Парциальная программа к формируемой части(вариативной) участниками образовательных отношений
рабочая программа (подготовительная группа)
Парциальная программа к формируемой части(вариативной) участниками образовательных отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chfu_ya-_rossiyanin_ya_-saraktashets.docx | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная программа к формируемой части (вариативной части) участниками образовательных отношений: «Я – гражданин России, я – Саракташец». Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Саракташский детский сад № 2 «Теремок»» Саракташского района Оренбургской области |
№ п/п | Содержание | Стр. |
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цели и задачи реализации Программы | 3 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | 5 |
1.2 | Планируемые результаты реализации Программы | 7 |
1.3 | Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов | 8 |
2 | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ И ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ | |
2.7 | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы | 10 |
2.8 | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 11 |
2.9 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 11 |
2.10 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся | 11 |
3 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ И ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ | 12 |
3.1 | Психолого-педагогические условия реализации программы | 12 |
3.2 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 13 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 14 |
3.4 | Перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы | 15 |
3.7 | Перспективный план, Тематический план | 16 |
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Программа «Я – гражданин России, я – Саракташец», реализуется учреждением как часть формируемая участниками образовательных отношений к ОП ДОО МДОБУ «Саракташский детский сад № 2 «Теремок» по социально-коммуникативному развитию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
1.1 Пояснительная записка
Включение программы «Я – гражданин России, я – Саракташец», как часть ОП ДОО МДОБУ «Саракташский детский сад № 2 «Теремок», формируемой участниками образовательных отношений обоснован учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей (90% родителей детей отметили, что на современном этапе важно патриотическое воспитание дошкольников, наличие у них знаний о Малой Родине, родном городе, родной стране).
Образовательная деятельность по реализации программы Я – гражданин России, я – Саракташец», способствует воспитанию у детей любви к родному поселку, родному краю, родной стране, уважения к культурному, историческому прошлому народов проживающих в России, родного поселка.
Социокультурные условия. Ведущие отрасли экономики обуславливают включение в тематику данной программы ознакомления детей с трудом взрослых. Организация образовательной деятельности по программе «Я – гражданин России, я – Саракташец», способствует ознакомлению воспитанников с историей и достопримечательностями, с профессиональной деятельностью взрослых (родителей).
Реализация программы Я – гражданин России, я – Саракташец», ориентирована на детей от 6 до 7 лет и реализуются через занятие, совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность детей и при проведении режимных моментов.
Реализация программы Я – гражданин России, я – Саракташец» дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познавательное развитие».
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, поселку.
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
- Воспитывать уважение к труду.
- Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам.
- Расширять представлений о городах России, о главном городе – о Москве.
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
- Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения - индивидуальноличностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие- приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип тематического планирования предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенно системе;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекате.
Подходы:
- личностно-ориентированный – направлен на развитие всех качеств личности. Это подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
- культурологический – подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
- диалектический – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
- компетентностный – выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений. льным для детей.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей развития детей
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.
Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
У детей сформированы: - представления о родном крае, о достопримечательностях региона, в котором живут дети;
- патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, представления о Родине – России;
- представления о событиях, происходящих в стране, чувство гордости за ее достижения;
- знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы);
- представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна;
- представления о Москве — главном городе, столице России; -расширятся знания о государственных праздниках, о Ю. А. Гагарине и других героях космоса;
- углубляться знания о «Российской армии»; - элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас; -элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности;
-что Земля- наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
1.3. Подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов
Цель диагностики: изучить особенности представлений о малой родине у детей 6-7 лет и влияние на их развитие взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи диагностики:
Выявить особенности представлений и характер отношения к малой Родине детей 6-7 лет.
Выявить характер проявления интереса к малой Родине детей 6-7 лет.
Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к малой родине у детей 6-7 лет и компетентность педагогов в этой проблеме.
Изучить особенности организации взаимодействия педагогов и родителей в воспитании интереса к родному поселку Саракташ у детей 6-7 лет.
Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о п.Саракташ и характер отношения к ней, развития у детей 6-7 лет интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего поселка
Для выявления заинтересованности родителей в развитии представлений дошкольников о г. Оренбурге, воспитании интереса к родному городу целесообразно провести анкетирование родителей. Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью Оренбурга, воспитывают интерес к нему.
Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Диагностический инструментарий
Диагностическая методика/задания | Цель исследования |
Задание «Родной поселок»
| Определить уровень знаний о родном поселке, крае ( название своего поселка, района, домашнего адреса). Называть достопримечательности поселка, площади, парка, история возникновения поселка Саракташ, промышленные объекты поселка, основные профессии людей на этих предприятиях; знаменитые люди, прославившие наш поселок; памятники; достопримечательности. |
Задание «Символика родного поселка»
| Определить уровень характерных знаний о гербе родного поселка. |
Задание «История народной культуры и традиций» | Определить уровень знаний о культуре и традициях народов Оренбургского района. |
Задание «Историко-географический и природный компоненты родного края»
| Определить уровень знаний о историко-географическом расположении родного поселка, о природных богатствах. |
Задание «Личностное отношение к родному поселку»
| Определить отношения к родному поселку. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить. |
Методика «Угости конфетой» | Определение отношения детей к людям другой национальности. |
Методика «Сестренки» |
Примерная таблица заполнения данных диагностического исследования представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста
Фамилия имя ребёнка | Контрольные задания | ||||
Родной город | Символика родного города | История народной культуры и традиций | Историко- географический и природный компоненты родного города | Личностное отношение к родному городу и отношения к людям другой национальности | |
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Оренбурга, может объяснить символику Оренбургского герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес, герб города Оренбурга; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Взаимодействие взрослых с детьми (вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы)
Система работы, в рамках реализации программы,включает в себя, разнообразные методы и приемы работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Наглядные: чтение педагогом рассказов; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсии по поселку, целевые прогулки; моделирование сказок. Словесные: чтение литературных произведений воспитателем; чтение стихотворений детьми, воспитателем; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; ответы на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, режиссерские игры и др.); сообщение дополнительного материала воспитателем; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практические: организация продуктивной деятельности; проведение игр различного рода; организация постановок пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин; проведение экскурсий различного направления; организация спортивных, музыкальных и спортивно-музыкальных досугов совместно с родителями; изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.
Формы работы: Занятия, беседы, игры нравственного и гражданско-патриотического содержания. Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. Экскурсии, целевые прогулки (по поселку, району). Организация выставок рисунков, поделок, семейных фотоальбомов, стенгазет. Утренники, досуги, спортивные состязания, музыкально-спортивные праздники.
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность по реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений: «Я – гражданин России, я – Саракташец», осуществляется через организацию проектной деятельности детей и взрослых.
Образовательная деятельность способствует формированию у детей отдельных культурных практик. Способствует формированию практики нравственно-патриотической целостности духовной организации, так как направлены на ознакомление детей 6-7 лет с родным поселком; и всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора; развитию интереса к родному поселку, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, что способствует бережному и созидательному отношению к природе и архитектуре родного поселка; развитию чувства гордости за свою малую родину, бережное отношение к своему поселку и народу.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений - направлена на поддержку познавательной инициативы детей, через включенность детей в экспериментирование, организацию наблюдений, сравнение, развитие способности устанавливать причинно-следственные отношения. В результате чего, ребенок начинает замечать новые предметы и явления в своем окружении и проявляет интерес к ним; задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений; стремится активно обследовать их.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
В рамках реализации ,части формируемой участниками образовательных отношений, особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи осуществляется работа по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.
Формы работы с родителями.
I. Массовые:
- совместные мероприятия педагогов и родителей:
- родительские собрания («Что такое доброта?», «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника», «Нравственно — патриотическое воспитание ребенка»).
Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста предоставляется материал в родительский уголок. Это консультации: «Растим дошкольников патриотами своей Родины», «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду», «Как научить ребенка любить и беречь природу», «Зачем нужны семейные традиции?», информационные листы, памятки и рекомендации «Как вырастить вежливого ребенка», «Поговори со мною мама», т. д.
- совместные мероприятии воспитателей, родителей и детей
- викторины;
- совместное творчество:
- праздники;
- соревнования;
Привлечение к созданию предметно-развивающей среды.
Совместно с детьми и родителями пополняется центр патриотического воспитания. Родители и дети принимают участие в продуктивно-исследовательской деятельности. Центр патриотического воспитания обогащается альбомами, папками, дидактическими играми пособиями и символикой.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Психолого- педагогические условия реализации программы
Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей, результаты которой используются для решения образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
3.2. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Для развития нравственно-патриотических чувств старших дошкольников в группе создан патриотический центр «Мой любимый Саракташ». Он помогает познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом, с государственными символами города и республики (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города), с русскими народными промыслами и традициями русского народа. Материалы в центре сгруппированы по основным направления: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Наша Родина – Россия».
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Основные направления работы в рамках реализации программы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим героическим прошлым России; продолжают формировать представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме; знакомят с достопримечательностями поселка Саракташ, с его историей. Подобран и рационально размещен в уголках группы следующий материал:
Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево», «Отдыхаем всей семьей», видеопрезентации и т.д.
Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения поселка», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о поселке, карта поселка, символика города (флаг, герб).
Мой край – символика Оренбургская область, карта, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство, полезные ископаемые-коллекции).
Родная страна – карта России, природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), презентации, символика (герб, флаг, гимн-аудиозапись), портрет президента.
Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость), коллекции «Военная техника», «Военная форма»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр военной тематики и т.п.
Приобщение к истокам русской и коми народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского и коми народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, русские и коми народные музыкальные инструменты; предметы народного декоративно – прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме, создание мини-музеев.
Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии: фотоматериалы соборов, церквей; книги, брошюры и т.д.
Художественная литература по фольклору русские и коми народные сказки, былины, предания, коми легенды, игры-инсценировки, разные виды театра и т.д.
Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию и Оренбургскую область.
Наша планета земля – глобус, детская карта мира; художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.
Патриотический уголок | Матрешка большая, матрешка маленькая, Владимирская матрешка, флажок на подставке, неваляшка большая, игрушка юла, учебник для малышей: «Родная природа», книга: «Животные России», развивающая игра-пазл «Наша Родина». Альбом: «Саракташский район». Книги: «Моя Родина-Россия», "С чего начинается Родина?» Символика РФ (Портрет президента, изображение герба, флаг,гимн,карта,столица)фотографии Саракташа, матрешки, флаги на подставке, Наглядно – дидактические пособия: "Флаги,страны,города», «Наша Родина-Россия» Мини-музей «Саракташский фаянсовый завод» (посуда,статуэтки) |
Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
(учебные программы, методические пособия и технологии)
Для реализации программы разрабатываются:
Проекты: «Природа нашего края»; «Твори добро - на всей земле!»
Изготовление панно из природного материала: «Наш герб»;
Создание альбома рисунков: «Село будущего»;
Папка – передвижка «Природа родного села»;
Альбом «Моё село», «Знакомые улицы»;
Дидактические игры:
«Профессии моих родителей»; «Стихи о Родине»;
«Народы России»; «Символы России»; «Природные зоны страны»; «Животные России»; «Рода войск»; «Народные промыслы России»; «Зимние виды спорта»; «Генеологическое древо семьи»; «Назови ласково»; «Назови вид искусства»; «Назови, автора произведения и иллюстратора»
Дидактическая игра- презентация: «Предметы которые нас окружает»
Презентация: «Саракташ».
