Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» как основа планирования части общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений и средство реализации ФОП ДО
статья
в статье рассматриваются варианты формирования содержания общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, на основе образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет», как основы планирования воспитательной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений, а также как средства реализации содержания основной части федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» как основа планирования части общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений и средство реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования»
Аннотация: в статье рассматриваются варианты формирования содержания общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, на основе образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет», как основы планирования воспитательной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений, а также как средства реализации содержания основной части федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Ключевые слова: региональный компонент, обновленная общеобразовательная программа, основа планирования, средства реализации содержания образования.
В ходе работы по формированию содержания обновленной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования, особое внимание уделяется воспитательной работе. Определяя форму планирования и его систему, обращаемся к опыту предыдущих лет и новым требованиям. В федеральную образовательную программу дошкольного образования вошел единственный календарный план – федеральный план воспитательной работы. Учитывая, что основной единицей планирования должны стать не тема, не проект, а задачи образовательной деятельности, а также в соответствии с последними нормативными документами в сфере образования, обозначающими основными целями педагогической деятельности – воспитательные, направленные на формирование духовно – нравственных ценностей и национально – культурных традиций, наиболее актуальной, на наш взгляд, становится модель модульного планирования, в котором модуль состоит из набора различных задач (направлений) разных образовательных областей с обязательной привязкой к воспитательному плану дошкольной образовательной организации, состоящему из федерального календарного плана (обязательного для исполнения) и воспитательного плана, формируемого участниками образовательных отношений, который мы строим на основе программы «СамоЦвет» [3, с.370]
Средствами реализации содержания обновленных общеобразовательных программ дошкольных образовательных организаций могут являться любые технологии и методики, традиционные для конкретного детского сада. Это могут быть технологии, разработанные в рамках старых комплексных программ или отдельные авторские методики. Например, в МБДОУ детский сад №26 это СТЕМ – образование и игровая технология интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Однако они в большей мере направлены на интеллектуальное развитие дошкольников. Эта «однобокость» присуща многим технологиям, направленным на решение узких образовательных задач. Работая над проблемой раскрытия воспитательного потенциала интеллектуальных игр, пришли к выводу, что абсолютно все технологии могут быть средством воспитания. Программа «СамоЦвет», в свою очередь, предлагает технологии реализации культурных практик, интегрируя узко – направленные и комплексные технологии, традиционные и инновационные подходы к организации образовательной деятельности, при этом мы выявили ряд преимуществ данной программы при планировании деятельности с детьми дошкольного возраста:
- Ценностный подход к формированию содержания образовательной деятельности. Каждая образовательная область ФГОС ДО подразделяется на линии культурных практик, к которым разработаны кейсы, где прописаны и методологические основы, и конкретные игры, игровые ситуации, сценарии, картотеки и прочее.
- В программе «СамоЦвет» отражен региональный Уральский компонент. Например, предусмотрены проекты по нравственно – патриотическому воспитанию «Урал - многонациональный», традиционные развлечения и консультации в плане работы с родителями «Как воспитать у детей интерес к народному творчеству Урала». [5, с.147-156]
- В программе «СамоЦвет» предусмотрено большинство образовательных направлений федеральной образовательной программы дошкольного образования, в том числе – обучение грамоте. Причем определены современные средства: Лего – конструктор, детская мультипликация, мини - роботы, развивающие игры, что позволяет использовать их как средство реализации общеобразовательной программы дошкольной организации в целом – и вариативной и инвариантной частей. [4, с.15-57]
- Образовательная программа «СамоЦвет» предусматривает учебное пособие с кейсом культурных практик для детей младенческого и раннего возраста, учитывающее специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми данной возрастной группы.[1, с.3-8]
- Важно, что при реализации таких направлений образовательных областей федеральной образовательной программы дошкольного образования, как интерес к художественной литературе, театрализованная и культурно – досуговая деятельность, программа «СамоЦвет» дает не только готовые сценарии мероприятий с детьми и их родителями, но и возможность для проявления детского творчества и образовательной инициативы семей воспитанников, например при изготовлении и работе с пособиями – трансформерами или продуктами детского творчества, выполненными по собственному замыслу. [2, с.114-125]
- Каждый кейс образовательной программы «СамоЦвет» предлагает варианты для развития предметно – пространственной среды групп детского сада.
Перечисленные выше преимущества образовательной программы «СамоЦвет» делают ее применение при планировании общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации основой для создания части, формируемой участниками образовательных отношений, а ее кейсов – средством реализации содержания федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Список литературы:
1.Кейс «Реализация культурных практик детей раннего возраста»: учебное пособие ОП ДО «СамоЦвет» по освоению культурных практик и социальных ценностей ребенком раннего возраста в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности/ О.А. Трофимова, О.В. Толстикова; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.- 130 с.
2.Модуль образовательной деятельности «Речевое развитие». Кейс «Культурная практика литературного детского творчества»: учебное пособие ОП ДО «СамоЦвет» по освоению культурных практик и социальных ценностей ребенком раннего возраста в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности/ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; автор-составитель О.В. Толстикова [и др.]- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018.- 313 с.
3.Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст/ Н.В.Дягилева, О.В.Закревская, О.В. Толстикова, О.А. Трофимова; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.- 438
4.Трофимова О.А. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством современных конструкторов: методические рекомендации/ О.А. Трофимова, О.В. Толстикова; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017.- 64 с.
5.Толстикова О.В. Технологии реализации культурных практик образовательной программы «СамоЦвет» О.В. Толстикова, О.А. Трофимова; Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.- 211
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя подготовительной группы (6-7 лет) с учётом ФГОС дошкольного образования. Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рож
Рабочая программа для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы «Смешарики» на 2016-2017 учебный год разработана на основе:основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожден...
"Государственная стратегия в области дошкольного образования. Анализ стратегических, нормативных, правовых документов регламентирующих развитие дошкольного образования в современных условиях"
Что такое стратегия? Цели и задачи. Нормативные документы регламентирующие деятельность ДОУ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА МБДОУ№41 с учетом федеральных государственных общеобразовательных стандартов дошкольного образования (подготовительная группа) составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От ро
Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержанием детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, расчитанную на один учебный год....
Парциальная программа «Фитбол-гимнастика» (модифицированная на основе программы Волошиной Л.Н. «Играйте на здоровье»), части ООП МКДОУ – детского сада «Солнышко», формируемой участниками образовательных отношений
В последнее время сохранение здоровья детей становится приоритетной национальной задачей. За последние годы Правительством РФ разработано и принято ряд документов, направленных на приобщение детей к з...
Рабочая программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы младшего дошкольного возраста составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией
Рабочая программа разновозрастной группы раннего и младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной образовательнойпрограммой дошкольного образования «От рождения до шко...
Рабочая программа музыкального руководителя с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От ро
Рабочая программа раздел "Музыка" для ДОУ...
План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност
Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...