Музейная педагогика
методическая разработка (средняя группа)
Экскурсионная работа в детском саду
для детей старшего дошкольного возраста
из опыта работы педагогов подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАЕТЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 1»
Сообщение
Экскурсионная работа в детском саду
для детей старшего дошкольного возраста
из опыта работы педагогов подготовительной к школе группы.
Успенская О.М.,
воспитатель высшей кв. категории
Гусь-Хрустальный, 2023г.
Небольшой, но в нем дела большие. Город мой встает передо мной. Как частица Родины — России, Сердцу самый милый и родной. |
В соответствие с требованиями ФГОС основные общеобразовательные программы предлагают дошкольным учреждениям отказаться от учебной модели обучения, а взамен развивать проявления самостоятельной познавательной активности у детей. Этому целиком и полностью соответствуют технология музейной педагогики.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. Она создает условия для погружения личности в специально организованную развивающую предметно-пространственную среду. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя.
При организации экскурсий в музее с дошкольниками мы проследуем такую цель как развить познавательную активность старших дошкольников через ознакомление с историческим центром города (Музей хрусталя им. А.В. Мальцова, городской Историко-Художественный музей, Гусевской Хрустальный завод, ж/д вокзал, «мальцевские домики»
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Воспитывать любовь к родному краю и уважение людям, заботящимся о его процветании;
- Воспитывать интеллигентность;
- Формировать самосознание, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Формировать у дошкольников представления о музее, привлекать родителей к обогащению музейной, развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
- Развивать творческие и организаторские способности детей, в соответствии со своими склонностями и интересами.
- Создавать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую музейную деятельность;
- Обогащать речь детей, развивать активный словарь за счет формирования у детей определенного объема информации в музейном пространстве;
- Развивать коммуникативные навыки посредством социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
- Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности. Развивать познавательные интересы.
Развивая музейную педагогику в ДОУ, можно интегрировать двумя направлениями:
1) экскурсионная работа детского сада с музеями.
2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Нашу работы мы распределили на 3 этапа.
Первый этап своей работы мы организовали следующим образом:
• Составление плана работы.
• Диагностика интересов детей по проблеме исследования.
• Изучение литературы, статей.
• Работа с интернет -ресурсами, посещение сайтов.
• Создание развивающей среды в группе.
• Подбор демонстрационного материала для бесед: иллюстраций, слайдов, фотографий.
• Разработка занятий с детьми, мастер-классов с родителями.
• Анкетирование родителей: «Родной свой город мы любим и знаем».
Анкетирование родителей проводилось на тему: «Родной свой город мы любим и знаем»
В анкетировании приняли участие 12 человек. Оно показало, что вопрос познавательного интереса к родному городу актуален и педагогам необходимо продолжать работу в этом направлении.
Проанализировав анкету было выявлен, что все родители считают необходимым приобщать детей дошкольного возраста к культуре родного края и на вопрос «нужна ли вам помощь педагогов?» все родители ответили утвердительно.
В целом по результатам анкетирования можно сделать следующий вывод: Вопросы познавательного интереса к родному краю актуальны в любые времена.
Необходимо знакомить детей с малой Родиной, с ее самобытностью, воспитывать чувства любви и благодарности.
Вторым этапом было проведение самой деятельности со всеми участниками образовательного процесса: педагог-ребенок-родитель.
•Проведение с детьми занятий, мастер-классов с родителями;
•Проведение экскурсий, посещение музеев;
•Организация творческих выставок;
•Проведение совместных праздников с родителями;
Нахождение ребенка в музейной среде станет интереснее и полезнее, если в условиях детского сада вместе с воспитателем при рассматривании изделий народных промыслов он будет рассуждать, что придает им красоту. В рамках реализации календарно-тематического планирования мы разработали тематические занятия:
- «Где работают наши родители»
- Экскурсия, наблюдение, рассказ воспитателя.,
«Что мы знаем о прошлом и настоящем Хрустального завода?»
- Беседа, рассматривание слайдов, показ фильмов о заводе. «Знакомство с интересным человеком»
- Приглашение одного из родителей, работника завода, рассказ о профессиях завода, показ продукции, выпускаемой на заводе.
А так же посещение знакомство воспитанников с исторической частью города:
1. Экскурсии по микрорайону (знакомство с архитектурой мальцевского домика).
2. Экскурсия в историко-краеведческий музей.
3. Экскурсия в музей на железнодорожный вокзал.
4. Экскурсия в музей Хрусталя им. Мальцова.
5. Экскурсия на Гусевской Хрустальный завод.
По данным темам, мы составили перспективный план работы с детьми, где выставки по различным темам организовываются 1 раз в 2 недели, мы работаем по каждому из направлений темы, накапливая у детей опыт по данной теме, расширяя кругозор, привлекая краеведческий музей к тесному сотрудничеству, родителей, и просто интересных людей нашего города, края.
Организация экскурсий по исторической части города, с нашей точки зрения, направлена на то, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, родной природе, к истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в музейно-образовательном пространстве нами были использованы следующие методы: проектирование, ролевые игры, поисковая стратегия, театрализация, ситуация «погружения», образовательные занятия в музее, игры – путешествия, музейные образовательные занятия, экскурсии
В работе по данному направлению были использованы следующие формы работы с аудиторией:
-организация выставок «Хрустальная грань», «Музей Хрусталя» (экспонаты и предметы выставки созданы руками детей, воспитателей и родителей);
-организация праздников (с привлечением родителей Любимова Н.А., Тростина Л.Г. ).
-организация совместной художественной деятельности; (авторские работы воспитанников подготовительной к школе группы);
- мастер – классы педагогов и родителей, социальных партнёров для детей ДОУ («Владимирская роспись», «Алмазная резьба», «Рисуем по стеклу»).
Третьим этапом было проведена диагностика, создание детского альбома.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что музейная педагогика заняла очень важное и нужное место в работе нашего ДОУ. Экскурсионная работа способствовала внедрению национально-регионального компонента в воспительно-образовательный процесс. Практика показала, что дети демонстрируют более высокий уровень развития по основным образовательным областям при проведении мониторинга на конец учебного года. Посещение музеев влияет на «профессиональную ориентацию» детей: некоторые из них выражают желание стать художником, чтобы тоже «вешать свои картины в музее», кто-то хочет стать военным, машинистом поезда, библиотекарем, экскурсоводом, добывать полезные ископаемые и проводить раскопки для поиска новых экспонатов для музея.
Информационные источники:
Официальный сайт администрации города
Современные фотографии
Исторические фотографии
Брошюра о городе Гусь-Хрустальный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...