Исследовательский проект "Его величество уголь" с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет
проект (подготовительная группа)

Ханахмедова Роза Михайловна

Цель проекта: познакомить детей с богатством недр своего региона – углём – чёрным золотом и с особенностями угледобывающих профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ego_velichestvo_ugol.docx324.08 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Познавательно – исследовательский проект

«Его величество уголь»

с детьми группы компенсирующей направленности

для детей с ТНР в возрасте 6 – 7 лет

 

Составили:

Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории
Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории

                                                     

г. Шарыпово, 2022г.

Проект «Его величество уголь»

   Актуальность: Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

  Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

 Цель проекта: познакомить детей с богатством недр своего региона – углём – чёрным золотом и с особенностями угледобывающих профессий.

 

Задачи:

    - расширять представления детей о добычи угля, о его месторождении;     

  - активизировать поисково-познавательную деятельность, умение строить умозаключения, выводы, выстраивать гипотезы;

 -  обогащать словарный запас детей;

 - привлечь родителей к совместной поисково-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

- воспитывать уважение к культурно-историческим ценностям.

   

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий

 Продолжительность проекта: долгосрочный  (2021-  2022 уч.г.)

 Участники проекта: дошкольники группы компенсирующей направленности с детей с ТНР  в возрасте 6– 7 лет, педагоги, родители

Этапы работы над проектом

Вид деятельности

Сроки реализации

Подготовительный этап

1.

Определение цели и задач проекта

Сентябрь, 2021г.

2.

Изучение литературы по теме проекта

3.

Вовлечение родителей воспитанников в активное участие по проекту

4.

Составление с детьми ментальной карты:

- Что мы знаем об угле?

-Что хотим узнать?

- У кого или где можно это узнать?

Основной этап

Обучение в Детском университете:

Образовательная деятельность на тему: «Все об угле», «Его величество - уголь»

Презентации на тему: « Разрез «Березовский -1», «Один день из жизни…»

Беседы с детьми на темы:

 - «История создания разреза  «Березовский -1»

 - «Что такое уголь?»

- «История образования угля ?»

Октябрь 2021г.- апрель, 2022г.

Знакомство с особенностями профессий людей, добывающих уголь:

- знакомство с особенностями профессии «машинист роторного экскаватора»;

- знакомство с особенностями профессии -  «машинист конвейера»,

-знакомство с особенностями профессии – «водитель Белаза»;

 - знакомство с особенностями  профессии -  «электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического контроля»,

- знакомство с особенностями профессии -  «лаборант химического анализа»,

- знакомство с особенностями профессии «помощник машиниста тепловоза»

 - Видеоролик на тему: «Виртуальная экскурсия в химическую лабораторию угля»

Создание макета «Угольный карьер»

Игры:  «Замочная скважина», «Собери из 5-ти пикселей»,  игра на внимание «Ротор, экскаватор, конвейер, БЕЛАЗ», «Часть-целое»,

дидактическая игра «Четвертый лишний»,

сюжетно – ролевая игра «Я – помощник машиниста»

Цикл занятий опытно - исследовательской деятельности с водой  и углем на тему: В гостях у ученого – химика Знайки»

Чтение художественной литературы  по теме: сказка «Уголек». С Смирнов , «Как ловили уголька»  Шевченко А.А.,  «Соломинка, уголек и боб» Братья Гримм и др.

Продуктивная деятельность:

 - рисование углем,  «Вот какой самосвал», «Все про уголь»

 Конструирование: «Тепловоз»

Спортивная эстафета «Перевези уголь»

Знакомство  с пословицами и поговорками об  угле

Заключительный этап

Получение зачетных книжек  по окончанию Детского университета

Ожидаемые результаты:

Дети

 - получат необходимые знания о полезных ископаемых недр родной земли – угле

-  сформируют навыки поисково-познавательной деятельности для достижения результата (прогнозировать, расширять его горизонт, выбирать)

-  увидят результаты своей деятельности (наблюдений, опытов, творческих работ, полученных  впечатлений от проведенных экспериментов).

- расширят свои представления о неживой природе: о том, что из живого создано неживое.