1. Бабинова Н.В.: Тематические фольклорные вечера для дошкольников. . 2-е изд.,
доп. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023
2. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста». Парциальная программа: учебно-метод. пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023
3. Железнова Е. Р. Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Парциальная программа. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021
5. Конкевич С.В. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022
6. Леонова Н.Н. Знакомство дошкольников с русскими народными традициями. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
7. Растим патриотов России. Сборник материалов по итогам конкурса. Состав. Н.В. Нищева– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
8. Савченко В.И. Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
В рамках реализации программы: «Я – гражданин России, я – Саракташец», организована работа, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации с элементами соревнований, беседы, экскурсии, наблюдения, элементарные опыты, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.
Тематический план
№ п/п | Тема |
1 | «Праздник знания. Школа нас ждет» |
2 | «Наш детский сад. Профессии взрослых они такие важные» |
3 | «Хлеб- всему глава.» |
4 | «Осень золотая. Дары природы» |
5 | «Любимые домашние животные и человек» |
6 | «Я расту воспитанным гражданином своей страны» |
7 | «Моя семья и я. Традиции » |
8 | «Улицы моего поселка и его достопримечательности». |
9 | «Правила общения детей в обществе. Духовное наследие.». |
10 | «Родная страна, мой поселок. Памятные места» |
12 | «Поздняя осень. Красота родного края» |
13 | « Свойство материалов» |
14 | « Путешествие по Москве и его достопримечательностям» |
15 | « Что за чудо - эти сказки. Русских фольклор» |
16 | «Зимушка- зима. Русские народные забавы» |
17 | «Новый год у ворот» |
18 | « Защитники родины - звучит гордо! Профессии» |
19 | Народная культура и традиции русского народа. |
20 | «Спорт, здоровье, и человек. Спортивная легенда нашего поселка Парфенов А.И» |
21 | «Транспорт родного поселка.» |
22 | «Защитники Отечества. Армия» |
23 | «Я и мои друзья. Дружба - что это?». |
24 | «Мама – самое прекрасное слово. Женщины - герои». |
25 | «Одежда. Какой она была? История и современность» |
26 | «Школа - наш второй дом» |
28 | «Книги - источник знаний. Библиотеки». |
29 | «Космонавтика. ». |
30 | «Архитектура. Разные дома». |
31 | «Природа родного края. По страницам «Красной книги » |
32 | «История Великой Отечественной войны. День Победы» |
33 | « Мир искусства России» |
34 | Времена года. Лето. |
35 | «Законы, по которым живет человек» |
Перспективный план работы
Неделя | Тема | Программные задачи | Формы работы |
Модуль 1: «Моя малая Родина» | |||
Сентябрь | |||
Первая неделя | «Праздник знания Школа нас ждет.» | Формировать у детей знания о празднике начала учебного года. День радостных встреч с персонажами литературных произведений. Развивать внимание, радость от встреч с друзьями. Воспитывать любовь и уважение к сверстникам и сотрудникам ДОУ, учителю. | - Праздник: «День знаний» - Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Школа». - Сюжетно- ролевая игра: «Я иду в школу» |
Первая неделя | «Наш детский сад. Профессии взрослых они такие важные» |
| - Викторина: «Путешествие в мир профессий», - Профессии взрослых» - Занятие по познавательному развитию: « Мой любимый детский сад» - Рисование: «Профессии нашего детского сада». - Экскурсии в кабинеты ДОУ. |
Вторая неделя | «Хлеб- всему глава» |
| - Занятие по познавательному развитию: « Хлеб – всему голова», - Конкурс: «На лучшую домашнюю выпечку». - - Пословицы и поговорки о хлебе. - Сюжетно- ролевая игра: «Хлебзавод». |
Третья неделя | «Осень золотая. Дары природы. Природа и человек" |
| - Занятия по познавательному развитию: « Мы на прогулке по улицам поселка» - Выставка детского творчества: «Осень огородная» - Проект: «Природа моего родного края», |
Четвертая неделя | «Любимые домашние животные и забота человека» |
| - Занятие по познавательному развитию: «Зоопарк» - Рисование: «Мой питомец» |
Октябрь | |||
Первая неделя | «Я вырасту воспитанным и добрым» |
| - Беседа: « Уроки культурных явлений» - Проект: « Твори добро - на всей земле!»
