Познавательно – исследовательский проект «Загадочный вулкан» с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 6 – 7 лет
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В ходне реализации проекта ребята узнают о таком таинственном явлении как вулкан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Загадочный вулкан" | 591.12 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному направлению развития детей»
Познавательно – исследовательский проект
«Загадочный вулкан»
с детьми группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР в возрасте 6 – 7 лет
Составили:
Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории
Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории
г. Шарыпово, 2022г.
Проект «Загадочный вулкан»
Актуальность: В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. При рассматривании наглядно – демонстрационных картинок «Явления природы» детей заинтересовала картинка с изображением извержения вулкана. Многие дети стали расспрашивать, что это такое, почему так происходит, опасно ли это. Чтобы побольше узнать об этом таинственном явлении было решено запустить проект «Загадочный вулкан».
Проблема:
- недостаточно знаний детей о природном явлении - вулкан
Цель проекта: расширить представления дошкольников о происхождении вулканов.
Задачи проекта:
- сформировать представление о вулканах, как явлении природы, причинах возникновения, о процессе извержения вулканов;
-активизировать в речи детей слова: очаг, жерло, кратер, лава;
- познакомить детей с профессией вулканолога;
- узнать о вреде пользе вулканов;
- познакомить с процессом создания и извержения искусственного вулкана;
- развивать любознательность, инициативность, познавательную активность детей.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий
Продолжительность проекта: 1месяц (апрель 2022г.)
Участники проекта: дошкольники группы компенсирующей направленности с детей с ТНР в возрасте 6– 7 лет, педагоги, родители
Этапы работы над проектом
№ | Вид деятельности | Сроки реализации | |
Подготовительный этап | |||
1. | Определение цели и задач проекта | 1 неделя апреля | |
2. | Изучение литературы по теме проекта | ||
3. | Вовлечение родителей воспитанников в активное участие по проекту | ||
4. | Составление с детьми ментальной карты: - Что мы знаем о вулканах -Что хотим узнать? - У кого или где можно это узнать? (Приложение 1) | ||
Основной этап | |||
1. | Отгадывание загадок о вулканах. Приложение 2 Беседа с на тему «Как образуются вулканы» | 2- 3 неделя апреля | |
2. | Просмотр иллюстраций, фотографий об извержении вулкана познавательных роликов «Извержение Вулканов», Вулканы Камчатки», «Вулканы и гейзеры Курильских островов», «Типы вулканов | ||
3 | Расположение вулканов на земле – работа с картой | ||
4. | Разучивание стихотворения и физминутки «Вулкан» Приложение 3 | ||
5. | Проведение исследовательской деятельности на тему «Камни вулканического происхождения» Приложение 4 | ||
6. | Рассматривание схемы «Строение вулкана» | ||
7. | Продуктивная деятельность на тему «Извержение вулкана» (рисование, пластилинография) | ||
8. | Чтение детской энциклопедии «Про всё на свете» под. ред. Феданова Ю., Скиба Т. | ||
9. | Познакомить с легендой о вулкане Приложение 5 | ||
10. | 11 Интересных фактов о вулканах | ||
Заключительный этап | |||
1 | Квест – игра «Извержение вулкана» (Приложение 6) | 4 неделя апреля | |
2. | Создание макетов вулканов для проведения исследовательской деятельности | ||
3. | Подведение итогов проекта |
Результат проекта
В результате проекта дети узнали, что вулкан – природное явление (разлом в земной коре, через которую на поверхность земли выходит магма). Узнали, как выглядит вулкан в разрезе, изучили виды и типы вулканов. Узнали название вулканов в России и в мире, опасность, которая может возникнуть в результате извержения. Словарь детей пополнился новыми словами: лава, магма, жерло, кратер, щитовидный, конусообразный, действующий, спящий, потухший и т.д.
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, ребята провели исследовательскую деятельность в виде эксперимента и наглядно получили результат своей деятельности – извержение искусственного вулкана.
Участие в проекте вызвало у детей много позитивных эмоций, способствовало развитию познавательной активности, стремлению узнавать новое.
Приложение 1
Ментальная карта
Приложение 2
Загадки на тему «Вулкан»
Я плююсь огнём и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан)
У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться -
Взорвётся, задымится! (Вулкан)
Я даю определение:
В виде чаши углубление
На вершине у вулкана.
Думай, друг, сдаваться рано. (Кратер.)
Земля задрожала, вулкан задымился,
Огонь из-под пепла и камня пробился.
И вот уж из жерла вулкана потёк
Расплавленной горной породы поток!
(Лава.)
Приложение 4
Исследовательская деятельность «Камни вулканического происхождения».
