Программа дополнительного образования: "Смоленский край, навек любимый"
рабочая программа (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному саду, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Поэтому важно, как можно раньше пробудить в детях любовь к родному краю, формировать у них черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать чувство гордости за её достижения, уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Программа кружка – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.smolenskiy_kray.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Смоленский край, навек
любимый»
(рабочая программа)
Направленность: нравственно-патриотическая
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Питушкина Ольга Николаевна,
воспитатель
Смоленск, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сделаем.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него появляются в чувстве восхищения своим городом и краем.
Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы, библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителях города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Смоленская земля – наша Родина. Нам дорога ее история, ее культура, питающая сегодняшний день. Мы должны осознавать, что без прошлого нет будущего. Без знания своих корней невозможно развитие личности, ее духовное становление.
Каждый уголок Смоленщины имеет свою историю, замечательных людей, прославивших свой край. Учитывая, что дети дошкольного возраста восприимчивы к содержательной выразительности национальной культуры, задача воспитателя пробудить у них интерес к своему родному краю, помочь осознать, что Смоленская земля – наша Родина.
Знакомя детей с родным краем, педагог должен сам его хорошо знать и любить, выделяя для своей местности объекты, о которых следует рассказать детям. Необходимо сформировать первые представления о географии своего края.
Программа «Смоленский край, навек любимый!» раскрывает формы работы интересные малышам, адекватные психологическим особенностям возраста, уровню их развития. Данная программа поможет в определении направлений, форм работы с детьми.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения заключается в том, что у детей мало знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, они часто равнодушны к товарищам по группе. Также недостаточно сформирована работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному саду, родной улице, родной семье начинается формирование фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Поэтому важно, как можно раньше пробудить в детях любовь к родному краю, формировать у них черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать чувство гордости за её достижения, уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Программа кружка – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Предлагаемая программа кружка предназначена для работы с детьми подготовительной группы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в основных принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность), в современных формах и методах обучения. В программе активно используются дистанционные методы обучения, дифференцированный подход, проведение занятия в форме мастер-класса. Эти технологии позволяют ребенку развиваться творчески, осваивать материал в легкой и доступной для данного возраста форме, что ведет к появлению стойкой мотивации у ребенка к саморазвитию, развитию интеллекта и творческих способностей.
Особенность программы заключается в возможности реализации права каждого ребенка на овладение знаниями умениями и навыками в индивидуальном темпе, объеме и сложности, вне зависимости от способностей и общего уровня развития. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.
Каждый участник программы имеет право на доступ к последующему из предоставленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной подготовленности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Содержание и материал программы организованы по следующему принципу:
Обучающиеся осваивают базовые навыки работы с пластилином, в различных художественных техниках, включенных в программу.
При реализации программы методические и дидактические материалы размещаются на ресурсах информационно- коммуникационной сети «Интернет», в форматах доступных для чтения на электронных устройствах (персональный компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, и др., в форматах *jpeg.,
*pdf.,8dok., и др.)
В данном уровне программы предусмотрена универсальная доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей и детей с особыми возможностями здоровья.
АДРЕСАТ, ОБЪЕМ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа рассчитана на 18 занятий обучения, для детей в возрасте 6-7 лет. Состоит из модулей: тематические беседы, чтение литературы, художественное творчество.
Режим занятий – 1 раз в две недели по 30 минут.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:
Методы обучения по характеру деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация презентаций, иллюстраций);
- репродуктивных (работа по образцам);
- частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, выставки);
Методы обучения по способу подачи материала, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные (устное изложение материала, беседа, анализ, рассказ, объяснение и т.д.)
- наглядные (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, образцов работ)
- практические (художественное творчество)
Основной принцип обучения воспитанников – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Смоленскому краю, к природе, культуре на основе историконациональных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Занятие в группе проводятся в следующих формах:
- практические занятия;
- праздники;
- конкурсы;
- выставка;
- игровые занятия;
- творческая мастерская.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории и традициям родной Смоленщины.
