программа кружка "Кузбасский край, навек любимый"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Карамышева Наталья Владимировна

Программа кружка разработана по воспитанию нравтвенно - патриотического воспитания дошкольников при взаимодействии с социальными институтами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx82.04 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Юргинского муниципального района

Кемеровской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»

        

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

(опыт работы)

 

                                                                 

                                                                       

                                                                                       

Юргинский район   2015

Консультанты:

        Степанова Светлана Валериевна,  заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад Юрга - 2 " Cолнышко" Управления образования Юргинского муниципального района Кемеровской области.

        Довыденко Людмила Васильевна, старший воспитатель специалист высшей квалификационной категории, "Почетный работник общего образования Российской Федерации", муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад Юрга - 2 " Cолнышко" Управления образования Юргинского муниципального района Кемеровской области.

Автор - составитель:

        Карамышева Наталья Владимировна,  воспитатель 1квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад Юрга - 2 " Cолнышко" Управления образования Юргинского муниципального района Кемеровской области.

В опыте работы предлагается авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников  " Кузбасский край, навек любимый ". В данный материал входит нравственно - патриотическое   воспитание дошкольника, которое реализуется в ООП ДОУ в соответствии с ФГОС в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в интеграции с другими образовательными областями: Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно - эстетическое развитие, Физическое развитие. Отличие программы кружка «Кузбасский край, навек любимый!»  от государственной программы  заключается  в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе формирования которых   лежат  традиции и обычаи нашего региона в едином образовательном пространстве  детского сад и семьи с социальными институтами (районный краеведческий музей, районная библиотека, МДЮЦ, районный поэтический клуб "Лира"). Опыт может быть использован молодыми воспитателями дошкольных учреждений в практической деятельности.

Содержание

1. Паспорт программы

2. Пояснительная записка

3. Тематическое планирование по программе

4. Содержание программы

5. Этапы реализации программы

6. Литература

Кузбасский край, навек любимый!

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

  1. Паспорт программы «Кузбасский край, навек любимый!».

Название программы

Воспитательная программа «Кузбасский край, навек любимый!».

Цель программы

Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Кузбасскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего поселка, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи программы

1.Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным городом и краем.

2.Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства гордости за свою малую Родину.

3.Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка и края.

4.Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

5.Формировать бережное отношение к природе родного Кузбасса.

Период реализации

2013 – 2016 гг.

Разработчик программы

Карамышева Наталья Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории. МБДОУ "Детский сад Юрга - 2 «Солнышко» Юргинский район Кемеровской области.

Нормативно-правовая база

Закон об образовании ФР от 25.11. 2013 № 317 – ФЗ.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Сроки реализации Программы

3 года для детей 2009 г.р.

Организация контроля над реализацией Программы

Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года.

Ожидаемые результаты

У детей сформирована любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая  многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущем. Сформировано уважение к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; стремление в своих поступках следовать положительному примеру.

Адрес, телефон

652092 Кемеровская область, Юргинский район, п.ст.Юрга - 2, МБДОУ "Детский сад Юрга - 2 «Солнышко», (48451) 93-239

II. Пояснительная записка

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному городу, к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному

переходит в любовь к своему государству,

 к его истории, к его прошлому и настоящему,

а затем ко всему человечеству

Д.С. Лихачев.

                                                                     

        Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

        Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

        Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы  поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего  региона и края.

        Отсюда вытекают следующие проблемы:

- какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;

- какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.

        Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.  Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и Детского Дома творчества, библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного поселка, первых жителей поселка, культуре, истории и окружающей природы родного края.

        Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О.П. Радыновой, Е.П. Горловой, Н.Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным поселком, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако в ходе своей работы я поняла, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Это и побудило меня разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Кузбасский край, навек любимый!».

        В программе «Кузбасский край, навек любимый!» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями поселка, лучшими людьми Юргинского района (лучшими  героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями нашего края; с достопримечательностями, традициями, нашего региона.

        Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии:  культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей,  в основе формирования которых   лежат  традиции и обычаи нашего региона в едином образовательном пространстве  детского сад и семьи с социальными институтами (районный краеведческий музей , районная библиотека, МДЮЦ, районный поэтический клуб "Лира")

        Программа предполагает работу с детьми среднего,  старшего и подготовительного дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

        Система работы рассчитана на 3 календарных года. Программа состоит из 4 блоков: «Мой любимый детский сад», «Моя семья», «Поселок, в котором я живу», «Край мой - Кузбасс». Данные блоки занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослым. Место реализации программы – детский сад и семья.

        Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

        Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка  сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия.

        Целью программы  является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному поселку, к Кузбасскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего поселка, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

        Задачи программы: 

1.Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным поселком и краем.

2.Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства гордости за свою малую Родину.

3.Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка и края.

4.Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

5.Формировать бережное отношение к природе родного Кузбасса.

        Ожидаемый результат:

У детей сформирована любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения, уверенность в том, что Россия – великая  многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущем. Сформировано уважение к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; стремление в своих поступках следовать положительному примеру.

        К концу реализации программы дети могут:

- Знать свой домашний адрес, название города, области.

- Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка и области, уметь рассказать о них.

- Хорошо ориентироваться  в правилах культуры поведения.

- Охотно вступать в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно.

- Отличается  речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров.

- Проявлять  активный познавательный интерес к миру.

- Хорошо знать  и называть членов своей семьи, родственников, сотрудников детского сада.

- Высказываться о знаменитых земляках, знает профессии, название транспорта, достопримечательности родного поселка.  

- Знать районный центр, областной центр, некоторые его достопримечательности, знаменитых людей Кемеровской области, Юргинского районна.

 - Знать 4-5 городов Кемеровской области.

- Уметь работать с картой Кемеровской области.

- Адаптироваться в  информационно - коммуникативных технологиях.

III. Тематическое планирование по программе «Кузбасский край, навек любимый!».

Блок 1.  «Мой любимый детский сад».

Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.

Блок «Мой любимый детский сад» состоит из 5 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок,  бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

1.По дороге в детский сад

Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.

Занятия, сюжетно-ролевые игры.

Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и т.д.

2.История детского сада

Познакомить детей с историей детского сада.

Вечера воспоминаний.

Беседы, рассматривание фотоальбомов, слайдов, проект, презентация «Давайте познакомимся».

3.Традиции детского сада

Познакомить детей с традициями детского сада.

Вечера встреч, дни рождения, праздники, конкурсы, соревнования.

Вечера встреч, дни рождения, юбилей, беседы, рассматривание фото.

4.Территория детского сада

Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения.

Беседы, моделирование участков.

5.Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада)

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Экскурсии по д/с: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры.

Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование.

Блок 2. «Моя семья».

Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.

Блок «Моя семья» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

1.Семь Я

Воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь, к самым близким людям. Воспитывать чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о пожилых людях.

Занятия, совместные досуги с родителями, игры КВНы, «Что, где, когда?», праздники, выставки, вечера встреч.

Беседы, составление рассказов, чтение художественной литературы, проекты.

2.Место работы моих родителей

Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда.

Экскурсии на предприятия нашего поселка, встречи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение стихов «А что у вас?» С. Михалкова, рисование.

3.Дедушка и бабушка – верные друзья

Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать.

Занятия, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы

Беседы, встречи, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, изготовление поделок.

4.Уклад и традиции семьи

Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи.

Театральная деятельность, игры, концерты, семейный клуб «У самовара».

Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга». Домашние праздники «Все мы можем сообща».

5.Древо семьи (старшая группа)

Познакомить детей с родословной своей семьи.

Занятия, выставки, сюжетно-ролевые игры.

Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка», рисование древа семьи.

6.Родной очаг

Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках (герб семьи).

Взаимопосещение семей сверстников, сюжетно-ролевые игры.

Рисование «Герб моей семьи», беседы.

7.Защитники отечества

Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины.

Занятия, встречи, праздники, сюжетно-ролевые игры.

Беседы с родственникам, которые служили в армии. Рассматривание фотографий, изготовление сувениров и альбомов.

Блок 3. «Поселок, в котором я живу».

Цель: воспитать чувство привязанности к своему родному поселку, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой поселок, интерес к его истории и стремление сделать свой поселок богаче и краше.

Блок «Поселок, в котором я живу» состоит из 8 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

1.История возникновения Юргинского районна, п.ст. Юрга-2 .

Сформировать представления детей об исторических корнях Юргинского районна,  п.ст. Юрга-2 (об истории возникновения своего региона).