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
- Рассмотрите внимательно камни и пемзу.
Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек.
Как вы думаете, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень).
- Опустите кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему?
Вывод: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.
Приложение 5
Легенда
В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый и хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. А дом его получил название Вулкан.
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо по среди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершину горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. « Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».
11 интересных фактов о вулканах:
На Земле есть около 1500 вулканов, которые могут активизироваться в любой момент. Они образуются, когда расплавленные породы, называемые магмой, поднимаются к поверхности земли, и прорываются сквозь ее тонкие слои. Потоки магмы могут сотни лет оставаться под землей, а затем резко вырваться на поверхность. Ниже можно найти несколько интересных фактов о вулканах.
1. Вулканическая пемза – это единственный вулканический камень, который плавает на поверхности воды. Обычно она серого цвета, с полыми отверстиями, которые образуются при выходе горячих газов из камня, когда он охлаждается.
2. Самые огромные вулканы получили название супервулканов. Их извержения могут привести к ужасающим последствиям: огненный дождь на тысячи миль от самого вулкана, глобальные климатические изменения из-за попадания пепла в атмосферу. Обычно извержения таких вулканов происходят несколько раз в 100000 лет. Один из них расположен в национальном парке Йеллоустоун, и ученые говорят, что он, возможно, готов для следующего извержения.
3. Самое крупное извержение произошло на индонезийском острове Сумбава: это был вулкан Тамбора. Во время извержения погибли 100000 человек. Считается, что в Индонезии находится самое большое количество исторически активных вулканов – 76.
4. Большая часть вулканов появляются на краях тектонических плит, которые образуют поверхность земли. Но некоторые вулканы, как Йеллоустоунский, расположены в других «горячих точках», где магма прорывается из глубин.
5. В Исландии, земле огня и льда, находится самое большое количество вулканов в среднеокеанической Атлантической гряде. Недавний взрыв Эйяфьятлайокутля бледнеет по сравнению с извержением Скаптара, который разрушил продовольственные запасы острова, и стал причиной голода, вызвавшего смерть пятой части населения.
6. Извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 привело к более тяжелым последствиям. Он выбросил 22 миллиона тонн диоксида серы, который опоясал всю планету, и привел к снижению температуры на 0,5 градусов.
7. Вулканы могут расти: когда лава и пепел собираются, они добавляют метры к поверхности вулкана.
8. Вулканы могут быть потухшими: они получают такое название в том случае, если ученые уверены, что извержений больше не будет. Те вулканы, активность которых затихла только на время, называются спящими.
9. Иногда при извержении вулканов стенки, сдерживающие магму, разрушаются, и образуется гигантский кратер, называемый кальдерой.
10. Самый крупный вулкан на Земле – гавайский Мауна Лоа. Будучи одним из пяти вулканов острова, он возвышается на 4000 метров над уровнем моря.
11. Извержения вулканов делают закаты более красочными: появляются оранжевые и коралловые оттенки. Это объясняется тем, что мелкие частицы пепла рассеивают солнечные лучи.
Какой вред приносят вулканы?
На нашей планете более тысячи вулканов. Большая часть из них потухла, и. казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко. Один раз в 100 или даже в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.
Одно из самых мощных извержений на Земле произошло в 1883 году. В Индонезии проснулся вулкан Кракатау. Голос вулкана разнесся на тысячи километров. От воздушных взрывов пошли воздушные волны такой силы, что они три раза обогнули Земной шар. В воздух взлетели камни на высоту 55километров. В море поднимались волны до 40 метров. Вулкан выплюнул столько пепла, что туча закрыла солнце, а потом с неба посыпалась черная грязь. Это облако пыли облетело всю планету. На время по всей Земле наступили сумерки. Ничто не в силах удержать вулкан. Под пеплом и лавой погибают города, острова и даже страны.
В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Но вот когда проснулся дремавший на протяжении многих веков вулкан Везувий, сейсмологов еще не было и беда застала людей врасплох. Жители искали укрытия в домах, пытались убежать, но спастись никому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Прошло почти семнадцать столетий, когда под слоем спрессовавшегося вулканического пепла были случайно обнаружены остатки погибших городов. Начались раскопки. От пепла очистили почти весь город Помпеи. Перед изумленными археолагами предстали дома с предметами быта, храмы, памятники. Все осталось так, как было в день, когда проснулся Везувий.
Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвеле огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил ее на своем полотне Последний день Помпеи.
Есть ли польза от вулканов?
Извержение вулкана — это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит 10000 извержений, из которых примерно 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные порды, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.