|
Вторая неделя | «Моя семья и я. Традиции» |
| -Занятие по познавательному развитию : « В родной семье. Мои обязанности» -Дидактические игры: « Профессии моих родителей» |
Третья неделя |
«Улицы моего поселка и его достопримечательности». |
| - Беседа: « Мой поселок, мои улицы, что я знаю» - Занятие по познавательному развитию: «Труд взрослых» - Экскурсия по улицам поселка (по иллюстрациям) |
Четвертая неделя | «Правила общения детей обществе. Зло или добро». |
| - Беседа: «Зло и добро» - Занятие по познавательному развитию: «Учимся быть вежливыми и воспитанными» -Викторина «Вежливые и добрые слова, творят чудеса ». |
Модуль 2 «Я- россиянин и этим горжусь» | |||
Ноябрь | |||
Первая неделя | «Родная страна, мой поселок. Памятные места» |
| -Занятие по познавательному развитию: «Игра – путешествие в страну знаний о России. Мой любимый поселок». -Конкурс чтецов: « Стихи о Родине». Дидактические игры: «Народы России» |
Третья неделя |
«Поздняя осень. Красота родного края» |
| - Беседа: « Как природа и люди готовятся к зиме» = - Рисование: «. Березовая роща». - Дидактические игры: « Животные леса», « Деревья. Кустарники. Растения» |
Четвертая неделя | « Свойство материалов» |
| - Беседа: «Свойства материалов» - Рисование: «Предметы которые нас окружают. Посуда. «Мебель. Одежда» - Сюжетно-ролевая игра: « За покупками в магазины поселка» |
Декабрь | |||
Первая неделя |
«Путешествие по Москве и ее достопримечательностям» |
| - Занятие по познавательному развитию: «Москва- столица нашей Родины. Достопримечательности» - Дидактические игры: «Символы России» , " Природные зоны страны" |
Вторая неделя |
« Что за чудо - эти сказки.. Русских фольклор» |
| - Викторина: «Русский народный фольклор» - Рисование: «Моя любимая сказка», - Выставка детских книг: «Моя любимая сказка". |
Третья неделя | «Зимушка- зима. Русские народные забавы» |
| - Занятие по познавательному развитию: « Зима пришла» - Рисование: «Иней на деревьях» - Дидактические игра: Животные России» - Акция «Покормим птиц зимой» |
Четвертая неделя | «Новый год у ворот. Традиции русского народа» |
| - Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Новогодние традиции России». - Рисование: « Новогоднее представление» - Праздник: «Новый год у ворот» |
Январь | |||
Первая неделя | «Защитники родины - звучит гордо! Профессии мужчин» | Обогатить представления детей о мире профессий мужчин и предметах связанными с ними. Различать трудовые действия, характерные для их специальности. Воспитывать уважение к труду мужчин, армии. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Наши защитники страны. Армия. Рода войск” Дидактические игра: «Рода войск». |
Вторая и третья недели | Народная культура и традиции русского народа". | Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках . Продолжать знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям русского народа. | Посещение музея « Русская изба» Беседа: « Русские народные игрушки», Рисование: «Городец» Дидактическая игра « Народные промыслы России» |
Модуль 3 «Посёлок- в котором я живу» | |||
Февраль | |||
Первая неделя | «Спорт и человек. Спортивная легенда нашего посёлка» |
| - Беседа: «Спорт в моем поселке. Чемпионы» - Рисование:: « Мой любимый вид спорта» - Дидактическая игра «Зимние виды спорта» |
Вторая неделя | «Транспорт родного посёлка» |
| - Занятие по познавательному развитию: «Транспорт – помощник для людей» - Сюжетно-ролевая игра: «Шофер.Такси» |
Третья неделя | «Защитники Отечества. Родная Армия. Герои Саракташского района» |
| - Занятие по познавательному развитию:: «Защитники страны.» - Рисование: «Солдат на посту" - Сюжетно-ролевая игра: «Мы солдаты» Праздник: «День защитника Отечества» |
Четвертая неделя | «Я и мои друзья. Дружба - что это?» |
| - Беседа:«Для чего человеку имя.Наши добрые дела». - Сюжетно-ролевая игра: « Едем с друзьями путешествовать» |
Март | |||
Первая неделя | «Мама – самое прекрасное слово на земле. Женщины - герои». |
