Консультация "Музей в детском саду как средство познавательно – речевого развития дошкольников"
консультация
Создание условий для развития познавательных процессов у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №151»
КОМИНТЕРНОВСКИЙ РАЙОН
ГОРОД ВОРОНЕЖ
Консультация для воспитателей:
«Музей в детском саду как средство познавательно – речевого развития дошкольников»
Подготовила:
воспитатель
подготовительной группы № 8
Щурова Людмила Николаевна
Воронеж - 2023
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к познавательному развитию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Характерной особенностью дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать новое.
В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.
В части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в нашем детском саду реализуется проект «Музейная педагогика в детском саду».
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных процессов у детей.
Задачи проекта:
- Обогащение развивающей предметно - пространственной среды ДОУ.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Приобщение к духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство.
- Формирование представлений о родном городе, истоках Воронежского края, его культуре.
- Знакомство с бытом и традициями русского народа, народными праздниками, костюмами Воронежской губернии.
- Развитие речи детей, пополнение словарного запаса.
- Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки.
- Развитие сотрудничества ДОУ с родителями.
Мини - музей в детском саду - это особый вид детского музея. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и называют «мини - музеями». Слово «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей предметно -пространственной среды — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини - музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребёнок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини - музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини - музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать, с ними можно играть. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.
В нашем детском саду в каждой возрастной группе созданы мини - музеи.
При изучении экспонатов каждого из мини - музеев у детей формируются умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, развивается творческое и логическое мышление, активизируются познавательные процессы.
Например, экспонаты мини - музея «Измерительные приборы» способствуют формированию интереса детей к истории их возникновения и создания, развитию не только познавательных способностей, но и исследовательских умений и навыков.
Экспонаты мини - музея «Часы» обогащают временные представления дошкольников, расширяют знания детей
об умениях людей ориентироваться во времени с древних времён и по сей день.
Экспонаты мини - музея «Ткани» знакомят детей с происхождением тканей, помогают в установлении взаимосвязей между видами тканей и одежды.
Экспонаты, представленные в мини - музеях, способствуют не только развитию познавательного интереса, но и способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети описывают предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образуют однокоренное слово, подбирают синонимы, антонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом.
Разнообразные экспонаты мини - музеев служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок; разработанные схемы (мнемотаблицы) описания музейных экспонатов помогают последовательно передавать внешние свойства и качества предметов.
В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах мини - музея, при этом отрабатывается монологическая речь.
В музее организуются выставки детских рисунков, поделок, на которых дети представляют продукты своего творчества и повествуют о них. В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, учатся правильно строить сложноподчинённые предложения и использовать языковые средства для соединения их частей, образуют новые слова с помощью приставок, суффиксов, подбирают прилагательные в сравнительной и превосходной степени, т.е. вырабатывается грамматически правильная речь и языковое чутьё.
Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.
В работе с дошкольниками используем следующие формы и методы работы:
ООД по тематике мини - музеев;
опытно -исследовательскую деятельность;
чтение художественной литературы; самостоятельное рассматривание экспонатов;
экскурсии (обзорная, «путешествия», игра - экскурсия и другие);
игры (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные, театрализованные);
мастер-классы по изготовлению экспонатов;
выставки рисунков, поделок; проекты различной направленности; викторины, досуги, развлечения.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с познавательно - речевым развитием дошкольников. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент для познания мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников
Стендовый доклад....
«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение...
Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...
План по самообразованию на тему «Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников».
План по самообразованию на тему«Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников»....
Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников».
В консультации описаны цель и задачи построения речевой развивающей среды в каждой возрастной группе, а также даны советы по наполнению речевого уголка....
Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»
Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...