 - систематизируют знания об особенностях угледобывающих профессий, 

  Сотрудничество с родителями во время реализации проекта, будет способствовать улучшению детско-родительских отношений.

Составление ментальной карты

       C:\Users\Forester\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20221202_162300.jpg                

                                                                                                               

                                                                                                           

                                                                                                              Приложение 1

 «История образования угля»

     В каменноугольный период обширные пространства современной Европы, Азии и Северной Америки занимали тропические болота. Большинство деревьев на них отличались от тех, что растут в современных лесах.

Некоторые деревья были плауновидными. В наше время плауны — это просто маленькие, похожие на мох растения, но в каменноугольный период некоторые плауновидные вырастали в массивные деревья высотой более 30 метров. Среди деревьев доисторического леса часто попадались гигантские хвощи и папоротники.

     О тех лесах и растениях в них мы знаем по дошедшим до нас остаткам в виде угля, который мы добываем из земли и сжигаем.

Когда растения погибали в насыщенных влагой местах вроде болот, они, перегнивая, превращались в толстый слой гниющей! растительной массы. Примерно такую же вы найдете в саду или огороде в нижних слоях кучи компоста. Такой толстый слой называется  торфом.  Через миллионы лет он затвердел и превратился в уголь.

Какого цвета  уголь?

Кто же этого не  знает? — скажешь ты. Всем известно: уголь чёрного цвета. Так и говорят: чёрный, как уголь.

Что ж, правильно. Чаще всего так и бывает. Но не всегда! Имей в виду: есть не только чёрный, но и жёлтый уголь, он называется «сланец,  есть уголь золотистого оттенка.

Бывает даже голубовато-фиолетовый уголь.

А откуда взялся уголь? И почему его называют каменным?

Каменный уголь очень твёрдый, как камень. Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали. Но ведь камень не горит. Почему ж уголь даёт пламя? Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку.

Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в далёкие доисторические времена росли на Земле.

А  ведь  дерево  хорошо  горит,  это  каждый  знает.

Конечно, уголь совсем не похож на дерево. И на цветок тоже не похож. Но если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть волокна растений.

Каменный уголь очень нужен всем. Люди научились делать из него множество полезных, необходимых вещей: бензин для моторов, кокс для доменных печей и многое, многое другое.

 

 

                                                                                                             

                                                                                                        Приложение 2

Сказка о чудесном угле

    В одной стране был сильный холод. Солнце не могло пробиться сквозь тучи, нависшие над землёй. Его едва было видно, можно было лишь предощутить его и очень редко увидеть нечто расплывчатое.
   В этой стране уже давно было так холодно, что люди, жившие там, почти забыли, что раньше было тепло и они каждый день могли видеть солнце и чувствовать его согревающие лучи.
  За много лет люди привыкли к холоду, и многие едва могли представить себе жизнь без мороза. Они даже гордились тем, что хорошо приспособились к холодам и могли искусно избегать опасностей. Были школы, где людей специально обучали этому, и многие становились большими мастерами в искусстве приспособления к холодам.

    Казалось, что люди уже почти забыли солнце, однако, солнце не забыло их. Оно заботилось о людях, чтобы они не умерли от страшного холода. Для этого оно посылало к ним посланцев. Они приносили людям светящийся чудесный уголь, у которого те могли греться до тех пор, пока солнце, набравшись силы, не растопит ледяные тучи. Тогда бы, наконец, и потеплело. И люди вновь увидели бы солнце и согрелись бы его силой.

    Посланцы солнца приносили людям чудо-уголь и объясняли, как они должны зажечь этот чудо-уголь, чтобы его тепло согрело всех. Они показывали им, как осторожно нужно это делать, чтобы согреться, но при этом не обжечься. Они также говорили, что чудо-уголь не убывает при передаче другим людям, а наоборот, сила его света и тепло станут тем сильнее, чем больше будут передавать чудо-уголь и доставлять другим радость.

    Но многие люди уже так привыкли к холоду, что не понимали, зачем им нужно тепло чудо-угля. Они неуверенно принимали его в подарок и благодарили. Но считали за большой труд зажигать его и даже немного боялись, что обожгут себе пальцы. Они не использовали согревающую силу угля. Они брали его, но не для того, чтобы зажигать, а просто, чтобы хранить у себя как сокровище, и продолжали дальше упражняться в искусстве приспособления к холоду. Если же иногда они чувствовали, что что-то не так, поскольку совершенно отсутствует тепло, то успокаивались тем, что и другим людям ничуть не лучше. Люди же, которые зажигали чудо-уголь, радовались его живительной силе. Чем больше они делились им с другими людьми, тем сильнее становилось его свечение. Им нужно было только не давать чудо-уголь тем, кто хотел его лишь «схоронить» не зажигая, потому что тогда сила свечения их собственного чудо-угля не увеличивалась, а слабела. Их дети сильно томились по теплу чудо-угля и сразу узнавали, кто именно зажёг чудо-уголь, и тогда они особенно любили такого человека.

    Лишь когда они шли в школу, где их учили обращаться с холодом, эта способность детей слабела, но не терялась. Среди них всегда были такие, кто эту способность мог сохранять всю жизнь и радоваться согревающему свету чудо-угля.

    Много людей погибло от холода. Но, наконец, большие холода прекратились, так как солнце смогло преодолеть их своей силой. Те, кто грелся у чуда-угля, остались жить и благодарно приветствовали солнце, согревавшее их своими лучами.

Маленькая девочка, которая слушала эту сказку, спросила свою мать:
— Что же это за чудо-уголь?

— Это — Любовь, — ответила мать.

                                                                                                                     Приложение 3

Пословицы и поговорки про уголь

·         Без огонька не добыть уголька.

·         Невелик угля кусок, а пачкает.

·         Не тот уголь, что в забое, а тот, что в эшелоне.

·         От одних слов «ура» уголь не пойдет на-гора.

·         Слову вера — углю мера.

·         Уголек, как золото: и блестит и ценится.

·          Уголь сажей не замарается.

·         Уголь добывать — живу не бывать.

·   

                                           

                                                                                                             

                                                                                                             

                                                                                                                     Приложение 4

Цикл занятий опытно - исследовательской деятельности с водой  и углем на тему: В гостях у ученого – химика Знайки»

 Занятие 1. 

Воспитатель: Ребята, сегодня по почте нам пришло электронное письмо, давайте го прочитаем.

Дорогие ребята! Я узнал, что вы любите  экспериментировать и проводить интересные опыты. Приглашаю вас к себе в настоящую химическую лабораторию, где вы узнаете много интересного. Ученый-химик  Знайка.

- Ребята, принимаем приглашение?

Дети: Да.

Воспитатель: А кто знает, чем занимаются ученые-химики?

Дети: Проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: А где же химики проводят свои опыты?

Дети: В научной лаборатории.

Воспитатель: А кто ответит, что такое лаборатория?

Дети: Лаборатория - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. 

Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в настоящую химическую лабораторию.

( шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтобы тайны все узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. 

Знайка: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. Меня зовут Знайка, я - заведующий  химической лаборатории.

 У меня в  лаборатории все чисто и стерильно, поэтому предлагаю вам одеть халаты, шапочки и пройти за столы.

Вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории всегда соблюдают ряд правил. Если вы их знаете, назовите.

Дети:

Правило№1. Во время проведения эксперимента не отвлекайся.
Правило№2. Соблюдай тишину, не мешай работать другим.

Правило№3. На столах ничего не трогай без разрешения руководителя. 
Правило№4.Содержимое сосудов не пробуй на вкус. 
Правило№5. Бережно обращайся с оборудованием. Поработал - убери на место. 
Правило№6. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. 

 

Знайка: Ребята, усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам одну историю.  

    В одной сказочной стране жил – был гном. Обычный гном. Он был маленького роста, с длинной бородой и в колпаке. По утрам гном очень долго рассматривал толстую книгу о камнях. Она была составлена его предками. Несколько поколений гномов работали в рудниках и находили драгоценные и полудрагоценные камни, а затем описывали их в книге. Гном очень гордился ей. Это была их фамильная ценность. Все камни ему были знакомы кроме одного, черного золота - черного, угловатого, ничем неприметного камня. А вы хотели бы заглянуть в мир этого удивительного камня и узнать о нем много интересного?