Приложение 6
Квест - игра для детей с ТНР в возрасте 6 – 7 лет
на тему: «Извержение вулкана»
Цель: участие в конкурсе» Юные исследователи» и проведение опыта «Извержение вулкана»
Коррекционно – обучающие задачи:
- закреплять умение ориентироваться в пространстве детского сада;
- показать взаимодействие щелочи с кислотой;
- закреплять умение читать схемы и проводить действия в соответствии со схемой;
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать познавательную активность, любознательность в процессе выполнения экспериментов;
- развивать логическое мышление и умение классифицировать предметы по признаку;
- развивать умение согласовывать слова с движениями;
учить подбирать глаголы - антонимы;
- учить формулировать гипотезы, развивать связную речь, умение вести диалог;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- упражнять в ползание и беге.
Коррекционно - воспитательные задачи:
-воспитывать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать в команде, понимать задание и выполнять его.
Предварительная работа:
- составление ментальной карты в рамках проекта «Таинственный вулкан»;
- работа с картой мира с обозначением мест, где находятся вулканы;
- просмотр и обсуждение презентации «Что такое вулкан»;
- чтение легенды о происхождении вулкана;
- оформление книжки – малышки с рисунками детей о вулкане;
- изготовление совместно с детьми макетов вулканов.
Участники – квест - игры:
- учитель – логопед;
- инструктор по физической культуре;
- музыкальный руководитель;
- воспитатели, дети 6– 8 лет.
Оборудование: бейджики с картинками живой и неживой природы для деления на команды; конверт с зашифрованным письмом, список ингредиентов для проведения опыта, маршрутные листы, сенсорный дождь, бокалы, палочки для отстукивания музыки, вода, картинки для определения звуков, набор животных, карточки с вопросами, магнитная доска.
Спортивное оборудование: тоннель
Материалы для опыта: 4 разноса, мерные стаканы с водой , 4 емкости для соды, гуашь или пищевые красители, 4 емкости для мытья посуды, уксус, ложки для размешивания.
Ход квест – игры
Детям в детский сад приходит письмо от профессора Любознайкина.
Профессор: Здравствуйте, ребята! Знаю, что вы очень любите экспериментировать и предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Юные исследователи». Для этого вам нужно выполнить конкурсное задание, которое находится в конверте. (Открывают конверт, а там чистый лист бумаги - написано свечой). Воспитатель: Как же прочитать, что тут написано (выслушиваем ответы детей).
Проявляем письмо и читаем «Провести опыт «Извержение вулкана».
Воспитатель: Здесь еще лист – читаем: для проведения опыта нужны определенные ингредиенты или вещества (список веществ). Вы сможете их получите в лабораториях, если выполните задания лаборантов. Попасть в лабораторию вам помогут маршрутные листы. Жду ваших фотографий.
Воспитатель: Ну что, готовы? (в конверте находим подсказки - маршрутные листы для двух команд). Нам необходимо разделиться на две команды. Посмотрите на свои бейджики (картинки с живой и неживой природой) и разделитесь.
Дети, разделившись на 2 группы, определяют свой маршрут, используя подсказку «Четвертый лишний».
У первой команды картинки: отвертка, дрель, молоток, балалайка (лишняя балалайка, значит, идем в музыкальный зал).
У второй команды слова: каменщик, плотник, логопед, крановщик, (лишний логопед, потому эта профессия не относится к строительным специальностям, значит идем к логопеду).
Воспитатель: Мы сейчас отправимся по разным маршрутам и встречаемся в группе.
Маршрут 1 подгруппы (музыкальный зал, спортивный зал, холл у логопеда)
Воспитатель: Ребята, поднимаясь по лестнице, давайте поиграем в игру «Эхо. Я называю слова, а вы как эхо окончание (гроза – за, за, за, снегопад - пад, пад, пад, туман- ан, ан, ан, дожди – ди, ди, ди, роса- са, са, са, радуга –га, га, га)
Попадаем в «Музыкально - ритмическую лабораторию», где нас встречает лаборант Вадим Сергеевич (музыкальный руководитель)
Муз.рук.: Здравствуйте ребята, я рад вас видеть у себя в гостях в музыкально – ритмической лаборатории. Здесь я изучаю различные звуки, а затем превращаю их в музыку. Что вас привело ко мне?
Ответы детей.
Муз.рук: У меня есть это вещество, и вы его обязательно получите, но только если вы примите участие в небольшом исследовании. Вы готовы?
Ответы детей
Муз.рук: Слышали ли вы когда- нибудь звуки воды? Где мы можем их услышать?
Ответы детей.
Муз.рук: А знаете ли вы что с помощью воды можно исполнять музыкальные звуки и создавать музыкальные произведения?
