"Моя малая Родина"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях.
Современные исследования в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Культура - как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остается понимаемой всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или к социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций народов, населяющих Ставропольский край, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Раннему приобщению к культуре родного края, духовно-нравственным и социокультурным ценностям, познанию его прошлого и настоящего посвящена наша работа.
В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса в ДОУ, направленного на развитие детской личности, мы придаем особое значение таким формам организации жизнедеятельности дошкольника, как его самостоятельная деятельность (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и индивидуальная работа с ним.
В совместной деятельности используем разнообразные формы работы: занятия, беседы, игры (дидактические, подвижные, творческие), экскурсии в музеи, к памятникам города; целевые прогулки, наблюдения, показ спектаклей и сказок, чтение детской литературы, художественный труд, выставки детского творчества, праздничные мероприятия.
Мы исходим из того, что эффективное приобщение дошкольников к культуре Ставропольского края происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами и желаниями. Мы считаем, что развитие интереса к культуре и традициям Ставропольского края будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- организация систематического образовательного процесса с использованием наглядного материала;
- тесное взаимодействие с семьей.
Чтобы сформировать у ребенка чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительные отношения к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, поощрять желание узнавать больше об особенностях родного края.
Для решения этих задач мы стараемся дать детям географические и природоведческие представления о Ставропольском крае, об истории края, культуре и традициях народов, населяющих его.
Целью реализации программы регионального компонента является процесс, который предполагает:
Организацию интеллектуальной, эмоциональной активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём.
Задачи:
Образовательные:
– расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;
– развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;
– знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.
Воспитательные:
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
-формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего
народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Педагогические условия для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования:
- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
- создание культурно-развивающей среды ДОУ;
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
- При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
- определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
- выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в крае,
Формы подведения реализации работы по региональному компоненту:
– наблюдения за природными и общественными явлениями, происходящими в родном городе;
– интерактивные экскурсии в лес, парк, на речку, озеро, на рабочие места родителей; в учебные заведения; по историческим и достопримечательным местам;
– рассказы воспитателя об интересных исторических и современных событиях, фактах в жизни родного города (края);
– чтение познавательной и художественной литературы;
– рассматривание открыток, фотоальбомов, иллюстраций в книгах о Ставропольском крае; карты Ставропольского края;
– беседы с детьми;
– чтение;
– составление гербариев;
– создание коллекций, экспериментов;
– встречи с интересными людьми (писателями, художниками, композиторами, старожилами и т.п.), проживающими в родном городе;
– викторины;
– литературные вечера;
– игры-путешествия, дидактические игры;
– изобразительная, художественно-продуктивная деятельность;
– участие в озеленении территории детского сада;
– участие в праздниках города.
Прогнозируемый результат освоения регионального компонента.
– Любознательный, активный.
Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает Ставропольский край, г. Ессентуки на карте, отмечает их уникальность. Отгадывает описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения – эндемики, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.
-Эмоционально-отзывчивый.
Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Ессентуки. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы. Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.
– Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Отражает знания о городе Ессентуки, в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций. Способен решать интеллектуальные и личностные задания, адекватные возрасту.
Устанавливает связи между растительным и животным миром с помощью наглядной модели.
– Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
– Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе.
– Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.
Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Развивающая среда представлена в группе
-материал данной тематики размещен в папках передвижках
-подготовлены альбомы и презентации.
- подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей, сборники музыкальных произведений.)
следующим уголком: краеведческий уголок
Месяц | Форма работы | Цели |
Сентябрь |
|
|
| 2. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу, его истории. Закрепить знания о Ессентуках. Дать понятие, что города, как и люди, отмечают день рождения. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города. | |
|
| |
4. Виртуальная экскурсия по достопримечательностям нашего города |
| |
Октябрь |
|
|
| 2.Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок). Развивать сосредоточенность внимания. | |
3. Знакомство с зимующими птицами Ставрополья. | 3.Познакомить детей с зимующими птицами Ставрополья. | |
4. Совместное раскрашивание картинок зимующих птиц Ставрополья. | 4.Учить детей раскрашивать птиц, передавать характерные особенности. Развивать воображение. | |
Ноябрь |
|
|
|
гор, с многообразием полезных ископаемых в горах Ставропольского края. | |
|
способности. | |
|
| |
Декабрь |
|
|
2.Знакомство с зимующими птицами Ставрополья. | 2.Познакомить детей с зимующими птицами Ставрополья. | |
3. Совместное раскрашивание картинок зимующих птиц Ставрополья. | 3. Учить детей раскрашивать птиц, передавать характерные особенности. Развивать воображение. | |
4. НОД «Знакомство с заповедником и Красной книгой». Виртуальная экскурсия «Заповедное Ставрополье». | 4. Познакомить детей с различными видами растительности, произрастающей в заповедных местах Ставропольского края, а также с миром животных и насекомых, с назначением «Красной книги». Расширить знания о родной природе Ставропольского края. | |
Январь |
3.«Народные праздники на Ставрополье» 4.Чтение сказок народов Северного Кавказа. |
|
Февраль | 1.Рассказ - беседа «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Ставрополье». 2.Просмотр презентации «Фарфоровые изделия сувенирной фабрики г. Кисловодска». НОД по рисованию «Узор на вазе» 3.Рисование: «Мы рисуем достопримечательности нашего города» 4.Беседа «Казачьи ремёсла» фотографий с изображением знаменитых мест в городе. | 1.Познакомить детей с различными видами исторических промыслов и ремесел в крае, развивать познавательный интерес. 2.Познакомить детей с разными вариантами композиционного решения кисловодской росписи. Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать любовь к малой родине - Ставропольскому краю. 3.Способствовать расширению элементарных представлений детей о городе курорте; Развивать интерес к рисованию и творчеству. 4.Знакомство с трудом наших предков, расширить знания детей о народных промыслах. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства - своих земляков. |
Март |
3.«Танцы Северного Кавказа». Просмотр видео – роликов «Национальные танцы». 4. Беседа о предметах быта. |
|
Апрель |
|
|
Май | 1.Беседа «Город Ессентуки в годы войны». 2.Беседа «Мои земляки – герои Великой отечественной Войны.» 3.Интегрированное занятие «Родной свой край люби и знай». 4.Викторина «Что я знаю о Ставрополье». Беседа «Что я могу рассказать о своей малой родине» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...