Смоленский край, навек любимый
рабочая программа
программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района
Утверждаю________
Заведующий МБДОУ
Митрюшина Е.Н.
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«Смоленский край, навек любимый!»
Составитель Николаенкова М.Н.
2016г.
I. Паспорт программы «Смоленский край, навек любимый!».
Название Программы | Воспитательная Программа «Смоленский край, навек любимый!». |
Цель Программы | Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Смоленскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. |
Задачи Программы |
|
Период реализации | С 2016 года. |
Разработчик Программы | Николаенкова Мария Александровна, воспитатель |
Сроки реализации Программы | 3 года для детей 2младшей, средней и старшей группы. |
Организация контроля над реализацией Программы | Педагогическая диагностика детей на начало и конец учебного года. |
Ожидаемые результаты | Наличие у детей знаний об истории возникновения города Смоленска, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к будущему родного города и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семей воспитанников к нравственно-патриотическому воспитанию детей. |
II. Пояснительная записка
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины вы руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.
Отсюда вытекают следующие проблемы:
- какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
- какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы и Детского Дома творчества, библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О.П. Радыновой, Е.П. Горловой, Н.Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако в ходе своей работы я поняла, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Это и побудило меня разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!».
В программе «Смоленский край, навек любимый!» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями города, лучшими людьми города (лучшими строителями, героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем городе; с достопримечательностями, традициями, православными центрами нашего города и области.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего города и края.
Программа разработана с учетом следующих источников:
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;
- Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».
- Программа Кузьмина И.А. по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Истоки».
- Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под ред. Оверчук Т.И.
- Программа Баранниковой О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».
- Программа Зеленовой Н.Г. и Осиповой Л.Е. для старшей группы «Мы живем в России».
- Программа Фесюковой Л.Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет».
- Программа Лопатиной А. и Скребцовой М. «Нравственное воспитание дошкольников».
Программа предполагает работу с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (с 3 до 6лет). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Система работы рассчитана на 3 календарных года. Программа состоит из 4 блоков: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Город, в котором я живу», «Край мой Смоленский». Данные блоки занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослым. Место реализации программы – детский сад и семья.
Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия.
Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
Задачи программы:
- Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.
- Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
- Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
- Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
- Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.
Ожидаемый результат:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
- Знать свой домашний адрес, название города, области.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать краткие сведения об истории города и края.
- Знать символику города Смоленска.
- Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города и области.
- Знать о почетных гражданах родного края.
- Знать стихи поэтов и работы художников Смоленской области.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
III. Тематическое планирование по программе «Смоленский край, навек любимый!».
Блок 1. «Моя семья».
Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.
Блок «Моя семья» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
Семь Я | Воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь, к самым близким людям. Внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о пожилых людях. | Занятия, совместные досуги с родителями, игры КВНы, «Что, где, когда?», праздники, выставки, вечера встреч. | Беседы, составление рассказов, чтение художественной литературы, проекты. |
Место работы моих родителей | Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда. | Экскурсии на предприятия нашего города, встречи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. | Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение стихов «А что у вас?» С. Михалкова, рисование. |
Дедушка и бабушка – верные друзья | Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать. | Занятия, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы. | Беседы, встречи, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, изготовление поделок. |
Уклад и традиции семьи | Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи. | Театральная деятельность, игры, концерты, семейный клуб «Расти здоровым, малыш». | Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга». Домашние праздники «Все мы можем сообща». |
Древо семьи (старшая группа) | Познакомить детей с родословной своей семьи. | Занятия, выставки, сюжетно-ролевые игры. | Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка», рисование древа семьи. |
Родной очаг | Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках (герб семьи). | Взаимопосещение семей сверстников, сюжетно-ролевые игры. | Рисование «Герб моей семьи», беседы. |
Защитники отечества | Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины. | Занятия, встречи, праздники, сюжетно-ролевые игры. | Беседы с родственникам, которые служили в армии. Рассматривание фотографий, изготовление сувениров и альбомов. |
Блок 2. «Мой любимый детский сад».
Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.