Ответы детей
Муз.рук: я вам сейчас вам это покажу.
Эксперимент 1:
Муз.рук: Для того чтобы нам услышать определённый музыкальный звук, нам понадобится бокал и вода. Наливаем воду в бокал, сначала немного нальем воды, затем мочим подушечку пальца и круговыми движениями проводим подушечкой пальца по горлышку бокала. Слышим звук определённой звуковой высоты. Чем больше заполняемость воды в бокале тем ниже становится звук.
Муз.рук: Мы с вами услышали как можно с помощью воды и бокала, исполнять различные по высоте музыкальные звуки. У нас с вами был всего лишь один бокал, а когда таких бокалов намного больше и в каждый из них налито определённой количество воды, можно исполнять целые музыкальные произведения. Я предлагаю вам посмотреть и послушать, как исполняют на бокалах с водой музыкальное произведение « Танец феи драже» из балета « Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Муз.рук: Вам понравилось?
Ответы детей.
Муз. Рук.: Как вы думаете можно ли другими способами исполнять музыкальные звуки на бокалах с водой.
Ответы детей.
Муз.рук.: На бокалах с водой можно еще поиграть ритмично, аккуратно ударяя по ним деревянной палочкой. Давайте вместе попробуем.
Эксперимент 2:
У каждого ребенка 2 бокала с водой, наполненные разным количеством воды. Возле бокалов с водой лежат деревянные палочки. Звучит музыкальное произведение « Танец феи драже» из балета « Щелкунчик» П.И. Чайковского. Дети играют на бокалах простой ритмический рисунок , повторяя за музыкальным руководителем.
Муз.рук.: Ребята вы большие молодцы, вы справились со всеми экспериментами и по праву заслуживаете награду. Я вам даю то вещество, о котором вы просили.
Смотрим маршрутный лист, выделяем четвертый лишний и решаем, что нужно идти в спортивный зал. Идя по коридору, проговариваем стихотворение про вулкан с движениями:
Вот высокая гора (поднимают руки вверх и соединяют ладошки)
А внутри горы – дыра. (показывают руками впереди себя круг)
Из горы идет дымок, (руки вместе, извилисто вверх и показывают дым)
Летят камни, серый смог. (пальцы рук сжимают и разжимают)
Гул раздался тут и там. (закрывают ладошками уши)
Просыпается вулкан. (руки вверх потягиваются)
В спортивную лабораторию идут обе команды, где их встречает лаборант Виктория Владимировна (инструктор по физической культуре).
Инст.ф/к: Здравствуйте, ребята, в нашей лаборатории всегда рады гостям. Что привело вас сюда?
Ответы детей.
Инст.ф/к: У меня есть это вещество, и я поделюсь им с вами, если вы примете участие в небольшом исследовании в нашей лаборатории. Согласны?
Ответы детей.
Инст.ф/к: Для нашей работы надо будет снять обувь и носочки. Наши исследователи заметили, что человек выполняет руками и ногами одинаковые движения. Какие? Это сжимание и разжимание пальцев, сгибание и разгибание рук и ног, махи руками и ногами. И тогда у них возник вопрос: «Что для человека важнее руки или ноги, могут ли руки заменить ноги, а ноги руки». А как вы думаете?
Ответы детей.
Инст.ф/к: Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю провести несколько экспериментов.
Эксперимент 1 «Бег на ногах и руках»
Дети строятся в одну шеренгу на линии старта. По команде пробегают дистанцию 7 м. до линии финиша. Делятся впечатлениями: легко ли было выполнить это задание. Далее детям предлагается пробежать эту же дистанцию на руках (упражнение «Тачки») и поделится впечатлениями.
Вывод: упражнения в беге выполняются при помощи ног, руки для этого непригодны, несмотря на то, что выполняются похожие движения (сгибание, разгибание, движение вперед).
Эксперимент 2 «Возьми предмет»
Дети сидят на полу образуя круг. В кругу лежат разные по форме и величине предметы. Детям предлагается взять эти предметы руками, провести манипуляции с ними (снять колпачок с ручки, покрутить гайку на болтике и т.д.). Дети говорят, легко ли было выполнить эти действия. Далее эти же задания предлагается выполнить с помощью ног и поделиться впечатлениями.
Вывод: брать предметы, выполнять с ними разные действия можно только руками.
Эксперимент 3 «Тоннель»
Детям предлагается пролезть в узкий тоннель (мягкий модуль) и ответить, что они использовали для этого: только руки, только ноги или это была совместная работа рук и ног.
Вывод: для выполнения этого задания понадобились и руки и ноги.
