«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
проект (старшая, подготовительная группа)
Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Народ, не знающий истории и культуры предков, обреченна духовное вырождение, будет потеряна система преемственности поколений. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость изучения, осмысления основ культуры, быта родного края, родного поселка, механизмов передачи его грядущим поколениям, а также в воспитании у дошкольников уважения к культуре общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром. важности . Детям необходимо знать и изучать историю и культуру своей малой родины. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем» | 398.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск
Управление образования
МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»
ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол №____ от «___»__________20___г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида» __________________ Т.Н.Власова «___»____________20___ г. Приказ №___ от «____»___________20___ г. |
Педагогический проект
«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством ознакомления с историей и традициями родного края»
(срок реализации: 2 уч.год)
Подготовила: воспитатель
Сидорова Т.Н.
г.о. Саранск, 2021
Название проекта: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Творческое название проекта: «Моя малая Родина»
Проблема:
Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических, нравственных переменах. Все это говорит о духовном дефиците человечества. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.
Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности возникшей темы работы.
Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственные становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества. Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.
Наша задача, т.е. задача педагогов ДОУ – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.
Формулирование проблемы, на решение которой направлен проект.
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение, будет потеряна система преемственности поколений. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость изучения, осмысления основ культуры, быта родного края, родного поселка, механизмов передачи его грядущим поколениям, а также в воспитании у дошкольников уважения к культуре общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром.
Актуальность проекта:
Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Поэтому, проблемы социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах, в настоящее время очень велики. Отсюда возрастающая роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает учёт этнокультурной ситуации развития детей, как одного из основных принципов дошкольного образования. Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своей малой родины. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей.
Цель проекта:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре, национальным традициям мордовского народа; создание условий для системного, целостного освоения детьми национальной культуры Мордовии .
Задачи реализации проекта:
Образовательные:
- систематизировать и расширить знания детей о Мордовии, о природе родного края;
- познакомить с коренными народами Мордовии и дать представление об их традициях и обычаях;
- познакомить детей с традиционно бытовой культурой мордовского народа;
- углубить и расширить знания детей об устном народном творчестве, литературе и музыке мордовского народа.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, память, внимание, логическое мышление, воображение;
- развивать связную речь детей, умение отвечать полным ответом;
- развивать интерес детей, к любознательности и познавательной мотивации.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать уважение к самобытности национально - региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Мордовии;
- воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Мордовии и восхищение их мастерством;
- воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства.
Участники проекта:
Воспитанники группы № 8, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Вид проекта: долгосрочный, познавательно - исследовательский.
Основные формы организации проекта:
- ООД воспитателя с детьми (окружающий мир, восприятие художественной литературы, развитие речи, рисование, аппликация, лепка);
- самостоятельная деятельность детей;
- организация досугов, тематических вечеров совместно с родителями;
- работа с родителями по оснащению предметно-развивающей среды.
Формы работы с родителями:
Консультации для родителей;
Информация на стенде;
Папки-передвижки;
Памятки;
Совместная работа с детьми,
Организация тематических досугов и развлечений.
Методы и приемы:
- Наглядно – действенный метод:
- рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций, предметов народно-прикладного искусства;
- демонстрация презентаций, прослушивание музыкальных записей;
- наблюдение;
- целевые встречи.
- Словесно – образный метод:
- рассказ воспитателя;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
- беседы;
- чтение и обыгрывание детских произведений устного народного творчества;
- разучивание произведений устного народного творчества.
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация; конструирование.
- изготовление атрибутов к играм;
- изготовление с детьми и родителями наглядных пособий;
4. Игровой метод:
- дидактические, хороводные, сюжетно – ролевые и музыкально- дидактические игры;
- подвижные игры с правилами ,
- игры – драматизации;
Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:
- Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
- Информационно-коммуникативные технологии (подбор информационных продуктов, использование готовых медиа ресурсов, создание презентаций).
- Использование игровых технологий.