Занятия, экскурсии по поселку, в РК музей, работа с картой  Юргинского районна.

Беседы, рассказы о районне, поселке, рассматривание карты, фотоальбомов.

2.Символика города Юрги.

Познакомить детей с гербом и  с его историей, происхождением.

Занятия, посещение музея, библиотеки.

Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование гербов.

3.Традиции нашего региона.

Познакомить детей с традициями нашего региона, научить детей их соблюдать.

Занятия, экскурсии, выставки.

Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование.

4.Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ .

Вызывать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми.

        

Экскурсии к памятникам в п.ст. Юрга-2, к мемориалу в г.Юрге.

Беседы, рассматривание фотоальбомов.

5.Растительный мир.

Знакомить детей с растительным миром своего региона; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.

Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы.

6.Животный мир.

Знакомить детей с животным миром своего региона ; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры.

Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование.

7.Водоемы.

Дать представление о водоемах своего региона, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах.

Экологические тропы, прогулки, праздники.

Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

8.Уроки безопасности.

Дать понятие об ядовитых растениях и опасных животных; о возможных травмах на природе; научить оказывать первую помощь; учить соблюдать правила поведения на природе.

Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы.

Дидактические и подвижные игры.

Блок 4. «Край мой - Кузбасс».

Цель: воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории и традициям родного Кузбасса.

Блок «Край мой Кузбасс» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в виде заочных путешествий, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

1. История Кузбасса.

Сформировать представление об исторических корнях Кузбасского края. Учить детей умению работать с картой Кемеровской области, находить свой поселок, областной центр.

Занятия, заочные путешествия, выставки, экскурсии в краеведческий музей. Работа с картой Кемеровской области.

Беседы, рассказы о Кемерово и других городах Кемеровской области, рассматривание карты области, фотоальбомов.

2.Достопримечательности Кузбасса .

Познакомить детей с достопримечательностями некоторых мест родного края (Музей "Красная горка", Музей-заповедник "Томская писаница").

Занятия, заочные путешествия, КВН, художественное творчество.

Презентация «Кузбасский край, навек любимый!», беседы, рассматривание иллюстраций.

3.Знаменитые люди Кузбасса.

Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей Кузбасса.

Занятия, выставки.

Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание фотоальбомов, презентационное чтение стихов поэтов Кузбасса.

4.Изучение родной природы.

Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях. Воспитать в детях интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животных и растениях; воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить детей с Красной книгой Кемеровской области. Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на природе.

Занятия, викторина «Люби и знай свой родной край», экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.

Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Кемеровской области; разучивание стихов о природе.

5.Традиции, обычаи Кузбасса.

Познакомить детей с традициями и обычаями Кузбасса; сделать вклад в формирование у них высокого культурного уровня; приобщить детей к православным традициям русского народа; сделать вклад в развитие творческих способностей детей.

Экскурсии, занятия, утренники, уроки добротолюбия.

Беседы, рассказы воспитателей, встречи, праздники, уроки творчества, игры, чтения, экскурсии.

6.Символика Кемеровской области.

Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождение герба, флага Кемеровской области.

Занятия, посещение музея, библиотеки.

Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры.

7. «Никто не забыт, ничто не забыто».

Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников отечества; познакомить с памятниками ВОВ и войны 1812 года; воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ и других военных конфликтов.

Экскурсии к памятнику, в музей, занятия, выставки.

Рассказы воспитателей о ветеранах войны Кузбасса, встречи с ветеранами ВОВ, праздники, рассматривание иллюстраций макетирование.

IV. Содержание программы «Кузбасский край, навек любимый!»

        Блок 1. «Мой любимый детский сад».

        Цель: Сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.

        Дошкольное детство важная ступень в развитии личности ребенка.

Блок знакомит детей с детским садом как вторым домом. Здесь они могут реализовывать свои потребности, где должны благополучно и интересно жить.

        Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся об их физическом и психическом здоровье. Каждый ребенок с уважением относится к работникам детского сада: называет по имени отчеству, улыбается при встрече и не забывает поздравить с праздниками.

        Каждый воспитанный ребенок старается сделать приятное (помочь собрать игрушки, убрать мусор и т.д.). Он учится общаться с взрослыми и сверстниками, усваивает основы культуры поведения: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеет сам; играть дружно, быть справедливым.