Знайка: Предлагаю пройти за столы (на столах подносы с углем, закрытые салфеткой)

Знайка: Ребята, отгадайте загадку:

С виду неприглядный камень
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его достать
Надо в шахте побывать.
Под землею огоньки
Это в шахте горняки.
Молотками отбивают
Этот очень нужный камень.

 Дети: уголь.

Знайка: Правильно, это уголь. Мы с вами познакомимся со свойствами каменного угля и будем фиксировать наши выводы это в дневниках наблюдений и на доске.

Проведение данных опытов с углем можно разделить по два - три опыта

Опыт 1.

Знайка: - Посмотрите внимательно. Какой уголь?
Дети: - Уголь чёрный и блестящий.
Знайка: Давайте посмотрим в лупу. Что вы видите?
Дети: - Бугорки.
Знайка: - Правильно ребята. Уголь - бугристый как дерево… фиксируем это в своих дневниках.

Знайка: - Возьмите уголь в руки, потрогайте, а теперь посмотрите на руки, что вы заметили?
Дети: - Он пачкается.
Знайка: - зафиксируйте в дневниках наблюдений , а  я поставлю обозначение на доску

Опыт 2:

Знайка: - Ребята, а уголь твердый или мягкий?
Дети: - Твёрдый.
Знайка: - А как вы узнали?
Дети: - Нужно на него надавить пальцем.
Знайка: - фиксируем в дневниках наблюдений и ставим на доску обозначение.
Знайка: - Ребята да уголь твёрдый, но прочный ли он? А как же проверить на прочность?
Дети: - Стукнуть.
Знайка: - Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы посмотрите, что  с ним произойдет.  Ребята, что мы можем сказать, уголь прочный? Что произошло?
Дети: - Он рассыпался. Нет не прочный.
Знайка - Давайте сделаем вывод: каменный уголь твёрдый, но от удара он рассыпается,  фиксируем результат и ставим на доску обозначение.

Занятие 2.

Опыт 3:

Знайка: - Ребята , а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим уголь в воду?
Дети:  высказывают свои предположения 
Знайка: - Сейчас мы с вами проведём опыт. Возьмите стакан с водой. Поставьте на салфетку его. Возьмите ваш уголь и опустите в стакан с водой. Что вы увидели?
Дети: - Вода помутнела, пошли пузырьки.
Знайка: - А как вы думаете, почему пошли пузырьки? Что это за пузырьки?
Дети: - Это выходит воздух.
Вывод: Правильно, в угле, как и в каждом предмете, есть воздух, а в пористых больше. Поэтому при опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
Знайка: - А что ещё произошло с углем?
Дети: - Он утонул
Знайка: - Правильно, какой можно сделать вывод?
Дети: - Уголь тяжелый.
Знайка: - Правильно, фиксируем это в дневниках

Опыт 4:

Знайка: - А как вы думаете, уголь растворится в воде?
Дети
 высказывают свои предположения.
Знайка: - Давайте проверим. Возьмите палочки и помешайте.
Дети: - Уголь не растворяется.
Знайка: - Правильно, и запомните, уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Фиксируем это в дневниках наблюдений

Знайка: Ребята, а как вы думаете, нужен ли уголь людям? Для чего нужен?

 Высказывания детей.

 Знайка: Правильно, уголь хорошо горит и при этом дает много тепла. Поэтому он идет на отопление наших домов, детских садов, школ и других помещений. т.е его используют как топливо.

 Знайка: Ребята, давайте вспомним  свойствами угля, используя наши дневники наблюдений и обозначения на доске.

 Каменный уголь черного цвета, твердый, без запаха, по весу тяжелый, тонет в воде, но не растворяется. Если ударить молотком рассыпается, значит хрупкий, пачкает руки. Используется человеком как топливо.

