Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Пою мое Отечество" для детей 4-7 лет
рабочая программа
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot.docx | 92.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54
Киселевского городского округа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«ПОЮ МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4-7 ЛЕТ
Составитель: Чуплыгина Л.С.
Киселевский городской округ, 2022
Пояснительная записка
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Чтобы избежать, этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если:
- в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;
- поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по воспитанию у них любви к родному городу, краю, стране.
Цель программы: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, городу, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры.
Задачи программы:
- создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;
- знакомить детей с символами государства и родного края, в котором они живут: гербом, флагом, гимном;
- формировать элементарные знания о правах человека; бережное отношение к родной природе и всему живому;
- формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины (большой и малой);
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране;
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;
- воспитывать уважение к труду людей, желание оказывать взрослым свою посильную помощь.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Пути решения поставленных задач:
Методологической основой программы «Пою мое Отечество…», как и всей воспитательной системы, является концепция дошкольного воспитания и теоретическое положение А.В. Запорожца об амплификации развития ребенка в дошкольном возрасте; идея народности К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого;
Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева о социализации личности ребенка; А.Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности ребенка – дошкольника – игре.
При разработке программы приоритетными явились следующие принципы:
- Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми, ориентация родителей и педагогов на личность каждого ребенка, его свободу и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
- Принцип ненасилия - обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных поступков; предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.
- Принцип интеграции педагогической работы со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса на основе их социализации через призму этнокультурного, регионального компонента.
- Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
- Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
- Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
- Принцип семейно – центрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей.
- Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениями (музей, школа, библиотека).
Основные характеристики деятельности:
- Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
- Вся работа планируется по темам, которая включает занятия, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам – проведение праздников.
- Программа рассчитана на три возрастные группы: с 4л. до 5л., с 5л. до 6л. и с 6л. до 7л. Темы повторяются в каждой группе, но изменяются их содержание, объем познавательного материала и его сложность. Перспективные планы представлены в см. Приложении 1.
- Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России, на основе приобщения к национальной культуре. Педагог, реализующий данную программу, базируется на личностно – ориентированной модели педагогического процесса.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в музей, по городу, целевых прогулок;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
- сообщение дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
- оформить гербарий, альбомы;
- организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Программа поможет педагогам:
- в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
- в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;
- в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
Предполагаемый результат:
Программа нравственно – патриотического воспитания «Пою мое Отечество…» ставит своей целью достичь следующих результатов:
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Ответственность за свои дела и поступки.
- Деятельное отношение к труду.
- Усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Чтобы выявить уровень знаний детей средней группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
- Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям, членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
- Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
- Знания о родном городе: название некоторых улиц, основные предприятия и учреждения, транспорт города.
- Отношение к народному творчеству.
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (Г.В. – медсестра, Е.Т. – рабочий по стирке белья и пр.). Знания о родном городе неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.
Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном городе, знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.
Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии. Имеет представление о родном городе – название города, знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.
Чтобы выявить уровень знаний детей старшей группы о родном городе, крае, стране, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
- Отношение к родному краю;
- Знание о стране и ее столице;
- Отношение к природе родного края.
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – ребенок затрудняется в точном ответе на вопрос, в каком городе или в какой стране он живет, какие знаменитые места есть в его городе; может назвать лишь несколько мест, где он был; не проявляет интереса к рассматриванию открыток с изображением города и его достопримечательностей. Знания о животном и растительном мире родного края скудные.
Средний уровень – ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, чем знаменита родная область, стремится повысить свои знания о городе, крае, задает вопросы, умеет аргументировать свои высказывания, затрудняется в назывании открыток о городе, области. С взрослым идет на контакт, раскрывается, когда чувствует, что тема для него интересна. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины.
Высокий уровень – ребенок имеет достаточно глубокое представление о родном крае, городе. Знает название известных мест города, объясняет название улиц города. Имеет представление о природе родного города, края (животные, растения – внешнее строение, основные жизненные функции, приспособленность к окружающей среде), о растениях леса, луга, огорода, о домашних и диких животных.
Чтобы выявить уровень знаний детей подготовительной группы о родном городе, крае, стране, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
- Отношение к родному краю;
- Знание о стране и ее столице;
- Отношение к природе родного края;
- Знание государственных символов республики, страны.