        В этом возрасте необходимо уделить внимание знакомству дошкольников с сотрудниками детского сада, с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщицы, кастелянши, оператора стиральных машин, сторожа, ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники.

        В нашем детском саду есть традиции, с которыми дети не только знакомятся, но являются активными участниками. Это такие мероприятия, как: выставка поделок из природного материала, в которой принимают участие сотрудники, дети, родители, где каждый старается проявить свое творчество, оригинальность, выдумку и фантазию, театральные постановки, праздник Рождества, День защитника Отечества, День Матери, во время которой ребята ходят друг к другу в гости, продолжая знакомиться с детским садом и приобретая новых друзей.

        Продолжаются целевые прогулки по территории детского сада, дети привлекаются к труду по благоустройству участка.

Блок 2. «Моя семья».

Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.

        Блок дает представление о семье.

        Семья состоит из близких и дальних родственников. Самые близкие родственники: мать и отец, братья и сестры. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

        В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке и заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый.

        В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях. Есть праздники, которые называются семейными (дни рождения, свадьбы, юбилеи, встречи), традиции семьи, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своим родословным древом.

        В семье важны и необходимы все.

        Рассмотрим подробно, как реализуется блок «Моя семья». В старшей группе продолжается работа, начатая в средней группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи. Родители знакомят детей с историей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

        В старшем дошкольном возрасте продолжают уделять внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.

        В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества.

        В старшей группе необходимо впервые познакомить детей с родословным древом и проводить эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагать детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал. Нужно показывать детям, что история их семьи неразрывно связана с историей родного города в котором они живут с историей страны и т.д.

Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества, его части.

        Для сотрудничества с родителями необходимо было сформировать у них следующие убеждения:

  • Чтобы учить, необходимо много знать и уметь.
  • Тот, кто занят воспитанием ребенка, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка.
  • Верить в свои возможности, никогда не опускать руки, даже тогда, когда кажется, что ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.

На этих трех «китах» держатся главные принципы:

        - терпение,

        - созидательная любовь,

        - сотрудничество.

Блок 3. «Поселок, в котором я живу».

        Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному поселку, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой поселок, интерес к его истории и стремление сделать свой поселок богаче и краше.

Блок знакомит детей с родным поселком.

        У каждого поселка есть своя история, как и у человека, у поселка есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (день основания) и есть много других дат, по которым определяют его историю. В поселке есть краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают о его истории и современности.

        Главным  предприятием поселка является Крупозавод.

Диапазон объектов поселка – это поселок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.

        Дети учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира поселка и его окрестностей. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.

        В средней группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок «Мой любимый поселок»). Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт. На этом этапе собирается, анализируется и доводится до детей вся интересная информацию, где они живут , в том числе:

  • исторические факты местного значения;
  • окружающая природа с точки зрения признания самоценности природы;
  • достопримечательности нашего поселка, Юргинского районна;
  • наши знаменитые земляки.

        Например, воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

        Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Знакомство с гербом города Юрги на этом этапе ещё не проводится. Между тем в беседах непременно акцентируется внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе.

        В старшей группе начинается  подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами и  геральдикой.

Блок 4. «Край мой - Кузбасс»

        Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному краю, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой край, воспитывать интерес к его истории и стремление сделать свой край богаче и краше. 

Блок знакомит детей с родным краем.

        Формирование у детей системы знаний о своей Родине, в данном  блоке представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного края, знания названия областного центра, символики г. Юрги), некоторые исторические сведения (о жизни Кузбасса в разные исторические периоды, о подвигах Юргинцев в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города Юрги.) Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

        Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у  них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

        Задача воспитывать у детей чувство привязанности к родному краю, по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах в поселке, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму поселка, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о Крупозаводе, о памятниках и др. Содержание воспитатели отбирают сами, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой  край» дети вспомнят то, что о нем узнали.

Критерии результативности обучения:

1. У детей сформирована любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая  многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущем.

2. Сформировано уважение к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; стремление в своих поступках следовать положительному примеру.

        Закончить хочется словами Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...».

V. Этапы реализации программы «Кузбасский край, навек любимый!».

средняя группа.

