Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Домашняя утварь"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Акользина Марина Васильевна

для подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 5

муниципального образования Усть – Лабинский район

Конспект образовательной деятельности

по художественно – эстетическому развитию (лепка)

для детей подготовительной к школе группы

на тему «Домашняя утварь»

Составила:

Воспитатель МБДОУ ЦРР № 5

Акользина Марина Васильевна

г. Усть – Лабинск

2021 г.

Конспект образовательной деятельности по лепке для детей подготовительной к школе группы на тему: «Домашняя утварь»

Цель: продолжать воспитывать у детей любовь к малой Родине через знакомство с народными ремеслами – гончарное искусство, с историческим прошлым. Продолжать учить работать с глиной, закреплять приемы лепки глиняных сосудов. Развивать творчество, воображение. Создать радостное настроение.

Материал: Образцы глиняной посуды: кувшин, глэчик, макитра, махотка;  комки глины на каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Надежды Веденяпиной.

Гончарное ремесло

Круг гончарный, глина, вода: 
Будет посуда - будет еда!
Гончар свое дело знает,
Глину в руках разминает.
На круг насадив начинает вращенье,
И вот оно сказочное превращенье,
Из глины как сказка, как диво, как чудо
Выходит различного рода посуда.
Вот свистков забавных ряд, 
Вот игрушки для ребят,
Макитры, глечики,  кувшины- 
Все
это из обычной глины!

Воспитатель: О каком ремесле идёт речь в стихотворении?

Дети: О гончарном ремесле.

Воспитатель: Верно. Приходилось казакам многое делать для себя самим. Так в станицах стали появляться мастера своего дела, изготавливавшие посуду из глины. А вы знаете, как называют такого мастера?

Дети: Гончар.

Рассказ с презентацией

Воспитатель:  О мастере, о трудолюбивом человеке, об умельце говорили, что у него  «золотые руки». Именно в умелых руках гончара комок глины превращается в красивый сосуд. А работали  эти мастера вот на таких гончарных кругах (слайд 2). 

Вот самый маленький горшочек «махотка» для масла (слайд 3), а вот горшок с широким горлом для молока и сметаны – глэчик (слайд 4). В таких сосудах  молоко долго хранит прохладу и не портится. А это, ребята, макитра – более крупный сосуд (слайд 5). В них казачки хранили соленья, варенье, затевали тесто для выпечки хлеба, пирогов. Гончары делали также и большие корчаги – для парки белья (слайд 6). Вот какую разную глиняную посуду изготавливали мастера на гончарном круге. После того, как глэчик или макитра были вылеплены на круге, их обжигали в печи, где посуда становилась прочной. После обжига посуда остывала, и мастера принимались за ее роспись. Давайте посмотрим, как украшали мастера свою посуду. Какие узоры вы видите, ребята, на посуде? (слайды 7 – 9)

Дети: Прямые и волнистые линии, кружочки, цветы.

Воспитатель: Да, узор незатейливый. Простой. Различные линии и разноцветные чередующиеся кружочки. А красками какого цвета, в основном пользовались мастера для украшения посуды?

Дети: Зеленый, синий, красный, желтый.

Воспитатель:  Да. Зеленый цвет – цвет травы, синий – неба и реки, желтый – солнца, а красные кружки похожи на ягоды. Ну что. Ребята, а вы хотите стать хотя бы на время гончарами?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда пройдем в нашу гончарную мастерскую. Сегодня я предлагаю вам попробовать новый способ лепки – из глиняных колец. Это оригинальный способ лепки, которым с давних времён пользуются умельцы – гончары. Как правило, такая техника применяется для лепки посуды.

Пояснения воспитателя по ходу работы.

        Воспитатель: Сначала подготовим основу для посуды: делаем плоскую лепёшку и вырезаем круг, как из теста, - сверху ставим стакан и плотно прижимаем. Слегка проворачиваем. Теперь раскатываем валик такой длины, чтобы его можно было уложить по краям основы. Оставляем первый валик как контрольный, чтобы длину остальных сверять по нему. Перед вами карточки с алгоритмами работы. Если вы хотите, чтобы ваш сосуд был прямой, то все валики должны быть одинаковой длины. Если сосуд расширяющийся, или, наоборот, сужающийся кверху, валики соответственно удлиняются или укорачиваются. Вылепленные сосуды можно украсить плоским или рельефным орнаментом. А чтобы вам было легче выполнять работу, вы можете воспользоваться карточками с алгоритмом изготовления кувшинчика.

Самостоятельная работа детей под мелодии кубанских песен.

Работа с карточками – алгоритмами.

        Воспитатель: Ребята, расскажите, какие сосуды у вас получились?

Дети: глэчики, макитры, кувшины.

Воспитатель: Именно по кувшинам в старину судили об искусстве гончара. Ведь недаром казаки говорили, что «Работа сама за себя скажет». А теперь давайте устроим ярмарку.

Звучит казачья народная песня «Трава, моя трава… »

Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию - Аппликация Тема: Наши любимые домашние животные

Цель : Помочь детям сформулировать представление о домашних животных и их детенышах.Задачи: Коррекционно-развивающие: - Развивать общую и мелкую моторику, развивать восприятие, внимание, память, ...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (художественное конструирование из бросовых материалов (пряжи) «Мои друзья - Смешарики»

Цель занятия: изготовление игрушки из шерстяных ниток с использованием нетрадиционной техники (работа с пряжей) в художественно-эстетической деятельности (конструирование из бросовых материалов).Задач...

конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Чтение художественной литературы «Друг детства»

Цель занятия: Создание условий для ознакомления детей с литературным произведением Виктор Драгунский «Друг детства».Задачи занятия:Образовательные:-  Познакомить с содержанием рассказ...

конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Чтение художественной литературы «Умей обождать»

Цель занятия: довести до понимания детей основную идею литературной сказки «Умей обождать», посредством анализа поступков и характеристики героев через беседу и дидактическую игру.Задачи з...