 Между проведением опытов можно использовать физминутку:

Уголь в земле глубоко залегает.
                                                              (Делают три приседания.)
В шахтах его горняки добывают.
                                                           (Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.)
На смену в забой шахтёрам пора
Уголёк – поднимать на гора.
                                                            (Выполняют наклоны вправо – влево.)
Шахтёры, шахтёры на смену идут,
                                                              (Маршируют на месте.)
Нелёгок, но очень почётен их труд.
                                                              (Поднимают руки через стороны вверх)

 Занятие 3.

Цель: в лаборатории воды  у химика Знайки познакомить детей со свойствами лакмусовой бумаги.

Задачи: 

1.Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова. 

2.Познакомить детей с  понятиями кислота и щелочь.

3.Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

4.Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность, умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано.

5.Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при проведении опытов.

Оборудование: 
оборудование для проведения опытов: пластмассовые стаканчики с водой, пластиковые ложки,  лимоны, пищевая сода, стружка хозяйственного мыла, лакмусовая бумага, таблицы для занесения результатов опытов,  шапочки, халаты.

Воспитатель: Ребята, сегодня по почте нам пришло электронное письмо, давайте го прочитаем.

Дорогие ребята! Приглашаю вас к себе в химическую лабораторию, где мы с вами продолжим проводить интересные опыты Ученый-химик  Знайка.

Знайка: Ребята, хочу вам покажу один фокус - извержение вулкана  (в банку с  вишневым соком добавить лимонную кислоту, пищевую соду, происходит реакция).

- Что произошло?  Почему так получилось? (рассуждения детей)

Это соединились кислота со щелочью, и произошел такой взрыв.

Интересно? Хотите научиться делать такой же вулкан?

Дети: Конечно, очень хотим.

Знайка: Хорошо, но прежде нам надо выяснить, какие, известные нам, жидкости и средства являются кислотой, а какие щелочью.

А определять мы это будем при помощи «волшебной» бумаги, которая называется лакмусовой. Какого она цвета? (фиолетовая). Эта бумага меняет свой цвет, в зависимости от того, в какую среду она попадет.

Для того чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах есть стихотворение:

Индикатор лакмус — красный
Кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус — синий,
Щёлочь здесь — не будь разиней.

Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.

Исследовательская работа:

Знайка: Перед вами стоят сосуды с водой. Какого цвета вода?

Дети: Прозрачная.

- В них мы будем добавлять различные средства и жидкости, чтобы понять, что же является кислотой, а что является щелочью. А результаты занесем в специальную таблицу.

И так, еще раз вспомним. В кислой среде наша «волшебная» лакмусовая бумага окрасится в какой цвет?

Дети: В красный.

Знайка: Правильно. А в щелочной среде лакмусовая бумага должна окраситься в какой цвет?

Дети: В синий.

Знайка: Совершенно верно.

Воспитатель дает детям инструкцию, что лакмусовую бумагу необходимо держать за кончик, чтобы пальцы не попали в полученный раствор.

Опыт№1(с водой)

Знайка: В первый стакан с водой опустите конец лакмусовой бумаги. Что произошло, изменился цвет бумаги?

Дети: Да, он стал фиолетовым.

Знайка: Значит, какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: Цвет лакмусовой бумаги стал фиолетовым, значит вода – нейтральная среда, не кислота и не щелочь.

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Опыт№2(с лимоном)

Знайка: Во второй стакан с водой добавьте кусочек лимона.  

Дети кладут в сосуд с водой кусочек лимона и   ложечкой размешивают полученный раствор. 

Знайка: Цвет воды изменился в стаканчике?

Высказывания детей

Знайка: Опустите кончик лакмусовой бумаги в стаканЧто произошло с цветом бумаги?  

Дети: Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет.

Знайка: Если бумага стала красного цвета, значит что получилось?

Дети: Кислота

Знайка:  Попробуйте сделать вывод.

Дети:  Полученный раствор окрасил бумагу в красный цвет, значит это кислота.

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Опыт№3 (со щелочью)

Знайка: Возьмите третий стакан с водой, добавьте в него ложечку питьевой соды.