Неделя

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Сентябрь

«Наш детский сад»-презентация «Давайте познакомимся».

Беседы о летнем отдыхе: где они отдыхали, на чем ехали, что видели.

Беседа «Моя семья».

Беседы о летнем отдыхе: продолжить разговор, где дети отдыхали летом.

«Кто нас лечит в д/с?».

Экскурсия в медицинский кабинет

Целевая прогулка: удобства в городских домах.

Беседа о летнем отдыхе: беседуя с детьми о том, где они отдыхали, воспитатель спрашивает о природе.

Октябрь

«Кто такой повар?».

Экскурсия на пищеблок.

Работа с родителями: о необходимости выучить с детьми дом. адрес.

Рассказывание русской народной сказки.

Занятие «Если ты заболел».

Экскурсия в медицинский кабинет.

«Я, ты, он, она» -

беседа о членах семьи

Целевая прогулка: Благоустройство домов.

Беседа о родном поселке.

Ноябрь

Экскурсия в прачечную.

Игры со строительным материалом: построить свою улицу и дать название.

Работа в книжном уголке: чтение стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края».

Беседа о родном поселке: чисто там, где не сорят.

Игры с матрешками и пирамидками: матрешки и пирамидки – игрушки народные, потому что их придумал русский народ.

Работа в уголке краеведения: достопримечательности родного поселка.

Беседа о работниках детского сада: экскурсия в прачечную.

Декабрь

Целевая прогулка: уборка улиц от снега.

Пение песен и чтение стихов о детском саде

Занятие «Дикие животные».

«Любимые  занятия моей семьи» - беседа

Работа в уголке краеведения: название поселка, подумать, почему люди так его назвали.

Беседа «Когда я стану взрослым». 

С/р игра «Семья».

Рассматривание картины Т. Сорокин «Семья».

Беседа о родном поселке: дети тоже могут сделать так, чтобы поселок был красивым.

Работа в уголке краеведения: зимняя природа.

Январь

Беседа «Зачем нужен детский сад?».

Беседа о том, кто, куда ездил на новогоднее представление.

Чтение русских народных потешек.

Коллективная работа«Украсим улицу поселка к Новому году».

Работа по заучиванию домашних адресов: кто еще его не знает, заучить наизусть.

Инсценировка русской народной сказки «Репка».

 

Беседа «Мой дом - семья».

Февраль

Целевая прогулка по близлежащей улице: магазины.

Работа в книжном уголке: природа Кузбасса.

Беседа «Хочу быть как папа»

Рассказ о празднике День защитника Отечества.

Самостоятельные наблюдения детей: труд сотрудников детского сада

Русская народная подвижная игра «Зайчики».

Март

Рисование: цветочек для мамочки.

Беседа: хочу быть, как мама.

Беседа: Кемерово-главный город нашего края.

Занятие " Как на русской ярмарке покупали пряники."

Беседа «Моя мама работает в детском саду».

Русская хороводная игра.

Апрель

Работа в уголке краеведения: достопримечательность родного поселка.

Беседа о родном поселке: где в родном поселке вы были?

Достопримечательности поселка.

Инсценировка сказки «Теремок».

Целевая прогулка по участку детского сада.

Рассказ воспитателя «Река Томь».

Рассматривание предметов народно-прикладного искусства.

Май

Беседа о родном крае: вспомнить название главного города области, что они могут рассказать о своем крае.

Музыкально-литературная композиция "Поклонимся великим тем годам."

Целевая прогулка: по празднично украшенной улице. Наш народ отмечает День Победы.

«Мой дедушка рассказывал» - беседы с детьми.

Беседа о празднике День Победы.

Лепка «Летит самолет»

Д/и «Кому что надо?» (о профессиях работников детского сада).

Июнь-август

Закрепление и повторение пройденного материала.

Старшая группа.

Месяцы

1 неделя

2 неделя

Сентябрь

Беседа с детьми о летнем отдыхе «Мои любимые места отдыха».

Занятие «Родной очаг»

Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу».

Занятие «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена.»

Октябрь

Занятие "Семья. Моя родословная." Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада.

Д/и «Кому что надо?».

Рисование на тему "Моя семья".

Ноябрь

Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю».

Встреча с родителями «Моя профессия».

Занятие «Чем славится Кемеровская область?».