Задачи:
Образовательные:
-закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным городом и краем. Развивающие:
-развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину;
-развивать представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города и края. Воспитательные:
-воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края;
-воспитание бережного отношения к природе родной Смоленщины.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственнопатриотическому воспитанию детей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Занятие № 1. Введение. Семья. Место работы моих родителей.
Основные приемы работы с формой: беседы, составление рассказов о профессиях, рисование.
Теория. Воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь, к самым близким людям. Внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботится о пожилых людях. Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда. Практика. Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, рисование.
Занятие № 2. Город, в котором я живу.
Теория. Сформировать у детей представления об исторических корнях города (об истории возникновения города).
Практика. Беседы рассказы о городе, рассматривание карты Смоленска, фотоальбомов, презентация «Любимый город».
Занятие № 3. Символика родного города.
Теория. Знакомство воспитанников с гербом и флагом, с их историей, происхождением.
Практика. Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование гербов, флагов.
Занятие № 4. Традиции нашего города.
Теория. Знакомство детей с традициями нашего города, научить детей их соблюдать. Практика. Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование.
Занятие № 5. Достопримечательности Смоленского края (г. Смоленска).
Теория. Познакомить детей с достопримечательностями некоторых мест родного края (Успенский собор, Смоленская крепостная стена).
Практика. Просмотр презентации «Смоленский край», беседы, рассматривание иллюстраций, открыток.
Занятие № 6. Знаменитые люди Смоленщины.
Практика. Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание фотоальбомов, чтение стихов смоленских поэтов (А. Твардовский, М. Исаковский), прослушивание музыки Глинки.
Занятие № 7. Градообразующие предприятия г. Смоленска.
Теория. Дать представления о главных предприятиях нашего города.
Воспитывать уважение к профессиям своих родителей.
Практика. Беседы, рисование, рассматривание иллюстраций.
Занятие № 8. Культурно-развлекательные, образовательные центры города.
Практика. Беседы, онлайн-экскурсия, художественное творчество, сюжетно-ролевые игры.
Занятие №9. Растительный мир Смоленщины.
Теория. Знакомить детей с растительным миром города и области.
Практика. Рассматривание картин, гербария, просмотр слайдов о природе, рисование, беседы.
Занятие № 10. Животный мир Смоленщины.
Теория. Знакомство с животным миром города и области, прививать бережное отношение к животному миру.
Практика. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование.
Занятие № 11. Уроки безопасности.
Теория. Дать понятие о ядовитых растениях и опасных животных; о возможных травмах на природе, учить соблюдать правила поведения на природе.
Практика. Дидактические игры, изготовление поделок.
Занятие №12. Защитники отечества.
Теория. Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины.
Практика. Беседы с родственниками, которые служили в армии. Рассматривание фотографий, изготовление поздравительных открыток.
Занятие № 13. Россия – наша Родина.
Теория. Беседа о нашей Родине, ее столице, рассматривать карту России.
Мастер-класс. Художественное творчество «Берёзка – символ России»
Занятие № 14. Государственные символы.
Теория. Беседа о государственных символах, их происхождении. Практика. Просмотр иллюстраций, рисование.
Занятие № 15. Никто не забыт, ничто не забыто.
Теория. Беседа о памятниках ВОВ, воспитывать чувство уважения к ветеранам, рассматривание иллюстраций, презентации. Практика. Изготовление поделок в честь праздника 9 мая.
Занятие № 16. По дороге в детский сад.
Теория. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями, учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.
Практика. Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек.
Занятие № 17. Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада).
Теория. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Практика. Экскурсии по детскому саду: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы? сюжетно – ролевые игры. Чтение художественной литературы о профессиях.
Занятие № 18. Итоговое занятие. Выставка работ.
Приглашаем родителей посетить выставку работ воспитанников. Проводим итоговое игровое занятие с конкурсами, подвижными играми.