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – ребенок имеет примитивное представление о родном крае, о его природе, растительном и животном мире. Неохотно рассказывает о городе, его достопримечательностях, не проявляет интереса к беседе. Отвечает на вопросы воспитателя с затруднением, не может аргументировать свои высказывания, не имеет представления о стране, столице нашей Родины, не знает государственные символы (флаг, герб) города, Кемеровской области, России.
Средний уровень – ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, чем знаменита родной край. Узнает и называет достопримечательности города, края. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины, узнает символику своей страны (флаг, герб) и своей малой Родины. Знает название улицы, на которой он живет.
Высокий уровень - ребенок знает, в каком городе, в какой стране он живет; знает, как называется улица, на которой он живет, улица, на которой находится детский сад, объясняет, почему она так называется. Знает и называет животных, занесенных в Красную книгу. Имеет представления о предметах материальной культуры, достопримечательностях города, края, о предметах местного производства. Знает и различает государственную символику (флаг, герб) Кемеровской области и России, объясняет значение цвета на флаге, изображений на гербе. Знает гимн России и города (музыкальное сопровождение гимна).
Библиография:
Воспитательная система «Маленькие Россияне» / Под общей редакцией Т.И. Оверчук. – М.: «Мозайка – Синтез», 2005.
Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М.: АРКТИ, 2004.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005.
Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Таблица 1
Тема | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Трудовая деятельность | Продуктивная деятельность | Художественно- речевая и музыкальная деятельность | Художественная литература | Сроки прове- дения |
1. «Моя семья». 2. «Мой детский сад». 3. «Мой город». 4. «Мой город». 5. «Мой город». 6. «Природа нашего края». 7. «Природа нашего края». 8. «Наша Родина». | Занятие: «Дружная семейка». Цель: учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.
Беседы: «Родной очаг», «Интересное в нашем доме», «Мой адрес», «Животные в доме», «Домашние праздники». Занятие: «Мой любимый детский сад». Цель: вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. 1. Заботливые люди. 2. Д/и «Кому что нужно для работы». Беседы: «Двор детского сада», «Моя любимая игрушка». Занятие: «Улицы города». Цель: познакомить детей с названием нашего города, вызвать интерес к своему городу, дать понятие о происхождении названий некоторых улиц (ул.Пушкина, ул.Гагарина); воспитывать чувство гордости за свой город. 1. Рассказ воспитателя о городе, в котором мы живем, о людях, в честь которых названы улицы. 2.Д/и: «Прогул- ка по городу». Занятие: «Предприятия и учреждения города». Цель: воспитывать в детях уважение к людям труда; интерес к профессиям. 1. Беседа. 2. Д/и: «Угадай, кому, что надо для работы». Занятие: «Транспорт города». Цель: дать представления о транспорте; учить детей правилам поведения в общественном транспорте. 1. Прогулка по городу. 2. Д/и: «Что лишнее?» Занятие: «Растительный мир». Цель: знакомить детей с растительным миром лесов нашего края; исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе. 1. Знакомство с растительным миром. 2. Д/и: «Найди такое же растение». Занятие: «Животный мир». Цель: знакомить детей с животным миром наших лесов; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру. 1. Беседа о Животных. 2. Д/и: «Добрые и злые звери». Занятие: «Наша Родина - Россия». Цель: закрепить знания о народ- но-прикладном искусстве, вызвать интерес к народному искусству, чувство восхищения талантом русс- кого народа и гордость за свой народ. 1. Беседа «Русская народная игрушка». 2. «Мастерская игрушки» - украшение юбки дымковской барышни. | Сюжетно-ролевая игра: «Семья». Д/и: «Помощники в семье», «Чьи детки?». Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад». Д/и: «Кому что нужно для работы», «Чудесный мешочек», «Что игрушка рассказывает о себе?» Сюжетно-ролевая игра: «Автобус». Д/и: «Узнай, что измени- лось», «Горячо – холодно». Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Салон красоты». Д/и: «Все работы хороши», «Кому что нужно для работы». Сюжетно-ролевая игра: «Мы переходим улицу». Д/и: «Путешествие- по городу», «Выбираем транспорт». Сюжетно-ролевая игра: «Театр», «Экскурсия в музей». Д/и: «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки» «Кто быстрее найдет ель, березу». Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк». Д/и: «Кто в домике живет?», «Летает – не летает», Угадай, это зверь или птица?». Сюжетно- ролевая игра: «Театр». Д/и: «Укрась платочек», «Составь узор». «Собери игрушку». «Узнай и назови». | Сбор листьев и изготовление гербария. Выставка «Осенняя фантазия». Уборка листьев, помощь дворнику. Подготовка игровой площадки к зиме. Подготовка корма для обитателей уголка природы. Уборка участка после снегопада. Устройство птичьей столовой. Подкормка птиц. Сооружение разнообразных построек из снега. Окапывание снегом деревьев. Уход за растениями в уголке природы. Уборка мусора, участка и т.п. | Рисование: «Моя семья». Лепка: «Курица с цыплятами». Аппликация: «Утка с утятами». Конструирование: «Город мастеров». Рисование: «Моя любимая игрушка». Лепка: «Подарки ко дню рождения». Аппликация: «Поможем белочке заготовить на зиму грибы». Конструирование: «Теремок» (по образцу). Рисование: «Радостная осень» Лепка: «Вам знаком такой зверек?» (лепка по загадке про зайца). Аппликация: «Осенний ковер» (коллективная) Конструирование: «Игра в волшебников». Рисование: «Ели» (по стих.) Лепка: «Рыбка» (по игрушке). Аппликация: «Падает снежок» (обрывание). Конструирование: «Птичка». Рисование: «Летят самолеты сквозь облака». Лепка: «Мы гуляем на участке». Аппликация: «Автобусы на нашей улице» (коллективная). Конструирование: «Трамвай». Рисование: «Волшебные цветы». Лепка: «Кто живет в зимнем лесу?» (лиса, волк). Аппликация: «Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок). Конструирование: «Лисичка» (Оригами). Рисование: «Роспись птицы» (по мотивам дымковской росписи). Лепка: «Дымковская птица». Аппликация: «Угадай, кто это?» Конструирование: «Будка для собачки». Рисование: «Роспись козле- ночка» (филимо- новская). Лепка «Барашек» Аппликация: «Волшебный сад» Конструирование: «Изготовление игрушек для игры с ветром». | Драматизация сказки «Репка».Игры с пальчиками. Концерт «Осень разноцветная». «Литературная викторина». Новогодний карнавал. Концерт «Снег ложится белый, белый». «Праздник друзей». «Праздник мам». «Литературная викторина». Импровизация на тему сказки «Снегурочка». Исполнение русских народных песен «Как у нас-то козел». «Гуси вы гуси», «Курочка – рябушка».
| Ш.Перро «Красная шапочка», Н. Носов «Заплатка», Л. Квитко «Бабушкины руки», Л.Толстой «У бабки была внучка», В.Жуковский «Мальчик с пальчик». Сказки: «Привередница» «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», Д.Хармс «Игра» В.Осеева «Волшебная иголочка». Э. Мошковская «Вежливое слово», Г. Циферов «В медвежачий час». С.Михалков «Дядя Степа». С.Маршак «Вот какой рассеянный». М.Зощенко «Показательный ребенок». А.Введенский «О девочке Маше, о собаке петушке и о кошке Ниточке» А. Барто «Елка», З.Александрова «Птичья елка», С.Дрожжин «Улицей гуляет» Т.Александрова «Светофорчик» И. и Л. Сандберг «Мальчик и сто автомобилей». Сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье», С.Козлов «Зимняя сказка» М.Пришвин «Ребята и утята». Л.Толстой «Котенок» Е. Чарушин «Что за зверь?» С.Маршак «Детки в клетке», В.Бианки «Первая охота». Чтение русских народных сказок. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Таблица 2
Тема | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Трудовая деятельность | Продуктивная деятельность | Художественно- речевая и музыкальная деятельность | Художественная литература | Сроки прове- дения |
1. «Мой дом, моя семья». | Занятие: «Я и моя семья». Цель: формиро- вать представление о мире семьи, воспитывать любовь к своей семье. 1.О чем рассказал семейный альбом – рассказы детей о членах их семей. 2.Игра «Назови ласково». Серия бесед: «Моя семья», «Мои братья и сестры» (с ис- пользованием фотографий), «Мой день дома», «Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи». | Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья». Дид. игры: «Детеныш и его мама», «Что сначала, что потом», «Поможем маме приготовить обед», «Собери маму на работу». | Заготовка и сушка листьев, растений для аппликаций, гербария. Помощь дворнику в уборке листьев на участке. Изготовление группового альбома «Вместе – дружная семья». | Рисование: «Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить». Лепка: «Я и моя семья». Конструирование: «Мебель для кукол» (из бросового материала). Аппликация: «Осенний ковер» (из сухих листьев). Выставка детских работ «Моя семья». | Развлечение«Вечер шуток и загадок». Вечер досуга «Отдыхаем всей семьей. | Чтение: В.Драгунский «Моя сестренка Ксения»; Я.Аким «Моя родня»; «Айога»; «Хаврошечка»; «Золушка»; «Как аукнется, так и откликнется» Е.Пермяк «Как Маша стала большой». В.Осеева «Хорошее». Е.Серова «Папа дома», «Стирка» | Сентябрь |