Беседа: как я маме помогаю.

Декабрь

Беседа о труде в семье, об их обязанностях как членов семьи.

Занятие «Дружная семейка.»

Экскурсия в библиотеку. Вечер поэзии (песни, стихи о родном регионе, крае).

Изготовление новогодних игрушек для малышей.

Январь

Занятие «Семейные и национальные праздники».

Занятие «Уголь - главное богатство нашего края».

Знакомство с Красной Книгой Кемеровской области.

Беседа: мой дом – детский сад.

Февраль

Изготовление подарков папам, дедушкам.

Рассказ воспитателя «Самые красивые места родного края».

Рассказ воспитателя «Достопримечательности Кузбасса».

Беседа «Мой папа самый лучший».

Март

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму».

Изготовление подарков мамам, бабушкам.

Экскурсия в Районный краеведческий музей.

Беседа «Люди каких национальностей живут в нашем поселке и области?».

Апрель

Занятие «Почетные люди нашего поселка».

Целевая прогулка по поселку.

Занятие «Край родной, навек любимый».

Д/и «Найди свой герб».

Май

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Целевая прогулка к памятнику воинам, погибшим в годы ВОВ .

Рассматривание альбома «Земляки-герои». Беседа: город Кемерово – областной центр.

Сбор лекарственных трав в окрестностях нашего города. Изготовление гербариев.

Июнь-август

Закрепление и повторение пройденного материала.

Подготовительная группа

Месяцы

1 неделя

2 неделя

Сентябрь

Беседа «Талантливые люди нашего поселка».

Знакомство с картой Кемеровской области. Выставка детских работ «Мой любимый поселок».

Занятие «Мужчины и женщины в семье».

Знакомство с символикой Кемеровской области и г.Юрги. Художественное творчество «Флаг поселка Юрга-2».

Октябрь

Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад».

Д/и «Жилое-нежилое". Занятие «Истоки возникновения родного поселка».

Рассматривание фотографий «Растительный мир Кузбасса». Работа по карте Кемеровской области «Где я живу?».

Ноябрь

Занятие «История детского сада». Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях в детском саду).

Придумывание герба группы.

Занятие «Я, семья, род, народ».

Декабрь

Д/и «Кто живет в деревне?».

Конкурс поделок «Музыкальный сундучок».

Рассказ воспитателя о традиции встречать новый год

.

Январь

Занятие «Генеалогическое древо моей семьи».

Тематическое занятие «Водоемы Кемеровской области».

Занятие «Чем богат Кузбасс?».

Конкурс рисунков «Герб моей семьи».

Февраль

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках отечества. Конкурс рисунков «Мой папа на работе».

Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).

«Лекарственные растения нашей области».

Март

Изготовление подарков для мам и бабушек. Рисование «Портрет мамы».

Д/и «Какая она, моя мама?».

Занятие «Мир природы».

Занятие «Семейные реликвии».

Апрель

Тематическое занятие «Ю.Гагарин». Изготовление подарков для ветеранов.

Занятие «Как рубашка в поле выросла». «День взаимопомощи» - уборка территории детского сада.

Май

Встреча с ветеранами ВОВ .

Участие в митинге, посвященному Дню Победы

Познавательная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Что я знаю о Кузбассе?».

Июнь - Август

Закрепление и повторение пройденного материала.

Перспективное планирование по работе с родителями

Месяцы

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Сентябрь

Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Совместная экскурсия по родному поселку.

Фотовыставка совместного творчества «Мой родной посёлок».

Октябрь

Написание родителями сочинения «Мой ребенок».

Конкурс «Осенний букет».

Фотовыставка «Мой отчий дом».

Ноябрь

Семейный досуг «Наша дружная семья».

Семейная гостиная «Мы родом из детства» (вечер воспоминаний).

Фотовыставка ко Дню матери «Сердце матери – в детях».

Декабрь

Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую».

Создание снежных построек на участке детского сада.

Конкурс поделок «Новогодний сундучок».

Конкурс снежных городков

Январь

Акция «Покормите птиц зимой».

Изготовление фотоальбома «Особенные места Кузбасса».

Выставка совместных рисунков детей и родителей «Профессия моих родителей».

Февраль

Оформление газеты «Роль отца в воспитании детей».

Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Март

Конкурс «Мисс бабушка».

