомство с профессиями и средствами труда, уважение к чужому труду и желание оказать помощь; развиваем представление о дружеских взаимоотношениях. |
ДЕКАБРЬ | 1. Знакомство с народно-прикладным искусством (хохлома).
2. «Как вести себя в детском саду?» 3. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) 4. Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье». 5.Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме.
6. Нарядим елочку: «Красивые льдинки» 7. «Любимая игрушка», «Новый год на планете» | Беседа с детьми о данном виде народно-прикладного искусства; рассматривание хохломы.
Беседа, чтение; обсуждение; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание; разучивание, драматизация. Ситуативный разговор, памятки для родителей Диалог, решение проблемных ситуаций Рассматривание, беседа, диалог, слушание, пальчиковые и жестовые игры с муз. сопровождением Наблюдение, экспериментирование, обсуждение Выставка рисунков и поделок | Расширять представление о многообразии видов народно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народно – прикладным искусством.
Помочь ребенку понять, как вести себя в детском саду; познакомить с основами этикета; воспитывать дружелюбное отношение к окружающим. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям. Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям. Продолжать знакомить с народным фольклором, учим замечать красоту времен года Знакомить со свойством воды. Развивать воображение. Пробуждать интерес к опытной деятельности и природе. Создание дружеской атмосферы между взрослыми и детьми. Формирование элементарных математических представлений. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство |
ЯНВАРЬ | 1. «Я и моё имя!» , «Друзья», «С кем я дружу»
2. «Зимушка-зима».
3. «Ласковые слова», «Назови ласково». Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?». 4. Разучивание стихов о дружбе. 5. «Строим – строим новый дом» | Беседа.
Рассматривание иллюстраций, детских энциклопедий
Игра. Дидактическое упражнение. Инсценировка. Беседа, чтение; обсуждение; рассматривание иллюстраций Строительные игры, поручения | Продолжать называть свое имя и имена других сверстников. Развивать представление о том, что такое дружба. Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. Познакомить детей зимой, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Познакомить с «ласковыми именами»; воспитывать уважительное отношение в коллективе. Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов. Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения. Формируем навык конструктивной деятельности, развиваем воображение и творческую инициативу, умение играть сообща |
ФЕВРАЛЬ | 1. Маршрут выходного дня.
2. «Будем в Армии служить!»
3. «Моряки и летчики» 4. «Семья. Мой папа». - «Мы солдаты» - картина Васнецова «Три богатыря». - изготовление подарков для пап. - «Самолеты летят» - пение песен, заучивание стихов. | Рекомендации для родителей.
Рисунки детей с помощью родителей.
Цикл бесед, рассматривание иллюстраций и фотографий военной техники РФ Сюжетно – ролевая игра., беседа, рассматривание фотографий, подвижные игры, развлечения, строительные игры, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, фоновая музыка | Познакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать любовь к родному городу.
Продолжать учить детей играть вместе, дружно, формировать положительное отношение к семье. Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины. Познакомить с русскими народными героями, защитниками. Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину. |
МАРТ | 1. Весна. Заклички.
2. «Семья. Моя мама». - изготовление подарков для мам. - пение песен, чтение стихов о маме и профессии (С. Михалков «А что у вас?», «Моя мама» и др.) - «Дочки – матери». - «Наша квартира» - Кто, что делает? | Рассматривание иллюстраций. Пальчиковые и хороводные игры.
Сюжетно – ролевая игра., беседа, рассматривание фотографий, подвижные игры, развлечения, строительные игры, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, фоновая музыка, просмотр диафильмов, настольно-печатные игры
| Помочь детям замечать сезонные изменения в природе. Продолжаем знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).
Научить детей приготовить подарки дорогим мамам, бабушкам; воспитывать любовь к родным. Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага. Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг, желание оказывать посильную помощь. Знакомство с электроприборами. |
АПРЕЛЬ | 1. «Вежливые слова».
2. «Космос».
3. «Мы едем, едем…. 4. «Мой адрес», «Улица, на которой я живу»; речевые игры по дороге в детский сад. 5. «Мы на улице играли – правила не забывали» | Чтение.
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, беседа, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Экскурсии вокруг детского сада. Игры подвижные и малой подвижности. Беседа, маршрут выходного дня, памятка для родителей, рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города, экскурсия, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества совместно с родителями Чтение, разучивание, просмотр диафильмов, строительные игры, памятки для родителей | Приучать детей к вежливости, здороваться и прощаться, а также благодарить за помощь.
Дать элементарные знания о космосе. Формировать навыки правильно ориентироваться около детского сада, знакомство с площадками соседних групп. Знакомить с понятиями «улица», «адрес». Способствовать запоминанию своего адреса. Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство. Формировать основы безопасности на дороге, развивать воображение. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство |
МАЙ | 1. Скоро лето. 2.Художественная литература - «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский) - А Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», - К. Чуковский «Мойдодыр» - «Маша-растеряша» - р.н.с. «Репка» и др.
| Рассматривание иллюстраций. Чтение, слушание, обсуждение, драматизация, артикуляционная сказка, игра на музыкальных инструментах, фоновая музыка, пальчиковые и жестовые игры
Маршрут выходного дня. Беседа, встречи с интересными людьми, рассматривание фотографий, энциклопедий, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, участие в выставке детского сада, строительные и сюжетно-ролевые игры. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. | Познакомить детей летом, воспитывать любовь к родной природе и ее красоте. Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками и фольклором; формировать интерес к книгам.
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство. Развивать воображение, ориентировку в пространстве, воспитывать любовь и уважения к родной стране, продолжаем воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину. Развиваем воображение, фантазию. Продолжаем создание дружеской атмосферы между взрослыми и детьми |
Итоговое мероприятие: создание книги «Наша маленькая страна». |
После всего сказанного, можно сделать ввод о том, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями»
«Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями» Содержание1. Введение1.1. Цели и задачи сохранность окружающей природы: улицы, парка, леса;1.2. Формы работы с род...
Проект в детском саду «Воспитание сказкой». Вторая младшая группа
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «...
Развлечение во второй младшей группе «Наши маленькие пешеходы»
Цель:Познакомить детей с правилами безопасного перехода дороги по пешеходному переходу с помощью игры.Задачи:1. Знакомство с дорожной разметкой пешеходного перехода – «зеброй».2. Дат...
Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Наша Родина»
Цель: Формировать предпосылки нравственно-патриотического воспитания детей...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе 09 «Маленькая страна»
В возрасте 3-4 лет нравственно-патриотическое воспитание включает в себя развитие элементарных представлений о «хорошем» и «плохом», воспитание чувства...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы "Наша Родина"
Воспитание сильного, здорового, деятельного поколения немыслимо без привития будущим гражданам России нравственно - патриотических ценностей, без знакомства детей с историей своего родного края и всей...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Наша дружная семья»
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с таким социальным явлением как семья....