ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Кружок «Уральские забавы»
рабочая программа (подготовительная группа)
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания национального самосознания, культуры толерантности с самых первых дней появления в детском саду. Одной из задач в формировании личности ребенка является обогащение его нравственными представлениями и понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tuktarova_m.n._programma_kruzhka.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №64»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Кружок «Уральские забавы»
Образовательная область – социализация;
Возраст детей – 6-7 лет
Выполнил:
Воспитатель МДОАУ №64 г Оренбурга
Туктарова Марина Николаевна.
Оренбург, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10 2. 3. 3.1. 3.2. 4. | Пояснительная записка Актуальность программы Педагогическая целесообразность программы Новизна программы Цель и задачи программы Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Отличительные особенности программы Сроки реализации программы Формы и режим занятий Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Тематический план занятий и содержание ОД Методическое обеспечение программы Структура занятий Методы и приемы, используемые в рамках реализации программы Список литературы Приложения | 3 4 5 6 6 7 12 12 12 12 13 23 36 36 36 40 |
- Пояснительная записка
На рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.
Необходимость написания программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста МДОАУ №64 возникла вследствие необходимости обеспечения разностороннего комплексного развития воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям – социально-личностному, физическому, познавательно-речевому и художественно-эстетическому с учетом интересов и потребностей семей воспитанников, а также с учетом сложившихся в МДОАУ физкультурно-оздоровительных и культурно-образовательных традиций.
Программа направлена на охрану жизни, физического и психологического здоровья воспитанников, развитие индивидуальных склонностей и способностей, удовлетворение потребности детей старшего дошкольного возраста в активном движении, формирования нравственно-этических чувств, воспитания любви к Родине, к традициям русской народной культуры, культуры народов России.
Программа служит дополнением к Основной общеобразовательной программе и обеспечивает углубленную работу по приоритетному направлению «Социально - личностное развитие детей».
1.1. Актуальность программы
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в детский сад. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: народные игры, пляски, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, в которых дети черпают знания о нравах, обычаях народов России
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания национального самосознания, культуры толерантности с самых первых дней появления в детском саду. Одной из задач в формировании личности ребенка является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль народной игры. Наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.
Нравственные качества, сформированные в игре, воспитывают национальное самосознание, влияют на поведение ребенка и его характер искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих развитие толерантного человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий воспитания детей
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста разработана и внедрена в практику работы для того, чтобы обеспечить приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, толерантного отношения к окружающим.
1.2. Педагогическая целесообразность программы.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых позволяют наиболее полно осуществлять целенаправленное воспитание посредством внедрения регионального компонента. Данная программа построена на основе использования игр разных народов, проживающих в Оренбургском крае.
Программа строится на интегрированном решении целей и задач образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие». Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций
1.3. Новизна программы
Программа дополнительного образования строится на основе комплексно-тематического принципа с учетом интеграции образовательных областей. Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Тематический принцип построения образовательного процесса позволил активно вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения, обеспечивать достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении учебного года.
1.4. Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре Оренбургского края.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить дошкольников с традициями и обычаями, нравственно-этическими ценностями народов, населяющих Оренбургский край;
- Систематизировать и углублять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности
- Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки, Развивающие:
- Развивать фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
- Развивать пальчиковую моторику и координацию движений
- Развивать способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении заданий.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Воспитывать толерантное отношение к окружающим
- Воспитывать у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций
- Формировать устойчивый интерес к культуре коренных народов Оренбуржья;
1.5. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: "захотел — сделал". Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и "внутри", его поведение понятно и легко "читается" окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: "захотел — осознал — сделал". Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе — большие, а в детском садике — только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.
Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [3 с. 72]. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).
Под словом "самосознание" в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?).
Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.
В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" — "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" — "каким бы я хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.
Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
1.6 Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что приобщение детей к национальной культуре Оренбургского края происходят посредством использования игр народов, проживающих в Оренбуржье. Игры, используемые в образовательной деятельности в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия народов Южного Урала, и позволяют реализовать региональный компонент в содержании дополнительной образовательной программы.