Развлечение «Мама милая моя».

КВН «А ну-ка, девочки!».

Апрель

Встреча с родителями «Моя профессия».

Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой.

Конкурс «Герб моей семьи».

Май

Оформление фотоальбома «Один день в моей семье».

Фотовыставка «Защитники отечества».

Совместная экскурсия к памятнику воинам, погибшим в годы ВОВ .

Июнь

Конкурс рассказов «Традиции в моей семье».

Выпуск газеты «Отдыхаем всей семьей».

Спортивное развлечение «Всей семьей в поход!».

Июль

Познавательная викторина «Путешествие Почемучек».

Изготовление фотоальбома «Природа Кузбасса».

Конкурс рисунков «Самая лучшая семья».

Август

Выставка работ из природного материала «Творим вместе».

Изготовление фотоальбома «Растения Кузбасса».

Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад».

Перспективное планирование по работе с социальными институтами

Месяцы

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Сентябрь

Экскурсия в районный краеведческий музей " Знакомство с музеем"

Поздравление работников музея с 30 - литием музея.

Встреча с поэтом районного поэтического клуба "Лира" Троценко В.Е и Албитовой Л.Н.

Октябрь

Экскурсия в районную библиотеку " Знакомство с библиотекой"

Праздник Покров в районном краеведческом музее.

Экскурсия в районную библиотеку праздник Покров.

Ноябрь

Встреча с работниками районного музея "День примирения"

Встреча с работниками районного музея "Геральдика Кемеровской области"

Встреча с работниками районной библиотеки " День примирения".

Декабрь

Экскурсия в МДЮЦ для совместного проведения игровой программы.

Встреча с поэтом районного клуба "Лира" Троценко В.Е.

Встреча с работниками районного музея "От куда к нам пришел Новый год?"

Январь

"Колядки" поздравление с Рождеством работников районной библиотеки и работников МДЮЦ.

"Колядки" поздравление с Рождеством работников районной библиотеки и работников МДЮЦ.

"Колядки" поздравление с Рождеством работников районной библиотеки и работников МДЮЦ.

Февраль

Встреча с поэтом районного поэтического клуба "Лира" Троценко В.Е.

Выступление в концертной программе посвященной "Дню защитника Отечества" в МДЮЦ.

Встреча с работниками районного музея "День защитника Отечества".

Март

"Масленица" поздравление с праздником работников районной библиотеки.

"8 марта Международный женский день" поздравление работников МДЮЦ.

"8 марта Международный женский день" поздравление работников районного краеведческого музея.

Апрель

"День космонавтики" встреча с работниками районной библиотеки.

"Пасха" встреча в  игровой программе с работниками районного музея.

"День космонавтики" встреча с работниками районной библиотеки.

Май

Выступление на открытие выставки к 9 мая.

Выступление на открытие выставки к 9 мая.

Выступление на открытие выставки к 9 мая.

Июнь  - Август

Встреча с ребятами литературного клуба "Почитай-ка" в мини театральном представлении "В поисках Василисы".

Встреча с ребятами литературного клуба "Почитай-ка".

Встреча с ребятами литературного клуба "Почитай-ка".

Диагностика детей по программе

«Кузбасский край, навек любимый!».

Уровни освоения программы:

На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.

Дети с низким уровнем знаний испытывают трудности в общении, слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи, в следствии чего ребенок не может внятно выражать свои мысли.

Дети со средним уровнем знаний имеют представление о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной для них обстановке. Однако в новых условиях могут испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых, осуществлять элементарный самоконтроль. Ребенок со средним уровнем знаний  знает и называет членов своей семьи, знаем местонахождение детского сада, имя и отчество воспитателя, младшего воспитателя. Знает и называет профессии, название поселка, в котором он живет, его достопримечательности, транспорт на улицах поселка,  знает некоторых граждан поселка, название областного центра. Называет и участвует в праздниках, организуемых в детском саду.

Дети с высоким уровнем знаний хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, охотно вступают в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к миру. Хорошо знает  и называет членов своей семьи, родственников, сотрудников детского сада. Умеет высказываться о знаменитых земляках, знает профессии, название транспорта, достопримечательности родного поселка.  Знает  , районный центр, областной центр, некоторые его достопримечательности, знаменитых людей Кемеровской области, Юргинского районна; 4-5 городов Кемеровской области. Умеет работать с картой Кемеровской области.