Блок «Мой любимый детский сад» состоит из 5 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
По дороге в детский сад | Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. | Занятия, сюжетно-ролевые игры. | Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и т.д. |
История детского сада | Познакомить детей с историей детского сада. | Вечера воспоминаний. | Беседы, рассматривание фотоальбомов, слайдов, проект, презентация «Давайте познакомимся». |
Традиции детского сада | Познакомить детей с традициями детского сада. | Вечера встреч, дни рождения, праздники, конкурсы, соревнования. | Вечера встреч, дни рождения, юбилей, беседы, рассматривание фото. |
Территория детского сада | Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями. | Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения. | Беседы, моделирование участков. |
Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада) | Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. | Экскурсии по д/с: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры. | Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование. |
Блок 3. «Село, в котором я живу».
Цель: воспитать чувство привязанности к своему родному селу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за своё село, интерес к его истории и стремление сделать его богаче и краше.
Блок «Село, в котором я живу» состоит из 10 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
История возникновения села Печерск | Сформировать представления детей об исторических корнях села | Занятия, экскурсии по городу, музей, выставки ко Дню Печерска | Беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов, презентация. |
Традиции нашего села | Познакомить детей с традициями нашего села, научить детей их соблюдать. | Занятия, экскурсии, выставки, участие в сельских мероприятиях. | Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование. |
Памятник воинам, погибшим в годы ВОВ | Вызывать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми. | Экскурсия к памятнику. | Беседы, рассматривание фотоальбомов. |
Печерская церковь | Приобщать детей к православной традиции русского народа. | Экскурсии, кружок по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Истоки»; уроки добротолюбия. | Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры, слайд-фильмы, чтения. |
Центры культуры (ФОК, музыкальная школа, , ДК, почта, библиотека). | Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей. | Экскурсии, кружки, участие в сельских мероприятиях. | Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры. |
Растительный мир | Знакомить детей с растительным миром края; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе. | Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе. | Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы. |
Животный мир | Знакомить детей с животным миром края; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру. | Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры. | Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование. |
Водоемы | Дать представление о водоемах города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах. | Экологические тропы, прогулки, праздники. | Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы. |
Блок 4. «Край мой Смоленский».
Цель: воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории и традициям родной Смоленщины.
Блок «Край мой Смоленский» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в виде заочных путешествий, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
1. История Смоленского края (г.Смоленска) | Сформировать представление об исторических корнях Смоленского края. Учить детей умению работать с картой Смоленской области, находить свой город, областной центр, гг. Рославль, Гагарин, Вязьму. | Занятия, заочные путешествия, выставки, экскурсии в краеведческий музей. Работа с картой Смоленской области. | Беседы, рассказы о Смоленске и других городах Смоленской области, рассматривание карты области, фотоальбомов. |
2. Достопримечательности Смоленского края и г.Смоленска | Познакомить детей с достопримечательностями некоторых мест родного края (Успенский Собор в г.Смоленске, Смоленская крепостная стена, усадьба Глинки в Новоспасском и пр.). | Занятия, заочные путешествия, КВН, художественное творчество. | Презентация «Смоленский край, навек любимый!», беседы, рассматривание иллюстраций. |
3. Знаменитые люди Смоленщины | Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей Смоленщины. | Занятия, выставки. | Беседы, рассказы воспитателя, рассматривание фотоальбомов, презентационное чтение стихов смоленских поэтов (А.Твардовский, М.Исаковский), слушание музыки Глинки. |
4. Изучение родной природы | Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях. Воспитать в детях интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животных и растениях; воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить детей с Красной книгой Смоленской области. Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на природе. | Занятия, викторина «Люби и знай свой родной край», экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе. | Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Смоленской области; разучивание стихов о природе. |
5. Традиции, обычаи Смоленщины | Познакомить детей с традициями и обычаями Смоленщины; сделать вклад в формирование у них высокого культурного уровня; приобщить детей к православным традициям русского народа; сделать вклад в развитие творческих способностей детей. | Экскурсии, занятия, кружок по духовно-нравственному воспитанию «Истоки», утренники, уроки добротолюбия, участие в городских мероприятиях. | Беседы, рассказы воспитателей, встречи, праздники, уроки творчества, игры, чтения, экскурсии. |
6. Символика родного края | Познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага. | Занятия, посещение музея, библиотеки. | Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры. |
7. «Никто не забыт, ничто не забыто» | Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтет память защитников отечества; познакомить с памятниками ВОВ и войны 1812 года; воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ и других военных конфликтов. | Экскурсии к памятнику, в музей, занятия, выставки. | Рассказы воспитателей о ветеранах войны Смоленщины, встречи с ветеранами ВОВ, праздники, рассматривание иллюстраций макетирование. |
IV. Содержание программы «Смоленский край, навек любимый!»
Блок 1. «Моя семья».
Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.
Блок дает представление о семье.
Семья состоит из близких и дальних родственников. Самые близкие родственники: мать и отец, братья и сестры. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке и заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый.
В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях. Есть праздники, которые называются семейными (дни рождения, свадьбы, юбилеи, встречи), традиции семьи, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своим родословным древом.
В семье важны и необходимы все.
Рассмотрим подробно, как реализуется блок «Моя семья». В средней группе продолжается работа, начатая во 2-ой младшей группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи. Родители знакомят детей с историей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
В старшем дошкольном возрасте продолжают уделять внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.
В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества.
В старшей группе необходимо впервые познакомить детей с родословным древом и проводить эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагать детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал. Нужно показывать детям, что история их семьи неразрывно связана с историей родного города в котором они живут с историей страны и т.д.
Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества, его части.
Для сотрудничества с родителями необходимо было сформировать у них следующие убеждения:
- Чтобы учить, необходимо много знать и уметь.
- Тот, кто занят воспитанием ребенка, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка.
- Верить в свои возможности, никогда не опускать руки, даже тогда, когда кажется, что ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.
На этих трех «китах» держатся главные принципы:
- терпение,
- созидательная любовь,
- сотрудничество.
Блок 2. «Мой любимый детский сад».
Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.
Дошкольное детство важная ступень в развитии личности ребенка.
Блок знакомит детей с детским садом как вторым домом. Здесь они могут реализовывать свои потребности, где должны благополучно и интересно жить.
Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся об их физическом и психическом здоровье. Каждый ребенок с уважением относится к работникам детского сада: называет по имени отчеству, улыбается при встрече и не забывает поздравить с праздниками.
Каждый воспитанный ребенок старается сделать приятное (помочь собрать игрушки, убрать мусор и т.д.). Он учится общаться с взрослыми и сверстниками, усваивает основы культуры поведения: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеет сам; играть дружно, быть справедливым.
В этом возрасте необходимо уделить внимание знакомству дошкольников с сотрудниками детского сада, с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщицы, кастелянши, оператора стиральных машин, сторожа, ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники.
В нашем детском саду есть традиции, с которыми дети не только знакомятся, но являются активными участниками. Это такие мероприятия, как: выставка поделок из природного материала, в которой принимают участие сотрудники, дети, родители, где каждый старается проявить свое творчество, оригинальность, выдумку и фантазию, театральные постановки, праздник Рождества, День защитника Отечества, День Матери, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», неделя игр и игрушек, во время которой ребята ходят друг к другу в гости, продолжая знакомиться с детским садом и приобретая новых друзей.
Продолжаются целевые прогулки по территории детского сада, дети привлекаются к труду по благоустройству участка.
Блок 3. «Село, в котором я живу».
Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному селу, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за своё село, интерес к его истории.
Блок знакомит детей с родным селом.
В средней г начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок «Мой любимый край»). Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт. На этом этапе собирается, анализируется и доводится до детей вся интересная информацию, где они живут:
- исторические факты местного значения;
- окружающая природа с потребительской позиции и с точки зрения признания самоценности природы;
- достопримечательности нашего города;
- наши знаменитые земляки.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; на атомной станции вырабатывают электроэнергию);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Знакомство с гербом города на этом этапе ещё не проводится. Между тем в беседах непременно акцентируется внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе.
В старшей группе начинается подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами и городской геральдикой.
Блок 4. «Смоленский край, навек любимый!»
Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному краю, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой край, воспитывать интерес к его истории и стремление сделать свой край богаче и краше.
Блок знакомит детей с родным краем.
Формирование у детей системы знаний о своей Родине, в данном блоке представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного края, знания названия областного центра, других городов Смоленской области, символики г. Смоленска), некоторые исторические сведения (о жизни Смолян в разные исторические периоды, о подвигах Смолян в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города Смоленска. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.
Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Задача воспитывать у детей чувство привязанности к родному краю, по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах г.Смоленска, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатели отбирают сами, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой край» дети вспомнят то, что о нем узнали.
Критерии результативности обучения:
- Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям Смоленского края.