1.7. Сроки реализации программы.
Реализация программы рассчитана на 1 год.
1.8. Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 36 часов в год
Занятия проводятся во второй половине дня.
Длительность занятия – 30 минут.
1.9. Ожидаемые результаты.
Дети должны:
1) Знать историю родного края, особенности быта народов населяющих Оренбургский край
2) Знать основные национальности, проживающие в Оренбуржье
3) Называть игры народов Оренбургского края, их существенные отличия;
4) Называть традиционные предметы быта и орудия труда казаков, народов, населяющих Оренбуржье;
5) Перечислять виды жилищ;
6) Знать устный фольклор: сказки, пословицы, поговорки и мифы народов Южного Урала;
7) Знать о некоторых важных особенностях национальных культур народов Оренбуржья (промыслы, традиционный уклад жизни);
Результативность, эффективность усвоения дополнительной образовательной программы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза в год. Анализ результатов включает в себя:
- Диагностику (сентябрь, май),
- Оценку детей педагогами (беседа)
- Оценку детей родителями через анкеты
1.10. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Методики диагностики воспитания гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе МДОАУ «Детский сад № 64» г. Оренбурга. В нем принимали участие 10 детей подготовительной группы.
Диагностика воспитания гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста, проводилась с помощью методики, научно – методическим пособием «Мониторинг в детском саду» предложенной Программой развития и воспитания детей в МДОУ «Детство» (С-Петербург)
Цель диагностики:
Изучить особенности представлений о стране у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Выявить особенности представлений и характер отношения к Родине у детей старшего дошкольного возраста
- Выявить характер проявления интереса к Родине детей старшего дошкольного возраста
- Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к Родине у детей старшего дошкольного возраста
Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о Родной стране, о малой Родине и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что – нибудь полезное для своего района, города, страны.
Методика включает в себя комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране.
- Беседа с детьми на тему «Моя Родина»
Цель – выявление особенностей представлений старших дошкольников о родной стране и отношения к ней.
Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.
Организация диагностической процедуры.
Беседа проводится по вопросам:
Как называется город, в котором ты живешь?
Как называется область, в которой ты живешь?
Какие достопримечательности Оренбурга ты знаешь?
Какие города Оренбургской области ты знаешь?
Какие реки Оренбургской области ты знаешь?
Особенность расположения Оренбургской области.
Какие национальности проживают в Оренбуржье?
Какие игры этих национальностей ты знаешь?
Если бы приехал друг из другого города, что ты ему мог бы рассказать об Оренбурге?
Расскажи, что ты знаешь об истории своего края, города. (Как в нем жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?
Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в нашем городе стало лучше?
Как ты думаешь, ты любишь свой город? Почему ты так думаешь?
Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнить только «большие» желания - для всей страны, для всего города – какие бы 3 желания ты загадал?
Наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Мой Оренбург»
В развивающем центре представлены материалы по теме «Мы живем в Оренбурге»: книги о городе, альбомы с фотографиями достопримечательностей города, альбом с фотографиями национальных блюд, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах народов Оренбуржья, макеты жилищ разных народностей (фотографии национальной деревни), атрибуты для народных игр
В ходе наблюдения отмечается:
- как часто дети обращаются к пособиям развивающего центра;
- Какие пособия вызывают у детей больший интерес;
- Обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу;
- способствуют ли представленные в центре материалы возникновению разговоров, игр на темы родного края.
Критерии
Анализ представлений дошкольников о родной стране, особенностей отношений к ней проводился на основе следующих критериев:
- Особенности представлений об Оренбургском крае
- Характер отношений дошкольников к родному городу
- Проявление интереса к истории, культуре края, желание узнать о нем больше;
- Самостоятельность суждений
Уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень
Ребенок имеет разнообразные представления о родном крае, его представления носят разносторонний характер. С удовольствием рассказывает о городе, истории природе. Проявляет активный интерес к знакомству с краем – задает вопросы о разных сторонах жизни края, интересуется новыми материалами в развивающем центре. Дошкольник проявляет положительное эмоционально окрашенное отношение к своему краю, может объяснить почему ему нравится в родном городе, с удовольствием рассуждает, чтобы он хотел изменить в родном городе, чтобы сделать в нем жизнь лучше, интереснее.