Диагностика детей по программе «Кузбасский край, навек любимый!»

Названиеблока

«Моя семья»

ФИО ребенка

Знание членов семьи и умение их называть

Место работы родителей

Соблюдение порядка личных вещей

Стремление к труду

Уровень знания детей

Название блока

«Мой любимый детский сад»

ФИО ребенка

Знание названия детского сада и его местонахождение.

Знание имени, отчества сотрудников детского сада.

Участок детского сада

Профессии в детском саду

Уровень знания детей

Название блока

«Поселок, в котором я живу»

ФИО ребенка

Знание названия поселка, где он находится.

Достопримечательности поселка.

Знание некоторых почетных граждан поселка.

Памятник воинам, погибшим в годы ВОВ .

Растительный мир Кузбасского  края

Животный мир Кузбасского  края

Знание правил поведения на природе и на улицах поселка.

Уровень знания детей

Портрет современного ребенка – юргинца, старшего дошкольного возраста.

Современный дошкольник – маленький гражданин  – это:

человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее.

Носитель еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, эстетичности, познания.

Современные дети в большей степени чем их ровесники 80-90 годов прошлого века, ориентированы на будущее. Они рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, сколько детей, в каких условиях будут жить и как отдыхать.

Личность, чрезвычайно ориентированная на общение. Современный ребенок одинок, ему очень часто не хватает общения с родителями, сверстниками. Детский сад – вторая семья дошкольника, где он может реализовать свои потребности, где он должен благополучно и интересно жить.

Исследователь, ориентированный на познание человека и природы. Дети любят играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты сказочных персонажей, модные журналы, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать в связи с этим разные вопросы.

Современный ребенок, предпочтения и интересы которого во многом зависят от условий проживания.

Жизнь ребенка ХХI века тесно связана с возможностями и интересами семьи. Дошкольник слушает и смотрит с родителями одни и те же телепередачи; ходит вместе с ними в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в модной одежде и парфюме. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер.

Ребенок, который любит играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.

VI. Литература:

1. Т.А.Шорыгина Беседы о детях - героях Великой Отечественной войны \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

2. Л.В.Логинова Что может герб нам рассказать \\ МОСКВА 2006г

3.  Т.А.Шорыгина  Детский сад \\  ООО "ТЦ Сфера", 2011г

4. Т.А.Шорыгина  Моя семья \\  ООО "ТЦ Сфера", 2011г

5. Т.А.Шорыгина Школа  \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

6.  Т.А.Шорыгина Наша родина Россия \\  ООО "ТЦ Сфера", 2011г

7. Т.И.Подрезова Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ \\ МОСКВА 2007г

8. Под ред. Л.А.Кондрыкинской Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду  \\ ООО "ТЦ Сфера", 2013г

9. Г.Д.Судакова Введение в историю и краеведение \\ Юрга 2008

10. Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

11. Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры»

12. Под ред. Оверчук Т.И. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Мой родной дом.

13. Программа Баранниковой О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду

14. Программа Зеленовой Н.Г. и Осиповой Л.Е. для старшей группы Мы живем в России

15. Программа Фесюковой Л.Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет».

16. Программа Лопатиной А. и Скребцовой М. «Нравственное воспитание дошкольников».

17. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;

18. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой Программа воспитания и обучения детей в детском саду.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"

Пояснительная  записка.  « Человеку никак  нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...

Викторина «Югорский край - навек любимый».

Цель:-обобщать знания детей о Югорском крае, уточнить и расширить представления о растениях и животных нашего региона, о полезных ископаемых (нефти и газа), о культурных и духовных традициях коренного...

Дополнительная образовательная программа "Край родной, навек любимый" для детей 5-7 лет

Дополнительная образовательная программа "Край родной, навек любимый" предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Содержит учебно-тематический план, формы занятий. Программа адресована ...

Смоленский край, навек любимый

программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Презентация "Родной мой край, навек любимый"

Презентация "Родной мой край, навек любимый" в форме интерактивной игры проверит знания детей своего родного края - Самарской области...

Программа дополнительного образования: "Смоленский край, навек любимый"

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка  начинается  с воспитания чувств через мир положительных эм...