«Родной свой край люби и знай»
проект (подготовительная группа)

Наталия Шерстнева

          Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patr.ugolok_docx.docx47.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Солнышко»  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики

Педагогический проект

Тема проекта:

«Родной свой край люби и знай»

(подготовительная группа)

Выполнили воспитатели:

                                                                   Иванова Наталья Валерьевна,

Шерстнева Наталия Анатольевна

Вурнары -  2023

Содержание

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта

3. Анализ среды (внешней и внутренней)

4. Гипотеза

5. Цель и задачи проекта

6. Участники проекта

7. Ожидаемые результаты

8. Этапы проекта

9. Ожидаемые результаты

10. Список использованной литературы

11. Приложение

1. Паспорт проекта

Тема проекта

«Родной свой край люби и знай»

Авторы проекта

Иванова Наталья Валерьевна,

Шерстнева Наталия Анатольевна,

воспитатели.

Место реализации проекта

МБДОУ "Детский сад №1"Солнышко" п. Вурнары Чувашской Республики; старшая группа

Проблема, на решение которой направлен проект

Пополнение патриотического уголка

Цель проекта

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Задачи проекта

   1.Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае. Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.
   2.Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

     3.Развивать способность к словотворчеству.
    4.Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.
Использовать художественное слово при знакомстве с историей города и края.

Участники проекта

Дети, родители, педагоги

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2022 г.– май 2023 г.

Предполагаемый результат

    У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.

   Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
  Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
  Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края, города.

2. Актуальность проекта

                                                            “Ты вспоминаешь не страну    большую,
                                                                         которую изъездил и узнал.
                                                                        Ты вспоминаешь Родину такую,
                                                                        какой её ты в детстве увидал”
                                                                                                                       Е. Симонов

         Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
        В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому,

природе, культуре малой Родины.
             Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
          И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям  наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории Росси» (В.В. Путин)
Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации” стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
      - обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
формирование межличностных отношений и т. д.
         Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта.
          В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города, края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой

Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

3. Анализ среды (внешней и внутренней)

  1.          Анализ внешней среды.

Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются 1. Законом Российской Федерации “Об образовании”;

2. Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”;

3.Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Одна  из основных задач oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об  обpaзoвании» - этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвнo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo и любoвь  к poдным  мeстaм,    и гopдoсть  зa свoй  нapoд, и oщyщeниe  свoeй  нepaзpывнoсти с oкpyжaющим  миpoм, и жeлaниe сoxpанять  и  приумнoжать  бoгaтствo свoей  стрaны.

Кaждoe  из  нaпpaвлeний  дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo  на oпpeдeлённoй   систeмe  бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать  усвоение  их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe   обpaзованиe  дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении  к свoeмy здopoвью  и сoстoянию окpужaющeй  сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, начиная с 1 января 2014 года, компонент экологического воспитания подвергся некоторой переработке, в частности, вместо 10 стратегий образования было оставлено 5:

  - социально-коммуникативное развитие;

  - познавательное развитие

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.        

 Знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении теперь регламентируется стратегией «Познавательное развитие» (раньше она называлась «Познание»). А вся работа приобрела интеллектуальный и познавательно-творческий характер вместо исследовательского и продуктивно-деятельностного, который был ведущим до 2014 года. Между тем сохранился принцип индивидуализации образования в целом, в том числе и экологической составляющей. Программой Федерального Государственного Образовательного Стандарта предусмотрен системный подход к воспитанию экологической культуры дошкольников. Это значит, что ежегодно темы занятий повторяются, но при этом добавляются некоторые виды работ.

  1. Анализ внутренней среды.

        МБДОУ "Детский сад №1 "Солнышко" с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей" п.Вурнары Чувашской Республики".

        В дошкольном учреждении образовательный процесс ведется с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева ООО "Издательство Детство - Пресс, 2014 и региональных примерных образовательных парциальных программ. В 2011 году детский сад получил бессрочную лицензию Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на право образовательной деятельности (серия РО, №024197, регистрационный "297 от 12.08.2011 г.).

  1. Гипотеза

             Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

5. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

 Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Задачи:

1.Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае. Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.
          2.Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

 3. Развивать способность к словотворчеству.
           4. Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний. Использовать художественное слово при знакомстве с историей города и края.