Средний уровень
Ребенок имеет некоторые представления о крае, символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о крае не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своего края не устойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей и быстро угасает. Дошкольник проявляет положительное отношение к родному краю, может сказать что ему нравится в родном крае, городе, районе, но его отношение не достаточно осознанно, ребенок не стремиться предлагать свои идеи по улучшению жизни своего города.
Низкий уровень
Ребенок имеет достаточно скудные представления о родном крае, может путать названия страны и города, не знает символики, ее особенности. На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни края, он не задает вопросов о крае, не проявляет интереса к играм, разговорам детей об истории и современности края. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родному краю, но оно носит неустойчивый характер
Для выявления заинтересованности родителей в развитии представлений дошкольников о родном крае, воспитании интереса к краю, проводится анкетирование родителей. Вопросы анкеты позволяют выяснить отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родного края, воспитывают интерес к нему.
Анкетирование родителей.
Цель: Выявление настроенности, степени заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогами по вопросам воспитания основ гражданских чувств у дошкольников.
- Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста и почему?
- Как Вы развиваете представление о своей стране, отношение к ней у своего ребенка?
- Как Вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей нашего края?
- Есть ли у вашего ребенка и у Вас любимое место в городе?
- Довольны ли Вы знаниями ребенка о родном крае, его истории, почему?
- Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности.
Диагностика уровня уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста
Таблица 1
№ | Имя ребенка | Особенности представлений об Оренбургском крае | Характер отношений дошкольников к родному городу | Проявление интереса к истории, культуре края, желание узнать о нем больше; | Самостоятельность суждений | Итог, % |
1 | Ваня Л. | 2 | 1 | 1 | 2 | 50% |
2 | Илья З. | 3 | 2 | 1 | 1 | 58,3% |
3 | Илья М. | 3 | 2 | 1 | 2 | 66,7% |
4 | Катя Е. | 3 | 2 | 2 | 2 | 75% |
5 | Илья Т. | 1 | 2 | 1 | 1 | 41,7% |
6 | Вова Ф. | 1 | 1 | 1 | 1 | 33,3% |
7 | Максим Н | 1 | 1 | 1 | 2 | 41,7% |
8 | Кирилл Ч. | 2 | 2 | 2 | 2 | 66,7% |
9 | Рома А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 33,3% |
10 | Аня К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 41,7% |
11 | Полина Г. | 2 | 2 | 1 | 1 | 50% |
12 | Сережа Д | 2 | 1 | 1 | 1 | 41,7% |
13 | Владик И. | 1 | 1 | 1 | 1 | 33,3% |
14 | Алеша К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 41,7% |
15 | Настя К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 33,3% |
16 | Никита М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 33,3% |
17 | Эвелина М. | 2 | 1 | 1 | 1 | 41,7% |
18 | Владик К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 33,3% |
Высокий(%) | 16,7% | 0 | 0 | 0 | 4,2 % | |
Средний(%) | 38,9% | 33,3% | 11,1% | 27,8% | 27,8% | |
Низкий(%) | 44,4% | 66,7% | 88,9% | 72,2% | 68% | |
Итак, проанализировав результаты диагностики был сделан вывод, что в подготовительной группе показатель высокого уровня развития основ гражданских чувств составляет 4,2%, средний уровень показали 27,8% детей, 68% - низкий уровень.
Таким образом, было обнаружено, что большинство детей в начале года имеют скудные представления о родном крае, не знают символики, не знакомы с обычаями и играми народов Оренбуржья
Несмотря на выделенный низкий уровень развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста, мы можем предположить, что эти трудности преодолимы при разработке и использования комплекса ОД, направленных на развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение и анализ результативности проведенной работы по развитию основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста
Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста использовался диагностический материал, применяемый в начальной диагностике.