Дети, при помочи специальной ложечки, добавляют в воду пищевую соду и размешивают полученный раствор.

Знайка: Какого цвета стала вода?

Опустите кончик лакмусовой бумаги в раствор, что произошло?

Дети:  Лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, значит это – щелочь. 

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Опыт№4 (со щелочью)

Знайка: Возьмите четвертый стакан с водой, добавьте в него ложечку мыльной стружки

Дети, при помочи специальной ложечки, добавляют в воду мыльную стружку и размешивают полученный раствор.

Знайка: Какого цвета стала вода?

Опустите кончик лакмусовой бумаги в раствор, что произошло?

Дети:  Лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, значит это – щелочь. 

Знайка: Результаты занесем в таблицу.

Знайка: Посмотрим на результаты, занесенные в таблицу.

Дети: Лимон – это кислота, т.к. лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет, питьевая сода и мыло – щелочь, т.к. лакмусовая бумага окрасилась в синий цвет, вода – это нейтральная среда, т.к. цвет бумаги остался тем же - фиолетовым.

Знайка: Ребята, мы с вами хорошо потрудились и как на любом предприятии можно немного отдохнуть.

Динамическая пауза:

Глубоко вздохнули:

Вот мы набрали кислород.

Выдохнув-из легких чистых

Газ уходит углекислый.

Руки вверх, потом вперед-

Не поймать нам водород!

Руки в стороны, ходить.

Будем с химией дружить.

Опыт№5

Знайка: А сейчас я покажу вам еще один опыт. Щелочь и кислота всегда вступают во взаимодействие. Такое взаимодействие называют реакцией нейтрализации.

На столе макет вулкана, в середину которого помещена емкость с пищевой содой.

Добавляем  сок лимона  в пищевую соду. Происходит реакция. Во время реакции, Знайка объясняет, что появившиеся пузырьки - это углекислый газ, тот самый, который мы выдыхаем и который необходим для дыхания растениям.

Знайка: Ребята, получившийся раствор стал и не кислой средой, и не щелочной. Мы с вами получили среду, которая называется нейтральной, т.е. в ней нет ни кислоты, ни щелочи. В получившейся среде присутствует только вода и соль. Нейтральная среда должна окрасить лакмусовую бумагу в фиолетовый цвет.

Воспитатель опускает лакмус в получившуюся жидкость. Лакмусовая бумага приобретает фиолетовый цвет. Это доказывает, что при взаимодействии кислоты и щелочи, среда становится нейтральной.

Знайка:  В какой цвет окрасилась бумага? (фиолетовый), значит какой  можно сделать вывод?

Дети: Полученный раствор – нейтральная среда.

Итог:

Знайка: И так, юные ученые-химики. Что же мы сегодня узнали с помощью «волшебной» лакмусовой бумаги?

Дети: Что  лимонный сок-это кислота. А пищевая сода и хозяйственное мыло-это щелочь.

Мы выяснили, что кислота и щелочь всегда вступают во взаимодействие и в результате этой реакции получается среда, которую называют нейтральной.

Знайка: Хорошо. Мы отлично потрудились.

Лабораторию открыли,

Опыты мы проводили.

Много нового узнали,

И ни капли не устали!

Занятие 4.  Тема «Фильтрование воды»

Цель: отфильтровать загрязненную воду, проделав опыты

Задачи:

-Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;

-Развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

-Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения, умение анализировать и делать выводы в соответствии с результатом проверки;

-Развивать умения схематично изображать проделанные действия;

-Закрепить в речи детей слова: фильтр, водопровод, фильтрование, воронка.

Знайка: Ребята, я снова приглашаю вас в лабораторию воды. У жителей Цветочного города возникла проблема. У них сломался водопровод,  и они  берут воду из речки. Но вода там грязная, и они не знают, что делать.

-Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь жителям цветочного города? Как же нам это сделать? В чем будет заключаться наша помощь?

Высказывания детей:

-можно отремонтировать водопровод;

-можно привезти им чистой воды;

-попробовать самим очистить воду и т.п.