| - Беседа: «Женщины- России герои» - Занятие по познавательному развитию: «Кто моя мама по профессии» -Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» |
Вторая неделя |
«Одежда. Какой она была? История и современность " |
| - Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси. - Беседа: « Русский костюм. Какой он был» - Занятие по познавательному развитию: «Ателье. Одежда. История» - Рисование: « Роспись Одежды» |
Третья неделя | «Школа - наш второй дом» |
| - Беседа: « Чему учат в нашей школе», - Дидактическая игра- презентация: «Предметы которые нас окружают» - Сюжетно-ролевая игра: «Мы в школе» |
Апрель | |||
Первая неделя |
«Книги - источник знаний. Библиотека». |
| - Беседа: «Библиотека», « Как появилась книжка» Дидактические игры : « Назови, автора произведения и иллюстратора» - Ручной труд: « Ремонтируем наши книжки» - Конкурс чтецов: « Любимая книга о России» - Экскурсия в библиотеку поселка. - Беседа: " Наш мини-музей. Книжки-малышки" |
Вторая неделя | «Космонавтика. История и люди». |
| - Посещение кабинета: « Астрономия» Беседа: «Космонавты России. Ученые" - Сюжетно-ролевая игра: «Космонавты России» |
Третья неделя | «Архитектура. Разные дома. История поселка.». |
| - Беседа: « Архитектура России» Рисование: «Дома моего поселка» - Конкурс построек: «Лучший дом поселка» |
Четвертая неделя | «Природа родного края. По страницам «Красной книги |
| - Беседа: «Чем богат наш край» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Человек – защитник, окружающий среды. Красная книга» - Выставка детского творчества:» |
Май | |||
Первая неделя | «История Великой Отечественной войны. День Победы» |
| - Беседа: « Чтобы не было войны. Сохраним мир» - Занятие по познавательному развитию: « Бессмертный полк» Развлечение ко Дню Победы. - Экскурсия и возложение цветов к памятнику павшего война. - Акция: "Бессмертный полк |
Вторая неделя | « Мир искусства России.» |
| - Занятие по познавательному развитию: «Музеи. Театры.» - Рисование: «Цирк" - Дидактическая игра: «Назови вид искусства» |
Третья неделя | Времена года. "Лето- дивная пора". |
| - Занятие по познавательному развитию: «Зеленая планета» - День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). - Рисование: «Экология и безопасность родного края» |
Четвертая неделя |
|
| - Беседа "Законы и права. Талерантность". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор...
Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Проект "Истоки", направлен на ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....
Парциальная программа «Фитбол-гимнастика» (модифицированная на основе программы Волошиной Л.Н. «Играйте на здоровье»), части ООП МКДОУ – детского сада «Солнышко», формируемой участниками образовательных отношений
В последнее время сохранение здоровья детей становится приоритетной национальной задачей. За последние годы Правительством РФ разработано и принято ряд документов, направленных на приобщение детей к з...
Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...
Образовательная общеразвивающая программа «Волшебные лоскутки» (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»)
Образовательная общеразвивающая программа«Волшебные лоскутки»(часть программы, формируемая участниками образовательных отношен...
Часть основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений (дополнительная программа) «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ПРОФЕССИЙ»
Программа «Первые шаги в мир профессий» (далее программа)является дополнительной программой, формируемой участникамиобразовательных отношений основной образовательной программыдошкольного ...
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» как основа планирования части общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений и средство реализации ФОП ДО
в статье рассматриваются варианты формирования содержания общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, на основе образовательной программы дошкольного образования «СамоЦ...