№ | Имя ребенка | Особенности представлений об Оренбургском крае | Характер отношений дошкольников к родному городу | Проявление интереса к истории, культуре края, желание узнать о нем больше; | Самостоятельность суждений | Итог, % |
1 | Ваня Л. | 3 | 3 | 3 | 3 | 100% |
2 | Илья З. | 3 | 2 | 2 | 3 | 83,3% |
3 | Илья М. | 3 | 3 | 3 | 3 | 83,3% |
4 | Катя Е. | 3 | 3 | 3 | 3 | 100% |
5 | Илья Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 66,7% |
6 | Вова Ф. | 2 | 2 | 2 | 2 | 66,7% |
7 | Максим Н | 3 | 3 | 3 | 3 | 100% |
8 | Кирилл Ч. | 3 | 3 | 3 | 3 | 100% |
9 | Рома А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 66,7% |
10 | Аня К. | 3 | 2 | 2 | 2 | 75% |
11 | Полина Г. | 3 | 3 | 3 | 3 | 100% |
12 | Сережа Д | 3 | 2 | 2 | 2 | 75% |
13 | Владик И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 66,7% |
14 | Алеша К. | 3 | 2 | 2 | 2 | 75% |
15 | Настя К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 66,7% |
16 | Никита М. | 3 | 2 | 2 | 2 | 75% |
17 | Эвелина | 3 | 2 | 2 | 3 | 83,3% |
18 | Владик К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 66,7% |
Высокий(%) | 66,7% | 33,3% | 33,3% | 44,4% | 44,4% | |
Средний(%) | 33,3% | 66,7% | 66,7% | 55,6% | 55,6% | |
Низкий(%) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:
У детей уровень развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста составляет: (средний уровень -55,6%, высокий – 44,4%).
Динамика уровня развития эмоционального состояния и уровня сформированности социально – личностных качеств старших дошкольников
Уровни | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | ||||||
Высокий | Особенности представлений об Оренбургском крае | Характер отношений дошкольников к родному городу | Проявление интереса к истории, культуре края, желание узнать о нем больше; | Самостоятельность суждений | Особенности представлений об Оренбургском крае | Характер отношений дошкольников к родному городу | Проявление интереса к истории, культуре края, желание узнать о нем больше; | Самостоятельность суждений |
16,7 | 0 | 0 | 0 | 66,7 | 33,3 | 33,3 | 44,4 | |
Средний | 38,9 | 33,3 | 11,1 | 27,8 | 33,3 | 66,7 | 66,7 | 55,6 |
Низкий | 44,4 | 66,7 | 88,9 | 72,2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
- Тематический план и содержание НОД
3.Методическое обеспечение программы
3.1.Структура занятия.
Каждое занятие по обучению детей состоит из нескольких частей:
I часть Вводная.
Приветствие - эмоциональный настрой на активную работу,
II часть Основная –
Беседа
Рассматривание иллюстраций
Загадывание загадок по теме
Дидактическая игра
Подвижная игра
Пальчиковая игра,
Ритмические движения или общеразвивающие упражнения, или логоритмика
Пение или слушание музыки
Конструирование или лепка или рисование
3 часть заключительные –
Итог занятия
- Методы и приемы, используемые в реализации программы
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые при реализации программы учитывают психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, понимания социальных явлений):
- формирование исторической памяти подрастающего поколения;
- опора на наглядность
- использование социокультурных возможностей города при проведении мероприятий;
- использование наглядного материала, аудио, видеозаписей.
Формирование ценностного отношения к культуре Оренбургского края многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей Родины. Даная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- расширение представлений о городах Оренбуржья;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Решение данных задач и обуславливает соответствующие направления воспитательной работы:
- вооружение детей знаниями о родной стране, городе и формирование эмоционально положительного отношения к явлениям общественной жизни;
- стимулирование проявления дошкольниками активного отношения к окружающему в процессе творческой игровой и изобразительной деятельности;
- организацию общественно полезной деятельности дошкольников, содействующей накоплению опыта действенного отношения к окружающему.
