Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная общеразвивающая
программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот»
для детей 4-5лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_yunyy_patriotalishihova.docx | 46.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая
программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот»
для детей 4-5лет
воспитатель:
Алишихова У.Х.
Мегион 2022
Пояснительная записка
Место дополнительной общеразвивающей программы в основной образовательной программе ДОУ
Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Интегративный характер Программы предусматривает взаимосвязь с основными направлениями развития и воспитания детей, расширяет содержание раздела ООП по социально-коммуникативному развитию дошкольников, дополняет общий информационно-практический материал.
Программа отражает педагогическую концепцию образовательного учреждения.
Концепция программы
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.
От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.
Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы. Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства. Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Воспитание чувства привязанности к родной улице, родному краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом. Знакомство с родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.
Актуальность, новизна, практическая значимость
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. А нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание.
Программа «Юный патриот» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно - патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей.
Программа нацелена на воспитание любви и уважения к родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания, на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Она позволяет воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на его познавательную деятельность.
Цели, задачи Программы
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям
Задачи:
- Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях,
- Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут: познакомить с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.
- Расширить кругозор детей и словарный запас.
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.
- Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
- Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.
Сроки реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный патриот» рассчитана на 1 год и предполагает перспективное планирование мероприятий 1 раз в неделю.
Основные принципы отбора материала
и краткое пояснение логики структуры программы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Общая характеристика образовательного процесса:
формы, методы образовательной деятельности, режим занятий
Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным материалом, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно-исследовательская
- Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
- Конструктивная
- Двигательная
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Музыкальная
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения.
Методы и приемы:
- наблюдение;
- рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственным наблюдением детей;
- беседы с детьми;
- игры
- использование художественной литературы, фольклора (чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок);
- использование современных информационных технологий.
Игровые методы:
Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, коммуникативные.
Практические методы:
Действия с игрушками-заместителями, которые позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.
Наглядные методы:
Иллюстрации. Предметные картинки.
Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей: игры (сюжетно-ролевые, дидактические, коммуникативные), чтение, рассказывание детям. Знакомство с художественно литературой; рассматривание картин, фото, и т.д.
Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.
Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала.
Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому.
В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.
Вид помещения Функциональное использование | Оснащение |
Групповая комната:
Оборудование:
|
|
Ожидаемые результаты
Дети должны знать:
- домашний адрес, место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых, иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду);
- основные правила безопасности на дороге;
- основные виды транспорта, которые есть в нашем городе, их значение;
- памятники нашего города, в честь кого они поставлены;
- символику города;
- названия улиц нашего город, улицу, на которой расположен детский сад;
- названия главных социальных объектов города (их значимость);
- ближайшие социальные объекты вблизи детского сада;
- природу родных мест, бережно относиться к ней.
Воспитание нравственно-патриотических чувств к малой родине, чувства гордости и уважения к родному городу будет способствовать приобщению воспитанников к культуре своего народа.
Учебно-тематический план
Перечень разделов, тем и последовательность изучения, количество часов на изучение каждого раздела
Форма обучения – очная.
Общая трудоемкость программы составляет 36 занятий.
Календарный учебный график определяется расписанием.
Категория обучающихся: воспитанники 4-5 лет.
Режим обучения –20минут, 1 раз в неделю.
№ № п/п | Название модуля | Общее количество занятий | Форма контроля |
Мой дом, моя улица | 8 | Беседы, наблюдение | |
Город, в котором я живу | 24 | ||
Они прославили наш город | 4 |
3. Содержание тем учебного курса
Месяц | Задачи модуля | Содержание |
Мой дом, моя улица | ||
Сентябрь | Расширить и закрепить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут, познакомить с историей возникновения названий улиц. | 1.Анкетирование родителей. 2. Беседа: «Улица, на которой я живу» 3.Д.игра «Наш микрорайон» 4.Пальчиковые игры «Дом», «Строим дом» |
Октябрь | 1.Беседа: «Какие здания находятся на моей улице» 2.Д.иры «Какой дом», «Из чего построен дом» 3.Рисование «Мой дом» 4.Конструирование «Строим, строим мы дома» | |
Город, в котором я живу | ||
Ноябрь | •Формировать представление об исторических корнях города. • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города. • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине. | 1.Беседа: «Что мы знаем о родном городе» 2.Презентация «Город Мегион» 3. «Экскурсия по городу» 4.Составление рассказа «Город, в котором я живу» |
Декабрь | 1.Беседа: «Как люди заботятся о красоте своего города» 2.Экскурсия с родителями в храм. 3.Заучивание стих «Мой Мегион» 4.Выставка рисунков «Мой любимый город» совместно с родителями | |
Январь | 1.Рассказ воспитателя «Памятники города, кому они поставлены» 2.Д.игры «Где находятся памятники» 3.Презентация «Памятники нашего города» 4.Д.игра «Городские силуэты» | |
Февраль | 1.Фотовыставка «Город, и я» 2.Беседа « Чем помочь родному городу» 3.Пословицы, поговорки ,загадки. 4. «Мы едим по нашему городу» | |
Март | 1.Беседа: «Флаг, герб, гимн нашего города» 2.Рисование «Флаг города» 3.Прослушивание гимна. 4.Презентация «Как рос и хорошел наш город» | |
Апрель | 1.Беседа «Важные социальные объекты города» 2.Презентация «Достопримечательности нашего города» 3.Викторина «Моя малая Родина» 4.Рассказ о летчике-космонавте | |
Они прославили наш город | ||
Май |
| 1.Беседа: «Профессии нашего города» 2.Рассказ воспитателя «Они прославили наш город» (о спортсменах-боксерах) 3.Экскурсия на «Алею героев» 4.Составление рассказа «Когда я вырасту, то буду…» |
4. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение
- Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом». М:ЦГЛ 2006.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.:ЦГЛ,2005
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.
- Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий/ авт.- сост. Е.А.Позднякова: - Волгоград: Учитель, 2008.-148с.
- Д. Калитина. «Прокопьевск – город шахтерской славы» - Москва ЦРИБ «Турист» - 1981.
- Дерягина Л.Б., Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине», СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б., Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика - Синтез, 2005.
- Л. Ермолович. «Мой Прокопьевск» - Новосибирск «Приобские ведомости». 2012 – 256 с.
- Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
- Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Презентационные материалы по тематическим блокам (3 части).
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Пою мое Отечество» для детей 4 – 7 лет
К. Д. Пояснительная записка. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека&h...
Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.
Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нра...
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 5-6лет
Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 в честь иконы Божией Матери «Казанская»» г. Прокопь...
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Юный патриот» для детей 4-5лет
Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает нравственно-патриотическо...
Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Растем патриотами" для детей 3 - 7 лет
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребенок с перв...
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Пою мое Отечество" для детей 4-7 лет
Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и...
Дополнительная общеразвивающая программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Пою мое Отечество» для детей 4 – 7 лет
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»....