- Использовать в активной речи фольклор.
- Уметь играть в русские народные игры.
- Знать памятники культуры, историю возникновения г. Смоленска.
- Знать животный и растительный мир края.
- Знать наиболее важные исторические события истории родного края.
- Знать символику г.Смоленска.
Закончить хочется словами Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...».
V. Методическое обеспечение программы «Смоленский край, навек любимый!».
2 младшая группа.
Неделя Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | «Наш детский сад»- презентация «Давайте познакомимся». Беседа о городе: День города - это день рождения города. Беседы о летнем отдыхе: где они отдыхали, на чем ехали, что видели. | Беседа «Моя семья». Беседа о родном городе: дети – тоже жители этого города. Беседы о летнем отдыхе: продолжить разговор, где дети отдыхали летом. | «Кто нас лечит в д/с?». Экскурсия в медицинский кабинет Беседа о летнем отдыхе: беседуя с детьми о том, где они отдыхали, воспитатель спрашивает о природе. | Беседы с детьми о домашних адресах: адрес – это название микрорайона, номер дома и номер квартиры. Работа в уголке краеведения: природа родного города |
Октябрь | «Кто такой повар?». Экскурсия на пищеблок. Работа с родителями: о необходимости выучить с детьми дом. адрес. Рассказывание русской народной сказки. | Занятие «Если ты заболел». Экскурсия в медицинский кабинет. Подвижная русская народная игра | «Я, ты, он, она» - беседа о членах семьи Целевая прогулка: Благоустройство домов. Беседа о родном крае: Смоленская область - большая, в ней много городов, поселков и деревень. | Работа по заучиванию домашних адресов: у д/с тоже есть свой адрес, называет микрорайон, в котором находится д/с. Работа в уголке краеведения: природа города, название города, областного центра. |
Ноябрь | Экскурсия в прачечную. Игры со строительным материалом: построить свою улицу и дать название. Работа в книжном уголке: чтение стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края». | Беседа о родном городе: чисто там, где не сорят. Игры с матрешками и пирамидками: матрешки и пирамидки – игрушки народные, потому что их придумал русский народ. | Работа в уголке краеведения: достопримечательности родного города. Беседа о работниках детского сада: экскурсия в прачечную. | Работа в уголке краеведения: водоемы родного города. Беседа «Моя любимая игрушка». Чтение детям русских народных потешек. |
Декабрь | Целевая прогулка: уборка улиц от снега. Пение песен и чтение стихов о детском саде Занятие «Хорошо у нас в саду». | «Любимые занятия моей семьи» - беседа Работа в уголке краеведения: название города, подумать, почему люди так его назвали. Беседа «Когда я стану взрослым». | С/р игра «Семья» Рассматривание картины Т. Сорокин «Семья» Беседа о родном городе: дети тоже могут сделать так, чтобы город был красивым. Работа в уголке краеведения: зимняя природа города. | Игра-занятие «Мое имя». Чтение К.Ушинский «Петушок с семьей» Работа в уголке краеведения: Десна – река родного города. |
Январь | Беседа «Зачем нужен детский сад?». Беседа о том, кто, куда ездил на новогоднее представление. Чтение русских народных потешек. | Коллективная работа «Украсим улицу города к Новому году». Работа в уголке краеведения: святые места Смоленска. Рассматривание с детьми иллюстраций. | Работа по заучиванию домашних адресов: кто еще его не знает, заучить наизусть. Инсценировка русской народной сказки «Репка».