2. «Мой любимый детский сад». 3. «Наш город – родина моя». 4. «Я и мое имя». 5. «Наша Родина – Россия». 6. «Наши защитники» 7. «Очень я люблю маму милую свою». 8. «Наши космонавты 9. «День Победы». | Экскурсия по детскому саду. Цель: знакомство с трудом сотрудников детского сада, развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в д/с. 1. Беседа о важности труда людей, работающих в д/с. 2.Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы. Серия бесед: «Наша группа» «Наш участок осенью», «Как мы дежурим». «Город, в котором я живу». Цель: познакомить с городом, в котором мы живем, с его особенностями и достопримечательностями. 1. «Экскурсия» по городу на «Автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям) 2. Придумывание рассказа по своему рисунку Серия бесед: «Где я живу», «Мой родной город», «Улицы нашего города», «Азбука голубых дорог» «Путешествие по городу». Экскурсия по городу на автобусе. «Имя твое – птица в руке...» Цель: познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека. Научить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться. 1. Беседа «Для чего человеку имя?» 2. «Полное» и «неполное» имя (игра). 3. Д/и «Назови ласково». Серия бесед: «Мой возраст», «Как поступить», «Кем я буду, когда вырасту», «Портрет самого лучшего друга», «Сделаем по кругу подарок друг другу», «Скажи, кто твой друг». «Наша Родина- Россия». Цель: познакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Воспитывать Любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе. Беседы: «Рассказ о российском флаге, гербе», «Для чего человеку нужен флаг, герб», «Москва – столица России». «Мы защитники твои». Цель: расширять представления детей о защитниках Отечества, воспитывать любовь к своему Отечеству. 1. Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества 2.Игры соревновательного характера.
Беседы: «Что должен уметь солдат», «Мой папа – военный», «Как мы поздравляли папу (дедушку) с праздником (интервьюирование детей). «Очень я люблю маму милую свою». Цель: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к близким. 1. Беседа о маме 2. Составление рассказов на тему «О чем рассказал семейный альбом». Серия бесед: «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме, бабушке, сестре?» «Праздник 8 Марта в нашей семье», «Мама дома, мама на работе». «Этот загадочный космос». Цель: вызвать интерес к космическому пространству, расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии. 1. Откуда известно, что Земля круглая? 2. Игра «Какие предметы космонавт возьмет с собой в полет?» Беседы: «Кем быть?», «Как я летал на самолете», «Если бы я был волшебником» (придумывание рассказа). «Что такое героизм». Цель: формировать представление о героизме, уточнять и расширять представления детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. 1.Беседа о героизме. 2. Игры соревновательного характера. Серия бесед: «Где я живу» «Путешествие по городу», «Мое любимое время года – весна», «Мои любимые цветы». «Имена героев в названиях улиц нашего города». Экскурсия к памятнику защитников Отечества. Экскурсия в музей школы. | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Дид игры: «Определи настроение детей», «Угадай, кто ушел?», «Угадай, чей голосок?» «Скажи другу комплименты», «Подарки друг другу». Сюжетно-ролевые игры «Почта» (на знание адреса дома и д/с), «Прогулка по родному городу», «Строим новый город» Игра-упраж-нение «Обратись по имени». Д/и «Угадай, чей голосок?» Д/и «Назови ласково». Д/и «Узнай по описанию» Народные игры. Игры-путе-шествия. Сюжетно-ролевые игры «Пограничники, «Рыболовецкое судно». Сюжетно-ролевая игра «Дом». Игра-панто-мима «Как мама наряжается». Д/и «Поможем маме приготовить обед». Д/и «Букет цветов для любимой мамы». Сюжетно-ролевая игры «Космонавты», «Космические путешествия». Сюжетно-ролевая игра «Моряки». Игры-состязания: «Кто быстрее?» «Самый меткий» «Самый смелый» Д/и «Подбери картинки» (показана жизнь детей до войны) П/и «Защита границ» | Выполнение поручений помощника воспитателя по уборке групповой комнаты. Посев семян овса для подкормки животных. Мастерская добрых дел – «Ремонт книг» Изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Помощь малышам в уборке территории. Оформление альбома «Природа моего края». Устройство ледяных дорожек и построек. Уход за комнатными растениями. Украшение участка цветными льдинками. Помощь дворнику в уборке снега. Уход за аквариумными рыбками, смена воды в аквариуме. Подкормка птиц. Сооружение снежных построек. Уборка снега и льда; помощь малышам в уборке снега; развешивание скворечников. Посев укропа, петрушки. Уборка прошлогодних листьев и травы на участке. Изготовление атрибутов к игре «Космонавты» (с родителями). Акция: «Чтобы деревья были большие» - посадка аллеи Рыхление земли вокруг деревьев на участке. Пересадка комнатных растений. Высаживание цветов на аллее д/с. | Рисование: «Книжка-малышка для детей младшей группы» Лепка: «Мы гуляем на участке». Конструирование: «Город для любимых игрушек» Аппликация: «Детский сад из геометрических фигур». Рисование: «Наш город». Лепка: «На строительной площадке». Аппликация: «Дом с резными ставнями» или «Мы–строители». Конструирование: «Улица города» (коллективная) Рисование: «Мой лучший друг». Лепка: «Дети весело танцуют». Аппликация: «Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку» (из бумаги, сложенной пополам) Конструирование: «Карусель в подарок малышам». Рисование: «Моя Родина». Лепка: «Какие звери живут в зимнем лесу». Конструирование: «Изготовление игрушек для игр с ветром». Аппликация «Цветы и бутоны на полосе». Рисование: «Наша Армия родная». Лепка: «Отгадай и вылепи». Конструирование: «Подарки для пап и дедушек». Аппликация: «Вертолет». Рисование: «Портрет мамы». Лепка «Декоративная пластина «Цветок». Конструирование: «Поздравляем мам и бабушек». Аппликация: «Красивое платье для мамы» (симметричное вырезывание) Изготовление подарков для мамы (с помощью папы). Рисование: «Пришельцы с другой планеты» Лепка: «Космонавты у ракеты" Аппликация: «На космодроме» Конструирование: «Игрушки-качалки» или «Космический корабль». Рисование: «Цветущая весна» Лепка: «Мы любим спорт». Конструирование: «Корабль» (по схеме, из конструктора) Аппликация: «Весенний ковер». Изготовление атрибутов к игре «Моряки» (бинокли, бескозырки, рупор, штурвал, флажки). Оформление праздничных открыток. | Развлечение «Осень в гости к нам пришла».Пение песен о детском саде: «Я умница-ра-зумница», «У Катеньки-резвушки», «Детский сад». Праздник воздушных шариков. Слушание песен о родном крае. Развлечение «Дружба с дорожными знаками». Досуг «Друг в беде не бросит». Рождественские развлечения. Пение русских народных песен: «Светит месяц», «Травушка», «Сею – вею снежок», частушек. Фольклорный праздник «Святки». Развлечение «Вместе с папой». КВН «Наука побеждать». Бур. праздник «Сагаалган». Семейные посиделки «Вместе с мамой». Праздник мам. КВН. Концерт для ветеранов. Слушание: Д. Тухманов «День Победы» «Памяти павшим», М. Блантер и М. Исаковский «Катюша» В.Агапкин – Марш «Прощание славянки». | Чтение стихов о детском саде: В. Шаинский «Дружба крепкая», К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Н.Найденова «Наши полотенца», С.Махотин «Старшая группа», Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу». Чтение стихов: П.Воронько «Лучше нет родного края», заучивание: Ц.Ж. Жамбиев «Песня о родном городе». Чтение сказки Л. Кэррола «Алиса в Зазеркалье», О.Кириллов «Книга ласковых имен». Т.Петрушина «Когда я был маленьким». «Айога» нан.сказка Чтение стих. М. Матусовского «С чего начинается Родина?», русских народных сказок, рассказов: И.Забила «Наша Родина», Х. Мухамедьяров «Отчизна», З.Александрова «Родина». Чтение стихов и рассказов: С.Алексеев «Первый ночной таран», Л. Коваль «Алый», Л.Кассиль «Твои защитники», А.Митяев «Мешок овсянки». Г. Ладонщиков «Я не плачу» З.Петрова «Цветы для мамы». Г. Демынина «Мама», В.Осеева «Три сына». Заучивание стихов: В.Руссу «Мама», Е. Благинина «Посидим в тишине.» Сказки: «Кукушка», «Три дочери» татар. сказка Чтение: В. Баруздин «Первый в космосе», К. Булычев «Тайна третьей планеты». С.Михалков «День Победы», З.Александрова «Прощание», Чтение рассказов о детях-героях С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В. Сосюра «Советская Армия» Л. Барбас «Имя героя». | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Таблица 3