Важнейшим направлением работы является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с историей родного края: социальные сведения: достопримечательности родного города - некоторые сведения из истории страны: памятники города, улицы, названные именами героев, награды города, знания о жизни народа .При отборе содержания знаний я исхожу из учета требований научности, доступности, возрастных особенностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.
Важным способом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего, близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно – образному, наглядному мышлению. Ребята легче усваивают материал жизненно близкий, который они могут непосредственно воспринимать. Материал о родном городе Оренбурге, живущих в нем людях, природе родного края является основой формирования более абстрактных понятий о России, с гимном, флагом и гербом государства.
Для реализации данной работы была проделана следующая работа:
- создание благоприятных материально – технических и социальных условий;
- отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
- тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыты.
Важной формой ознакомлении дошкольников с родной страной является совместная образовательная деятельность, в процессе которой осуществляется опосредованное знакомство детей с окружающим миром, формируются понятия. Ведущим методом здесь выступает убеждение, а средством его выражения – выразительное слово воспитателя.
Одним из важных принципов построения такого педагогического процесса является тематическое планирование познавательного материала.
Различные темы воспринимаются детьми по разному, но все возникающие в связи с узнаванием материала эмоции и чувства сливаются в одно большое чувство – любовь к Родине.
Активно используется наглядный материал, опыт и чувства детей, непосредственное окружение. Все это сделает представленный материал запоминающимся.
успешная реализация усвоения знаний дошкольниками строиться на основе следующих принципов:
- предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен;
- следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное количество органов чувств;
- обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое объяснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
:
Список литературы:
- Агапова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей / Н.С. Агапова, И.С. Слепцова., И.А. Морозов. М.,1995. - 114с.
- Асмолов А.О. О новых Российских программах для дошкольных учреждений / А.О. Асмолов //Дошкольное воспитание. 1996. - №4. - С. 2-3.
- Богатеева З.А. Мотивы народного орнамента в детских аппликациях / З.А. Богатеева. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
- Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пос. / М.И. Богомолова. М: Просвещение, 1988. - 112 с.
- Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детском саду республики Коми. Дисс. . канд. пед.
- Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателей детского сада / Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. М.: Просвещение, 1984.-304с.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф Виноградова., Т.А. Куликова. М.: Просвещение, 1993. - 128 с.
- Воспитание детей в игре. /Под ред. Д.В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1979.- 158 с.
- Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.
- Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. /Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
- Выготский J1.C. Избранные психологические исследования / J1.C. Выготский М., 1956. - 320 с.
- Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения/З.Т. Гасанов // Педагогика, 1996. №6.-С.51-55.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России / Г.Н. Данилина. - М.: АРХГИ, 2003. - 184 с.
- Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г.Д. Дмитриев // Педагогика, 2000. № 10. - С. 3 - 10.
- Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И.Логиновой, Г.Г. Саморуковой. В 2 ч. М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
- Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.
- Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., - М., 2006.
- Живем в «Ладу» / Писарева А. Е., Уткина В. В., М., - 2007.
- Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.
- Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.
- Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
- Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
- Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2008.
- Народные праздники в детском саду / Зацепина М. Б., Антонова Т. В., М., - 2006.
- Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
- Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. - М., 2008.
- Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. - М., 2004.
- Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990.
- Родные сказки / Шорыгина Т. А., - М., 2003.
- Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, -
- Ю.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Конспект занятия "Зимние забавы" по программе дополнительного образования.
Занятие «Зимние забавы» носит коррекционно-развивающий характер и предназначено для обучения и воспитания детей 4-5 лет с различным уровнем речевого развития. Данное занятие соответс...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Забава»
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Забава» рассчитана на детей среднего дошкольного возраста, сроком реализации на 1 год.Содержание...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...