Беседа «Мой дом - семья». | Работа в уголке краеведения: главная достопримечательность родного города. Предложить детям найти изображение главной достопримечательности города на различных иллюстрациях. Рассматривание предметов народно-прикладного искусства. |
Февраль | Целевая прогулка по близлежащей улице: магазины. Работа в книжном уголке: природа города. | Беседа о городе Смоленске. Беседа «Хочу быть как папа» Рассказ о празднике День защитника Отечества. | Самостоятельные наблюдения детей: труд сотрудников детского сада Русская народная подвижная игра «Зайчики». | Беседа о празднично украшенных улицах: праздник – день защитника Отечества. Рассматривание в книжном уголке книги с потешками. |
Март | Рисование: цветочек для мамочки. Беседа: хочу быть, как мама. Беседа о русских народных сказках: рассказать детям незнакомую им русскую народную сказку. | Беседа: Смоленск-главный город нашего края. Кто был в городе Смоленске? Русская хороводная игра. | Беседа о родном городе: места отдыха горожан. Беседа «Моя мама работает в детском саду». | Целевая прогулка: благоустройство города. «Наш участок» - благоустройство. Русские народные подвижные игры. |
Апрель | Работа в уголке краеведения: достопримечательность родного города – фонтан. Просмотр видеофильма. | Беседа о родном городе: где в родном городе вы были? Достопримечательности Смоленска. Инсценировка сказки «Теремок» | Целевая прогулка по участку детского сада. Рассматривание предметов народно-прикладного искусства. | Индивидуальная работа с детьми по заучиванию домашних адресов. Рассматривание иллюстраций в книжном уголке: храмы, церкви, источники. |
Май | Игры со строительным материалом: построить улицу и украсить ее. Беседа о родном крае: вспомнить название главного города области, что они могут рассказать о своем крае. | Целевая прогулка: по празднично украшенной улице. Наш народ отмечает День Победы. «Мой дедушка рассказывал» - беседы с детьми. | Беседа о празднике День Победы. Лепка «Летит самолет» Д/и «Кому что надо?» (о профессиях работников детского сада). | Работа в уголке краеведения: рассмотреть изображения родного города, города Смоленска. Беседа о родном крае: рассмотреть иллюстрации с изображением природы Смоленского края. |
Июнь-август | Закрепление и повторение пройденного материала. |
Средняя группа.
Месяцы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Беседа с детьми о летнем отдыхе «Мои любимые места отдыха». Занятие «Родной очаг». | Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу». Беседа: история села Печерск. | Праздник д/с «Мой любимый детский сад». Беседа: мой адрес. | Презентация «Мой любимый город». |
Октябрь | Рассказ воспитателя Днепр - главная река Смоленской области. Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада. Д/и «Кому что надо?». | Чтение рассказа Г.Браиловской «Наши мамы, наши папы». Рассматривание фотовыставки «Отдыхаем всей семьей». | Занятие «Знакомство со строительными профессиями». Игра со строительным материалом «Построй свой дом». |
Ноябрь | Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю». Встреча с родителями «Моя профессия». | Занятие по развитию речи «Мой любимый детский сад». Рассматривание альбома «Мой любимый детский сад». | Занятие «Чем славится Смоленская область?». Просмотр мультфильма «Мульти-Россия. Смоленская область». | Фотовыставка на тему «Мамочка милая, мама моя» (ко Дню матери). Беседа: как я маме помогаю. |
Декабрь | Беседа о труде в семье, об их обязанностях как членов семьи. Беседа: традиции в моей семье. | Экскурсия в библиотеку. Вечер поэзии (песни, стихи о родном городе, крае). Изготовление новогодних игрушек для малышей. | Выставка рисунков и макетов «Смоленская крепостная стена». Занятие «Мои родители - энергетики». | Рассматривание альбома «Природа моего края». Беседа «Правила поведения на природе». |
Январь | Занятие «Семейные и национальные праздники». Изготовление макета Храма | Прослушивание песен о родном городе (в записи). Знакомство с Красной Книгой Смоленской области. | Дидактическая игра «Узнай, где я нахожусь». Беседа: мой дом – детский сад. | Праздник «Все мы можем сообща». Рассматривание фотоальбомов «Я расту!». |
Февраль | Изготовление подарков папам, дедушкам. Рассказ воспитателя «Самые красивые места родного края». | Рассказ воспитателя «Достопримечательности Смоленского края». Природоохранная акция «Берегите птиц и животных нашего края». | Спортивные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья». Беседа «Мой папа самый лучший». | Занятие по развитию речи «Работа над понятием «родня». Чтение стихотворения А.Ким «Моя родня». |
Март | Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму». Изготовление подарков мамам, бабушкам. | Природоохранная акция «Спасти и сохранить». Виртуальная экскурсия в выставочный зал Смоленского историко-краеведческого музея. | Занятие «Бабушка милая моя». Чтение рассказа В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки». | Беседа «Люди каких национальностей живут в нашем городе и области?». Составление безопасных маршрутов в детский сад. |
Апрель | Занятие «Почетные люди нашего города». Целевая прогулка к «Алее Славы». | «День взаимопомощи» - совместное мероприятие с родителями по озеленению территории детского сада. Рассматривание карты г.Смоленск. | Рассказ воспитателя о символике города Смоленска. Д/и «Найди свой герб». | Целевая прогулка к памятнику Б.М. Реве. Беседа «Доброй памятью жив человек». |
Май | Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Возложение цветов к памятнику воинам, погибшим в ВОВ | Высаживание цветов на клумбы детского сада. Рассматривание альбома «Города Смоленской области». | Рассматривание альбома «Земляки-герои». Просмотр слайд-шоу «Достопримечательности г.Смоленска». | Беседа: город Смоленск – областной центр. Сбор лекарственных трав в окрестностях нашего села. Изготовление гербариев. |
Июнь-август | Закрепление и повторение пройденного материала |
Старшая группа
Месяцы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Чтение отрывка из стихотворения Б. Житкова «Что я видел». Коллективная работа «С днем рождения, любимый город». | Занятие «Мужчины и женщины в семье». Знакомство с символикой Смоленской области и г.Смоленска. | Беседа «Талантливые люди нашего города». Знакомство с картой Смоленской области. | Художественное творчество «Флаг г.Смоленска». Выставка детских работ «Мой любимый город». |
Октябрь | Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад». Д/и «Из чего построен дом». | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир города). Рассматривание фотографий «Растительный мир Смоленского края». | Занятие «Истоки возникновения родного Смоленска». Утренник «Осенины». | Работа по карте Смоленской области «Где я живу?». Д/и «Жилое-нежилое». |
Ноябрь | Занятие «История детского сада». С/р игра «Я работаю поваром в д/с». | Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях в детском саду). Беседа «Зачем нужна деревня?». | Придумывание герба группы. Занятие «Я, семья, род, народ». | Праздник, посвященный Дню Матери. Рассматривание фотовыставки «Сердце матери – в детях». |
Декабрь | Д/и «Кто живет в деревне?». Конкурс поделок «Музыкальный сундучок». | Изготовление поделок ко Дню энергетика. Изготовление альбома «Знаменитые люди Смоленщины». | Занятие «Мы и Смоленская АЭС». Конкурс макетов на тему «Смоленская АЭС». | Рассказ воспитателя о традиции встречать новый год. Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!». |
Январь | Занятие «Генеалогическое древо моей семьи». Тематическое занятие «Водоемы Смоленской области». | Занятие «Чем богат Смоленский край?». Беседа о правилах дорожного движения «Светофорик». | Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса, дома, детского сада). Рассказ воспитателя «Фольклор Смоленского края». | Конкурс рисунков «Герб моей семьи». Занятие «А. Твардовский». Чтение отрывков стихотворений. |
Февраль | Просмотр видеофильмов «Защитники отечества». Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках отечества. | Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). «Лекарственные растения нашей области». | Конкурс рисунков «Мой папа на работе». Беседа «Город-герой Смоленск». | Спортивное развлечение «Вместе с папой». Работа с картой Смоленской области (гг. Смоленск, Смоленск). |
Март | КВН «А ну-ка, девочки!». Изготовление подарков для мам и бабушек. | Занятие «Мир природы». Занятие «Семейные реликвии». | Рисование «Портрет мамы». Д/и «Какая она, моя мама?». | Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?». Занятие «Как рубашка в поле выросла». |
Апрель | Посещение храма «Всех Скорбящих Радосте». Работа с картой Смоленской области (гг. Рославль, Гагарин, Вязьма). | Экскурсия к памятнику А.А. Федосова. Тематическое занятие «Ю.Гагарин». | Занятие «Зона отчуждения - Чернобыль». Занятие «Вспомним историю Смоленска». | «День взаимопомощи» - уборка территории детского сада. Изготовление подарков для ветеранов. |
Май | Встреча с ветеранами ВОВ г.Смоленска. Участие в традиционной городской праздничной программе, посвященной Дню Победы. | Музыкально-литературная композиция «Вечно живые». Д/и «Узнай наш герб, узнай наш флаг». | Итоговое занятие «Край мой Смоленский». Итоговое занятие кружка по духовно-нравственному воспитанию «Истоки». | Занятие «Березка – символ нашей Родины». Познавательная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Что я знаю о Смоленщине?». |
Июнь-август | Закрепление и повторение пройденного материала. |
Перспективное планирование по работе с родителями | |||
Месяцы | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Сентябрь | Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей. Природоохранная акция «Собирая - охраняй». | Совместная экскурсия по родному городу. Праздник «Мой любимый детский сад». | Участие родителей и детей в праздничной демонстрации, посвященной Дню города. Выставка детских работ «Мой любимый город». |
Октябрь | Изготовление фотоальбомов «Здоровая семья». Написание родителями сочинения «Мой ребенок». | Конкурс «Осенний букет». Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей». | Фотовыставка «Город, в котором я живу». Оформление альбома «Любой труд у нас в почете». |
Ноябрь | Оформление фотоальбома «Вот какой я!». Семейный досуг «Наша дружная семья». | Семейная гостиная «Мы родом из детства» (вечер воспоминаний). Родительское собрание «Воспитание в семье юного патриота». | Фотовыставка ко Дню матери «Сердце матери – в детях». Родительское собрание «Я, семья, род, народ». |
Декабрь | Новогодний утренник «Новогодний хоровод». Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую». | Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области». Изготовление фотоальбома «Особенные места Смоленщины». | Конкурс поделок «Новогодний сундучок». Изготовление фотоальбома «Знаменитые люди Смоленщины». |
Январь | Посещение храма «Стефана Великопермского». Акция «Покормите птиц зимой». | Создание снежных построек на участке детского сада. Консультация «Родословная – старинная русская традиция». | Консультация для родителей “Родословная – старинная русская традиция”. Выставка совместных рисунков детей и родителей «Профессия моих родителей». |
Февраль | Оформление газеты «Роль отца в воспитании детей». Клуб «Расти здоровым, малыш!». | Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». Оформление газеты «Отцовская забота». | Утренник «Какой хороший папа!». Спортивное развлечение «Вместе с папой». |
Март | Конкурс «Мисс бабушка». Творческая выставка мягких игрушек «Мамиными руками». | Конкурс «Мисс Смоленская краса». Развлечение «Мама милая моя». | КВН «А ну-ка, девочки!». Групповое занятие «Семейные реликвии». |
Апрель | Встреча с родителями «Моя профессия». Акция «Пусть прогулка станет интересней» (благоустройство территории детской площадки). | Составление генеалогического древа семьи. Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой. | Конкурс «Герб моей семьи». Уборка территории детского сада «День взаимопомощи». |
Май | «Мама, папа, я – театральная семья». Оформление фотоальбома «Один день в моей семье». | Викторина «Что мы знаем о городе». Фотовыставка «Защитники отечества». | Совместная экскурсия к «Кургану Славы». Встреча с ветеранами ВОВ. |
Июнь | Изготовление фотоальбома «Город мой любимый». Конкурс рассказов «Традиции в моей семье». | Участие в праздничной программе «Всемирный день детства». Выпуск газеты «Отдыхаем всей семьей». | Спортивное развлечение «Всей семьей на скалодром!». Изготовление фотоальбома «Животные Смоленского края». |
Июль | Семейное закаливание «Солнце, воздух и вода – наша дружная семья». Познавательная викторина «Путешествие Почемучек». | Изготовление фотоальбома «Природа Смоленского края». Круглый стол «Роль совместного отдыха детей и родителей». | Конкурс рисунков «Самая лучшая семья». Консультация для родителей «Защитим детей от…». |
Август | Путешествие по тропе здоровья. Выставка работ из природного материала «Творим вместе». | Изготовление фотоальбома «Растения Смоленского края». Экскурсия по окрестностям города, знакомство с лекарственными растениями. | Творческая гостиная «Изготовление атрибутов правил дорожного движения». Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад». |
Диагностика детей по программе
«Смоленский край, навек любимый!».
Уровни освоения программы:
На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Дети с низким уровнем знаний испытывают трудности в общении, слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи, в следствии чего ребенок не может внятно выражать свои мысли.
Дети со средним уровнем знаний имеют представление о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной для них обстановке. Однако в новых условиях могут испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых, осуществлять элементарный самоконтроль. Ребенок со средним уровнем знаний знает и называет членов своей семьи, знаем местонахождение детского сада, имя и отчество воспитателя, младшего воспитателя. Знает и называет профессии, название города, в котором он живет, его достопримечательности, транспорт на улицах города , знает некоторых граждан города Смоленска, название областного центра. Называет и участвует в праздниках, организуемых в детском саду.
Дети с высоким уровнем знаний хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, охотно вступают в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к миру. Хорошо знает и называет членов своей семьи, родственников, сотрудников детского сада. Умеет высказываться о знаменитых земляках, знает профессии горожан, название транспорта, достопримечательности родного города. Знает областной центр, некоторые его достопримечательности, знаменитых людей Смоленской области, 4-5 городов Смоленской области. Умеет работать с картой Смоленской области.
Диагностика детей по программе «Смоленский край, навек любимый!».
Блоки ФИО ребенка | «Моя семья» | «Мой любимый детский сад» | «Город, в котором я живу» | «Край мой Смоленский» | Уровень знания детей | |||||||||||||||||||||||||
Знание членов семьи и умение их называть | Место работы родителей | Соблюдение порядка личных вещей | Стремление к труду | Знание названия детского сада и его местонахождение. | Знание имени, отчества сотрудников детского сада. | Участок детского сада | Профессии в детском саду | Знание названия города, где он находится | Достопримечательности города | Знание некоторых почетных граждан города | Профессии горожан | Курган Славы | Мемориал жертвам Чернобыля | Памятник Б.М. Реве | Памятник А. Федосову | Растения | Животные | Правила поведения в природе | История родного края | Умение работать с картой Смоленской области, находить 4-5 городов | Знание кратких сведений об истории г.Смоленска | Знание символики Смоленской области | Достопримечательности родного края | Знаменитые люди Смоленщины | Растительный мир Смоленского края | Животный мир Смоленского края | Водоемы | Знание правил поведения на природе и на улицах города | ||
Портрет современного ребенка – десногорца старшего дошкольного возраста.
Современный дошкольник – маленький гражданин г. Смоленска – это:
- человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее.
- носитель еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, эстетичности, познания.
Современные дети в большей степени чем их ровесники 80-90 годов прошлого века, ориентированы на будущее. Они рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, сколько детей, в каких условиях будут жить и как отдыхать.
- Личность, чрезвычайно ориентированная на общение. Современный ребенок одинок, ему очень часто не хватает общения с родителями, сверстниками. Детский сад – вторая семья дошкольника, где он может реализовать свои потребности, где он должен благополучно и интересно жить.
- Исследователь, ориентированный на познание человека и природы. Дети любят играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты сказочных персонажей, модные журналы, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать в связи с этим разные вопросы.
- современный человек, предпочтения и интересы которого во многом зависят от условий проживания.
Жизнь ребенка ХХI века тесно связана с возможностями и интересами семьи. Дошкольник слушает и смотрит с родителями одни и те же телепередачи; ходит вместе с ними в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в модной одежде и парфюме. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер.
- Ребенок, который любит играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.
VI. Литература
- Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
- Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.
- Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ. ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
- Гагарин В. Мой брат Юрий. – М., 1979.
- Головкина А.В. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
- Города России. Большая Российская Энциклопедия. – М.: 1994.
- Дошкольное воспитание. Ребенок в детском саду. № 3. 2006.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003, 2010.
- Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.:АСТ, 2007.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
- Красная книга Смоленской области. – Смоленск, 1994.
- Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.
- Лубячов М.Д. Смоленск. – М.: 1988.
- Махалева Н.Е. Расскажу о городе своем. – М., 2009.
- Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Мосалова Л.Л. Я и мир. – М.: Детство – пресс, 2009.
- Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2010.
- От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Ражнев Г. Герб Смоленска. – Смоленск, 1993.
- Справочник старшего воспитателя. № 1. 2007.
- Фалькович Г.А., Барылкина Л.П. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
- Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010.
- Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в ДОУ - "Край родной, навек любимый"
Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к п...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
программа кружка "Кузбасский край, навек любимый"
Программа кружка разработана по воспитанию нравтвенно - патриотического воспитания дошкольников при взаимодействии с социальными институтами....
Викторина «Югорский край - навек любимый».
Цель:-обобщать знания детей о Югорском крае, уточнить и расширить представления о растениях и животных нашего региона, о полезных ископаемых (нефти и газа), о культурных и духовных традициях коренного...
Презентация "Родной мой край, навек любимый"
Презентация "Родной мой край, навек любимый" в форме интерактивной игры проверит знания детей своего родного края - Самарской области...
Программа дополнительного образования: "Смоленский край, навек любимый"
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Так как формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эм...