Тема | Познавательная деятельность | Игровая деятельность | Трудовая деятельность | Продуктивная деятельность | Художественно- речевая и музыкальная деятельность | Художественная литература | Сроки прове- дения |
1. «Моя семья». 2. «Я люблю свой детский сад». 3. «Я люблю свой город». 4. «Моя Сибирь». 5. «Наша Родина – Россия». 7. «Моя большая Родина». 8. «Наше государство Российская Федерация» 9. День защитника Отечества». 10. «Моя мама». 11. «Наши космонавты-ты». 12. «Этот день Победы». | «Моя семья» - Цель: расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним. 1. Работа над понятием «семья». 2. Составление рассказа на тему «Моя семья». 3. Игра «Угадай настроение», «Кто что делает?». Беседы: «Я пишу письмо дедушке, бабушке», «Традиции и любимые занятия моей семьи», «Я горжусь трудом своих родителей», «Где работают мои близкие родственники» Рассказы родителей о семейных традициях. Ознакомление с окружающим: 1. Беседа о сотрудниках детского сада «Кто о нас заботится?" 2. Интервью с выпускником детского сада о первом дне в школе; 3. Составление описательного рассказа «Мой сад, моя группа» по плану: где находится наш д/с, как он называется, моя группа, что самое интересное в группе, почему я люблю д/с. Беседы: «Мы самые старшие в детском саду», «Школа», «Наши добрые дела», «Как мы дружим с малышами». «Город в котором я живу» Цель: Познакомить с историей родного города (местоположение, особенности застройки), с промышленностью. Беседы: «Город и горожане», «Заповедные места», «Визитная карточка – флаг и герб», «Красная книга Кемеровской области». Экскурсия в музей истории, по городу. «Сибирь – мой край родной». Цель: расширять представления детей о природе, растительном, животном мире, птицах, богатствах родного края, занятиях людей. «Наша Родина – Россия, наш язык-русский». Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству; закрепить знания детей о русском фольклоре, познакомить детей с понятием «устное народное творчество»; активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками; воспитывать любовь к творчеству рус. поэта А.С.Пушкина. Беседы: «Я живу в России», «Русский фольклор (заклички, частушки, колыбельные)» «Народные приметы», «Мы говорим на русском языке», «Жизнь детей разных стран». «Москва – столица нашей Родины». Цель: расширить знания детей о Москве (основание, местоположение на карте, достопримечательности), воспитывать любовь к Родине. Беседы: «Мы любим нашу землю», «Красная книга природы». «Русский народный костюм». «Символы России». Цель: познакомить детей с государственной символикой России: гербом, скипетром, державой, уточнить знания детей о значении цвета на Российском флаге; воспитывать патриотические чувства; уважительное отношение к Российскому гербу и флагу. 1. Беседа о гос. символике 2. Аппликация «Флаг России» «Тот герой, кто за Родину горой». Цель: формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа, воспитание любви и уважения к защитникам Родины. 1. Беседа по теме занятия 2. Составление рассказа о Российской Армии Беседы: «Наша Армия родная» (боевая техника, боевые корабли) «Мой папа –военный». Рассматривание альбома «Знаки различия в армии». «Мама – самое прекрасное слово на Земле». Цель: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к близким. 1.Беседа «Мама самое прекрасное слово на Земле» 2. Рассказы детей «Моя мама лучше всех». Беседы-ситуации: «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение?» «Помоги Федоре». «Наши космонавты». Цель: углубить и расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии. 1.Беседа «В солнечном царстве, Космическом государстве» 2. Рисование «Космический сон». Беседы: «Ознакомление с профессией- космонавт». «Я-волшебник» «Это день Победы». Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. 1. Беседа «Дети войны» 2. Игра-виктори-на. Беседы: «Как хорошо, если мир на Земле», «Праздник нашей Победы». Экскурсия к памятнику погибшим во время ВОВ.
| Сюжетно-ролевая игра «Семья». Д/и: «Скажи правильно», «Кто что делает?», «Найди лицо с таким же настроением» Сюжетно-ролевая игра «Мы играем в театр». Д/и: «Кому что надо для работы?», «Угадай, кто ушел?» «Угадай мое настроение». Игры – путешествия: Д/и: «Узнай по описанию достопримечательность нашего города», «Найди отличия». Д/и: «Звери и их дети», «Что перепутал художник?», «Зимующие и перелетные птицы», «Кому, что нужно для работы» (лесорубу, рыбаку, охотнику, оленеводу), «С какого дерева листок». Разучивание русских народных игр. Игры-путешествия «Путешествие по России». Игра «Мы из сказок». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на поезде». Сюжетно-ролевая игра «Телефонная станция», «Телевидение». Сюжетно-ролевая игра «Пожарные», «Пограничники». Д/и «Кому, что нужно для работы?» Игра «Вручи подарок». Д/и «Кто у кого?» (у мамы – дочь, сын, у бабушки …) Сюжетно-ролевая игра «Семья». Оформление семейных уголков. Сюжетно-ролевые игры «Полет в космос», «Мы – инопланетяне». Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики», «На границе» Игры: «Кому что надо», «Разрезные картинки». | Сбор растений для гербария. Подбор фото- графий для семейного группового альбома «Моя семья» (построение генеалогического древа семьи). Сбор опавших листьев. Помощь дворнику в уборке сухих листьев на участке. Акция «Помоги малышам». Уборка участка младшей группы. Установка кормушек для подкормки птиц. Изготовление макетов с использованием бросового материала. Сбор снега для построек. Изготовление ледяных игрушек. Уход за ледяными горками, дорожками. Помощь дворнику в уборке снега. Изготовление ледяных украшений для украшения деревьев на участке. Посев семян для подкормки животных уголка природы. Подкормка комнатных растений. Сбор талой воды для их полива. Помощь взрослым в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Высадка рассады на клумбы. Посадка декоративных растений. | Рисование «Любимое занятие моей семьи». Лепка «Дымковская барышня». Конструирование «Игра в волшебников». Аппликация «Цветы из ткани». Рисование «Игры с кляксами». Лепка «Чудо-дерево». Конструирование «Наш микрорайон». Аппликация «Ветка с осенними листьями». Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад). Рисование «Улицы города» (восковые мелки, акварель). Лепка «Ветка рябины» (декоративная пластина). Конструирование «Мост». Аппликация «Зимовье».
Рисование «Звери сибирской тайги». Лепка «Совы». Коллективная аппликация «Снегири на ветках». Конструирование «Старая деревня» (строит. материал, коллективная). Рисование «Моя Родина». Аппликация «Украсим русский национальный костюм». Рисование «Кукла в русском национальном костюме». Лепка «Гжельская птица". Аппликация «Гжельская роза». Конструирование «Башни Московского Кремля». Рисование «Русская березка» (уголь, гуашь). Лепка «Сказочные птицы». Конструирование «На чем ездили на Руси» (от телеги до кареты). Аппликация «Композиция с цветами, ягодами по мотивам хохломской росписи» Рисование «Наша Армия родная». Лепка «Военная техника». Конструирование «Поделки для пап и дедушек». Аппликация «На аэродроме». Подбор иллюстраций на тему «Наша Армия родная» (материал для альбома «Российская Армия»). Рисование «Портрет мамы». Лепка «Декоративная птица». Конструирование «Тюльпан» (оригами). Аппликация «Поздравляем наших мам». Подбор иллюстраций для альбома «Мама – самое прекрасное слово на Земле». Рисование «Ракета летит к звездам». Лепка «Космическая техника». Конструирование «Космодром» или «Космический корабль». Аппликация «Звездное небо» (коллективная работа, силуэтное вырезывание). Рисование «Салют в честь дня Победы». Лепка «Пограничник с собакой». Конструирование «Крепость». Аппликация «Букет ветерану». Семейный творческий конкурс «Цветы победителям» (рисунки, поделки). | Развлечение«Праздник бабушки». Праздник «День семьи». «Осенины». Встреча с лучшими людьми района (бабушками и дедушками). Концерт ко Дню пожилого человека. Слушание песен о родном городе, крае. Знакомство с гимном Киселевска. Разучивание песен на бур. языке. Слушание фонограммы «Голоса птиц» Отгадывание загадок о растениях, цветах, о животных. Слушание песен о Родине. Викторина по сказкам А.С.Пушкина. Слушание песен о Москве. Новый год. Развлечение «Русская ярмарка». Праздник частушки. Спортивное развлечение «Вместе с папой». Бур. праздник «Сагаалган». Конкурс «Мисс Дюймовочка». Викторина «Что ты знаешь о своих родителях». Спортивное развлечение «Мы – космонавты». Музыкально-литературная композиция «День Победы». Слушание: В.Агапкин «Прощание славянки», Г.Свиридов «Военный марш», Д. Тухманов «День Победы», В. Рунов «Праздничный марш», М. Старокадомский «Марш Победы», песни военных лет и войне. | Чтение: В.Драгунский «На Садовой большое движение», В. Маяковский «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Л.Толстой «Старый дед и внучек». Стихи Е.Благининой, О.Высоцкой, Р.Гамзатова. В.Осеева «Сыновья». В.Драгунский «Денискины рассказы». Г. Ладонщиков «Большой малыш», «Про себя и про ребят». Б.Иовлев «Некогда» О.Кригер «На прогулку». Чтение и разучивание стихов О родном городе.
Чтение рассказа Сладкова «Сорочьи тараторки», Г. Снегирев «Голубая тайга». Ю.Аракчеев «По Уссурийской тайге», из книги А.Я.Ковалева «Ангарский каскад» - рассказы «Саяны», «Байкал». Чтение русских народных сказок. Разучивание потешек, закличек, считалок. Чтение произведений А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение стихотворения Ф. Глинки «Москва». З.Александрова «Родина». Разучивание пословиц и поговорок о Родине. Чтение худ. произведений: В.Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо», «Черные руки». Чтение и заучивание стихов: А.Фет «Печальная береза», С.Есенин «Пороша», Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою.» Чтение: Б.Никольский «Как живет аэродром», «Солдатская школа», Л.Кассиль «Твои защитники», А.Митяев «Почему Армия всем родная». Разучивание пословиц о храбрости, героизме. Чтение былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке. Чтение и заучивание стихов о маме: О.Григорьев «Бабушка», «Букет», В.Берестов «Праздник мам» Э. Мошковская «Хитрые старушки», Е.Серова «Подснежник», Е.Пермяк «Мамина работа». Я.Аким «Земля», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В.Катаев «Цветик-семи-цветик». А.Митяев «Наше оружие», М. Чернявский «Огненная баллада», С. Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов к празднику «День Победы». | Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Пою мое Отечество» для детей 4 – 7 лет
К. Д. Пояснительная записка. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека&h...
Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.
Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нра...
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 5-6лет
Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет
Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает нравственно-патриотическо...
Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Растем патриотами" для детей 3 - 7 лет
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребенок с перв...
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет
Дополнительная общеразвивающаяпрограмма по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот»для детей 4-5лет...
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Пою мое Отечество» для детей 4 – 7 лет
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»....