Инст.ф/к: Итак, мы провели с вами три эксперимента и как же мы ответим на вопрос: «Что важнее для человека руки или ноги?»
Ответы детей.
Инст.ф/к: А могут руки заменить ноги? А ноги руки?
Ответы детей.
Инст.ф/к: Спасибо вам за помощь, передаю обещанное вещество для вашего исследования. Мне бы очень хотелось увидеть, как вы будете его проводить, можно мне прийти посмотреть?
Ответы детей.
После спортивной лаборатории каждая команда дальше идет по своим маршрутным листам (одна в «Музыкальную лабораторию», другая команда в «Речевую лабораторию).
Маршрут 2 подгруппы (холл у логопеда, спортивный зал, музыкальный зал)
Проходя по коридору, отвечаем на вопросы, которые размещены на стенах коридора:
- Назовите, какие бывают вулканы?
- Кто такие вулканологи?
- Где в России находятся вулканы?
Перед дверями «Речевой лаборатории» нас встречает лаборант Светлана Васильевна (логопед)
Светлана Васильевна: Чтобы попасть в мою лабораторию, посмотрите, что нарисовано на ваших бейджиках и проговорите это слово по слогам.
____________________
Идя по коридору после «Речевой лаборатории» воспитатель упражняет детей в подборе глаголов – антонимов:
- зажигать – тушить;
- кидать - ловить;
- говорить – молчать;
- кричать – шептать;
- ссориться – мириться;
- ломать – строить;
- ругать – хвалить;
- плакать – смеяться;
- отдыхать – работать
Собрав все необходимые ингредиенты для проведения опыта, обе команды встречаются в группе.
Воспитатель: Ребята, давайте сверимся со списком, все ли мы собрали ингредиенты (проверяем со списком). Да все и теперь можем провести опыт «Извержение вулкана». На столах 4 макета вулканов, предлагаю разделиться по три человека и встать возле столов. Давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов.
Ребята повторяют правила
Воспитатель: Чтобы провести опыт, нужно ознакомиться с карточками - схемами, где показано, в какой последовательности нужно класть ингредиенты.
(рассматриваем схему проведения опыта).
Воспитатель: Дети договоритесь между собой, кто какое вещество будет класть.
Проведение опыта: Сначала нужно положить в воду 3 ст. л. соды, добавить 2 ст. ложки жидкости для мытья посуды. Добавить туда красный или оранжевый краситель. Все хорошо размешать и вылить в кратер вулкана. Теперь самый ответственный момент. Нужно добавить укусу, но так как это кислота, то добавлять ее будут взрослые.
И вот оно яркое зрелище - извержение вулкана. Делаем фото на память и отправляем профессору.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы выполнили все задания в лабораториях, нашли ингредиенты и показали опыт. Теперь будем ждать результатов конкурса.
После обеда приходит ответ от профессора «Любознайкина, и диплом, что ребята стали победителями конкурса «Юные исследователи».
Использованная литература:
- Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия –М.: ООО «Росмэн-Пресс», 2002.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста: Конспекты занятий.- СПб.:ООО «Детство-Пресс»,2011.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред.Л.Н. прохоровой.- М.: Аркти, 2005.
- Травина И.В. Моя первая книга о планете Земля.-:М.: Росмэн-Пресс,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности по теме: "Что такое микробы?"...
Сценарий интеллектуального шоу "Умники и умницы" с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 5 - 6 лет
Совместное меропритяие для родителей и детей, в ходе которого в игровой форме выполняя различные задания, участники шоу покажут свои знания, проявлят смекалку и сообразительность...
Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Вода – удивительное чудо!»
ФГОС нацеливает педагогов на развитие у дошкольников любознательности, стремлению познать причинно- следственные связи предметов и явлений окружающего мира.Задача педагога – дать возможность дет...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Разноцветные чудо-пузыри» в группе компенсирующей направленности воспитанников 4 до 7 лет
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Разноцветные чудо-пузыри» в группе компенсирующей направленности воспитанников 4 до 7 лет...
Цикл занятий опытно - исследовательской деятельности с водой и углем с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 6 – 7 лет на тему: В гостях у ученого – химика Знайки»
В ходе исследовательской деятельности дети познакомятся со свойствами воды.и уггля...
Познавательно – исследовательский проект «Его величество уголь» с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 6 – 7 лет
В ходе проекта дети познакомятся с богатством недр своего региона и с особенностями угледобывающих профессий...
Исследовательский проект "Его величество уголь" с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет
Цель проекта: познакомить детей с богатством недр своего региона – углём – чёрным золотом и с особенностями угледобывающих профессий....