6. Участники проекта

Участники

Роль в реализации проекта

1.Воспитатели

Разрабатывают, реализуют проект

2. Родители

Получают информацию, участвуют в проекте

3. Воспитанники

Активно участвуют в проекте

                                             7.Ожидаемые результаты

У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.

Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
          Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
          Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
          Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии нашего поселка.

8.Этапы проекта

1 этап: Подготовительный
1).Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
2). Разработка проекта
   Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.
Создание творческой группы (родители, заинтересованные в данной теме, воспитатель).Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
     Составление плана работы над проектом.
2 этап: Основной
     Формы и методы работы с детьми
     Игровая деятельность
     Настольно-дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
     Сюжетно-ролевые игры.
     Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего поселка», «Город будущего», «Мой край родной», «Я – фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
       Познавательное развитие
       Экскурсии по поселку.
       Экскурсия в библиотеку.
       Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
       Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Вурнары – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Чувашия», «Красная книга Чувашской  Республики», «Вурнарцы – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии»,  «Семья. Родословное древо моей семьи»
      Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия»
Посещение музея.

Продуктивная деятельность
Роспись нашего края
Народное творчество Чувашии
Лепка «Животные и птицы»
Создание папки рисунков "Вурнары – глазами детей и родителей»
Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад».
Оформление серии фотоальбомов «Путешествие по п. Вурнары» (посещение ветеренарной клиники.

        Развитие речи
составление творческих рассказов «Мой любимый уголок»
беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»
      Ознакомление с художественной литературой
знакомство с творчеством детских писателей Чувашской Республики (библиотека)
      Разучивание стихов, песен о Чувашской Республики. Вурнары .

  • Формы и методы работы с родителями
    Беседы с родителями о важности данной проблемы
    Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
    Изготовление семейных альбомов
    Привлечение родителей к пополнению патриатического уголка предметами русского и чувашского быта
    Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
    Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
    Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Чувашской Республики”, «Птицы родного края», «Природа нашего края»
    Информация для родителей «История родного города», и т.д.

3 этап. Завершающий
1). Презентационно – завершающий
Оформление патриатического  уголка  «Мой любимый город»
Открытое занятие “Моя Родина – Алтайский край”
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Презентация проекта.
2). Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

9. Ожидаемые результаты

1. У детей сформированы основы общей экологической культуры.

2. Дети обладают знаниями о природе и природных явлениях.

3. Дети способны с любовью воспринимать красоту окружающего мира.

10. Список литературы

          1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. –

М.:       УЦ «Перспектива», 2008.

         2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду:                    практическое пособие. – М.: АРКТ

         3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 5, 8 – 2005; №4 – 2007; № 5, 8, 10, 11 –             2009.

         4.Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

        5.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.

        6.Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.

       7.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

      8.Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А. Останца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.

       9.Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.


16. Приложение

Приложение 1

Анкета для родителей «Природа в жизни ребенка»

С целью выявления значения природы в жизни Вашей семьи предлагаем ответить на вопросы:
1. Имеются ли в Вашем доме животные, растения? Если есть, то какие? Принимает ли участие Ваш ребёнок в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?
2. Трудится ли Ваш ребёнок в огороде, саду?
а) охотно, с радостью;
б) равнодушен к труду в природе;
в) у нас нет огорода.
3. Есть ли в доме детские книги о природе? Какие?
4. Любит ли ребёнок слушать произведения о природе?
5. Любит ли Ваш ребёнок смотреть передачи о природе?
6. Знает ли Ваш ребёнок что-нибудь об охране природы. Если да, то что? 

Приложение 2

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Унылая пора очей  очарованье!»

Цели: 1.Закрепить знания детей об осени.

2.Учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе.

3.Активизировать словарь: листопад, золотая осень.

4.Учить видеть поэтическую красоту  осени.

Предварительная работа: Беседы на тему «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Загадывание загадок, разучивание стихов, чтение художественной литературы по теме. Рисование.

Ход  беседы.

  1. Организационный момент
  2. Основная часть.

Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина :

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышные природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Вопрос: « О каком времени года идет речь?»  Как вы догадались? (Ответы детей)

Как вы думаете, почему Александр Сергеевич так сказал про осень? (Ответы детей).

Каким лес был вначале  осени?  Как называется это время, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые краски? (Золотая осень).

Это время года любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы-песни, художники-картины. А кто из вас знает стихи об осени? (Дети читают стихи)

Ребята, когда дует ветер, листья падают с деревьев на землю. Как называется дождь из листьев? (Листопад)

III.Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся,

    Листья нам под ноги тихо ложатся.

 И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

(Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо.

Снова кружатся на носочках.)

Н. Нищева

IV.Ребята, почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают? (Ответы детей).

Но люди любят осень не только за красоту. Осень щедра дарами. Какими?  (Ответы детей).

А как сейчас выглядят поля, сады и огороды? (Ответы детей)

Услышим ли мы в лесу пение птиц? Почему многие птицы улетают? (Ответы детей)

V. Ребята, если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали осенний лес?  Я предлагаю  превратиться в художников и нарисовать осенний лес. (Дети рисуют осенний лес).

VI. Подведение итогов.

Приложение 3

Беседа «Растение - живой организм»

Цели беседы: 1. Уточнить и расширить представление детей об условиях среды, необходимых для удовлетворения основных жизненно важных потребностей растения в свете, воздухе, тепле, пище.

2.Формировать представление о растениях, как о живом организме, которые чувствуют изменение условий их обитания, реагируют на них.

3. Воспитывать желание заботиться о растениях, т. е. создавать для них необходимые условия.

Ход занятия:

Дети, а вы хотите,  я вас познакомлю со своим другом? Его зовут Незнайка. Немного странное имя, неправда  ли? Да, он действительно многое не знает и поэтому часто попадает в интересные истории. Я при -

гласила его к нам, но что-то он задержался, /из-за ширмы появляется Незнайка, задумчивый/.

Воспитатель: " А вот и он! Здравствуй, Незнайка! "

Незнайка: " Здравствуйте, здравствуйте! "

Воспитатель: " Ты чем-то озабочен, друг мой"

Незнайка: " Да нет, я просто не знаю, чем мне заняться. "

Воспитатель: " А ты посиди с нами, многое узнаешь. Может и найдешь чем тебе заняться? " / Незнайка соглашается.

Воспитатель: " Дети нравится ли вам наша групповая комната? А что вам нравится? Что украшает нашу группу? Посмотрите нашу группу украшают комнатные растения. Их у нас много. Назовите какие у нас есть комнатные растения. Вот о комнатных растениях мы и будем гово -

рить сегодня. Расскажите, как вы ухаживаете за комнатными растениями? "/ответы детей/.Как надо обращаться с растениями во время ухода? /бережно, аккуратно, осторожно. /

Незнайка:" Ха - ха - ха! А зачем надо обращаться с растениями бережно? Ведь они неживые, им не больно! Вот если кошку дернуть за хвост ей будет больно. Она живая - ходит, ест, молочко пьет, видит, слышит, мышей ловит. А растение не видит, не слышит, не ходит, не ест - оно не живое. "

Воспитатель:" А вы, дети, как думаете? Растение живое или нет? Давайте вместе подумаем. Все живое обязательно ест, пьет, дышит. Пьет ли растение? Чем растение пьет воду? / корнями /.Где находятся корни? Видим ли мы их? Посмотрите вон на этот черенок герани. У него есть корни? А на что они похожи? / ответы детей /. Как вы думаете, дышит ли растение?

Чем дышит? / листьями /. А которому листочку легче дышать? / показываю на одном растении два листочка, один припорошен золой, а другой чистый. Предложить протереть листок /. Бывает ли растению плохо? / когда у него пыльные листочки, забыли полить, не рыхлили землю, мало света, когда ему холодно /.

Приложение 4

Беседа «Птицы – наши друзья»

3

4

5

7

7

8

8

8

10

11

12

Ход беседы.

1. Ребята, 1 апреля отмечается международный день птиц.

Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.

Прежде чем мы начнем, мне хотелось бы обратить внимание на оформление класса и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах.

Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц.

В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....