Проект социально-педагогической направленности «Велиж- наш город родной»
проект (старшая группа)
Проект социально-педагогической направленности «Велиж - мой город родной» назван словами прекрасной песни о маленьком чудесном городе, на Западной Двине, с великим прошлым, о чем мы знаем, и большим будущим, на что надеемся и о чем мечтаем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_velizhe.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа
Проект социально-педагогической направленности
«Велиж- наш город родной»
(старшая группа)
Разработала:
Версина Вера Семеновна,
воспитатель высшей категории
2017 г.
Актуальность проблемы
Но где б ты вдали ни бродил все равно
Ты помни, встречая рассвет,
Что место одно есть такое, одно
Где ты появился на свет
Л.Дербенев
Проект социально-педагогической направленности «Велиж - мой город родной» назван словами прекрасной песни о маленьком чудесном городе, на Западной Двине, с великим прошлым, о чем мы знаем, и большим будущим, на что надеемся и о чем мечтаем!
Слова «родной» и «родина» имеют один корень и задача педагогов сделать так, чтобы для наших воспитанников, город, где они родились и выросли, стал по-настоящему родным, и чувства к малой родине переросли в любовь и уважение к нашей большой и великой стране - Россия. Очень важно пробудить эти глубокие чувства, достучаться до сердца каждого и вызвать желание сделать свой город, а затем и свою страну лучше и краше!
«Что посеешь, то пожнешь», гласит народная мудрость! Так давайте сеять в маленьких сердцах доброе, светлое и вечное! И осознанная любовь к родному городу, о которой поется в песне Велижского поэта В. Никитина, появится в сердцах маленьких Велижан - будущих патриотов России! И пусть любовь и уважение к родному городу, где сделаны первые шаги, произнесены первые слова, испытаны первые чувств, сформированные педагогами навеки останутся в сердцах наших воспитанников, и будут доказаны добрыми делами и поступками!
Много на свете больших городов,
много есть разных дорог.
Я на веки большую любовь
к Велижу в сердце сберег.
Велиж, Велиж, Велиж мой город родной,
Велиж, Велиж будь ты всегда молодой!
Основанием для разработки проекта «Велиж - мой город родной» послужили наблюдения за детьми, беседы с ними, которые показали, что воспитанники группы проявляют любопытство и большой интерес к фотографиям о городе, и охотно делятся впечатлениями, но представления о своем городе у них поверхностные. Насторожили и результаты анкетирования родителей по нравственно - патриотическому воспитанию. Многие считают, что в дошкольном возрасте еще рано формировать патриотические чувства, а рассказывать детям об истории города, его достопримечательностях нужно в более старшем возрасте, когда пойдут в школу. На основании этого и было принято решение о разработке проекта «Велиж-мой город родной» по формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста группы «Радуга». Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, воспитания чувства привязанности к своей малой Родине, поддержку интереса детей к его прошлому и настоящему. Показав родные места с привлекательной стороны, убедить воспитанников, что родной город прекрасен и интересен.
Проект осуществляется по четырем направлениям:
- история родного города;
- современный город;
- военная страница Велижа;
- знаменитые люди города
Тематика и содержание форм организации деятельности с детьми представлена как целостный и взаимосвязанный компонент образовательного процесса. Содержание выступает как средство, стимулирующее коммуникативный, изобразительный и творческий опыт ребенка, ориентированное на проникновение в эмоционально-эстетическую и социально - нравственную сферу ребенка. Проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение, предполагает взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с различными социальными институтами.
Цель проекта:
воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой родного города.
Задачи:
- расширить и углубить знания детей о городе Велиже, его истории;
- познакомить с гербом-символикой города;
- расширять представления о достопримечательностях и культурных ценностях города;
- познакомить с людьми, прославившими город Велиж;
- приобщать детей к изучению военной истории города;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к объектам родного города;
- воспитывать любовь и привязанность к своему городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- вовлечь родителей и социальных партнеров в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного города.
Охватываемые образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Вид проекта:
информационно - творческий.
Место проведения:
МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велижа
Длительность:
долгосрочный (6 месяцев)
Сроки проведения:
15 сентября 2016 по 30 января 2017 года
Участники:
дети старшей группы «Радуга», воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители воспитанников, социальные партнеры: историка-краеведческий музей г.Велижа, поисковый отряд «Воин» г.Велижа, дом детского творчества г.Велижа, Велижская детская библиотека, МБОУ «Средняя школа №1» г.Велижа, МБОУ «Средняя школа №2» г.Велижа Ожидаемые результаты:
- активизация интересов детей и родителей в области истории и культуры родного города;
- приобретение знаний и представлений об истории города Велижа, достопримечательностях и людях, прославивших его;
- сформированность уважения дошкольников к своей малой родине к людям, живущим рядом, культурным ценностям и традициям своего города.
- сознательное, бережное отношение к культурному наследию своего народа.
- сформированность социально — личностной основы взаимодействия педагогов, детей, родителей, социальных партнеров при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями города.
Этапы проекта
Первый этап (подготовительный):
формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта;
выявление уровня имеющихся представлений дошкольников по теме проекта. (диагностика детей);
подбор методической, справочной и художественной литературы, фото и видео материалов по тематике проекта;
подбор необходимого оборудования, дидактического материала и наглядных пособий для практического обогащения проекта;
разработка перспективного плана работы по теме проекта;
выявление роли родителей в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста (анкетирование родителей);
привлечение детей, родителей, социальных партнеров к участию в проекте.
