"Моя малая Родина"
материал (младшая группа)

Носова Нина Витальевна

Региональный компонент во 2 мл.гр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях.

Современные исследования в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. 

Культура - как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остается понимаемой всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или к социальной группе. 

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. 

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций народов, населяющих Ставропольский край, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Раннему приобщению к культуре родного края, духовно-нравственным и социокультурным ценностям, познанию его прошлого и настоящего посвящена наша работа.

В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса в ДОУ, направленного на развитие детской личности, мы придаем особое значение таким формам организации жизнедеятельности дошкольника, как его самостоятельная деятельность (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и индивидуальная работа с ним.

В совместной деятельности используем разнообразные формы работы: занятия, беседы, игры (дидактические, подвижные, творческие), экскурсии в музеи, к памятникам города; целевые прогулки, наблюдения, показ спектаклей и сказок, чтение детской литературы, художественный труд, выставки детского творчества, праздничные мероприятия.

Мы исходим из того, что эффективное приобщение дошкольников к культуре Ставропольского края происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами и желаниями. Мы считаем, что развитие интереса к культуре и традициям Ставропольского края будет эффективным при соблюдении следующих условий:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- организация систематического образовательного процесса с использованием наглядного материала;

- тесное взаимодействие с семьей.

Чтобы сформировать у ребенка чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительные отношения к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, поощрять желание узнавать больше об особенностях родного края.

Для решения этих задач мы стараемся дать детям географические и природоведческие представления о Ставропольском крае, об истории края, культуре и традициях народов, населяющих его.

Целью реализации программы регионального компонента является процесс, который предполагает:

Организацию интеллектуальной, эмоциональной активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём.

Задачи:

Образовательные:

– расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, достопримечательностях города, социальным навыкам;

– развитие интеллекта ребенка, формирование   наглядно-образного мышления, повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения;

– знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории, культуры.

Воспитательные:

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

-формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Педагогические условия для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования:

  • формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
  • подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
  • создание культурно-развивающей среды ДОУ;
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
  • При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
  • определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
  • выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в крае,

Формы подведения реализации работы по региональному компоненту:
 – наблюдения за природными и общественными явлениями, происходящими в родном городе;

– интерактивные экскурсии в лес, парк, на речку, озеро, на рабочие места родителей; в учебные заведения; по историческим и достопримечательным местам;

– рассказы воспитателя об интересных исторических и современных событиях, фактах в жизни родного города (края);

– чтение познавательной и художественной литературы;

– рассматривание открыток, фотоальбомов, иллюстраций в книгах о Ставропольском крае; карты Ставропольского края;

– беседы с детьми;

– чтение;

– составление гербариев;

– создание коллекций, экспериментов;

– встречи с интересными людьми (писателями, художниками, композиторами, старожилами и т.п.), проживающими в родном городе;

– викторины;

– литературные вечера;

– игры-путешествия, дидактические игры;

– изобразительная, художественно-продуктивная деятельность;

– участие в озеленении территории детского сада;

– участие в праздниках города.

Прогнозируемый результат освоения регионального компонента.

– Любознательный, активный.

Задает вопросы поискового характера. Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает Ставропольский край, г. Ессентуки на карте, отмечает их уникальность. Отгадывает описательные загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения – эндемики, первоцветы, растения, занесенные в Красную книгу.

-Эмоционально-отзывчивый.

Проявляет устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы города Ессентуки. Уважает труд взрослых разных профессий по охране природы. Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные задания. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд, историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.

– Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Отражает знания о городе Ессентуки, в небольших связных рассказах, в выразительной, музыкально-театрализованной деятельности. Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций. Способен решать интеллектуальные и личностные задания, адекватные возрасту.

Устанавливает связи между растительным и животным миром с помощью наглядной модели.

– Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

– Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе.

– Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и животного мира родного города, района. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.

Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Развивающая среда представлена в группе

-материал данной тематики размещен в папках передвижках

-подготовлены альбомы и презентации.
- подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей, сборники музыкальных произведений.)
следующим уголком: краеведческий уголок

Месяц

Форма работы

Цели

Сентябрь  

  1. Беседа с детьми «Моя малая Родина»

  1. Познакомить детей с краем, формировать представления о  «Малой Родине»
  1. Развлечение «День рождения города Ессентуки».  Изготовление с детьми и родителями мини альбомов «Город, в котором мы живём» из рисунков и фотографий.  

2. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу, его истории. Закрепить знания о Ессентуках. Дать понятие, что города, как и люди, отмечают день рождения. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города.

  1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток с видами г. Ессентуки.

  1. Воспитывать и развивать чувство любви к своему городу.

4. Виртуальная экскурсия по достопримечательностям нашего города

  1.  Расширять представления детей о родном городе. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.

Октябрь

  1.  «Природа и лесные жители Ставропольского края».

  1. Познакомить детей  с богатством и разнообразием природы Ставропольского края, воспитывать любовь к родному краю, к родному городу.
  1. Рассказы воспитателей о Ставропольских лесах (деревья, грибы, ягоды).

2.Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок). Развивать сосредоточенность внимания.

3. Знакомство с зимующими птицами Ставрополья.

3.Познакомить детей с зимующими птицами Ставрополья.

4. Совместное раскрашивание картинок зимующих птиц Ставрополья.

4.Учить детей раскрашивать птиц, передавать характерные особенности. Развивать воображение.

Ноябрь

  1. Чтение и рассматривание иллюстраций книги А. Макаренко «Увлекательные рассказы Дедушки Прохора, или путешествие по Кавказским Минеральным Водам»
  1. Дать детям представление о городах курортах, обсудить, почему наш край называют «здравницей». Показ видео-ролик «Города-курорты нашего края».

  1. Беседа «Мир гор Ставрополья»

  1. Знакомство дошкольников с названием

гор, с многообразием полезных ископаемых в горах Ставропольского края.

  1. Просмотр видео-ролика  и рисование на тему «Горы края»

  1. Совершенствовать умение замечать характерные особенности природы и передавать их в рисунке, развивать творческие

способности.

  1. Чтение легенд о Ставропольском крае на основе наглядного материала
  1. Знакомить детей с легендами родного края через фотографии.

Декабрь

  1. Беседа «Ставрополье - сельскохозяйственный край. Чем богат наш край?
  1. Знакомить детей как трудятся на  Ставрополье, познакомить детей с новыми профессиями. Чтение стихотворений о хлебе, о сельских тружениках.

2.Знакомство с зимующими птицами Ставрополья.

2.Познакомить детей с зимующими птицами Ставрополья.

3. Совместное раскрашивание картинок зимующих птиц Ставрополья.

3. Учить детей раскрашивать птиц, передавать характерные особенности. Развивать воображение.

4. НОД «Знакомство с заповедником и Красной книгой». Виртуальная экскурсия «Заповедное Ставрополье».

4. Познакомить детей с различными видами растительности, произрастающей в заповедных местах Ставропольского края, а также с миром животных и насекомых, с назначением «Красной книги». Расширить знания о родной природе Ставропольского края.

Январь

  1. .Беседа «Люди разных национальностей населяют наш край». 

  1.  Рассматривание альбома «Национальная одежда народов Северного Кавказа»

3.«Народные праздники на Ставрополье»

4.Чтение сказок народов Северного Кавказа.

  1. Дать детям представление о народах, населяющих наш край и наш город. Воспитывать уважение к разным народам.

  1. На основе иллюстраций познакомиться со сходством и различием в одежде разных народов.

  1.  Помощь детям составить  рассказы из личного опыта «Как я праздновал Рождество, Святки, Крещение и др».
  2. Знакомить детей с  народным творчеством. Игры народов Кавказа.

Февраль

1.Рассказ - беседа «Различные виды  исторических промыслов и ремесел на Ставрополье».

2.Просмотр презентации

«Фарфоровые изделия сувенирной фабрики г. Кисловодска».

НОД по рисованию «Узор на вазе»

3.Рисование: «Мы рисуем достопримечательности нашего города»

4.Беседа «Казачьи ремёсла»
(вышивка, золото плетение, резьба по дереву).

фотографий с изображением

знаменитых мест в городе.

1.Познакомить детей с различными видами исторических промыслов и ремесел в крае, развивать познавательный интерес.

2.Познакомить детей с разными вариантами композиционного решения кисловодской росписи. Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать любовь к малой родине - Ставропольскому краю.

3.Способствовать расширению элементарных представлений детей о городе курорте; Развивать интерес к рисованию и творчеству.

4.Знакомство с трудом наших предков, расширить знания детей о народных промыслах. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства - своих земляков.

Март

  1. Знакомство с народными музыкальными инструментами.

  1. Игра «Салочки»

3.«Танцы Северного Кавказа».

Просмотр видео – роликов «Национальные танцы».

4. Беседа о предметах быта.

  1. Познакомить детей с русскими народными инструментами, вызывать желание играть на инструментах.
  2. Продолжать прививать интерес к русским народным играм.
  3. Познакомить детей с народными танцами народов Кавказа. Расширить кругозор детей на основе знакомства с музыкальной и танцевальной культурой
  4. Формировать представление о предметах быта в русской избе; воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Апрель

  1. Животные Ставропольского края.

  1. Серия мультфильмов «Гора самоцветов» - «Кот и лиса»

  1. Рассматривание фотоальбома «Природа родного края».

  1. Совместное раскрашивание картинок животные Ставрополья

  1. Знакомить детей с дикими животными. Учить детей узнавать и называть травоядных животных: заяц, белка, еж, познакомить с особенностями внешнего вида, повадками, особенностями питания.
  2. Знакомить детей с русскими народными сказками через мультипликацию.

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту природы Северного Кавказа. Воспитывать бережное отношение к природе и животным.

  1.  Учить детей раскрашивать животных, передавать характерные особенности. Развивать воображение.

Май

1.Беседа «Город Ессентуки  в годы войны».

2.Беседа «Мои земляки – герои Великой отечественной Войны.»

3.Интегрированное занятие

«Родной свой край люби и знай».

4.Викторина «Что я знаю о Ставрополье». Беседа «Что я могу рассказать о своей малой родине»

  1. Расширить представления детей о подвиге жителей родного города и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне.
  2. Дать детям представление о подвиге жителей Ставрополья и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне. О героях земляках. На примере прадедушек и прабабушек открывать детям такие понятия, как «Любовь к Родине», «Долг».
  3. Обобщить и закрепить знания детей о Ставропольском крае. Продолжать воспитывать любовь к своему родному краю, развивать любознательность, внимательность, интерес, желание заботиться о процветании родного края.
  4. Выявить уровень знаний. Воспитывать чувство любви к своей малой родине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...