Знайка: Я хочу показать вам разные способы очистки воды. Процесс очищения воды называют фильтрацией, т.е. воду  фильтруют.

Значит, мы с вами сейчас что будем делать? (Фильтровать воду). Воду фильтруют с помощью фильтров. Фильтры - это специальные вещества, проходя через которые вода очищается, оставив в фильтрах вредные примеси.

    Фильтром может быть: вата, марля, ткань, специальная фильтрованная бумага. (Закрепление в словаре детей слова фильтр).

Опыт 1: Очищение воды через ватный диск.

Знайка: Давайте попробуем профильтровать воду. Как это сделать? (Предположения детей).

Сначала, нужно взять стакан, сверху вставить воронку и накрыть её ватным диском. Теперь возьмём нашу талую воду и потихоньку наливаем в стакан. Посмотрите, как я это делаю (показать, как сделать фильтр и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Самостоятельная работа детей. Активизация в словаре детей слова воронка.

Знайка: Что вы видите?

Дети: Грязь, песок, веточки остались на ватном диске. Вода стала чище.

Знайка: Какой вывод вы сделаете?

Вывод: Сор и песок остались на ватном диске. Вода стала чище. Воду можно очищать через ватный диск.

Опыт 2: Очищение воды активированным углем.

Воспитатель: Ребята, вспомните, когда у вас болят животики, какие таблетки вам дают мамы?

(Дети высказываются).

Воспитатель: Правильно. Черные таблетки, называются они активированный уголь. Они чистят ваши животики. Попадая в организм больного человека уголь, начинает, как губка впитывать в себя все вредные вещества и выводит их наружу естественным способом.

- А как вы думаете, можно ли очистить воду с помощью активированного угля?

 (Предположения детей).

Да, эти таблетки могут очищать и воду. Сейчас мы с вами научимся очищать воду с помощью воронки и активированного угля. (Показываю воронку и таблетки активированного угля). Возьмите стаканчик, вставьте в него воронку. В воронку положите ткань, а на ткань засыпаем размятые угольные таблетки. Теперь возьмите грязную воду и наливайте ее потихоньку в стаканчик.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Что вы видите теперь?

Дети: В стаканчик стекает чистая вода.

Воспитатель: Какой вывод сделаем?

Вывод: Вода очистилась лучше. Воду можно очищать через плотную ткань и активированный уголь.

 Итог:

 Знайка: Ребята, мы с вами научились очищать воду с помощью фильтров, в качестве которых использовали ватный диск и активированный уголь.  Как мы сообщим об этом жителям Цветочного города?

Высказывания детей:

 - можем написать голосовое письмо жителям Цветочного города и рассказать,  как можно очистить воду с помощью фильтров;

 - можно наши опыты зарисовать и отправить жителям Цветочного города.

Дети выбирают свой вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о воспитательно-образовательной работе с детьми групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капельки», для детей со сложным дефектом «Росинки»

Представлен отчет о работе педагогов и специалистов с детьми и родителями детей групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и сложным дефектом по пяти образовательным областям ОАП....

Сценарий интеллектуального шоу "Умники и умницы" с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 5 - 6 лет

Совместное меропритяие для родителей и детей, в ходе которого  в игровой форме выполняя различные задания, участники шоу покажут свои знания, проявлят смекалку и сообразительность...

Мастер-класс с детьми групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР, детей со сложным дефектом "Комплексное вовлечение сенсорных анализаторов детей с ОВЗ при обучении ПДД посредством инновационных игровых технологий"

Цель мастер класса-применение инновационных игровых методов и приёмов при обучении ПДД детей с ОВЗ (интерактивная игра, ковролинография в игре, квест-игра, игры и упражнения с мнемотаблицами, игра жес...

Сценарий образовательной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников на тему :«Семейный бюджет и расходы семьи»

Сценарий образовательной деятельности с детьми группы    компенсирующей   направленности для детей подготовительной группы по формированию основ финансовой грамотности д...

Познавательно – исследовательский проект «Его величество уголь» с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 6 – 7 лет

В ходе проекта дети познакомятся с богатством недр своего региона и с особенностями угледобывающих профессий...