Календарно-учебный график модуля «Cмоленский край, навек любимый»
Месяц | 1 неделя | 2 неделя |
Сентябрь | «Семья. Место работы моих родителей» | «Город, в котором я живу» |
Октябрь | «Символика родного города» | «Традиции родного города» |
Ноябрь | «Достопримечательности родного края (г. Смоленска) | «Знаменитые люди Смоленщины» |
Декабрь | «Градообразующие предпри- ятия г. Смоленска» | «Культурноразвлекательные образовательные центры города» |
Январь | «Растительный мир Смоленщины» | «Животный мир Смоленщины» |
Февраль | «Уроки безопасности на природе» | «Защитники Отечества» |
Март | «Россия – наша Родина» | «Государственные символы» |
Апрель | «Никто не забыт, ничто не забыто» | «По дороге в детский сад» |
Май | «Заботливые люди» | Итоговое занятие, выставка работ. |
Июнь, июль, август | Закрепление и повторение пройденного материала. |
|
Методическое обеспечение программы и диагностический инструментарий Оборудование:
- Учебные столы.
- Тумбы для демонстрации объемных образцов, и организации выставки.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
- Ноутбук, проектор
- Экран
- USB- флеш-накопитель
- Фотоаппарат
Художественные материалы:
- Ножницы
- Картон белый формат А4
- Картон цветной
- Восковой пластилин 21 цв.
- Карандаш простой
- Декоративные материалы: ленты, бусины, пуговицы, кружево и т.д.
- Природный материал: камешки разной формы и расцветки, листья, плоды, ветки, семена, перья и др.
- Фломастеры, карандаши, краски.
- Альбом для рисования.
Методический фонд:
- Иллюстрации, фотоальбомы и композиции разных художников (электронная версия репродукций в виде файлов формата JPEG, PNG, GIF, хранящаяся на USB- флеш-накопителе)
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Фотографии достопримечательностей г. Смоленска.
- Образцы детских работ
Помещение, отводимое для учебных занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 10 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по патриотическому воспитанию воспитатель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, методический материал, фотоальбомы, презентации и др. материалы для показа их детям.
Диагностический инструментарий Диагностические карты определения уровня усвоения программы
Диагностическая карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу в начале и в конце обучения по каждому модулю программы. В начале обучения по каждому модулю программы определяется исходный уровень базы знаний и умений, в конце обучения – итоговый уровень освоения программы.
В случае если ни один из уровней А, В, С не выявлен, кружочек соответственного цвета не ставится.
Диагностика
Фамилия, имя ребенка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Ребенок знает и называет имена и фамилии родителей, их профессию и место работы; домашний адрес и название города; узнает достопримечательности по картинкам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Знает название страны, ее столицы, знает и узнает флаг, герб и гимн страны, может рассказать о ВОВ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Знает названия животных и растений Смоленщины; знает правила поведения на природе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример карты определения уровня освоения программы
- балл – низкий уровень (большинство компонентов недостаточно развиты)
- балла – средний уровень (отдельные компоненты не развиты)
- балла – высокий уровень (все компоненты достаточно развиты).
В случае если ни один из уровней 1, 2, 3 не выявлен, результат не ставится.
Как итог реализации программы ежегодно проводятся выставки детских работ к праздникам программы — итоговая выставка; кроме этого, работы учащихся принимают участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.
ЛИТЕРАТУРА
- Ветохина А., Дмитренко .З Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Детство -пресс , 2010
- М. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2009
- Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999
- Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданскопатриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2010
- Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М.: ТЦ Сфера, 2011
- Лопатина А.А., Скребцова М.В. Воспитание нравственных качеств у детей: конспекты занятий. – М.: «Книголюб», 2007
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
- Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:
«Владос», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...
программа кружка "Кузбасский край, навек любимый"
Программа кружка разработана по воспитанию нравтвенно - патриотического воспитания дошкольников при взаимодействии с социальными институтами....
Викторина «Югорский край - навек любимый».
Цель:-обобщать знания детей о Югорском крае, уточнить и расширить представления о растениях и животных нашего региона, о полезных ископаемых (нефти и газа), о культурных и духовных традициях коренного...
Дополнительная образовательная программа "Край родной, навек любимый" для детей 5-7 лет
Дополнительная образовательная программа "Край родной, навек любимый" предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Содержит учебно-тематический план, формы занятий. Программа адресована ...
Смоленский край, навек любимый
программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Презентация "Родной мой край, навек любимый"
Презентация "Родной мой край, навек любимый" в форме интерактивной игры проверит знания детей своего родного края - Самарской области...