Мастер - класс «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
консультация (старшая группа) на тему

Хоменок Надежда Константиновна

Цель мастер -класса познакомить педагогов  с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_avtosohranennyy.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

составила:

Хоменок Надежда Константиновна

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ детского сада «Тополек» комбинированного вида

р.п. Маслянино

 

Цель: Познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада.

Задачи: - Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приёмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем;

 - Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам;

 - Развивать творческую активность педагогов.

Воспитание патриотических чувств – одна из актуальных  и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Уважаемые коллеги, воспитывая ребёнка, мы с вами надеемся вырастить из него достойного человека, патриота своей Родины. Каждый хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы с вами, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственно – патриотические понятия.

Задание 1. Разминка «Мудрые мысли». На столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделённые пополам. Надо собрать каждое высказывание. (Звучит музыка, педагоги работают с карточками). «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя). «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон). «Нет места роднее дома» (Цицерон). «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»; «Своя земля и в кулачке родная»; «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать». (Собрав высказывания, педагоги выразительно читают их)

Задание 2. Упражнение «Наполним душу ребёнка»

 - Всем известно, то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою Родину. Надо класть в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка. (Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю и т.д.))

 - Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.

Уважаемые коллеги! Мне хочется, чтобы сегодня, на мастер–классе, вы пропустили через себя методы и приёмы, применяемые мною для знакомства с родным посёлком.

 - Скажите, пожалуйста, с чего для вас начинается Родина? (ответы педагогов)

Задание 3. Игра-шифровка «Разноцветный алфавит».  И русский народ, любя свою Родину, сложил много пословиц и поговорок. Я предлагаю вам, используя «Разноцветный алфавит» разгадать зашифрованные пословицы о Родине. В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб, цветок, звезда, плюс, прямоугольник. (слайд) Например: буква А – красный квадрат, М -  жёлтый круг и т.д. Я уверена, что вы без труда расшифруете спрятанные пословицы. Приступайте!

 Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют название посёлка, в котором живут, названия улиц, животных и растений родного края. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. На начальном этапе такие задания вызывают определённую трудность: у детей недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений.

 - Какие пословицы у вас получились? Озвучьте их.

 - Из этих пословиц видно, как русский человек любит свою Родину. Ведь Родина – это страна, в которой мы родились и живём. Россия – это наша большая Родина. Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня, посёлок, улица, дом, где он родился. Это малая Родина.

Задание 3. Игра « Хорошо – Плохо».  Для моих воспитанников малая Родина – это посёлок Маслянино. За последние годы наш посёлок вырос. В нём много домов. Для чего нужны дома? (да, дом – это жилище, которое защищает нас в непогоду от жары и холода, ветра, дождя и снега.)

 - А в нашем посёлке дома какие? (Высокие, низкие, деревянные, кирпичные, панельные, многоэтажные, новые, старые, красивые.)

 - Но большинство  домов в нашем посёлке деревянные. Скажите, строить дома из дерева это хорошо или плохо? (Хорошо: они полезны для здоровья человека, в них приятно жить, дерево хорошо сохраняет тепло.)

 - А я говорю, что строить дома из дерева это плохо. Почему? (Дерево быстро горит, возможны пожары, быстро вырубаются леса, т.к. нужно много материала, можно поселить мало людей.)

 - Население нашего посёлка быстро растёт и поэтому нужны многоэтажные дома. Строить такие дома хорошо. Почему?(Они быстро строятся, можно заселить много людей, занимают малую площадь.)

 - А я говорю, что такие дома строить плохо. Почему?(Большой шум, плохие соседи, небезопасно.) 

Предложенная игра «Хорошо – Плохо» является элементом системы ТРИЗ. Дети, играя в ТРИЗ, не только закрепляют знания о родном посёлке, но и видят мир во всём его многообразии, многоцветии, многогранности. ТРИЗ учит дошкольников находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится им в школе, и во взрослой жизни. В процессе игры осуществляется интеграция таких образовательных областей как: «Коммуникация», «Социализация», «Познание» и разумеется «Безопасность».

Задание 4. Игровой приём «Эмпатии». Использование приёма ЭМПАТИИ, при котором ребёнок, воспринимая предмет, проецирует на него своё эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания, даёт возможность проникнуть детям во внутренний мир предметов, вещей, учит детей беречь общественное, воспитывает элементы гражданственности и правила поведения в общественных местах.

 - ВЫ сорванный цветок, что вы чувствуете?-

 - ВЫ затоптанный газон, о чём вы мечтаете?-…….

 - Вы сломанная входная дверь, о чём вы думаете?-……..

 - Вы испорченная кнопка лифта, о чём вы думаете?-…..

 - Вы чистый тротуар, о чём вы думаете?-….

 - Вы красивое здание, что вы чувствуете?-….

Принимая на себя роль того или иного предмета, ребёнок учится постигать добро и зло, истинные глубины культуры, сопереживать. Этот приём является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения образного мышления и развития речи ребёнка, а также помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к тому, что создано в нашем посёлке человеком и природой.

Задание 5. «Проблемные задания» - Каждый момент ознакомления детей с родным посёлком пронизан созданием проблемных ситуаций. Задачи приобщения детей к жизни посёлка, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут быть решены в процессе стимулирования умственной активности ребёнка. Для решения ситуаций используются проблемные задания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов.

- Чтобы было, если бы на домах не было номеров?-…….

- Чтобы было, если бы улицы посёлка не убирались?-……

- Чтобы было, если бы в нашем посёлке не было деревьев?-….

Следует помнить, что проблематизация- это не только расширение знаний о родном посёлке, но и важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности дошкольников.

Задание 6.Символизация «Букет красивых пожеланий».  Одним из важных моментов в работе по данному направлению является символизация, в процессе которой детям предоставляется возможность эмоционально выразить своё отношение к полученной ранее информации о родном посёлке. Вот сейчас я предлагаю вам подарить нашему посёлку «Букет красивых пожеланий». Какой же букет без цветов? Ставя свой цветок в вазу, вы скажете своё пожелание родному посёлку Маслянино… Получился прекрасный букет!

Воспитатель: Я надеюсь, что показанные мной приёмы помогут вам в  работе по ознакомлению детей с родным посёлком, селом.  

Я уверена, что успех патриотического воспитания детей будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего посёлка. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А  результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём посёлке, его достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего посёлка.

- В заключение своего мастер – класса я предлагаю вам, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, высказаться одним предложением, по поводу прослушанного .

- Сегодня я узнала, что…….

- Было интересно…….

- Я поняла, что…….

- Я приобрела…….

- Я попробую…….

- Меня удивило………

- Мне захотелось….

СПАСИБО ВАМ ЗА ОБЩЕНИЕ!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

Целью данного мастер-класса было ознакомление педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....

Деловая игра «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

За последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является заклады...

Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

закрепить у педагогов знания о малой Родине – Югре, к народным традициям, прививать чувство любви и патриотизма Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на исполь...

Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"

Мастер - класс для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем"...

Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

Мастер-класс «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем» Цель: Закрепить у педагогов знания о малой Родине – ЯНАО, к н...