Второй этап (деятельный):
реализация проекта, через различные виды деятельности детей и формы организации;
проведение цикла непосредственно образовательной деятельности с детьми: познавательное развитие
Организация образовательной деятельности:
«Велиж – прошлое и настоящее», «Архитектура города Велижа», «Памятные места нашего города», «Моя Родина – город Велиж», «Военные памятники города Велижа», «Возникновение города. Его история», «Участники ВОВ», «О чём рассказали старые фотографии», «Площадь Дзержинского - главная площадь города»; «Растительный и животный мир родного края», «Знаменитые люди города», «Транспорт нашего города».
Экскурсии по городу
Лидова гора, сквер им. Прохорова, памятник «Катюша»
Художественно-эстетическое развитие:
праздник, посвященный Дню освобождения Велижа ( с участием ветерана ВОВ)
Продуктивная деятельность:
- лепка « Мой дом»;
- выставка рисунков «Велиж глазами детей и родителей»;
- оформление фотоальбома «Моя малая Родина»;
- изготовление подарков для ветеранов воины и труда;
Речевое развитие
Составление творческих рассказов: «Мой любимый уголок в нашем городе»
«Мой город в будущем», «Экскурсоводы».
Беседы с детьми: «Моя улица», «Мой дом», «Что мы знаем о нашем городе», «История родного города», «Знаменитые люди нашего города», «Город в военные годы»
Ознакомление с художественной литературой:
Разучивание стихов, песен о городе Велиже.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры по теме.
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери здание», «Собери герб», «Подбери пару», «Путешествие по городу», «Составь картинку»
Работа с родителями:
беседы с родителями о важности данной проблемы;
консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание в семье»;
оформление папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота»;
привлечение родителей к пополнению предметно-пространственной развивающей среды по патриотическому воспитанию;
участие родителей в создании презентации о главной площади города-площади Дзержинского «Площадь на ладошке»;
фото - выставка «Я шагаю по Велижу» (совместно с родителями);
оформление альбомов «Памятники моего города»;
участие родителей в изготовлении лепбука « Наш город»;
привлечение родителей к созданию мини-музея «Наш город».
Работа с социальными партнерами:
встречи детей с участниками поискового отряда «Воин» г.Велижа;
встречи детей с участниками и ветеранами войны и труда г.Велижа и Велижского района;
экскурсии в историка - краеведческий музей г. Велижа;
экскурсии в Велижскую детскую библиотеку;
экскурсия в музей военной славы МБОУ «Средняя школа №2» г.Велижа;
экскурсия в МБОУ «Средняя школа №1» г.Велижа, (Новая современная школа 2016 года);
посещения выставок детского творчества и творчества взрослых для детей, организованных сотрудниками дома детского творчества г.Велижа;
проведение совместных праздников и развлечений с ДДТ;
Третий этап (итоговый):
презентация проекта «Велиж - мой город родной»;
викторина для детей «Город, в котором я живу»;
мини-музей «Город Велиж»;
лэпбук « Наш город».
Результат проекта
У детей:
- активизировался интерес в области истории и культуры родного города;
- сформированы представления о своем городе;
- знают достопримечательности, символику города;
- хорошо ориентируются в своем городе;
- сформировалось уважение к героям войны, людям, живущим и трудящимся в родном городе;
- развилось чувство гордости за родной город;
У родителей:
- возрос интерес к изучению истории родного города;
- совершают совместные прогулки с детьми, экскурсии по историческим местам города;
- осознание значимости воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем.
У педагогов:
- создана предметно - пространственная развивающая среда по теме проекта;
- наработан консультативно-практический материал для родителей и педагогов по данной теме;
- внедрена модель взаимодействия ДОО и семьи с различными социальными институтами в процессе развития у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре родного города;
Источники:
1. Ветохина А.Я., Дмиренко З.С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011.
2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива», 2011.
3.Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // «Управление ДОУ» – 2006, № 8.
4.Велиж- город порубежья. Издательство «Свиток», 2001.
5.Велиж 460, Смоленск, ул.Соболева, д.7
6.Велиж, мой город родной. Сборник стихов. Издательство «Смоленская городская типография 2016»
7. http://velizhnov.ru/article/98226/
8. http://veltown.narod.ru/namet.html
9.http://velizhnov.ru/article/78497/
Приложение:
- конспекты НОД
- план тематического планирования по теме проекта
- консультации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию
- сценарий викторины для детей «Город, в котором я живу»
- презентация «Площадь на ладошке»
- презентация проекта «Мой любимый город»
- лэпбук « Наш город»
Перспектива: Разработать экологический проект "Мы хотим жить в красивом городе» для воспитанников подготовительной группы «Радуга» МБДОУ детский сад №5 «Теремок» г.Велижа, направленный на формирование у детей осознанного отношения к представителям живой природы родного края, изучение экологической обстановки в городе Велиже и для определение вклада, который могли бы внести жители города и воспитанники ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности "По музеям Санкт-Петербурга" в рамках проекта "Санкт-Петербург - мой город родной"
Дать представление о музеях Санкт-Петербурга....
"Город родной,город-герой"!!(проект)
ГОРОД РОДНОЙ, ГОРОД – ГЕРОЙ.(Проект) Выполнила воспитатель ГБДОУ № 97 Калининского района С Петербур...
Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы
Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...
Проект "Родной город, родной край"
Цель: углубить патриотическое чувство, помочь растущему поколению открывать Родину в том, что ему близко и дорого; расширить круг представлений о родном городе и крае , дать о них некоторые доступные ...
Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска
План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель: Воспитывать творческую личность, знающую свою...
Творческий проект "Мой город любимый, мой город родной!"
Творческий проект «Мой город любимый! Мой город родной» …Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал,Ты вспоминаешь родину — такую,Какой ее ты в детстве ув...
Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.
В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства ...