Проект "Мой край родной"
проект (подготовительная группа)

Проект напрален на изучение быта и культуры коренных жителей ХМАО-Югры - ханты и манси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_kray_rodnoy.docx56.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Проект «Мой край родной» 

 для детей от 5 до 7 лет

Воспитатель: Андриянова Алевтина Владимировна

г. Урай 2022г.

Пояснительная записка

Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своему городу, родному краю. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему. Исходя из этого, учитывая традиции и возможности детского сада  (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, нами  была разработана программа в рамках вариативной части основной образовательной программы  с учетом регионального компонента  «Мой край родной». Данный проект разработан для детей от 5 до 7 лет. Программа состоит из 2-х разделов. В каждом разделе программы разработано перспективное планирование:

  • 1 раздел проекта «Моя малая родина город Урай» для старшего дошкольного возраста. Содержание данного раздела ориентировано на формирование  нравственно-патриотических  чувств  посредством ознакомления с родным  городом.
  • 2 раздел проекта «Мой край – моя Югория» разработан для воспитанников подготовительных к школе группы. Содержание данного раздела ориентировано на формирование  нравственно-патриотических  чувств  посредством ознакомления с родным  краем (ХМАО-Югра).

Проект реализуется в течение дня в различных видах детской деятельности (в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах), педагоги используют разнообразные формы организации деятельности.

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек, поэтому большое значение имеет популяризация краеведческих знаний, воспитание патриотических чувств через ознакомление с культурным, историческим, национальным своеобразием своего города и родного края, что дает возможность выбрать образовательно-воспитательный маршрут в информационно-просветительском и эмоциональном плане. Программа «Мой край родной»  направлена на формирование нравственно-патриотического воспитания к родному дому, семье, детскому саду, своему родному городу в котором он родился и проживает, к своему родному краю.

Цель проекта:  Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи проекта: 

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
  6. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, краю к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  7. Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине: дому, городу, краю. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
  8. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.  

Предполагаемые результаты

У детей старшей группы по результатам освоения материала к концу учебного года будут сформированы:

  • знания о традициях  и культуре коренных жителей Урая;
  • знания об истории возникновения города Урай;
  • представления о первых  поселенцах  города Урая;
  • знает и называет достопримечательности города. Родные места города;
  • способен  выражать  свои  чувства, желания, потребности, интерес к творчеству писателей, поэтов и художников г. Урай;
  • проявлять интерес к  прошлому, настоящему, будущему Урая;
  • дети будут знать и  называть растительный мир нашего  города;
  • знать  и называть обитателей животного мира нашего  края;
  • проявлять интерес к новым незнакомым предметам, уважать культуру и  обычаи коренных жителей нашего края.

У детей  подготовительной группы по результатам освоения материала к концу учебного года будут знать и называть:

  • чем  богат  наш  край;
  • государственную символику ХМАО и г. Урая;
  • мой дом. Человек и его жилище. Жилище коренных народов Севера – чум;
  • жизнь и быт коренных народов севера;
  • одежду, орнаменты народов ханты и манси;
  • сибирских  писателей  детям;
  • «Чем знаменит округ», путешествовать  по  карте округа, города Ханты - Мансийского округа;
  • будут знакомы с культовыми праздниками и обычаями народов ханты и манси.

 «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»  СТАРШАЯ ГРУППА

Содержание проекта  для старшего дошкольного  возраста ориентировано на формирование  нравственно-патриотических  чувств  посредством ознакомления с родным  городом.  Проект реализуется с учетом регионального компонента. В человеке особо ценным является любовь: любовь к ближнему, любовь к своей малой Родине.

Воспитание любви к родному городу – важная составляющая процесса адекватно социализации маленького человека и процесса формирования его личности, предполагающая   опору на материал искусства и культуры,  содержащий не только информационный, но и эмоциональный компонент.   Поэтому необходимо обеспечить реальное включение дошкольников в жизнь города,  выходя за пределы дошкольного образовательного учреждения через организацию экскурсий, поездок, прогулок, встреч с выдающимися гражданами города.

Задачи данного раздела:

  1. Показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми
  2. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.  
  3. Знакомить  детей с историей происхождения города, расширять и углублять их представления о первых строениях, улицах  и достопримечательностях.
  4. Развивать интерес к истории города.  Воспитывать  бережное  отношение,  к тому, что  создано  руками  человека.  

Реализация  системы по  формированию гражданско-патриотических  чувств

посредством ознакомления  с родным  городом

Месяц

Блоки

Задачи

Формы работы

Сентябрь

«Коренные жители Урая»

  • Познакомить  детей  с традициями  и культурой коренных народов ханты и манси.
  • Расширять знания детей о быте и промыслах народа.
  • Воспитывать  уважительное отношение  к культуре коренных народов

Образовательная деятельность  - «Ханты и манси – таёжные жители»

Беседа «Национальная одежда  ханты и манси»

Дидактическая игра «Рассели семью в чуме»

Рисование «Глухарка сна»

Подвижная игра «Кошки и рыболовы»

Чтение народных сказок ханты и манси «Мальчик Идэ», «Брат и сестра»

Экскурсия  в этнографический музей «Знакомство  с бытом и семейными традициями коренных жителей»

Встреча с интересными людьми, знающих  быт и традиции  народов ханты-манси

Сбор информации об играх и игрушках девочек и мальчиков ханты и манси Оформление фотовыставки «Коренные жители Урай»

Досуг  «Хозяин  тайги»

Октябрь

«История возникновения города»

  • Знакомить  детей с историей происхождения города, расширять и углублять их представления о первых строениях, улицах  и достопримечательностях.
  • Развивать интерес к истории города.
  • Воспитывать  бережное  отношение,  к тому, что  создано  руками  человека.  

Беседы  об истории возникновения города Урай, «Знаешь ли ты свой город», «Краеведческий музей»

Беседа  «Как  искали  шаимскую  нефть»

Разучивание  стихотворения В. Козлова «Капитан буровой»

Дидактическая игра  «Правила поведения  в природе»

Рассматривание  фотографий  первых  построек города

Конкурс рисунков «С днём рождения округ»

Игры – путешествия: « По местам отдыха Урайцев», «В прошлое архитектурных сооружений и памятников» и другие.

Подвижная игра  «Хейро»

Задания: подбор материала для создания ленты времени «Улицы вчера и сегодня»

Обсуждение социальной значимости деятельности людей прошлого и настоящего.

Презентация «Из истории города»

Лепка  «Элементы украшений, которые украсили бы наш город», «Как у нашего крыльца посадили деревца», «Городская скульптура»  и другие.

Аппликация- коллаж  «Первая улица Урая»

Изготовление макета «Нефтяное месторождение»

Оформление выставки творческих работ «История возникновения города»

Викторина  «Знатоки  Урая»

Экскурсия в Музей истории города на экспозицию «Первопроходцы Шаимской нефти».

Ноябрь

«Первые  поселенцы  города Урая»

  • Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по ознакомлению  с традициями  семей, и их увлечениями,  профессиями родителей воспитанников.
  • Расширять представления детей профессиях «нефтяник», «геолог»
  • Воспитывать уважение к труду и принимать в посильное участие

Образовательная деятельность  «Я  хочу быть похожим на …»

Дидактические  игры «Чем  вы похожи, чем вы отличаетесь»,  «Отгадай профессию», «Что нужно нефтянику  для работы»

Совместное оформление с детьми фотовыставки «Люди, которые  основали наш город»

Подвижная игра «Олени и пастухи»

Оформление выставки творческих работ  «Первые  поселенцы города  Урая»

Встреча  с интересными  людьми  города

Литературная гостиная  с участием сотрудников этнографического музея «Сказки  земли Югорской»

Декабрь

«Достопримечательности города.

Родные места города.

Виртуальная экскурсия по городу.

Мой любимый детский сад»

  • Уточнять  и расширять знания детей   о достопримечательностях  города.
  • Развивать  любознательность, активность в приобретении  знаний   об окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и в своем внутреннем  мире)
  • Воспитывать желание  участвовать  в совместной  со  взрослыми познавательной  и творческой  деятельности

Сюжетные игры: «Аэропорт», «Туристическое агентство»

Беседы по темам:  «Архитектурные  памятники города», «Улицы города в старых и новых фотографиях», «Скульптуры, которые украшают наш город» и другие.

Разгадывание кроссвордов о городе

Наблюдения за трудовыми действиями  взрослых, которые следят за  состоянием улиц города, за их отношением к  своему труду.

Разучивание стихотворений о городе.

Лепка  «Элементы украшений, которые украсили бы наш город», «Как у нашего крыльца посадили деревца», «Городская скульптура»  и другие.

Рисование в нетрадиционных техниках «Наш любимый город (детский сад) », «Люди города (в прошлом и настоящем)», «Мой город красив в разные времена года»

Видеоролик «Город Урай».

Экскурсия по улицам  и достопримечательным местам города.

Рассматривание пейзажных картин о городе

Январь

«Ими гордится Урай»

  • Познакомить с творчеством писателей, поэтов и художников г. Урай.  
  • Уточнять  и расширять знания детей о  разнообразных профессиях

Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера.

Ю. Шесталов – знаменитый мансийский поэт и писатель.

Знакомство с творчеством Г.К. Кайгородова.

Стихи Владислава Шабурова

Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры.

Чтение  и обсуждение сказок.

Инсценировки сказок и легенд народов Севера.

Встречи с интересными людьми (социальные партнеры – экскурсоводы, музейные работники, библиотекари,  артисты, писатели, циркачи, театралы и другие);

Словесная игра «Угадай по описанию героя сказки»

Выставка книг писателей и поэтов коренных народов Севера.

Экскурсия в «Юность Шаима»

Подвижные игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», «Хейро», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и евражки».

Игра-хоровод «Хейро» (означает «солнце»)

Горловое пение «Колыбельная медведя»

Песня оленевода (муз.и ел. Е. Аксеновой) — Е. Аксенова

Февраль

«Будущее Урая и я»

  • Способствовать  формированию  умений выражать  свои  чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему, будущему.
  • Развивать у детей представления о Урае будущего, умение  фантазировать.
  • Воспитывать  самостоятельность в организации  различных  видов  деятельности.  В случае  затруднения обращаться  ко взрослому

Образовательная деятельность  «Одежда будущего для мальчиков и девочек»

Дидактическая игра «Кому, что нужно  работы»

Рисование: «Украсим  одежду  для  девочек и для мальчиков»

Изготовление одежды  из  различных  материалов

Конкурс  творческих работ  «Город  будущего»

Дефиле   «Детская  одежда из  различных  материалов»

Творческие  работы  «Город  будущего», «Одежда  будущего»

Конструирование  «Улица, придуманная нами»

Рисование по замыслу «Парки города будущего»

Словесная игра «Репортёры»

Досуг «Путешествие в город будущего»

Март

«Растительный мир нашего  города»

  • Повторить и обобщить представления детей о растительном мире Севера: деревья и кустарники нашего края. Кедр. Лиственница. Сосна. Ель.
  • Природа в опасности (Красная книга)
  • Грибы и ягоды нашего края.

Чтение рассказа К. Лагутин «Тайга»,  Е.Трутнева «Клюква»

Чтение сказки  Э.Шим «Брусника» с последующей драматизацией сказки, «Голубика», «Черника»

Заучивание Н.Бромлей «Ягодные острова», Ю.Могутин «В тайге»

Загадки о тайге. Пословица «Дерево погубить в пять минут, а вырастить его годы пройдут».

Познавательно – исследовательское: сравнительный анализ лиственницы и ели (сосны)

Чтение сказки «Пихта», В.Зотова «Лиственница»

Знакомить с народной приметой «Пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет».  Багульник, как лекарственное растение и средство борьбы с вредными насекомыми.

Конкурс «Гербарий из осенних листьев»,

Дидактические игры: «Лес», «Что случится, если…», «Что растет в родном краю», «Что растет в лесу», «Чего не стало?», «Найди дерево по описанию», «Найди листок»,  «Что в корзину мы берем».

Сюжетная игра «Лесник»

Игра – забава «Найдем грибок»

Подвижная игра «Друг дружок, уступи дубок», «Кто быстрей соберет съедобные грибы»

Рисование «Хвойное дерево»

Лепка «Клюква на блюдце»

Рассматривание иллюстраций «Грибы нашего края»

Итоговое мероприятие: выставка поделок из природного материала.

Апрель

«Животный мир нашего  края»

  • Систематизировать и обогатить знания детей о животном мире своего края: дикие животные нашего края. Лось. Олень. Барсук. Волк.

Птицы нашего края. Клест.

Рассматривание иллюстраций о диких животных.

Чтение рассказов и стихов по теме: Ю.Могутин «Бурундучок»,

«Волк», Д.Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Е.Чарушин «Друзья»

Отгадывание ребусов и загадок  по теме.

Дидактическая игра «Зоопарк», « Найди всех животных, которые…», «Нелюбимый зверь», «Олень - олененок», «Угадай животное по описанию»,  «Хищные – травоядные».

Игровое упражнение «Движения животных»

Описательный рассказ «Барсук»

Раскрашивание раскрасок по теме. Поделки в технике оригами по теме. Рисование нетрадиционными способами.

Экспериментирование на тему «Почему олени не проваливаются в снег», «Снег и лед».

Игры с метанием: «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка»

Рассматривание иллюстраций о птицах нашего края.

Беседа: о роли птиц в природе, о роли человека в жизни птиц;

об  условиях для жизнедеятельности птиц, где живут птицы.

Познакомить с народными приметами (повадки и поведение  птиц).

Дидактическая игра «Перелетные – зимующие птицы», «Чей хвост, клюв? », «Сложи картинку».

Ю.Могутин  «Кедровка», И.Антонов «Снегирь», И. Мазнин «Про сову».

Чтение стихотворения Надежда Соболева-Сидельцева

Я знаю, что многие любят щеглов, зябликов или синиц,
А я больше всех люблю клестов — нет удивительней птиц!
Во-первых, они красивы ужасно: мама — зелёная, папа — красный,
Крестиком клюв — шишки клевать, из шишек семечки доставать.
А главное, клёст любимый мой  птенчиков часто выводит зимой.
Мама птенцов согревает в гнезде, папа заботится о еде:
По веткам сосен и ёлок снует, из шишек семечки достает,
Кормит и маму, и малышат — буро-зелёных пушистых клестят.
Даже в трескучий страшный мороз птенчиков выходит, выкормит клёст.
К нашим суровым зимам привык  клест мой любимый, клёст-еловик.

Чтение произведений В.Бианки.

Отгадывание загадок по теме.

Презентация «Почему летает птица?»

Подвижная игра «Дятел», «Ловля птиц на лету», «Птички на дереве», «Перелет птиц», «Совушка на одной ноге»

Поделка «Птица»  в технике оригами.

Изготовление кормушек, подкормка птиц в холодное время года.

Итоговое мероприятие: викторина «Что? Где? Когда?»

Май

«Духовно-нравственное отношение народов севера к природе»

  • Продолжать воспитывать интерес, уважение к культуре, обычаям коренных жителей нашего края.
  • Развивать способность слушать литературные произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.

Беседа «Олени и собаки в жизни народов Югры»

Сюжетно - ролевые игры:  «Оленеводы», «Экскурсии в музей», «Стойбище»,  «Рыбаки», «Путешествие по тундре»

Стихи о бережном и ответственном отношении жителей Югры к природе края.

Знакомство с фольклорным праздником «Вороний праздник»

Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман».

Прослушивание в грамзаписи хантыйской легенды: "Как человек превратился в медведя", Сказки "Мышонок и медведь" A.M. Коньковой.

Лепка  «Герои мифов и легенд».

Хороводные игры «Рыбалка», «Караси и щука», «Рыбак и рыбки» и другие.

Беседа «Связь с богами через природу».

Чтение сказки «Песец и Олень»

Литературный вечер  «Здравствуй, край мансийский милый…»

Подвижные игры с бегом: «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Важенка и оленята», «Волк и олени».

Разучивание  пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало.

Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры»

Фольклорные праздник  «Вороний праздник», «Медвежий праздник»

Сказки народов Севера – кладет  мудрости. Благородное животное Севера – олень

Итоговое мероприятие: инсценировка мансийской сказки Мышонок-путешественник.

 «РОДНОЙ КРАЙ – МОЯ ЮГОРИЯ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Проект реализуется  педагогами ДОУ с учетом регионального компонента. В человеке особо ценным является любовь: любовь к ближнему, любовь к своей Родине. Мы живем в суровом, но прекрасном краю с красивым названием – Югра. Дошкольное учреждение ставит задачу: воспитать любовь к родному краю, дать знания о жизни коренных народов, научить заботиться о природе. В содержание основной общеобразовательной программы вводятся формы работы, при реализации которых дети имеют возможность обогатить знания об округе, соприкоснуться с  природой, искусством коренных народов.

Задачи данного раздела:

  1. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, гендерной принадлежности, семье, родном крае, государстве, мире.
  2. Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения к малой Родине, любви к родному краю, интереса к её  историческому прошлому и настоящему.
  3. Формирование позиции гражданина своей Отчизны (для участников воспитательно-образовательного процесса).

Модель перспективного планирования для работы с  детьми старшего дошкольного возраста  6-8 лет

Месяц

Темы

Формы работы с детьми

Сентябрь

«Чем  богат  наш  край»

Беседы, чтение художественной литературы,

экскурсии, создание дидактических альбомов, панно Матушка Погода,  познавательная игротека, сундучок интересов, Праздники, создание коллекций, макетов, познавательные досуги раз в месяц, познавательные традиции, выставки, «Рассказы наших гостей», НОД и др

Октябрь

Мой дом «Человек и его жилище. Жилище коренных народов Севера – чум»

Ноябрь

«Герб  и  флаг  ХМАО и Урая»

Декабрь

«Путешествие  по  карте округа»: города Ханты - Мансийского округа»                             «Чем знаменит округ»

Январь

«Разноцветная ярмарка»

Февраль

«Жизнь и быт коренных народов севера»

Март

«Одежда, орнаменты народов ханты и манси»

Апрель

«Обычаи и праздники народов ханты и манси»

Май

«Сибирские  писатели  детям»  

Перспективное планирование работы с детьми 6-8 лет

Месяц

Тема

Формы работы

Сентябрь

«Чем  богат  наш  край»

Цель: познакомить с растительным и животным миром тайги; развивать познавательную активность детей; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру

Итоговое мероприятие: Викторина «Югорский  лес - полон чудес»

Тайга. Многообразие растительного  и животного мира.

Деревья и кустарники нашего края. Кедр. Лиственница. Пихта.  Багульник.

Чтение рассказа К. Лагутин «Тайга»

Заучивание Ю.Могутин «В тайге»

Загадки о тайге.

Пословица «Дерево погубить в пять минут, а вырастить его годы пройдут».

Познавательно – исследовательское: рассматривание кедровой шишки и кедровых орешков. Знакомить с понятием «Кедрач».

Чтение сказки «Пихта», В.Зотова «Лиственница»

Заучивание А.Прокофьев «Пихты»

Знакомить с народной приметой «Пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет».

Багульник, как лекарственное растение и средство борьбы с вредными насекомыми.

 Конкурс «Гербарий из осенних листьев»,

Дидактические игры: «Лес», «Что случится, если…», «Что растет в родном краю», «Что растет в лесу», «Чего не стало?», «Найди дерево по описанию», «Найди листок»

Сюжетная игра «Лесник»

Подвижная игра «Друг дружок, уступи дубок»

Рисование «Хвойный лес»; аппликация из осенних листьев.

Грибы и ягоды нашего края

Рассматривание иллюстраций «Съедобные – несъедобные грибы»

Игра – забава «Найдем грибок»

Лепка «Корзина с грибами»

Дидактическая игра «Что в корзину мы берем».

 Подвижна игра «Кто быстрей соберет съедобные грибы»

Чтение Е.Трутнева «Клюква»

Чтение сказки Э.Шим «Брусника» с последующей драматизацией сказки, «Голубика», «Черника»

Заучивание Н.Бромлей «Ягодные острова»

Кафе «Лакомка» - дегустация лесных ягод.

Дикие животные нашего края. Медведь. Лось. Олень. Барсук. Белка. Бобр. Волк. Бурундук. Рысь.

Рассматривание иллюстраций о диких животных.

Чтение рассказов и стихов по теме: Ю.Могутин «Бурундучок», «Волк», Д.Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Е.Чарушин «Друзья»

Отгадывание ребусов и загадок  по теме.

Дидактическая игра «Зоопарк», « Найди всех животных, которые…», «Нелюбимый зверь», «Олень - олененок», «Угадай животное по описанию», «Хищные – травоядные»,

Игровое упражнение «Движения животных»

Подвижная игра «Охотник», «Разбежались по лужайке…»,  «Охотники и звери», «Зайцы в лесу»

Творческое рассказывание по теме «Мой любимый зверь»

Раскрашивание раскрасок по теме. Поделки в технике оригами по теме. Рисование нетрадиционными способами.

Решение проблемных ситуаций: изучение экологической катастрофы «Что будет, если из леса исчезнут зайцы?», «Что будет, если из леса исчезнут волки?»

Птицы нашего края. Глухарь, тетерка, белая куропатка, дятел, сова.

Рассматривание иллюстраций о птицах нашего края.

Беседа: о роли птиц в природе;  о роли человека в жизни птиц; об  условиях для жизнедеятельности птиц;  о причинах гибели птиц; где живут птицы.

Познакомить с народными приметами (повадки и поведение  птиц).

Дидактическая игра «Строение птицы», «Перелетные – зимующие птицы», «Чей хвост, клюв?», «Сложи картинку».

Чтение А.Тарханов «Глухарь», Е.Трутнева «Лесной доктор», Ю.Могутин  «Кедровка», И.Антонов «Снегирь», И. Мазнин «Про сову», В.Бианки.

Отгадывание загадок по теме.

Презентация «Почему летает птица?»

Подвижная игра «Дятел», «Журавль», «Кукушка», «Ловля птиц на лету», «Птички на дереве», «Перелет птиц», «Совушка на одной ноге»

Поделка «Птица»  в технике оригами.

Изготовление кормушек, подкормка птиц в холодное время года

ОКТЯБРЬ

Мой дом «Человек и его жилище. Жилище коренных народов Севера – чум»

Цель: познакомить с отличительными особенностями жилища коренных народов ХМАО, зависимость климатических условий

Итоговое мероприятие: Создание макета «Жилище коренных народов»

Человек и его жилище.

Жилище коренных народов Севера – чум, юрта

Рассматривание картин, иллюстраций архитектурных сооружений . Сравнительный анализ.

Беседа «Любимое место в моем доме (квартире)»

Дидактическая игра «Части чума» (жилища). Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Продуктивная деятельность «Чум для игр с макетами»

Презентация «Юрта и чум как жилище коренных народов Севера»

Сюжетно ролевая игра: «Чум».

Заучивание стихотворения Чум.          

 На шалаш наш чум похож,

 Только ростом выше,

 Не беда если дождь

 Не промокнет крыша

 Он стоит за бугром

 Дверь, порог и стены

 сделаны не топором,

 А из шкур оленьих.

Загадка В доме лишь одна стена,

               Очень круглая она

               До того она кругла –

               Ни единого угла.    (Чум)

Чтение стихотворения          Знаем мы – гостеприимны

                                               Люди северного края

                                               Можно отправляться в путь,

                                               В тундре никого не зная

                                               Будешь гостем в любом чуме.

                                               Вкусный чай тебе предложат,

                                                Как согреешься, сомлеешь

В чуме спать тебя положат.

Лепка (рисование) юрты, чума

Создание макета «Жилище коренных народов»

НОЯБРЬ

«Герб  и  флаг  ХМАО и Урая»

Цель: познакомить с важнейшими государственными символами ХМАО и г. Урая.      

                                                                                                                      Итоговое мероприятие: Проект «Если был бы я главой»

Герб  и  флаг  ХМАО и Урая

Беседы: «Моя малая родина - Урай», «Город, в котором мы живем», «Югория – мой край родной», «Люби и знай свой край!», «Где можно увидеть флаги и гербы?»

Рассказ воспитателя о том, что такое флаг и герб, и для чего они нужны? (история возникновения)  

Дидактическая игра: «Сложи из частей герб», «Сложи из частей флаг», «Чего не стало?»

Заучивание пословиц:

- Нет в мире краше Родины нашей.                                  

-Береги землю родную, как мать любимую.                                                  

-Человек без Родины, что соловей без песни.                                                    

-Для родины своей сил не жалей.

Рассматривание иллюстраций с изображением флагов и гербов  ХМАО, Урая в сочетании с пояснительным словом о том, что означает каждый элемент герба  и цвет флага.

Заучивание стихотворения:

Соединив леса и горы,
Озёра, реки и луга,
Раскинулась в своих просторах
Ханты-мансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей земле теперь известна,
Ханты-Мансийская земля!

Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок.

Закрашивание эскизов флагов и гербов ХМАО и г. Урая.

Экскурсия в музей города, к администрации города.

Знакомство с главой города Урай и с губернатором округа.

ДЕКАБРЬ

«Путешествие  по  карте округа»: города Ханты - Мансийского округа

Цель: познакомить детей с крупными городами их названиями и достопримечательностями

Итоговое мероприятие: Творческое рассказывание на тему «Путешествие в город, который тебе понравился»

Достопримечательности городов

Изучение карты округа. 

Рассматривание иллюстраций достопримечательностей городов округа.

Беседа «Что объединяет города нашего округа? », «В каком городе нашего округа вы были?»

ИКТ Презентации: «Ханты - Мансийск», «Сургут», «Нягань», «Нижневартовск», «Коголым».

Отметить фишкой на карте округа знакомые города.

Чтение стихотворений «Мой Ханты-Мансийск»

Дидактическая игра: «Отгадай ребус» (названия городов округа), упражнение «Раздели на слоги названия городов округа», «Четвертый лишний», «Анаграммы», «Слоги перепутались»,

Сюжетная игра «Путешествие по городам округа», «Почта».

Рисование на тему «Достопримечательности города, которые тебе больше всего запомнились».

ЯНВАРЬ

Разноцветная ярмарка

Цель: Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер). Цель: знакомство детей с   национальным своеобразием в   одежде, украшениях, предметах быта и их назначении; развивать у детей способность отличать культуру и быт народов ханты и манси от культуры других национальностей; систематизировать знания детей об умелом использовании этими народами природного материала и шкур диких животных.

Итоговое мероприятие: Выставка (фотовыставка)  изделий  народного творчества коренных народов Югры.

Декоративно-прикладное творчество коренных народов;

Из истории бисероплетения;

Народное декоративно -прикладное искусство Севера (художественная обработка кожи и меха)

Сюжетные игры: «Семья (ярмарка)», «В горнице моей (ручное рукоделие)» и другие;

Игры – путешествия к народным умельцам

Беседы о  промыслах народов Сибири и другое.

Встречи с интересными людьми (народные умельцы)

Разгадывание кроссвордов «Ярмарка»

Совместные действия детей по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, по изготовлению предметов народного быта в клубе «Золотые ручки».

Продуктивная деятельность «Продолжи и укрась орнамент», «Дорисуй», «Закладка в книгу с использованием орнамента народов ханты», «Украшение хантыйским орнаментом одежды»

 Игры с детьми народов севера «Соберём бисер»

Дидактическая игра «Угадай элементы узора»(«оленьи рога», «ветки», «локоть лисы», «копыта»)

Рисование узора «Шишка» способом примакивания.

ФЕВРАЛЬ

«Жизнь и быт коренных народов севера»

Цель: изучение быта, традиций,  наследия коренного народа.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков   на тему «Занятия коренных жителей ХМАО»

Оленеводство, рыбный промысел, охотничий промысел.

Беседы:   «Ханты», «»Манси»,  «Быт и уклад жизни коренных народов ХМАО», «Праздники коренных народов ХМАО», «Ремесла коренных народов ХМАО», «Устное народное творчество коренных народов ХМАО», «Значение оленеводства в жизни коренных народов ХМАО», «Значение рыбного промысла в жизни коренных народов ХМАО», «Значение охотничьего  промысла в жизни коренных народов ХМАО», «Стойбище – место проживания коренных народов ХМАО»

Чтение «О хантах». Что означает «Ханты»? (в переводе с древнего языка «хантэ» - означает «человек»).

Рассказы  воспитателя об особенностях детских национальных игрушек коренных народов ХМАО.

Презентация «Кукла Акань», «Юрта и чум, как жилище коренных народов ХМАО»

МАРТ

«Одежда, орнаменты народов ханты и манси»

Цель: воспитывать у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствовать расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине – к краю в котором они живут

Итоговое мероприятие: украсить северным орнаментом бумажные трафареты варежек, носков, шапочек и оформить выставку.

Отличительные особенности мужской и женской одежды. Украшения хантыйского народа.

Беседа  и рассматривание «Особенности орнамента в одежде  народов ханты и манси», «Украшения хантыйского и мансийского народов», «Особенности одежды народов ханты и манси»

Презентации: «Женская одежда народов манси», «Женская одежда народов ханты », «Мужская одежда народов манси»,  «Мужская одежда народов ханты», «Женские головные уборы народов ханты и манси»

Практическая работа: «Украсить женскую одежду  народов манси национальным орнаментом», «Украсить мужскую одежду  народов манси национальным орнаментом», «Украсить варежку национальным орнаментом

Дидактические игры: «Сложи из частей малицу», «Подбери зимнюю одежду», «Подбери летнюю одежду»

Подвижные игры народов ханты, манси.

Работа с родителями – экскурсия в этнографический музей.

АПРЕЛЬ

«Обычаи и праздники народов ханты и манси».

Цель: познакомить с культовыми праздниками и обычаями народов ханты и манси

Итоговое мероприятие: Викторина «В гостях у ханты и манси»

Культ медведя, медвежий праздник, вороний праздник и др.

Беседа «Ханты и манси. Обычаи и праздники», «Обычаи, связанные с отношением к природе».

Сравнение лося и оленя с рассматриванием иллюстраций.

Презентации: «Ритуальный праздник народов манси - медвежий праздник», «Вороний праздник», «Праздник трясогузки», «Нарождение луны», «Петров день», «Лосиный праздник», «Проводы лебедя», «Праздник обласа (лодки)», «День оленевода», «Животные Севера»,

Дидактическая игра «Из какого праздника атрибут?», «Загадки о животных Севера», «Найди животных Севера»,

Продуктивная деятельность: изготовление лебедя, лодки, ворона в технике оригами.

Раскраска «Животные Севера», «Мозаика с животными Севера»

Подвижные игры по выбору.

МАЙ

«Сибирские  писатели  детям»

Цель: Познакомить детей с художественным творчеством коренных народов Севера, формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений устного народного творчества ханты и манси

Итоговое мероприятие: Литературная мини - викторина «Путешествие по сказкам»

Сказки народов Севера. Легенды,  танцы, песни местного населения.

Чтение хантыйских сказок «Ермак», «Карты с золотом», «Ими-Хиты и ВошингУрт», « Ими-Хиты», « Мышка и лось», «Кот», «Три снохи», «Мальчик Идэ», «Мышка».                                                                                        Чтение мансийских сказок «Богатырь Кедровое зернышко», «Воробушек», «Гордый олень», «Зайчик», «Как ворон землю мерил»,  «Отчего у зайца длинные уши»,  «Про Полум-Торума», «Про Северный ветер», «Сказка вторая об Эква-пырисе», «Сказка первая об Эква-пырисе», «Сказка третья об Эква-пырисе».

Инсценировка сказок, легенд (Понравившихся отрывков из сказок).

Знакомство с творчеством урайского поэта Владислава Шабурова

Знакомство с творчеством мансийской сказительницы Анны Коньковой.

Знакомство с творчеством мансийского поэта и писателя Ювана Шесталова.

  • Познакомить детей с народными приметами коренных жителей Югры:  

«В глубоком снегу никогда не замёрзнешь»,  

«Мошки в тесную одежду набираются больше»,

«Собака траву ест – дождь будет»,    

«Если будет много соболя, белки исчезнут»,  

«Гуси летят на юг, снег пойдёт».

Презентации: Музыкальные инструменты: «Санквылтап», «Турман», «Хантыйская арфа».

Подвижная игра: «Северные олени», «Важенка и оленята»

Используемая литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности детей жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н.Авдеева Р.Б.,  О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД. – 1998. – 160 с.
  2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические Рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006. – 304 с.
  3. Князева О.Л. Я, ты, мы: Социал.-эмоцион.развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2004. – 93 с.: ил.
  4. Носкова Т. А. Программа. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Киров: «ЛОНА-ПЛЮС» – 2008 – 232 с.
  5. Край родной. Азбука краеведения. (Россия. Югра. Урай). Автор составитель О.Н. Гаврилова
  6. «Мой край родной» О.Н. Гаврилова
  7. «Югра – взгляд в будущее». Обзор социально-экономического развития ХМАО- Югры/ Кол. Авт. – Екатеринбург: Уральский рабочий
  8. «Ханты азбука». Е.А. Нёмыслова. Наглядно-дидактическое пособие
  9. «Картинный словарь хантыйского языка». Е.А. Нёмыслова, А.С. Песикова, М.А. Прасина. Учебное пособие
  10. «Картинный словарь мансийского языка». К.В. Афанасьева, Н.В. Сайнахова. Учебное пособие
  11. Декоративно-прикладное искусство ХМАО. Истоки и современность
  12. Перспективное планирование наблюдений на прогулках в детском саду (с учетом климатических условий севера). О.Н. Гаврилова
  13. «Природа края в художественной литературе: Времена года. Дикие животный. Домашние животные. Растительный мир. Автор составитель О.Н. Гаврилова
  14. «Наедине с природой»: Книга для чтения. О.Н. Гаврилова
  15. «Буравичок Югорка». Сказки О. Лебедева
  16. Сказки. Рассказы. Стихи народов севера
  17. Фотоальбом «Урай, Ключ к сибирской нефти»
  18. «У истоков сибирской нефти. Аура Урая»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....