Программно - методическое обеспечение проекта:
- «Детство»: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, авт: Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕММ»,2011
- Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошк. образования/[О.В.Бурляева и др.]. – Саранск:Мордов.
Книги:
- Абрамов В. К. Мордвин ы: вчера и се годня. Крат кие очерки мор довской госу дарственност и и национ ального дв ижения. Сар анск, 2012.
- Алешина Н. В. «Патриот ическое вос питание до школьников» М. Ц ГЛ, 2015г.
- Алешина Н. В. Ознаком ление дошко льников с о кружающим и со циальной де йствительност ью. ЦТЛ, Мос ква 2010.
- Балашов В. А. Бытовая ку льтура мор двы. Тради ции и совре менность. С аранск, 201 2.
- Брыжинский В.С. С иянь рисьм инеть-Серебр яные цепоч ки: Эрзянь д ы мокшонь н ародонь на лксемат ды к иштемань к ирькс кужот: Ш колань тон автыцянь д ы од ломане нь художест венной творчест вань ветиц янь книга.- С аранск: Мор довской кн ижной издате льствась,200 2. – 272 с.
- Василенко В. С. Детс кий фольклор, М. : В ысшая школ а, 2010
- Вихляев В. И. Происхо ждение дре вне-мордовс кой культур ы. Саранск, 2010.
- Воронин И. Д. Достопр имечательност и Мордовии. Пр иродные истор ические, ку льтурные. 2-е из д. Саранск, 201 2.
- Гаврилова И. Г. Исто ки русской н ародной ку льтуры в детс ком саду, С Пб. : Детст во-Пресс, 2010 г.
- Дерябина Л. Б. «Моя Ро дина Росси я» серия « Малышам о ро дине» СПб Из дательский до м «Литера», 2007.
- Земскова-Незванова Л. М. «Люби и з най свой кр ай родной». З анятия по кр аеведению с м алышами. М. Ч истые пруд ы, 2006.
- Князева О. Л., М.Д. М аханева про грамма «Пр иобщение дете й к истока м русской н ародной ку льтуры», Из дательство « Детство - Пресс», 2006.
- Комратова Н. Г., Грибов а Л.Ф. «Патр иотическое вос питание дете й 4-6 лет». Мето дическое пособ ие. – М.: Сфер а, 2007.
- Корнишина Г. А. Традицио нные обыча и и обряды мор двы. Саранс к, 2010.
- Лузгин А.С. Про мыслы Мордо вии. Саранс к, 2003.
- Маханева М. Д. «Нравст венно-патр иотическое вос питание дете й старшего до школьного возр аста». Пособ ие по реал изации Госу дарственно й программ ы «Патриот ическое вос питание гр аждан РФ н а 2001-2005 гг., 2 изд-е».
- Мордва. Очер ки по истор ии, этногр афии и кул ьтуре мордо вского наро да. – Изд. До п. и перер аб. Саранс к: Мордов. к н. изд-во, 2004.
- Мордовское уст ное народное т ворчество. С аранск, 2007.
- Народная ку льтура и тр адиции: за нятия с дет ьми 3-7 лет/ авт.-сост. В. Н.Косарева. – Из д.2-е, перер аб. – Волго град: Учите ль. – 159 с.
- Новицкая М. Ю. Наследие. П атриотичес кое воспит ание в детс ком саду; пр иложение к жур налу «Обруч» - М. Л ипка – Пресс.
- Родной кра й /Р.И. Жу ковская, Н.Ф. В иноградова, С. А. Козлова; По д ред. С.А. Коз ловой. – 3-е из д., перераб. И до п. – М.: Прос вещение, 2010. – 176с.
- Спортивные мероприятия д ля детей 5-7 лет с ис пользование м мордовско го фольклор а: Учебно- методическое пособ ие/Сост.: А нисимова Т. Г.; Под ре д. Р.А. Ере миной; МО Р М, МРИО. – С аранск, 2008. – 1 36 с.
Журналы и материалы сборников:
- Аверина Н.Г. «О духовно-нравственном воспитании младших дошкольников»./ Н.Г.Аверина// Начальная школа, - 2005. - №11.
- Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность».-Сборник лекций и докладов ВГПУ,2000 г.
- Мордовский детский фольклор в обучении родной речи в раннем и дошкольном детстве // Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития / Материалы научной конференции посвященной 140-летию со дня рождения А.Ф. Юртова и 130-летию со дня рождения М.Е. Евсевьева, 11 марта 1994 г. / Отв. ред. В.М. Макушкин. 4.1. - Саранск, 1995. - с. 44-49. (в соавторстве с H.H. Воробьевой).
- Традиционное и национальное в игре. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г. 4.1. - М.: Прометей, 1995. - С. 85-86.
- Способность понимания жанрового разнообразия детьми старшего дошкольного возраста // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 5. - Саранск, 1996. -с. 56-57.
- Проблема развития речи старших дошкольников в двуязычной среде // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 6. - Саранск, 1996. - с. 64-66.
- К вопросу о национально-региональном компоненте развития речи дошкольников // XXXI научная конференция преподавателей и студентов МГПИ имени М.Е. Евсевьева (материалы выступления). 4.2. - Саранск, 1996. - с. 26-27.
- Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы и фольклора // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып.
Картотеки:
Картотека мордовских и русских подвижных игр;
Картотека народных сказок;
Картотека биографий знаменитых земляков;
Картотека потешек и закличек;
Картотека пословиц и поговорок.
Реализация образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Этапы проекта:
I этап – подготовительный (разработка проекта)
сроки с 01.09.2021 г. по 30.09. 2021 г. (1-ый год обучения)
с 01.09.2022 г. по 30.09.2022 г. (2-ой год обучения)
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- выбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала;
- подбор материалов для продуктивной деятельности;
- создание и подбор картотек по теме проекта;
- подбор наглядно-дидактического пособия, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности;
- подбор и создание слайдов, презентаций.
Совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
II этап - практический (реализация проекта)
сроки с 01.10.2021 г. по 20.05.2022 г. (1-ый год обучения)
с 03.10.2022г. по 19.05.2023 г. (2-ой год обучения)
- реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и родителей;
- формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
III этап – заключительный (обобщающий)
сроки с 23.05.2022 г. по 31.05.2022 г. (1-ый год обучения)
с 22.05.2023 г. по 31.05.2023 г. (2-ой год обучения)
- проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов; обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
Ожидаемые результаты:
- Для детей:
- установится положительное отношение к миру, к жизни людей (труд людей, взаимопомощь, своеобразие культур, известные люди республики), проявляет добрые чувства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми других национальностей (участвует в совместных играх, занятиях)
- сформируется понимание, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, языка, пола, возраста, личного и поведенческого своеобразия и т.п.; проявляет терпимость и уважение по отношению к другим людям.
- получит начальные знания о природном и социальном мире родного края, города, в котором он живет; познакомится с произведениями детской литературы мордовских писателей; овладеет элементарными представлениями краеведческого характера (прошлое, настоящее и будущее родного края, города; его достопримечательностях, социально-экономической значимости, символике родного края); будет способен к созданию национального образа, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (игра, изобразительная деятельность и ручной труд).
2. Для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, повышение качества труда педагогов
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к национально-региональной культуре мордовского края;
-разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
3. Для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства МДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Сроки реализации проекта: два учебных года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.
Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Сообщение из опыта работы...
Мастер - класс «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Цель мастер -класса познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Целью данного мастер-класса было ознакомление педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....
Проект в подготовительной группе: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления музея родного края»
Цель проекта:-ознакомление детей с понятием «музей», формирование представлений о том, какие бывают музеи.-воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримеч...
Деловая игра «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
За последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является заклады...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет: «Ознакомление с родным краем».
формирование толерантного отношения к народам Кабардино-Балкарии, их быту и культуре, знакомство с достопримечательностями, природой КБР....